![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Информационное противостояние в арабо-израильском конфликте на Ближнем Востоке | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Образование Израиля сразу же привело к войне в Палестине и вытеснению из нее около 500 тыс. арабов. По указанию Сталина на помощь Израилю через Чехословакию было направлено оружие. 12 июля израильская газета "Кол-Гаам" сообщила, что "транспорты оружия, которые прибыли в нашу страну в первые недели существования государства Израиль, дали возможность нашему государству устоять". Дело дошло до того, что по инициативе еврейских большевиков выдвигается предложение решить арабо-израильский конфликт за счет СССР и Русского народа. Постоянный представитель Украинской ССР в Совете Безопасности ООН еврейский большевик Д. 3. Мануильский осенью 1948 года предлагал переселить палестинских арабов-беженцев *1 Источник. 1994, N 3. С.99. *2 Берия С. Указ. соч. С.339. (свыше 500 тыс. человек) в советскую Среднюю Азию и создать там арабскую союзную республику или автономную область.*1 Сталин рассчитывал, что Израиль станет форпостом СССР на Ближнем Востоке и поможет ему закрепиться на Средиземном море. Однако уже во 2-й половине 1948 года стало ясно, что Израиль не собирается ориентироваться на СССР, а находится в тайном союзе с США, Англией и другими странами
Информационный поток о террористах, как и обсуждение множества вопросов, связанных с авиарейсами, вытеснили из информационного поля сообщения об арабо-израильском противостоянии, которые на тот момент уже были неблагоприятными для Израиля: в Ливане бомбовым ударам подвергались жилые кварталы, где гибли мирные жители, а израильская армия несла потери в живой силе и бронетехнике. Таким образом, сюжет о британских террористах имел целью отвлечь внимание мирового сообщества от событий, происходящих на Ближнем Востоке. Особенно много сообщений о британских воздушных террористах было в американских средствах массовой информации. В итоге в США почти перестали освещать ближневосточные проблемы (Ирак, Иран, военное противостояние израильской армии и «Хизбаллы»). Это послужило поводом для беспрецедентного марша-протеста против недостатка информации об арабо-израильском конфликте в средствах массовой информации США. В ходе ливано-израильской войны погибли 1.347 человек (1.187 ливанцев и 160 израильтян). Ранены 4.193 человека (4.092 ливанца и 101 израильтянин).
Интересно, что в министерстве иностранных дел не пришли на помощь послу, который всего лишь следовал советской линии на мирное разрешение конфликтов, а поспешили сделать ему выговорP нельзя раздражать арабские страны. Заведующий отделом стран Ближнего Востока Алексей Дмитриевич Щиборин (бывший посланник в Египте) составил записку руководству министерства: «Складывается впечатление, что т. Чувахин, который в последнее время часто выступает в различных израильских организациях, не всегда учитывает специфику положения на Ближнем Востоке, особенности арабо-израильского конфликта, а также характер отношений Советского Союза с арабскими государствами. Полагаем целесообразным обратить внимание т. Чувахина на необходимость проявлять особую осторожность и большую гибкость в его выступлениях по вопросам обстановки на Ближнем Востоке и нашей политики в этом районе, а также посоветовать ему более разборчиво выбирать аудитории, перед которыми он выступает». Двадцать первого марта шестьдесят шестого года посол в Израиле Чувахин представил на имя Громыко записку о возможных шагах Советского Союза в отношении Израиля в ближайшие два года
Источниковую базу исследования составляют: документы, принятые ООН, другими международными и государственными структурами относительно ситуации на Ближнем Востоке и арабо-израильского конфликта; монографические исследования проблем этнополитологии, теории конфликта, истории арабо-израильских отношений; публикации в прессе, посвященные арабо-израильскому конфликту и позициям задействованных в нем сторон; информационно-аналитические материалы, включая Интернет-источники. Литературу поданному вопросу можно разделить на три группы. Первую группу составляют работы в которых изучаются основные тенденции развития арабского мира на протяжении XX века, межарабских отношений.Значительный интерес представляют работы российских ученых (Дьякова Н.Н.1, Тузмухамедова Р.А.2 , Оганисяна Н.О.3, Беляева И.П.4, Примакова Е.М.5, Милоградов П.В.). В своих монографиях эти авторы затрагивают проблемы взаимоотношений государств в современном мире.Большой интерес представляет работа историка Котлова Л.Н.6 у будущего палестинского государства, определяющие характеристики которого будут установлены в ходе переговоров между Израилем и Палестинской администрацией, не должно быть постоянных границ, оно должно быть полностью демилитаризованным и лишенным права на заключение международных соглашений военно-политического характера.
