телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАРазное -30% Сувениры -30% Бытовая техника -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литература

Расцвет русской культуры в XVIII в.

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
СОДЕРЖАНИЕ Вступление. Особенность развития русской культуры в 18 в. Основная часть 2.1 Просвещение и наука 2.2 Литература. Театр 2.3 Трансформация придворного быта 2.4 Живопись и архитектура 3. Заключение ВСТУПЛЕНИЕ. Особенность развития русской культуры в XVIII в. 18 век – время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадия: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине 18 века формируется просветительская мысль, и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Просвещение и наука Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Первыми появляются школы начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческие и подьяческих детей 10-15 лет. К концу первой четверти 18 века открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже к 1727 г. Их число сократилось до 27. ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). По Духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправного священства». К концу правление Петра 1 число таких школ достигло 46. Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы для солдатских детей. Наконец самым важным в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них открытая в 1701 г. Навигацкая школа, а с 1715 г. она стала приготовительным классом для создания Морской академии. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров и т.п. вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. В 1701 г. В Москве было велено «построить деревянные школы».

Да и портным было много мороки. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды (венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство восприняло нововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание даже внешне выделиться из общей массы. Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания», состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловые совещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» с царем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чужды были и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре «ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все было необычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причем каждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованно особенно женщины. Наконец, нельзя не вспомнить о народных гуляньях в столицах по торжественным датам, в честь той или иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и т.п.). Тогда устраивались торжественные процессии со множеством украшений, макетами замков, кораблей. В моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Однако участниками всего этого была лишь ничтожная часть общества. С это времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и «огненными потехами» (с января 1700 г. введено новое летоисчисление). В отдельных направлениях (иконопись, летописание, портретная живопись, скульптура) русская культура выходит на уровень европейской культуры. В 19 в. русская культура становится уже частью мировой культуры, привнеся в нее свое национальное своеобразие, свое самостоятельное целое. 2.4 Живопись и архитектура Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полное представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди наиболее искусных граверов можно назвать Л. Бунина, А. Зубова, Ф. Зубова, А. Ростовцева, И. Адольского, В. Киприанова и др. С конца 17 в. интенсивно трансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается так называемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционной плоскостной манере.

Для русского классицизма как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии; 2) художественно-реалистическим – становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедия «Бригадир» и «Недоросль» внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается (в них выведены живые люди, художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки крепостничества); 3) результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е гг. 18 в. В конце века начинает развиваться сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству – Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности. Во второй половине 18 в., когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти столетия служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности. Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным, что было в полнее логично, ибо отражал великую сложность внедрения иноземной культуры в толщу общинного крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоил даже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому в литературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался с творчеством элиты. Петровское время освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин» (былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок, притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, исторических песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1 (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту Петр ездил» и др.). сохранился в фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и угнетателей (князь Гагарин и др.). Вместе с тем круг чтения русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это духовно-учительская литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п. В петровский период дворянство и отчасти горожане были непосредственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 100 великих оригиналов и чудаков

Но суть проблемы оставалась спорной, и всё меньше было шансов решить её на опыте: на Земле к этому времени почти не осталось племён, не испытавших на себе влияния агрессивной технической цивилизации. Показательна судьба тасманийцев. Лишь в конце XVIII века был открыт пролив, отделяющий Тасманию от Австралии. И хотя планомерного физического истребления островитян не было, число их начато быстро сокращаться. От 3–5 тысяч в 1824 году осталось менее 500, в 1860 году — 60 и вскоре тасманийцы вымерли. Другим племенам, находившимся на первобытном уровне развития техники (каменный век!), оставалось либо перерождаться, либо вымирать, либо бороться за свободу и самобытность. Каждая культура, каждое племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность. Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли. Эти принципы были близки Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывайся в интеллигентной российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы, пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды

