![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Искусство Новгорода и Пскова XII—XIII веков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В силу данного обстоятельства события 1175 г. в Суздальской земле нельзя не считать одним из звеньев в цепи первых крестьянских восстаний на Руси. Глава шестая. Восстания в Новгороде в XII-XIII веках У истоков Волхова, там, где могучая, полноводная река вытекает из Ильменского озера, на обеих ее берегах раскинулся Господин Великий Новгород, второй по величине город древней Руси. Волхов делит город на две части, на две стороны. На левом берегу, на Софийской стороне, высятся стены Новгородского Кремля - Детинца и сверкают позолотой купола Софийского собора - соперника Киевской Софии. На правом берегу лежит Торговая сторона с Ярославовым дворищем, вьются улицы Плотницкого и Славенского концов (районов). По ту сторону Волхова, на Софийской стороне, раскинулись Гончарский, Загороский и Неревский концы. Величественные соборы Юрьева и Антониева монастырей, собор Николы на Дворище, церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода украшают город. Высокого развития достигло новгородское ремесло. Плотники и гончары, кузнецы и ювелиры, оружейники и кожевники, швецы (портные) и бондари составляют большинство населения Новгорода, Не случайно два конца города носят названия Плотницкого и Гончарского, не случайно киевляне дразнят новгородцев "плотниками"
Резкое сокращение ввоза янтаря в XIII в. объясняется тем, что в результате татаро-монгольского нашествия прекратилась доставка товаров в Новгород по днепровскому пути. Из Прибалтики янтарь в это время также не ввозился, так как на протяжении всего XIII столетия Новгород находился во враждебных отношениях с Тевтонским орденом. В начале 40-х годов между ними шла война, во время которой торговые отношения с Прибалтикой были совсем прекращены. К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем, весьма немногочисленные). В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей, прежде всего сукно. Установлено, что в XII веке в новгородском импорте преобладали английские ткани высокого качества. Однако в XIII столетии появляются и фламандские ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный рынок. Помимо сукон, в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани - паволока. Под 1228 г. паволока упоминается в числе даров, которые вез в Псков новгородский князь Ярослав Всеволодович. В XII-XIII веках высокого уровня в Новгороде достигло ювелирное ремесло. В ряде мастерских найдено большое количество меди в виде готовых изделий, полуфабрикатов, отходов производства, слитков и просто кусочков мели.
Сложенные из местного плитняка крепостные стены Пскова имеют протяженность более десяти километров. Новые линии стен строили все время, буквально всю историю Псковского государства. Растет город и тут же появляются новые пояса каменных стен. В общей сложности этих поясов насчитывается пять. Первая линия («Перси Пскова», то есть Грудь Пскова) сложилась еще в XI веке, а потом несколько раз эти стены подновляли, одевали камнем: в конце XII, в конце XIII, в середине XIV века.[89] В 13931394 годах, во время перемирия с Новгородом, псковичи в очередной раз перестроили «Перси», чтобы построить «на Персех» колокольню для вечевых колоколов. Демонстрация предназначалась никак не для Ливонского ордена и не для Великого княжества Литовского и Русского (колокольня стояла внутри города), а именно для Новгорода. В конце XIII века возник Довмонтов город, и уже после смерти князя, к 1309 году, до конца оградили «застенье» пространство около 20 гектаров внутри второго кольца крепостных стен. В 1365 году возведена новая деревянная, затем (13P741P375) перестроенная в камне крепостная стена, включившая в черту города еще около 20 гектаров
Мастера грамоты появились еще в Киевском государстве в XII веке. У себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату обучали детей чтению, письму и счету. В XIII— XIV веках обучение у «мастеров грамоты» стало более частым явлением. Группы мальчиков, обучающихся у одного «мастера грамоты», ст9ли многочисленнее (8—12 человек), т. е. составляли уже настоящую школу. «Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии», «книги писати и учити ученики грамотные хитрости». Небольшое количество «мастеров грамоты» было, так сказать, повышенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более зажиточных семей) не только чтению и письму, но и «словесным наукам» и даже математике. Церковь, стремившаяся монополизировать в своих руках просвещение и воспитание, хотя и была вынуждена пользоваться услугами «мастеров грамоты», в целом относилась к их деятельности отрицательно, так как эти светские учителя нередко находились в оппозиции к ортодоксальному православию, что выяснилось в период «еретических» выступлений в Новгороде, Пскове, Москве (XVI век). 4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных интервентов В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными русскими княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского государства.