Но холодно-расчетливый президент Хафез Асад чисто по-человечески ничем не походил на горячего и искреннего Насера. Впрочем, к этому времени Примаков уже вернется в Москву и из «Правды» перейдет в Институт мировой экономики и международных отношений. Его годы на Ближнем Востоке пришлись на время президента Насера. Сначала главной темой его статей были экономические и социальные преобразования в Египте. Затем на первый план вышел арабо-израильский конфликт. Арабские страны не признавали Израиль, требовали уничтожить еврейское государство, а его территорию вернуть арабам. О создании самостоятельного палестинского государства тогда не говорили. Часть территории, которую ООН в 1947 году решила отдать палестинским арабам, прихватила Иордания. Другую частьP сектор ГазаP присоединил к себе Египет. Египет и Иордания управляли этими землями девятнадцать лет, до шестидневной войны 1967 года, но им и в голову не пришло передать эти территории самим палестинцам, чтобы они создали свое государство. В истории человечества Палестина, эта узкая полоска земли, обрела значение, которое нельзя объяснить обычными экономическими или политическими терминами
В-третьих, Израиль, в соответствии с "Декларацией независимости Израиля", был провозглашён не только еврейским, но и сионистским государством, то есть государством евреев всего мира. Сионистская концепция "возвращения избранного народа" на "землю обетованную" предполагало непрерывную иммиграцию, которая одновременно исключала возможность возвращения в родные места палестинских арабов, изгнанных оттуда сионистами. Эти особенности Израиля в сочетании с идейно-политической концепцией сионизма, положены в основу всей политической структуры и государственной власти в израильском обществе, с самого начала существования Израиля наметили основное направление его развития и место в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке. Одним из факторов, оказывающих чрезвычайно большое воздействие на политическую ситуацию в зоне Персидского залива, является арабо-израильский конфликт в целом и неурегулированность палестинской проблемы в особенности. С учётом географического местоположения бассейна Персидского залива, данный фактор для него можно отнести к разряду внешних. Государство, расположенное в этом регионе, - Саудовская Аравия, Кувейт, Вахрейн, Катар, Аман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Ирак и Иран не являются прямыми участниками арабо-израильской конфронтации и в отличие от Египта, Иордании, Сирии и Ливана не граничат непосредственно с Израилем.
(Ливан) Ливан — небольшое государство на Ближнем Востоке площадью чуть больше 10 тысяч квадратных километров. Это всего четверть Московской области! Однако в религиозном отношении Ливан — необычайно разнообразная страна. Еще со времен Византийской империи здесь находили убежище представители неканонических течений в христианстве (например, марониты) и в исламе (друзы). Сейчас здесь почти два десятка разных общин и ни одну из них нельзя назвать преобладающей. За свою историю страна пережила много конфликтов на религиозной почве. После провозглашения независимости Ливана в 1943 году была принята конституция, которая должна была покончить с противоречиями между конфессиями. С того времени пост президента обязательно занимает христианин-маронит, премьер-министра — суннит, а спикера парламента — шиит. Однако в 1975 году здесь вспыхнула война между христианами и мусульманами. Она была следствием арабо-израильского конфликта. Военные действия длились до 1992 года, когда наконец был заключен мир. Теперь разные конфессии прекрасно ладят между собой, во всяком случае, так говорят ливанцы.