скачать реферат Роль Ломоносова в развитии научного стиля и формировании научной терминологии

Русский литературный язык второй половиныXVIII века. XVIII век — время расцвета русской культуры, науки и лите­ратуры. В 1725 г. открылась Академия Наук с гимназией и универ­ситетом. С 1727 г. начинают выходить «Санкт-Петербургские ве­домости» с «Примечаниями», где печатаются научные сочинения. В Академии работают В. К. Тредиаковский, В. Е. Адодуров, М. В. Ло­моносов, ботаник и этнограф С. П. Крашенинников, физики Г. В. Крафт и Р. В. Рихман, крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер и др. В 1755 г. открывается Московский университет с гимназией, в 1757 г. — Академия художеств. Важную роль в развитии общественно-политической и философ­ской мысли в России сыграли просветители XVIII в.: М. В. Ломо­носов, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков, оказавшие влияние на формиро­вание воззрений А. Н. Радищева.-Интенсивно развивается во второй половине XVIII в. журналистика, появляются частные журналы: «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), «Полезное увесе­ление» М. М. Хераскова (1760—1762) и др., сатирические журналы 1769—1774 гг.: «Всякая всячина» (1769—:Т770), «Смесь», «Трутень» Н. И. Новикова, «Адская почта» и др.1 XVIII в. — время расцвета в России барочной и классицисти­ческой архитектуры, развития национальной живописи и музыки, создания постоянного русского театра со своим репертуаром. XVIII в. — это яркий период в развитии русской литературы. В XVIII в. осваивается античное наследие (русские читатели были знакомы с произведениями Цицерона, Сенеки, Апулея, Пла­тона, Лукиана и др.), переводятся произведения Мольера и Буало, Тассо, Расина, Мильтона, Фонтенеля, Вольтера, Корнеля и других западноевропейских писателей.

Настольная игра "Доббль".
Игра для желающих повеселиться и проверить своё зрительное восприятие, внимательность и реакцию. Оригинальная круглая баночка содержит 55
1093 руб
Раздел: Внимание, память, логика
Фоторамка на 6 фотографий С32-012 "Alparaisa", 50x34,3 см (белый).
Размеры рамки: 50х34,5х2 см. Размеры фото: - 15х10 см, 3 штуки, - 10х15 см, 3 штуки. Фоторамка-коллаж для 6-ти фотографий. Материал:
585 руб
Раздел: Мультирамки
Папка для рисования на молнии "Фиолетовый узор", А3.
Папка для рисования на молнии. Формат: А3. Материал: пластик.
413 руб
Раздел: Папки-портфели, папки с наполнением
 Художественная проза Ап Григорьева

Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века. - Труды по знаковым системам. VIII. Тарту, 1977, с. 82). Как видно, поздний романтизм продлевал это мироощущение за пределы начала XIX в.} В "Эпизоде третьем" есть еще один своеобразный поворот этой темы, также, видимо, имеющий автобиографическую подкладку, так как здесь описываются страдания юноши Севского из-за деспотической и страстной любви к нему его матери (о подобных ситуациях в жизни Григорьева писал и он сам, и А. А. Фет). Автор так обобщает душевное состояние Севского: "Есть что-то глубоко унизительное для человека в принужденном участии, есть что-то страшно тяжелое в вынужденном великодушии людей близких к ним, есть, наконец, что-то отравляющее всякую радость в жертве, которую делают для человека люди слабее, ниже его" (с. 243-244). Отсюда всего один шаг остается до известного экзистенциалистского афоризма Ролана Барта: "Неблагодарность это вынужденное проявление свободы". {Barthes R. Sur Racine. Paris, 1964, p. 38.} Да фактически Григорьев и сделал уже этот шаг, заявив устами Севского другому непрошенному благодетелю, Званинцеву: "Да, я знаю, что унизился до того, чтобы быть вам обязанным" (с. 245)

