![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
"Путешествия Лемюэля Гулливера" Джонатана Свифта - обобщающая сатирическая картина современной европейской действительности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Среди них это «Комическая история государств…» французского писателя XVII века Сирано де Бержерака и, конечно, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (XVI в.). Однако впервые публикуемые нами ранее неизвестные главы «Путешествий Лемюэля Гулливера…» рождают новые литературные реминисценции и аллюзии, заставляя нас вспомнить не только, скажем, «Декамерона» Боккаччо, но и некоторые образцы античной литературы, зафиксировавшей свободу нравов своего времени в лексике, которая для большинства наших современников может показаться непристойной. Многим, конечно, известны имена Апулея, Аристофана, Катулла, Марциала, Петрония с его «Сатириконом» или же Лукиана, но не все знают, что в переводе на русский язык эти авторы порой до неузнаваемости выхолощены, и что только сейчас усилиями нового поколения переводчиков их произведениям возвращаются подлинные краски. Для нас представляется безусловным, что именно благодаря античным аналогам Свифту удалось создать столь впечатляющую панораму человеческих отношений. Вместе с тем следует признать, что «Путешествия Лемюэля Гулливера…» почти утратили свою политическую актуальность, длинные рассуждения по поводу того или иного государственного устройства утомительны, и большинство критических и сатирических стрел ныне направлены в никуда
Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения. Главной проблемой современного периода формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности. Список использованной литературы.1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992, С.47, 118 2. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с. 3. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. В. П. Колесов и др. Москва, Высш. шк. , 1990.
Литературный прием, при котором высмеиваются человеческие пороки, называется сатирой. Наиболее известные сатирические произведения «Кандид» Вольтера и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Первое высмеивает идею, что все к лучшему в этом лучшем из миров. Второе высмеивает человеческие пороки вцелом. Еще один пример классического сатирического произведения — это «Дон Кихот» Сервантеса. Дон Кихот — это рыцарь-идеалист. Он со своим оруженосцем Санчо Пансой старался исправить несправедливости жизни, боролся с ветряными мельницами, но все оказалось бессмысленным. Многие драматурги, особенно в XVII веке, писали сатирические пьесы. Одним из величайших драматургов-сатириков был Мольер. Для чего у кукурузы шелковая прядь? Шелковая прядь, которую выпускает кукурузное растение, необходима для производства семян. Вот как это происходит. Кукурузное растение имеет жесткий стебель от 2 до 6 метров высотой. На верхушке его появляется кисточка. Это мужские цветы. Пониже образуются один или более отростков — завязь будущих початков
В западной литературе анализ системы проводился институционалистами: Беллом в работе «Приход постиндустриального общества» , Гэлбрейтом в работах – «Новое индустриальное общество», «Экономическая теория и общественные цели», а также Ароном, Дракером, Ростоу, Тофлером. Они придали системе роль особо важного объекта экономических иследований. Наиболее интересные материалы о системном характере экономики РБ были представлены в журналах: Аналитический бюллетень за 2000г. - №3(10); Квартальный бюллетень клуба экономистов за 2000г. - №2. Главной проблемой современного периода формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности в Беларуси. 1. Понятие и структура экономической системы общества. 1. Понятие и структура. Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого “система” означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.
Фантастика трудна и непривычна не только для школьников, но и для литературоведов, и потому начнем мы с книг, не вызывающих никаких сомнений. Первую беседу посвятим великому писателю-классику. Возьмем для разбора очень известное, вошедшее в фонд мировой литературы произведение — "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. Конечно, вы читали эту книгу в детстве; не поленитесь перечитать ее еще раз всерьез и задумайтесь: зачем автору понадобились крошечные лилипуты, страшные великаны и говорящие лошади? Беседа первая Малютки, великаны и говорящие лошади Джонатан Свифт. "Путешествия Гулливера"[4]… Книга вышла в свет в 1726 г. более 250 лет тому назад. Напомним ее содержание. Лемюэль Гулливер, английский врач среднего возраста и среднего достатка, отправляется в дальнее плавание из любви к странствиям и для поправки дел. В Индийском океане корабль терпит крушение. Гулливеру удается доплыть до берега. Он засыпает в изнеможении, а просыпается… пленником. Руки и ноги его связаны, волосы колышками прибиты к земле, а победители разгуливают по телу
Значит, пейзаж здесь еще более усугубляет мрачные картины современной поэту действительности, помогая с наибольшей силой выразить его отношение к ней. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении "Псовая охота", тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения — изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода: Мраком задернуты небо и даль, Ветер осенний наводит печаль; По небу тучи угрюмые гонит, По полю листья — и жалобно стонет.