Это особенно стало заметно в период второй арабо-израильской войны, преддверием которой стал памятный рейд израильской армии на Газу. Египет, управлявший полосой Газы после первой войны, не смог дать отпор израильским солдатам, прежде всего потому, что египетская армия была плохо вооружена. Все попытки Египта получить оружие у США закончились безуспешно. Однако обращение Насера, президента египетского государства, к Советскому Союзу нашло положительный отклик. Советский Союз неожиданно получал «пропуск» на Ближний Восток, Арабо-израильский конфликт приобретал характер борьбы двух противоположных систем, что не могло не усугубить положение в регионе. После перевооружения армии президент Насер стал значительно смелее в реализации своих намерений. 26 июля 1956 г. в Египте началась кампания по национализации Суэцкого канала, которая вызвала бурю в Париже и Лондоне, никак не желавших терять свои привилегии в зоне Суэца. В конце октября 1956 года началась тройственная агрессия против Египта: Англия, Франция, Израиль вступили в войну в целях обуздать египетских лидеров и вернуть утраченные позиции.
Хотя особую остроту проблема водных ресурсов в регионе Ближнего Востока приобрела в 1990-е гг., данный вопрос был в центре внимания ООН и его специализированных учреждений задолго до этого. Исследованием проблемы нехватки водных ресурсов и ее влияния на продовольственную ситуацию в странах региона уже не одно десятилетие занимается Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН /ФАО/. Тема распределения водных ресурсов в регионе Ближнего Востока занимает видное место в работах отечественных и зарубежных ученых. В российском востоковедении одной из основных мест в данной области занимает монография эксперта-арабиста Института изучения Израиля и Ближнего Востока Хамзина К.З. «Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо-израильский конфликт».6 Одна из первых книг, целиком посвященная проблеме распределения водных ресурсов между Израилем и соседними арабскими странами, она построена на обширном фактическом и статистическом материале и снабжена справочным аппаратом, содержащим значительный объем цифровых данных.
Взаимоотношения Казахстана с арабскими государствами Ближнего Востока пока еще на пороге своего становления. Кроме состоявшегося в феврале 1993 г. визита Президента РК Н.А.Назарбаева в Арабскую республику Египет и подписания с ним Договора об основах взаимоотношений никаких иных серьезных достижений в активе казахстанской дипломатии на ближневосточном направлении пока не имеется. Следует признать, что и многие достигнутые казахстанско-египетские договоренности оказались по тем или иным причинам нереализованными. Очевидно, что среди причин слабых контактов с арабскими государствами следует признать не только географическую удаленность, но и исламский фактор, арабо-израильский конфликт. К этому можно добавить запутанность взаимоотношений в самом арабском мире и между рядом государств Ближнего и Среднего Востока, например, между Саудовской Аравией и Ираном, разное отношение арабских государств к ирано-иракскому конфликту и к ситуации в Афганистане. Состоявшийся в апреле 1994 г. визит министра иностранных дел РК К. Саудабаева в Саудовскую Аравию и ответный визит главы внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии, а осенью - официальный визит в Эр-Рияд президента Н. А. Назарбаева - могут стать прорывом казахстанской дипломатии на Ближний Восток.
Вряд ли подобный подход безупречен, но отказываться от него в рамках нашего исследования мы не видим особых оснований. История вопроса хорошо известна. Плавный рост сырьевых цен стал реальностью уже в конце 60-х. С 1965 по 1970 год нефть подорожала на 15 процентов, уголь — на 20, серебро — на 40, никель —на 60, а медь — более чем на 70 процентов. При этом растущие объемы промышленного производства в развитых странах требовали все большего количества ресурсов, и в 1972 году ситуация на рынках впервые стала подавать признаки выхода из-под контроля. В течение этого года индекс товарных цен, рассчитываемый журналом “ he Eco omis ” без учета цены сырой нефти, повысился на 20 процентов; на следующий год его рост составил уже 60 процентов. В марте 1973 года президент США Р.Никсон был вынужден ввести регулирование цен на нефть, что послужило сигналом к началу паники. В июне цены поднялись на 12 процентов, в октябре выросли еще на две трети в связи с началом арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке, а затем были повышены странами-членами ОПЕК в два раза единовременным волевым решением в январе 1974-го.
