![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Экологическая культура нравственных отношений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психологопедагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: Pсвязь растительных и животных организмов со средой обитания, приспособленность к ней. Связь со средой в процессе роста и развития; Pмногообразие живых организмов, их экологическое единство. Сообщества живых организмов; Pчеловек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; Pиспользование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды
Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней . Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в праздниках и обрядах, обычаях и играх. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая и благородная задача педагогической науки и практики. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Примерно с такими сентенциями "вольные каменщики" залили Францию кровью в конце XIX века. Так очаровывали русский народ марксисты в конце XVIII века. Ничего нового не добавили к сему мировые заговорщики в конце XIX века (разве что сильно разгулявшийся в географических масштабах hеволюционный аппетит, да больший цинизм в изображении "светлого будущего", именуемого то "обществом счастливых рабов" (Н. Зайцев, "Огонек", М25,2000г.),то пустыней, заселенной неприкаянными "номадами-кочевниками", "утратившими традиционную привязанность к стране, общине, семье" и рассматривающие право продавать, покупать и потреблять, как важнейшую ценность в своей жизни" (Ж. Аттали. "На пороге нового тысячелетия". М., 1993 г.). Это "Римский клуб" сформулировал ряд так называемых общемировых глобальных проблем, к которым, по их мнению, относятся: бурный рост населения, обострение энергетического кризиса, нехватка продовольствия и нищета, этнические конфликты и малые войны, возникновение эпидемий, религиозные конфликты, кризис культуры, нравственности и семьи, ряд экологических проблем
Если у человечества не найдется сил, средств или разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: "Каждый хотел лучшего для себя." Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали; многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты – Земли. Во всяком случае этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране. Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: "Быть или не быть?" Поработав в детском саду 12 лет, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
В истории этической мысли обращение к нравственным чувствам как источнику ценности вегетарианства являлось своеобразной формой протеста против так называемой "двойной морали" (противоречия между провозглашаемыми принципами и реальным поведением). Традиционной европейской культуре свойственно противоречивое нравственное отношение к животным (это особенно заметно с XVIII века): с одной стороны, проповедовалась гуманность, а с другой, по меткому выражению вегетарианцев, - проповедники "поедали объект своей гуманности". В этой связи ценность вегетарианства усматривалась сторонниками "безубойного питания" в возможности следования голосу непосредственных нравственных чувств человека. Роль основного регулятора отношений с животными отводилась чувству сострадания, протестующему против лишения кого-либо жизни без должных оснований. В нравственном плане, как считали вегетарианцы этого течения, чувство сострадания усиливает факт беззашитности животных перед человеком. "Невинность, беспомощность" (Плутарх) животных как бы требует особой нравственной чуткости в обращении с ними
Итак, экологически правильные организация и оборудование зоны природы - это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых. 1.3 Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста с умственно отсталыми детьми Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей. Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации. Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики. Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур). Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека. Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного). Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения). “Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям).
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.2 2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.3 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.5 4. НОPМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПPИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.9 5. ВЫВОДЫ13 6. ЛИТЕРАТУРА15 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насышение содержанием, удовлетворение).
Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры. Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Компонентами процесса экологического воспитания являются: цели, принципы, задачи, содержание, методы, формы, средства, условия, результаты, цель. Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки: -формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; - развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности; - обучение младших школьников методам познания окружающего мира; - воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Среди ценностных ориентаций первостепенное значение по праву принадлежит экологическим. Ценностные ориентации - это знания о значении природной среды как среды обитания и материальной основы жизни. Подвергаясь оценке, они становятся ценностными отношениями и, следовательно, лично-стно значимыми. Экологические проблемы своей области доступны многим для непосредственного наблюдения, а местные - всем без исключения. Их изучение, по мнению многих географов и специалистов-педагогов, - основа экологического образования и воспитания. Знание экологических проблем служит обоснованности, аргументированности экологических отношений и убеждений учащихся. Многие из этих проблем соотносятся с проблемами глобальными. На примере своей области реализуется принцип «глобальное в местном». Вместе с тем экологические проблемы разнообразны и имеют региональную окраску. Таким образом, география своего края вносит существенный вклад в решение приоритетной задачи школы - воспитание личности с высоким уровнем экологической культуры. Понимание того, что окружающая природная среда нуждается в заботе и защите, - экологическая и нравственная ценность, а такое понимание возникает в процессе изучения природы и экологических проблем.
К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов Г. Б. Барышникова В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализироавть поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена "экологическая культура и её воспитание у современных школьников". Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа". Не это ли имел в виду Н.
Заместитель директора по воспитательной работе Вожатая Педагоги дополнительного образования Нравственность и культура -Гуманизация воспитательного и образовательного процесса; -Создание условий для освоения учащимися общечеловеческих нравственных и культурных ценностей; -Воспитание чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей; -Воспитание ответственности за окружающий мир за сохранение жизни на земле; -Формирование правовой и экологической культуры; -Выработка навыков поведенческой культуры, культуры отношений, в т.ч. между полами; -Воспитание уважения к семье, родителям, подготовка к семейной жизни. -Использование воспитательных возможностей предметов общественного и гуманитарного циклов; -Изучение и соблюдение законодательства о правах ребенка; -Организация правового лектория для учащихся и родителей; -Проведение бесед по культуре поведения, психологических и социальных тренингов, ролевых игр, диспутов на морально-этические темы и т.п. -Создание комфортного психологического климата; -Организация совместной деятельности с семьей, проведение семейных вечеров, встреч, праздников.
Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений. Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой; 1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции, опыта руководства социальными группами, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности. 2.Создание программ социально-психологической помощи обучающимся и семьям субъектами воспитательного взаимодействия: -организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ и ВИЧ/СПИД, -по профилактике безнадзорности и правонарушений. 3. Создание программы «Культура здоровья», внедрение в ОП новых здоровье - сберегающих технологий.
Введение Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека. Формирование знаний в экологическом воспитании - не самоцель. Они - необходимое условие воспитания осознанно-бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к предметам рукотворного мира. Осознанный характер отношения проявляется в том, что ребенок, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать тем, кто испытывает в этом потребность.
Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека сегодня включаются во многие учебные предметы, во внеурочную работу школы с целью формирования необходимой экологической культуры учащихся. Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Природа, не являясь носителем общественной морали, в тоже время, учит ребенка нравственному поведению, благодаря, гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды. Нравственная сторона отношения к природе формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о ней, о чистоте водных источников, воздуха, о сохранении почвы, о пресечении действий наносящих ущерб окружающей среде.
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, сознания и личности. В целом можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс. Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.
Основываясь на деятельностном подходе, в структуре экологической культуры ребенка выделяются компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? / Доронова Т.Н. М., 2003. Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991 СорокинаА. И.,. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М.,-1962. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение.
![]() | 978 63 62 |