Первая линия («Перси Пскова», то есть Грудь Пскова) сложилась еще в XI веке, а потом несколько раз эти стены подновляли, одевали камнем: в конце XII, в конце XIII, в середине XIV века.{91} В 1393–1394 годах, во время перемирия с Новгородом, псковичи в очередной раз перестроили «Перси», чтобы построить «на Персех» колокольню для вечевых колоколов. Демонстрация предназначалась никак не для Ливонского ордена и не для Великого княжества Литовского и Русского (колокольня стояла внутри города), а именно для Новгорода. В конце XIII века возник Довмонтов город, и уже после смерти князя, к 1309 году, до конца оградили «застенье» — пространство около 20 гектаров внутри второго кольца крепостных стен. В 1365 году возведена новая деревянная, затем (1374–1375) перестроенная в камне крепостная стена, включившая в черту города еще около 20 гектаров. То, что внутри, получило название Средний город. Окольный город к югу от кремля (1465), Запсковье (на другом берегу Псковы) — окружено стенами к 1465 году. Уличная система Пскова начала складываться еще в середине XII века
При вступлении в брак он лишался права пользоваться вотчиной. Наследование по завещанию называлось приказным. Завещание делалось в письменном виде и поэтому называлась “рукописанием”. Оно должно было утверждаться. Это утверждение совершалось посредством его положения в ларь (архив) св. Троицы главной церкви Пскова. Так же интересно для изучения правовых документов Новгорода Великого. Новгородские владения распространялись от Балтийского моря и Уральских гор и побережья Северного Ледовитого океана. Сам Новгород состоял из нескольких слобод или поселков, который в начале были самостоятельными обществами, а потом соединились в одну городскую общину. При характеристике политического и общественного строя Великого Новгорода, необходимо исходить из своеобразия и сочетания различных условий. Одни были связаны с географическим положением края, другие с исторической обстановкой, третьи с внешними условиями и организацией внешней торговли. В XII-XIII веке в Новгороде имеются все основные органы республиканской власти: вече, правительственный совет, посадник, тысатский, суд посадника, суд тысятского, управление волостями через новгородских мужей.
Древнейшая история Пскова Происхождение топонима Псков Из всех названий городов Псковской области особенно интересным представляется имя Псков, которое связано, конечно, с названием реки (Пскова). Формы его имени в древних источниках разнообразны: Пьсков, Пъсков, Пськов, Пльсков, Плесков и т.п.; древнейшей из них является безусловно Пьсков, на что обращали внимание академики А.И.Соболевский, А.Г.Преображенский и др. Объяснение Плесков от «плескати» абсолютно исключено, так как название мест на -ов от глаголов не образуются. Форма Пльсков, Плесков относительно поздняя, но особенно широко она распространяется в XII-XIII веках, встречаясь как в русских, так и в немецких актах и других источниках. Ее образование объясняется возникновением так называемого эпентетического "л" после мягкого губного звука в имени Пьсков. Этот вставной звук имел сложную историю, появляясь в начальном слоге слова сравнительно редко и притом обычно в заимствованных словах. Так, он образовался в усвоенном из готского языка слове ІблюдоІ; упоминаемый в летописях XII века город Вьяхань позже обратился во Влехань, Влеханское городище.
Феодальная раздробленность Киевской Руси. Образование самостоятельных государственных центров в XII-XIII веках В XII в. на территории Руси начинается период политической раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма. Удельный период полон сложных, противоречивых процессов. С одной стороны, - расцвет и усиление отдельных земель, например, Новгорода, Владимира, с другой стороны, - явное ослабление общего военного потенциала, усиливавшееся дробление княжеских владений. Если в середине XII в. на Руси было 15 государств, в начале XIII в. - около 50, то в XIV в., когда уже начался процесс консолидации, количество государств достигло 250. Указанный процесс был закономерен не только для истории Руси. Аналогичные процессы имели место и в Европе, например, распад империи Каролингов. Реальная власть киевских князей уже в середине XII в. ограничивалась пределами самого Киева. Попытка Ярополка, ставшего киевским князем после смерти Мстислава, самовольно распоряжаться "отчинами" других князей была решительно пресечена.