Содержание Введение 1. Коррупция как фактор угроз современному банковскому делу Заключение Список использованной литературы Введение Всемирный Банк обнародовал результаты двух исследований институциональных и административных реформ, осуществленных в России за последние годы. Выводы всемирных банкиров неутешительны: реформы толком не идут, качество госуправления падает, а коррупция, наоборот, процветает. Оба исследования Всемирного Банка (ВБ) — «Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы госуправления» и «Административная реформа и реформа госрегулирования в России. Устранение потенциальных источников коррупции» — проводились в период с ноября 2006 года по июль 2007 года; анализу при этом подверглись административные реформы, реформы госрегулирования и реформы бюджета за последние четыре года. Результаты исследований вместе составляют достаточно показательную картину современной российской действительности. Специалисты из ВБ обнаружили, что важнейшие институциональные реформы в России идут крайне низкими темпами и не приносят особого результата, и оттого качество госуправления непрерывно ухудшается. «Рост уровня коррупции, с одной стороны, отразится на способности государства завершить обширную программу институциональной и административной реформы, а с другой – негативно скажется на развитии частного сектора», –предупреждает ВБ.
Памфлеты Свифта вызвали восстание в Дублине Премьер-министр Англии лорд Уолполь распорядился арестовать Свифта. Но замкнутый и суровый декан Дублинского собора сделался любимцем ирландского народа. Был создан специальный отряд для его охраны, днем и ночью дежуривший возле дома Свифта. В результате премьер-министр Уолполь получил ответ из Ирландии: «Чтобы арестовать Свифта, нужно десять тысяч солдат» Дело пришлось замять. Наместник Ирландии лорд Картерет заявил: «Я правлю Ирландией с соизволения доктора Свифта» Свифт скончался в 1745 году и был похоронен в Дублинском соборе. На его надгробной плите была выгравирована им самим составленная надпись»: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Иди, путник, и подражай, если можешь, упорному защитнику мужественной свободы». Свифт отличался необыкновенной скрытностью. Особой таинственностью он окружил создание главного труда своей жизни – романа, над которым работал более шести лет – «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
Смысл образов йэху сложен. С одной стороны, они могут быть восприняты как злая карикатура на отвлеченный идеал естественного человека. Но с другой - в самом своем одичании они предаются с цинической разнузданностью тем хищническим страстям и вожделениям, которые порождены цивилизацией: йэху тщеславны, алчны, корыстолюбивы и умеют на свой лад не хуже придворных интриганов пресмыкаться перед власть имущими и обливать грязью тех, кто впал в немилость. Свифт не комментирует эти эпизоды, предоставляя читателю самому извлекать выводы из нарисованных им сатирических картин. Впрочем, в переиздании 1735 г. Свифт внес в свою сатиру еще один резкий штрих, особо подчеркнув выраженные им уже в самом тексте «Путешествий Гулливера» сомнения в практической действенности отвлеченного разума просветителей. Книге было предпослано письмо самого Гулливера его издателю: «Вот уже шесть месяцев прошло со времени появления моей книги, - жаловался Гулливер, - а я не только не вижу конца всевозможных злоупотреблений и пороков, - по крайней мере на этом маленьком острове, как я имел основание ожидать, - но и не слыхал, чтобы моя книга произвела хотя бы одно действие, соответствующее моим намерениям».
Когда это произойдёт? Создание просветительского романа растянется на четверть века. Первыми по времени произведениями английской просветительской прозы, которые мы называем романом, были книги Дэниела Дефо и Джонатана Свифта. Свифт никогда не называл Дефо писателем, но лишь – писакой. Когда же тот выпустил «Приключения Робинзона Крузо», Свифт ответил собственным романом-памфлетом «Путешествия Гулливера» (1726), который может быть прочитан как пародия на Робинзона с его претензией на безусловную достоверность и документальность, с его верой в то, что разумная деятельность будет способствовать нравственному совершенствованию человека. Свифт куда более скептически оценивает нравственность и разумность современного человека, а заодно и значение новой повествовательной манеры. Одно общее обстоятельство бросается в глаза в творческой биографии Свифта и Дефо: оба написали свои первые (а Свифт и единственный) романы, когда им было под шестьдесят. За плечами – бурная жизнь и многие десятки произведений, созданных в жанрах документальной публицистики. Естественно, что этот предшествующий опыт они не могли не передать роману.