скачать реферат Период европеизации России

И в той и в другой точке зрения была своя правда и своя неправда. "Славянофилы были неправы, потому что именно в петровский период истории был расцвет русской культуры, было явление Пушкина и великой русской литературы, пробудилась мысль. — писал Н.А. Бердяев. — Западники были неправы потому, что они . не видели того, что все же видели славянофилы: страшного насилия над народной душой, произведенного Петром". Реформы Петра имели и положительные результаты и отрицательные последствия. С одной стороны, благодаря военной реформе Петра Россия обрела регулярную армию и флот, смогла решить свои внешнеполитические задачи. XVIII в. памятен многими славными победами русского оружия. Надо сказать, что и забота государства о своем воинстве была велика. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые великолепные здания, до сих пор украшающие своим величием Москву, которые были построены для инвалидов баталий петровского и екатерининского времени: госпитали, больницы — Первую и Вторую градские, Екатерининскую больницу на Сретенском бульваре, госпиталь в Лефортове.

 Тайные возможности человека

Тем временем Белгородский царь Ярослав укрепляет русские границы на Балканах. В VIII веке до н.Pэ. усиливается в районе озера Ван русский военный союз «Урарту» во главе с царем Русом I, который организует крупный карательный поход на непокорный Израиль, но затем в 715Pг. до н.Pэ. гибнет в междоусобной войне с крымскими русами. В VII веке до н.Pэ. расцветает русская культура в Карпатах. В это же время южнорусский военный союз во главе с царем Ишпакаи усиливает военные действия против Ассирии. Ассирийцы это семитический народ, берущий свое начало от Троянских русов в 3-м тысячелетии до н.Pэ. Гибель в 672 году до н.Pэ. царя Ишпакаи принуждает его сына Партатуа заключить с ассирийцами союз, жениться на дочери ассирийского царя Ас-сархадона и вступить в войну с крымскими русами. К 640Pг. до н.Pэ. сын Партатуа Мадий разбил окончательно в междоусобной войне крымских русов во главе с Белгородским царем Ла-гдамисом. Это было расценено Киевом как измена Мадия, тем более, что сын Мадия Сандакатр разбивает и дружественных русам фракийцев

скачать реферат Проблемма адаптации "чужого" в русской культуре XVIII века

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и истории культуры.КУРСОВАЯ РАБОТА По истории культуры 6 семестр Факультет: социологический Группа: культурологии Выполнила студентка: Борода М. В. Проверил доцент кафедры теории и истории культуры: Левитская И. В.Самара 2000/2001гг План работы: I глава. Введение §1.1. Проблема европеизации России. §1.2. Освещение проблемы другими авторами. II глава. Русская культура XVIII века, заимствование или обогащение культурного опыта? §2.1 Социальные и политические факторы развития русской культуры XVIII века. §2. 2 Особенности Просвещения в России XVIII века. §2.3 Становление абсолютизма в России. §2. 4 Петровские реформы. §2.5Формирование нового быта. §2. 6.Масонство в России. §2.7Искусство Нового времени. 1. Два ведущих стиля XVIII века в России: барокко и классицизм. 2. Русская архитектура XVIII века. 2.Санкт – Петербург – образец новой культуры. 3. Скульптура Нового времени. 4. Живопись XVIII века. 5. Искусство интерьера, интерьерная живопись. §2.8. Театр, музыка и опера II глава. Заключение . Список использованной литературы.

скачать реферат Культура Древней Руси

Под византийским влиянием частная месть была заменена общественной, вместо денежного откупа были введены телесные и исправительные наказания, которые не допускало варварское общество как оскорбительные для свободного человека. В княжение св. Владимира греческие епископы уже требовали казнить разбойников, но общество сопротивлялось в течение долгого времени. Владимир, не прибегнув к этому крайнему средству усмирения, снова восстановил систему вир, которая, кроме того, служила источником дохода для казны. Византийское законодательство не допускало также судебного поединка, суда Божия, которые еще долго удерживались в обычаях и даже позднее узаконилась. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Введение христианства способствовало сближению ее с Византией и государствами Западной Европы. Киевская Русь быстро выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.17 III. Расцвет русской культуры в X- нач.XIII в.в. а) Литература. 1) Вершина устного народного творчества – былины. Развитие фольклора предшествовало появлению письменной литературы, формировало и определяло ее направленность и художественную особенность. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» , - говорил Максим Горький, оценивая значение устного творчества народа.18 Вершиной устного народного творчества являются былины.