Примером может служить поход 1141 года: “в то же лето придоша емь”79. Можно проследить нестабильную ситуацию, то есть борьбу с переменным успехом, что лишний раз доказывает воинственность еми, так как заметно ее конфронтационное отношение к Новгороду. Следующие событие действия, которого происходят в приладожьи, относится к 1228 году: “Емь воевали бо бяху около озера на исадех и Олоньсь”80, таким образом, событие относится к восточному приладожью. Следующий сюжет датируется 1255 годом: “Послы новгородскыя Елуферья и Михаила Пинещинеча, а сына своего Василия посади на столе. Воева князь Александръ с новгородци Емь”81. Многое в этих словах подсказывает о том, что Александр ходил походом именно на “Заволоцкую емь”. Фраза цельной, нет обычной, в случае описания разных событий, вставки “в то же лето”. Следовательно, если Александр ходил “в Низ”, то логичным выгляди его поход от туда в Заволочье. Несмотря на обрывочность летописных сведений, имеются некоторые соображения по поводу локализации еми. До начала XIV века мы не имеем достаточных оснований, считать, что новгородцы сталкивались в походах с хяме. Записи же XII—XIII веков — главным образом “Устав Святослава Ольговича” и события 1228 года — определенно указывают нам на обитание еми в Прионежьи и Заволочьи.
Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н.Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”. В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. Джотто в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.
Ломоносова» На севере Архангельской области в окрестностях Холмогор уже в XII—XIII веках сложились традиции своеобразной ажурной резьбы по кости. В настоящее время в селе Ломоносово работает большой и талантливый коллектив резчиков по кости, искусство которых широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Все мастера, работающие на промысле, получают специальное образование в художественной школе резьбы по кости, которой принадлежит ведущая роль в формировании будущих резчиков. С организации школы в 1930 году и началась новая жизнь традиционного искусства — ее выпускники составили творческий коллектив, возродивший промысел. Мастера изготавливают уникальные высокохудожественные изделия: большие вазы и кубки, ларцы, шкатулки, секретеры, ювелирные украшения, а также предметы быта: крючки для вязания, ножи для разрезания бумаги, заколки для волос, шпильки, гребни, броши, серьги, ручки и многое другое. Выполненные в лучших традициях промысла, они в то же время отражают современные тенденции декоративного народного искусства. Работы холмогорских резчиков отмечены многими наградами международных и отечественных выставок, экспонируются в ведущих музеях страны.«Уэленская косторезная мастерская» Мастерская, созданная в 1931 году, объединила чукотских и эскимосских мастеров-косторезов, увлеченно занимающихся скульптурой или специализирующихся на украшении кости цветной гравировкой.
С XIII века русские кварталы существовали в Риге, Ревеле (современный Таллинн) и Тарту, а в городе Висби на Готланде и крупнейшем торговом центре Швеции - Сигтуне действовали православные храмы. Позднее, в XIX-XV веках, русская церковь святителя Николая упоминается и в Риге - среди ее прихожан преобладали торговые люди из Руси. По-разному именовали Балтийское море в эпоху средневековья - «Восточным», «Варяжским», «Скифским». Живший в XII веке немецкий хронист Гельмольд записал еще одно его название - «Русское», что опять же говорит об активности тогдашних наших купцов на Балтике. Это обстоятельство вызывало недовольство купечества Дании, Швеции и северогерманских городов. Последние в XII веке образовали мощный торговый союз («Ганза»). Опасаясь конкуренции, они стремились изолировать Русь от Балтики, оттеснить ее с завоеванных позиций. Участились нападения на караваны русских (преимущественно новгородских) купцов в Дании и Швеции. Вспыхивали даже войны, в которых новгородцам в итоге удалось «замирить» противников, после чего в конце XII - XIII веке отношения Новгорода и Смоленска с Готландом и северогерманскими городами были урегулированы в ряде взаимовыгодных торговых договоров.
Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей. Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении. В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры.
Здесь и была основана Москва. Возраст Москвы точно не известен. Существуют легенды, относящие её основание к древнейшим временам, но первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Тогда Москва была пограничной княжеской усадьбой. В 1156 году Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию Юрия новую деревянную крепость, сравнительно небольшую (периметр её стен составлял около 510 метров). Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей. В 1177 году крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена. Вероятно, Москва уже в то время богатела и приобретала значение в междукняжеских отношениях. Уже на рубеже XII-XIII веков она начинает играть заметную роль среди городов Северо-Восточной Руси. Сейчас Москва – важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают 6 аэропортов.