Возрождение Арабского Востока В арабском мире устранялись последние следы европейского политического господства. Египет после свержения королевской династии в 1952 году и восхождения на пост президента Гамаля Абдель Насера вынудил британцев уступить контроль над Суэцким каналом и удалиться из страны. Спустя десять лет в результате ожесточенной шестилетней войны с Францией Алжир завоевал независимость. Еще раньше, Ирак, Сирия и Ливан разорвали цепи, связывавшие их с Британией и Францией. В этот беспокойный период возрастало влияние США и Советского Союза в регионе. Ни одна из этих сторон не играла главной роли в начальных стадиях проникновения на Ближний Восток, но ситуация изменилась с того времени, как проявился конфликт их интересов в арабо-израильском конфликте и при сооружении Асуанской плотины в Египте, а также возникли радикально-настроенные правительства в регионе, и арабский мир утвердился в роли основного поставщика нефти. В то же время арабские страны добровольно и прагматично продолжали перенимать западные технологии, модели и в определенной степени концепции и представления.
Как и Кейси, он член узкого конклава правящей администрации Вашингтона, которому поручают деликатные политические предприятия, выходящие за рамки компетенции ЦРУ и разведывательного сообщества, которым он руководит. Руководителям ЦРУ не привыкать участвовать в острых конфликтах и выполнять деликатные поручения Белого дома. Можно вспомнить хотя бы челночные поездки Кейси в Египет, Саудовскую Аравию и Пакистан во время афганских событий и секретные вояжи Гейтса в Дели и Исламабад, стоявшие на грани четвертой индопакистанской войны. Вот и Тенета командируют на Ближний Восток для урегулирования арабо-израильского конфликта, вновь резко обострившегося в последнее время. Другое дело, к каким результатам привела эта командировка директора ЦРУ. Широко разрекламированный «план Тенета», с помощью которого американцы попытались урегулировать вопросы вокруг статуса Иерусалима, палестинских беженцев и растущих как грибы после дождя израильских поселений на территории палестинской автономии, произвел большой шум, но так и не решил острейшего спора.
Итак, ситуация на Ближнем Востоке, как и предрекали многочисленные эксперты и аналитики, стала весьма напряжённой. Арабо-израильский конфликт, война в Ираке, недовольство действиями глав арабских стран, открытая ненависть к США, Великобритании и их союзникам - о каком спокойствии может здесь идти речь?. К сожалению, в ближайшее время можно ожидать лишь усугубления этой ситуации. «Арабская улица», скорее всего, ещё не раз проявит себя, и вряд ли будут услышаны призывы арабских лидеров соблюдать спокойствие и поддерживать хотя бы внутреннюю относительную стабильность и безопасность. И, тем не менее, надо признать: несмотря на все заявления о том, что Ирак - братская страна, что это колыбель одной из древнейших мировых цивилизаций, что военные действия против Багдада - это военные действия против всех арабов, никто из последних не решается на какие-либо решительные меры, кроме пассивного осуждения и лицемерных «переговоров относительно возможностей мирного урегулирования конфликта вокруг Ирака». Война уже началась. И пора бы арабским лидерам наконец занять более твёрдые позиции в отношении военных действий США против Ирака.