скачать реферат История русской музыки

Содержание .3 I Музыкальная культура XVIII века .4 1) Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры 4 2) Влияние театра на развитие русской культуры XVIII века .5 3) Влияние народного творчества на развитие русской музыки.7 4) Появление крепостных хоров и оркестров. Основные жанры бытовой .8 5) Появление русской композиторской школы.10 II Музыкальная культура XVIII 1) Историко-культурное значение XIX века в развитии русской .14 2) Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны .15 3) Русская опера в XIX 4) Русская композиторская школа XIX 5) Могучая .22 .25 Список использованной литературы .26 Введение Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

скачать реферат Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой

Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости. В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских промыслов, что имело большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг. создавали благоприятные условия для роста крестьянской промышленности и ее перерастания в капиталистическое производство. Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и др. В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел (1796-1801гг.). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.

Карточки Первого Года (20 карточек).
Карточки Первого Года – совершенно новый способ наблюдать, как растет и меняется малыш от месяца к месяцу. Нужно просто заполнить карточку
352 руб
Раздел: Прочее
Карандаши цветные "ColorPics", 36 цветов + точилка.
Ударопрочные цветные карандаши имеют насыщенные цвета. Шестигранная форма корпуса снижает усталость и придает дополнительный комфорт.
313 руб
Раздел: Более 24 цветов
Логическая игра "Следопыт, колобок".
Игра предлагает ребенку 48 различных заданий на развитие логики и мышления. Смысл игры заключается в том, что нужно разложить пазлы особым
1104 руб
Раздел: Игры логические
скачать реферат Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

Реально были расширены права одной категории - гильдийского купечества. Городское хозяйство вели две думы: общая и шестигласная. Первая собиралась раз в три года и выбирала городского голову. Вторая, состоящая из шести членов, по одному от каждой из шести категорий городского населения, была исполнительным учреждением и действовала постоянно, собираясь ежедневно. Реальная же власть в городе оставалась в руках городничего, управы благочиния и полицмейстера. Думы действовали под их непосредственным контролем. Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. С 1782 г. складывается система государственного образования. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это был важный шаг вперёд. В царствование Екатерины появились и первые русские благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета русской культуры, это время А.П.Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.И. Новикова, А.Н.Радищева, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, И.П.Елагина и др. В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На российском престоле воцарился её сын - Павел (1796-1801 гг.) . При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма, максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной власти монарха.

скачать реферат Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их отражение в социально-философских, публицистических и художественных текстах

Таким образом, мы можем говорить о том, что, антитеза Москва-Петербург набирает широкий оборот в русской философской и публицистической мысли XIX века. В лице Москвы и Петербурга спорили две школы: славянофилы (московская) и западники (петербургская). За Москвой признавалась сила «охранительная», традиционная, за Петербургом – преобразовательная, цивилизационная. Проблема Москва-Петербург стала ключевой в осмыслении прошлого и будущего России. Славянофилы пророчили Петербургу скорую гибель, обвиняя его в противовес Москве в европеизме и отходе от народа. Западники же наоборот попытались взглянуть на основание Петербурга и деятельность Петра как на естественный, органичный процесс, спасительный для всей России. Данный спор подготовил основательную базу для дальнейшего осмысления социокультурной и исторической роли городов в культурной жизни России.1.2. Москва - Петербург в современной культурологической мысли В культурологических науках существует значительное количество работ посвященных Москве и Петербургу. Попробуем обратиться к двум наиболее известным работам, которые в какой-то мере отражают культурологический аспект проблемы. Автором первой работы являетсяК.Г. Исупов, который пытается проследить эволюцию образов Москвы и Петербурга в русской культуре XVIII-XX веков. К. Исупов интегрирует в своем исследовании различные работы писателей, публицистов посвященных проблеме Москва-Петербург. ? откуда взялся? Бицентризм по его мнению не является исключительным свойством отечественной истории.