Свифт ставит перед собой задачу отделить видимость от сущности, проникнуть в истинную суть вещей. Конкретные факты, персонажи и ситуации порой в зашифрованном виде, порой в виде намеков становятся у него формой выражения общего и даже общечеловеческого. Вторым очень распространенным приемом Свифта является пародия. Имеется в виду пародия на стиль мореплавателей, рассказывающих о далеких путешествиях, на стиль научных проблем, которые разрабатывают ученые. Важную роль в сатирическом стиле Свифта играет метафора, обнажающая и делающая более выпуклой и наглядной истину, приковывающая внимание. Свифт прибегает к фантастике и выдумке и при помощи их выявляет истину, абсурдность и низменность человеческого существования. Он осуществляет деформацию жизни. Но эта деформация позволяет сделать изображение жизни более рельефным. И, наконец, одной из главных примет сатирического стиля Свифта является ирония. Она создает как бы двоякое восприятие каждого факта - восприятие прямое и буквальное и второе - ироническое восприятие, обнажающее истину. История Гулливера - это история исканий, социологических исследований современности и попытки разобраться в утопиях.
Он враг всяких догм, пустых верований, суеверий и предрассудков. Важнейшей логической ошибкой, связанной с нарушением требований закона достаточного основания, выступает « o sequi ur» («не следует») – ошибка «мнимого следования». Она обнаруживается там, где нет достаточной логической связи между посылками и заключением, между тезисом и основаниями, доводами и выводами. Образцом подобной нелогичности служит рассуждение философов-лилипутов в произведении Джонатана Свифта «Путешествие Самюэля Гулливера»: «Вы утверждаете, правда, что на свете существуют другие королевства и государства, где живут такие же гиганты, как вы. Однако наши философы сильно сомневаются в этом. Ведь не подлежит никакому сомнению, что сто человек вашего роста могут за самое короткое время истребить все плоды и весь скот во владениях его величества. Кроме того, у нас есть летописи. Они заключают в себе описание событий за время в шесть тысяч лун, но ни разу не упоминают ни о каких других странах, кроме двух великих империй - Лилипутии и Блефуску».
Но так как спустя два года мой добрый учитель Бетс умер, а друзей у меня было немного, то дела мои пошатнулись. Прождав три года улучшения моего положения, я принял выгодное предложение капитана Вильяма Причарда, владельца судна "Антилопа". 4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле."1 Обычная рядовая история жителя Англии той эпохи. Указаны фамилии, адреса, даты. Нет оснований не верить рассказчику. Свифт живет в Англии, островной стране. В портах ее ежедневно бросают якорь корабли, прибывшие из экзотических стран, капитаны рассказывают, пишут и публикуют отчеты о своих странствиях и приключениях, подлинных или мнимых. Серьезные люди читают эти отчеты не без интереса. Прочтут и "Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей", написанные в привычном стиле с обстоятельными описаниями, где ясно проявляется знание морского дела: ".Когда буря стихла, поставили грот и фок и легли в дрейф. Затем подняли бизанъ, большой и малый марсели. Мы шли на северо-восток при юго-западном ветре. Мы укрепили швартовы к штирборту, ослабили брасы у рей за ветром, сбрасонили под ветер и крепко притянули булиня.
Поясните причины отношения автора к произведению. 37. Раскройте основные просветительские идеи романа Дефо «Робинзон Крузо». 38. Охарактеризуйте образы Моль Флендерс и Роксаны. Почему, на Ваш взгляд, Дефо обращается именно к такому типу героинь? 39. Аллегорическое значение «Сказки бочки» Дж. Свифта. Особенности жанра притчи. 40. Жанровое своеобразие романа-памфлета (раскройте на примере анализа романа Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»). 41. Назовите произведение, в котором Филдинг пародирует роман Ричардсона «Памела», объясните причины, по которым автор обращается к жанру пародии. 42. Основная сюжетная линия романа Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Можно ли назвать это произведение авантюрным романом? Объясните Вашу точку зрения. 43. Своеобразие лирики Роберта Бернса. Общая характеристика его творчества. 44. Образ автора и образы повествователей в романе Монтескье «Персидские письма». 45. Идейное содержание «Духа законов» Монтескье. 46. Идейно-философское содержание повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». 47. Психологизм как особенность сентиментального романа (раскройте на примере романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). 48. Диалог как основа сюжетно-композиционного построения романов Дидро «Жак- фаталист и его хозяин» и «Племянник Рамо».