Очередной замысел российской дипломатии снова оказался бесплодным. Потерпев одну неудачу за другой, российские дипломаты попытались всячески превысить собственную роль в принятии 11 августа франко-американского проекта резолюции. С этой целью акцент был сделан на инициативе Москвы о «гуманитарном прекращении огня на 72 часа». Представитель России в ООН Виталий Чуркин заявил 12 августа, что российский проект резолюции «возымел мобилизующее воздействие на членов Совета Безопасности». Хотя всего лишь за несколько дней до того, Москва отказывалась поддержать франко-американский проект, Чуркин заявил, что российская инициатива была призвана «ускорить процесс разработки ливанской резолюции». То же самое отмечалось в заявлении внешнеполитического ведомства Москвы: «Инициатива России о принятии краткого решения Совета Безопасности о гуманитарном прекращении огня помогла ускорить выход на консенсус вокруг франко-американской резолюции». Ливанский кризис показал, что, несмотря на значительные усилия, за шесть лет правления президента Путина, российская дипломатия не смогла добиться реального влияния на Ближнем Востоке, в частности в зоне арабо-израильского конфликта.
Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов. 6. Международные связи России После распада Советского Союза сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовалось 15 новых государств. Начался раздел вооружения, процесс создания национальных армий. Приоритетным направлением внешней политики России становились отношения с ближним зарубежьем. Если в экономическом отношении в странах «ближнего зарубежья» шел процесс экономической дезинтеграции, то военное сотрудничество продолжало сохраняться. После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы.
Реальні і потенційні труднощі, в умовах яких живе Арабський Схід, створюють могутнє негативне тло його розвитку, супроводжують будь-які зміни усередині конкретних арабських держав і на міжарабському рівні і перешкоджають досягненню оптимальних рішень у багатьох життєво важливих областях, породжуючи соціальну напруженість, консервуючи відсталість по багатьом параметрам і провокуючи суспільний протест. Проте вже не раз арабські країни демонстрували своє уміння мобілізувати наявні ресурси і раціонально розпоряджатися ними, зібрано діяти в екстремальних ситуаціях, взагалі акумулювати творчу енергію для реалізації національних цілей, переборюючи дію несприятливих обставин і небажаних факторів. Список використаної літератури Багдасаров С.Б., Чавушьян А.Н.Военный и военно–экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Данилов Л.И. Кто есть кто в Иорданском Хашимитском Королевстве. // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XХI в.– М., 1998, 119 с. Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Федорченко А.В. Экономика переселенческого общества (израильская модель) // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Филоник А.О., Ахмедов В.М., Руденко Л.Н., Соловьева З.А., Ульченко Н.Ю. Рынки Ближнего Востока. // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.) Хамзин К.З. Водные ресурсы бассейна реки Иордан и арабо–израильский конфликт. // Материалы Х международной конференции «Ближний Восток: шаг в 21 век» (С-Петербург, 2004 г.)
СодержаниеВведение Глава 1. Ближний Восток в системе советско-американских отношений в 70-е года XX века 1.2 Ближневосточные интересы СССР 1.2 Политика и интересы США на Востоке Глава 2. Сверхдержавы в войне Йом-Кипур 2.1 СССР и ближневосточный конфликт 1973 г. 2.2 США в войне Судного дня Заключение Список использованных источников и литературы ВведениеПроблема урегулирования ближневосточного конфликта занимала важное место в советско-американских отношениях после Второй мировой войны. Ближний Восток имел особое значение для СССР и США, что вынуждало сверхдержавы к соперничеству и одновременно сотрудничеству в регионе. Начиная с 1948 года - года образования Государства Израиль, на Ближнем Востоке не прекращается конфликт, ежегодно уносящий многие жизни. Актуальность данной темы состоит в том, что неурегулированность этой конфликтной ситуации неблагоприятно влияет на развитие стран региона. Отсутствие политического урегулирования создает благоприятные условия для новых столкновений противоборствующих сторон. Арабо-израильский конфликт получил развитие и в современной системе международных отношений. Блестящая военная победа в Шестидневной войне не принесла Израилю ожидавшего политического успеха.
![]() | 978 63 62 |