скачать реферат Культура 18 века России

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода: . первая четверть века, связанная с реформами Петра; . эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета; . последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

скачать реферат Музыкальная культура России XVIII века

Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся В литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. 2. О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. 3. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения. 4. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства. 5. Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды.

скачать реферат Один из вариантов экзаменационных билетов по культурологии - осенний семестр 2000 года

Ницше, представляет собой «аполлонийское» начало культуры? 121) Дайте определение понятию «осевое время». Кто ввел это понятие в культурологию? 122) Перечислите основные направления культуры Древнего Египта. 123) Что такое архитектурный ордер? Какие ордеры вам известны? 124) Место схоластики в средневековой культуре Западной Европы. 125) Дайте общую характеристику культуры эпохи Просвещения. 126) Что вы можете рассказать о «серебряном веке» русской культуры? 127) Сущность кубизма как направления авангарда. Назовите имена его представителей. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету КУЛЬТУРОЛОГИЯ Билет № 19 1) Какие вопросы, связанные с культурой, рассматривает Н. Данилевский в работе «Россия и Европа»? 128) Дайте характеристику основных направлений художественной культуры первобытного общества. 129) Охарактеризуйте образовательные системы Древнего Шумера и Древнего Египта. 130) Особенности Римского права как феномена культуры. 131) Расскажите о формировании школ древнерусской иконописи. 132) Дайте общую характеристику русской культуры XVIII века. 133) Расскажите о деятельности объединения «Мир искусства», дайте оценку этому явлению русской культуры. 134) Сущность сюрреализма как направления авангарда.

Набор столовых приборов BE-0011S24 "Webber", 24 предмета.
В наборе 24 предмета: - вилка столовая (6 штук), - ложка столовая (6 штук), - ложка чайная (6 штук), - нож столовый (6
957 руб
Раздел: От 19 до 50 предметов
Ремень-кошелек эластичный с двумя отделениями, чёрный (арт. TD 0453).
Если Вы носите одежду без карманов или занимаетесь спортом, Вы, разумеется, сталкивались с необходимостью носить телефон, кошелек, ключи и
355 руб
Раздел: Поясные
Набор для создания украшений "Кукла".
З маленькие куколки в разных нарядах, входящие в набор, предоставят простор для самой смелой фантазии, а с помощью страз и блесток
806 руб
Раздел: Бумажные куклы
скачать реферат Экзаменационные/зачетные вопросы и билеты по предмету МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ за весенний семестр 2001 года

Укажите произведения этих авторов. 311. Что дали русской культуре первые годы «перестройки»? Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ Билет № 3433. Поясните смысл языческой реформы князя Владимира. 312. Расскажите о месте агиографии в древнерусской литературе домонгольского периода. 313. Расскажите об иконе Андрея Рублева «Троица». 314. Расскажите о творчестве Ивана Пересветова. 315. Расскажите о новых тенденциях в декоративно-прикладном искусстве XVII века. 316. Расскажите о тенденциях просветительства в русской культуре XVIII века. 317. Охарактеризуйте роль плаката в культуре советского государства. Расскажите о деятельности «Окон РОСТА». Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ Билет № 3534. Охарактеризуйте основные направления культуры языческой Руси. 318. Охарактеризуйте проблематику и художественное своеобразие «Слова о погибели Русской земли». 319. Расскажите о своеобразии «Задонщины» как литературного памятника времён Дмитрия Донского. 320. Охарактеризуйте причины и особенности крепостного строительства в русском зодчестве XV-XVI вв. 321. Что представлял собой архитектурный стиль «нарышкинское» (московское) барокко? 322.

