![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Атеистический потенциал древнерусской литературы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Сказанное здесь свидетельствует о безусловно книжной природе «Слова».[167] Но с ней гармонично сосуществует и иная, фольклорная стихия. Эта стихия нашла свое отражение в элементах народного плача (плач Ярославны, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря, плач матери Ростислава. Плачи же имеет в виду автор «Слова» тогда, когда говорит о стонах Киева и Чернигова и всей Русской земли после поражения Игоря).[168] Почему же «Слово», литературные достоинства которого были так высоко оценены в новое время, прошло малозаметным в древнерусской литературе? Правда, в начале XIVPв. выписку из «Слова» сделал псковский писец Домид (Диомид), переписывавший «Апостол», а еще сто лет спустя автор «Задонщины» положил «Слово» в основу поэтического строя своего произведения, но эти отклики слишком незначительны, сравнительно с литературными достоинствами памятника, как мы смогли их оценить в новое время. Дело, видимо, в том, что высокий политический и нравственный потенциал «Слова» очень скоро потерял свою актуальность: после монголо-татарского нашествия вспоминать о половцах и призывать князей к объединенному отпору кочевникам было уже поздно, во-вторых, не следует забывать о жанровом своеобразии «Слова», которое также не могло способствовать его популярности в «этикетной» литературе того времени
Арго: история вопроса Развитые естественные языки проявляют себя в различных стилях; нельзя сводить представление о языке к его кодифицированному варианту - с этим утверждением соглашаются большинство филологов и приводят в качестве доказательства результаты стилистического анализа литературных произведений. Оказывается, письменные тексты, хотя они отображают лишь малую долю всевозможных говоров и в них слышны только отдельные звуки живой уличной разноголосицы, доказывают существование всевозможных арго в разные культурно-исторические эпохи. При этом именно те тексты, в которых использован потенциал так называемых сниженных стилей, являются наиболее богатыми, экспрессивными, волнующими даже современного читателя. Из памятников древнерусской литературы здесь уместно упомянуть "Моление Даниила Заточника", о тональности которого не утихают споры и по сей день; письма Ивана Грозного к Андрею Курбскому, демонстрирующие контраст официального языка и мастерски использованного разговорного стиля; и "Исповедь" протопопа Аввакума, неистовая брань которого звучит совершенно не книжно, но живо и естественно.
ЛУРЬЕ Ноях Гершелевич (1885-1960) - еврейский писатель (СССР). Писал на идиш. Роман "Эле Йорш" (1938) о жизни евреев в России; автобиографическая повесть. "Лесная тишина" (перевод на русский язык, 1957). ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921-96) - российский литературовед, доктор филологических наук (1962). В центре внимания развитие общественной мысли в России, древнерусская литература. Книги: "Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 вв." (1960), "Повесть о Дракуле" (1964), "Истоки русской беллетристики" (1970), "Общерусские летописи 14-15 вв." (1977) и др. ЛУСАВАН - название г. Чаренцаван в Армении до 1967. ЛУСАКА (Lusaka) - столица (с 1964) Замбии, административный центр провинции Лусака. 972 тыс. жителей (1990). Международный аэропорт. Пищевая, швейная, химическая, автосборочная промышленность. Университет. Лусака основана в 1905. Возникла как станция строившейся железной дороги. В 1935-64 административный центр британского протектората Сев. Родезия. ЛУСАКЕРТ - пещерная стоянка ашельской и мустьерской культур у одноименного поселка (с 1991 Аргел) в Армении
Содержание ВВЕДЕНИЕ Культурологические основы изучения литературы в аспекте литературного образования Методологические и методические проблемы культурологического подхода в изучении литературы «Диалог культур» как литературоведческий принцип изучения художественных произведений на культурологической основе Интеграция как принцип взаимосвязи литературы и искусства Культурологические основы изучения древнерусской литературы в аспекте культурных ценностей эпохи 2.1 Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв: духовно-нравственный потенциал творчества 2.2 «Слово о полку Игореве» и жанровые параллели в средневековой и мировой литературе 2.3 Художественный мир «Слова о полку Игореве» и его преломление в произведениях живописи, музыки, театра ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Введение Актуальность исследования. Литература – неотрывная часть культуры, её нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи. Её недопустимо отрывать от остальной культуры и, как это часто делается, непосредственно соотносить только с социально - экономическими факторами.
Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царского имени и титула, государственной измене. Произносилось условное выражение: "Суд и дело государево!" или "Суд и дело!". Доноситель и оговоренный подвергались перекрестным допросам с пытками. "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - памятник древнерусской литературы кон. 12 в. В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лироэпического жанра; будучи христианином, он вместе с тем прибегает и к опоэтизированным языческим образам. Опубликованное в 1800, "Слово о полку Игореве" оказало влияние на русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А
По самой своей идее церковные постройки и не должны были рождаться на месте, они были «не от мира сего», другое дело, что, попадая в сей мир, они становились важнейшими ориентирами в нем. Имея умозрительно единый исходный образ, все храмы были связаны подобием своих общих форм. В меру своего достоинства меньшие храмы уподоблялись большим, местные святыни ориентировались на общерусские, а через них и — на общехристианские. Летописи и другие произведения древнерусской литературы ярко свидетельствуют о том, что мысленно человек Древней Руси легко переносился из города в город, из одного места в другое; он ощущал Русскую землю как единое целое и протягивал умозрительные нити от нее и к столице Византийской империи, и к памятникам Святой Земли. Более того, спрессовывая не только расстояния, но и время, он включал ее в контекст мировой истории, проводя параллели между современностью и легендарными событиями прошлого. Христианская религия с ее каждодневным обращением к Священной истории активно содействовала укоренению таких взглядов в широких слоях населения.