Иными словами, ничего нельзя принимать на веру: надо основываться на достоверных фактах и ранее доказанных положениях. Этот закон направлен против бессвязных, хаотичных, бездоказательных рассуждении; голого, необоснованного теоретизирования; неоправданных, неубедительных выводов. Он враг всяких догм, пустых верований, суеверий и предрассудков. Важнейшей логической ошибкой, связанной с нарушением требований закона достаточного основания, выступает «поп sequi ur» («не следует») — ошибка «мнимого следования». Она обнаруживается там, где нет достаточной логической связи между посылками и заключением, между тезисом и основаниями, доводами и выводами. Образцом подобной нелогичности служит рассуждение философов-лилипутов в произведении Джонатана Свифта «Путешествие Самюэля Гулливера»: «Вы утверждаете, правда, что на свете существуют другие королевства и государства, где живут такие же гиганты, как вы. Однако наши философы сильно сомневаются в этом. Ведь не подлежит никакому сомнению, что сто человек вашего роста могут за самое короткое время истребить все плоды и весь скот во владениях его величества.
Герой Дефо на острове в одиночку проходит все стадии человеческой цивилизации. Он занимается охотой, земледелием, приручает диких животных, изобретает орудия труда и оружие. Человек не может повторить путь человечества, но Дефо верит в неограниченные способности своего героя и достаточно убедительно показывает его незаурядные способности. Название книги Свифта как будто похоже на заголовок Дефо: «Путешествия в разные отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1725). Однако следует обратить внимание на одну деталь. Дефо точно указывает место пребывания персонажа, тогда как о маршрутах Гулливера сказано довольно туманно, что и неудивительно. Приключения Робинзона исключительны, но вероятны, тогда как скитания Гулливера фантастичны. Изображая страны лилипутов и великанов, Свифт имеет в виду Англию, аллегорически изображает борьбу партий и религиозных конфессий, войны с соседними государствами. Сатирик иронически относится к науке как двигателю прогресса. В фантастической стране Лапута Гулливер наблюдает, как мудрейшие ученые отыскивают способ добывания солнечных лучей из огурцов.
И «все, что ни случается в этом государстве, предвещает его гибель. Сколь же благоразумны все вы, что не отступаете от правил и законов, а строго их блюдете! Отсюда и чистота нравов. А я что ни день, то все больше поражаюсь множеству скверных поступков, и трудно поверить, чтобы человеческое сердце было способно на это». Немало пишет Аиссе и об искусстве, которым живо интересуются люди её круга, — об убранстве интерьеров, о литературе (несколько раз упоминает, например, о новинке — «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, приводит эпиграмму Руссо, прилагает к своему посланию стихотворную переписку маркиза де ла Ривьера и м-ль Дезульер), но главным образом рассуждает о театре: новых пьесах и спектаклях, декорациях, мастерстве актеров («Актрисе, играющей роль влюбленной, надобно выказывать скромность и сдержанность, — считает Аиссе. — Страсть должна выражаться в интонации и звуках голоса. Чрезмерно резкие жесты следует оставить мужчинам и колдунам»). Но и в театре царят дурные нравы: закулисные интриги, соперничество актрис, их скандальные романы с вельможами, злословие и сплетки Несколько раз Аиссе касается политики.
Писателя знает мир теперь, пожалуй, только как автора бессмертного романа «Путешествия Гулливера», насмешливого и печального размышления о судьбах человеческого рода. Герой Свифта Гулливер совершил четыре путешествия в самые необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. «Англия с избытком снабжена книгами путешествий», – ворчит Гулливер, недовольный тем, что авторы таких книг, рассказывая о всяких небылицах, стремятся только развлечь читателей, «между тем главная цель путешественника – просвещать людей и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они передают касательно чужих стран». Здесь ключ к книге Свифта: он хочет «совершенствовать умы», а потому ищите в его фантазиях философский подтекст. Скромные и скупые записи Гулливера, хирурга, корабельного врача, рядового англичанина, нетитулованного и небогатого человека, выдержанные в самых непритязательных выражениях, содержат в себе в своеобразном иносказании потрясающую сатиру на все сложившиеся и бытовавшие формы человеческого общежития и в конце концов на все человечество, не сумевшее построить общественные отношения на разумных началах.
![]() | 978 63 62 |