скачать реферат «Когда ум с сердцем не в ладу...»

Опыт русской и западной литератур XX века обнаружит качественное изменение конфликтной парадигмы: экзистенциальный персонаж попытается эмансипироваться от мистической реальности, но ему не удастся избежать наказания за желание быть самостоятельным; инерционность культуры продиктует потребность воспринимать устаревшие стереотипы поведения в качестве безусловной истины. Классический конфликт завершится тотальным поражением и ума и чувства в том виде, в каком они представлялись литературе XIX века. Возможности разума: великая иллюзия I. Трагическая вина разума: а) полемика с идеей Бога. Мистическая персонификация всемогущества человека в просветительском романе; б) создание образа Богочеловека; в) рассудочный аскетизм и духовное отчуждение от мира. II. Утопические горизонты рационального мышления: а) создание образов, персонифицирующих авторские идеи; б) нарочитая декларативность позиций персонажей; в) наглядная заданность оппозиций; г) несоответствие возвышенных представлений о мире и повседневной жизни читателя. Список литературы 1. Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л., 1929 2. Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1989 3. Светлов Л. Б. Радищев. – М., 1958 4. Вольтер. Эстетика. -М., 1974 5. Берков П. Н. Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в. – М.-Л., 1961 6. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII века – в сб.: Эпоха Просвещения. – Л., 1967 7. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979 8. История эстетической мысли. Т. 3, – М., 1986

скачать реферат Англоязычные вкрапления в текстах А. С. Пушкина

Англоязычные вкрапления в текстах А. С. Пушкина О. Г. Сидорова На развитие русской культуры XVIII - первой половины XIX века оказали большое влияние французский язык и французская культура. Приблизительно столетие, от 1730-х до 1830 - 1840-х годов, существовала даже русская литература на французском языке1 . С одной стороны, французский язык воспринимался в России этого периода как язык европейской культуры, с другой стороны, он превратился в язык великосветского общества, "социальный знак, . свидетельство причастности к некоторой закрытой для профанов корпорации"2 . "Зная нормы бытового поведения, принятого в том кругу, к которому принадлежал и Пушкин, можно полагать, что дома он обычно разговаривал по-французски"3 , по крайней мере - в доме своих родителей, где его воспитывали в атмосфере реального двуязычия: первые книги, которые он прочел, - это французские книги из библиотеки отца, и первые его произведения также были созданы на этом языке. На протяжении всей своей жизни А. С. Пушкин пользовался французским языком как в сфере устного, так и в сфере письменного общения. Значительная часть писем Александра Сергеевича написана по-французски, но французские письма он пишет по вполне определенным поводам, в ритуальных ситуациях4 .

скачать реферат Становление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии

Причина этого — в крепостническом строе, все более тормозившем развитие как производства, так и науки. Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед. Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. И все же, как ни велики были успехи, как ни значительны достижения, Россия продолжала отставать от передовых стран. Особенно это казсается внедрения достижений научной мысли в производство. Много было препятствий на пути распространения передовых научных взглядов. Запрещалось или задерживалось издание книг, противоречащих учению церкви, их содержание подвергалось жесткой цензуре. В Московском университете шла острая борьба между передовой научной мыслью и реакционной. Помощь реакционерам охотно и деятельно оказывал Синод. И в заключение несколько слов об исторической науке. К концу XVII в. летописная форма изложения исторического материала изжила себя. Перестало удовлетворять традиционное объяснение исторических событий и явлений божьей волей (провиденциализм). Возникла потребность найти земные причины сложных и не всегда ронятных современникам событий, перемен, происшедших в XVII в. и особенно в начале XVIII в. Литература: 1. Б.И.Краснобаев. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., "Просвещение", 1972 г.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.