Психологические портреты пишет В. Серов, над темами из русской истории и русских легенд и сказок работают В. Васнецов и М. Нестеров. В скульптуре тему русской истории раскрыл М. Антакольский. скульптор А. Опекушин увековечивает память Пушкина. В 1862 году в Новгороде открыт памятный знак «1000-летию Руси». В архитектуре складывается псевдорусский стиль, ориентирующийся на архитектуру XVII века, и эклектика, стремящаяся соединить все стили воедино. Билет 2. (1). Русские земли в XII-XIII веках. Русь удельная Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику. Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 году Ярославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество. Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.
Новгородцы начали торговать с уральскими племенами с XI века. Путь за Камень (Урал) был непроходим пропастями, снегом и лесом. Но жителей Новгорода Великого не пугали им пропасти, ни снег. На протяжении XII-XIII веков они прочно освоили печорский путь на Урал. В свою очередь можно отметить, что присоединение Западной Сибири к Русскому государству было не только политическим актом, но и имело огромное экономическое значение. Существенную роль в процессе включения Сибири в состав России играло хозяйственное освоение территории русским народом, развитием производительных сил, раскрытие производственных возможностей богатейшего по природным ресурсам края. К концу XVII в. в Западной Сибири преобладающей группой русских жителей были уже не служилые люди, а крестьяне и ремесленники, занятые производственной деятельностью. Освоение русскими нижней и средней части бассейна Енисея было важным этапом в процессе присоединения к России народов Восточной Сибири, населявших бассейн Лены и Прибайкалья, также Якутии и Бурятии привлекавший переселенцев огромными лесными просторами, возможностью добычи полезных ископаемых, обилием покосов и строевым лесом.
Также я доказала, что республике хватало своего хлеба и лишь в случаях неурожая и голода его привозили из соседних княжеств. Ошибочное мнение могло возникнуть у историков из-за немногих летописных упоминаний о голоде в Новгороде, из-за чего сложилось мнение, что в республике был только привозной хлеб. Но археологические факты свидетельствуют об обратном. В Новгородской земле были развиты все виды сельского хозяйства, а уровень их развития был довольно высок и соответствовал той ступени, которой в то время достигло сельское хозяйство на Руси. Несмотря на малочисленность и отрывочность летописных сведений мне удалось установить основные статьи экспорта Новгородской республики, проследить внешние и внутренние торговые связи. По моему мнению, в данной теме еще многое придется уточнить и исследовать, поэтому я думаю, что данная тема еще долго будет привлекать внимание археологов и историков. Список используемой литературы1. В.Н. Бернадский. Господин Великий Новгород. Москва-Ленинград, 1936 г. 2. Древнерусские княжества X-XIII века. Москва, 1975 3. А.В. Кирьянов. История земледелия Новгородской земли. Москва, 1959 4. Н.И. Костомаров. Русская республика. Москва-Смоленск, 1994 г. 5. Д.С. Лихачев. Новгород Великий. Москва, 1945 г. 6. Новгородская правда. Новгород, 1959 г. 7. Н.Л. Подвигина. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII-XIII веках. Москва, 1976 г. 8. Е.А. Рыбина. Из истории южного импорта в Новгороде. Москва, 1971 г. 9. Е.А. Рыбина. Торговые связи Новгорода в X-XV веках. Москва, 1972 г. 10. Е.А. Рыбина. Торговля средневекового Новгорода. Новгород. 2001 г. 11. Торговля и предпринимательство в феодальной Руси. Москва. 1994 г. 12. Н.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. Города-государства древней Руси, Ленинград, 1988 г. 13. А.Л. Хорошкевич. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой. Москва. 1963 г 14. В.И. Цалкин. Материалы для истории скотоводства и охоты в Древней Руси. Москва. 1956 г.
Японский меч - Катана Эксперты говорят, что все японское искусство выросло из китайского, но делают одну принципиальную оговорку: да, японцы всему учились у китайцев, но в отношении холодного оружия они превзошли не только их, но и все остальные народы. Японское оружие абсолютно уникально, а меч японских самураев – чуть изогнутую, пружинящую, как рессору, заточенную только с одной стороны катану – коллекционеры полагают самым совершенным холодным оружием в мире. Катану нельзя было обнажать просто так – об этом говорит и тот факт, что у самурая при себе всегда был шелковый платок для обтирания крови с клинка. История катан начинается примерно в XII–XIII веке, они были непременным атрибутом японской аристократии и утратили это положение лишь в XIX веке, после революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца. В фильме «Убить Билла» Квентин Тарантино заставил Уму Турман размахивать катаной, якобы скованной для нее харизматичным мастером за месяц-другой. Тут он сильно погрешил против истины.
![]() | 978 63 62 |