В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями. В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XIIвв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести. Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XIIв.
Так, незадолго до монголо-татарского нашествия, на рубеже ХII-ХIII вв. в Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю. Он упомянул, например, III крестовый поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений ХII-ХIII вв. Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо. Литература Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.
Произведения древнерусской литературы – Повесть временных лет, Древнерусская книга, Псалтырь, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о законе и благодати”. Какие функции сосредотачивали в себе древнерусские монастыри – создание архивов, перевод книг, составление библиотек, переписывание книг. Так же монастыри давали образование, которое было не только религиозным. Основные направления культуры Киевской Руси – Важнейшим событием культурной жизни является Крещение Руси – принятие Русью христианства. Культурно-политические причины крещения Руси – Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.
Особый интерес для характеристики обряда XVI в. представляет "чин свадебный", обычно сопровождающий текст "Домостроя", но не включенный в него. Это, с одной стороны, оригинальный памятник древнерусской литературы, с другой - исторический документ, отражающий взгляды московского правительства времени Избранной рады. Он свидетельствовал о стремлении к упорядочению различных сторон частной жизни народа, к созданию таких форм, которые соответствовали бы народным традициям и вместе с тем отвечали требованиям светской и духовной власти. Скорее всего, такие рекомендации не полностью отражали реально бытовавший свадебный обряд (о чем можно судить из сравнения с описаниями, приводимыми в воспоминаниях иностранцев, посетивших Россию в XV-XVI вв.), но они дают представление о существующих этапах брачного обряда, его атрибутике, составе свадебных чинов. Вместе с тем, они помогают понять соотношение древних традиционных элементов свадебного обряда с обрядами, предписываемыми православной церковью. Во второй половине XVI - начале XVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержал множество разнохарактерных в разновременных элементов.
Эти переводы становятся достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой, церковной среде. Грамотный русский человек XI века знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым. Находилась она в Киево-Печерском монастыре, заложенном в 1037 году. Во второй половине XI века начинается летописание и появляются первые памятники древнерусской литературы. В период феодальной раздробленности книжная культура переживала подъем. Увеличилось количество центров летописания, продолжают появляться сочинения религиозных деятелей. Главным мотивом в них была идея единства русских княжеств. Появляются новые жанры в литературе. В то же время в монастырях продолжается переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской литературы. Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на книжной культуре Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность, резко сократилось число самих письменных памятников.
В этом случае с реальной причинностью сочетается по древнерусским представлениям причинность сверхреальная. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает, или почти не знает, условных персонажей. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский. Это все лица, сыгравшие значительную роль в самой истории Руси: князья, полководцы, епископы и митрополиты, реже — бояре. Но есть среди них и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники — и этим лицам также приписывается влияние на ход мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей.24 Большое место в литературе периода Киевской Руси занимал поучительно-бытовой жанр. К нему относятся притчи. Они входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников. Притчи повествуют о вечном. Все совершающееся в мире имеет две стороны. Одна — это то, что произошло, и в этом есть реальная причинность (например, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности родины — причина поражения; мужество и храбрость воинов — причина победы).
При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост и поповых детей", были созданы первые школы для девочек. Общественно-политическая мысль и литература Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет рассматривать многие литературные произведения одновременно как памятники общественно --политической мысли. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее Значительным памятником в этом жанре является "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала, есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшие до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры X в., фрагменты византийских хроник. Древнейшее из известных нам произведений русской литературы - "Слово о законе и благодати", написанное будущим митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.О.Cухого. Кафедра”Философии и социологии” РЕФЕРАТ Русская средневековая эстетика Выполнил студент гр.ПЭ-23: Миньков А.А. Принял преподаватель: Воробьева Л.С. Гомель 2002 СОДЕРЖАНИЕ 1. Древняя Русь 3 2. Русская эстетическая мысль XVII века . 9 3. Литература . 18 ДРЕВНЯЯ РУСЬ Историческая дистанция, даль времен делают особенно впечатляющим величественный силуэт древнерусской художественно-эстетической культуры. Древняя Русь в процессе исторического исследования ее духовной жизни все более поражает воображение нашего современника высоким уровнем эстетического сознания, богатством и разнообразием художественных форм, глубиной постижения нравственно-эстетического идеала. Непревзойденные шедевры созданы древнерусскими художниками и мастерами во всех сферах эстетической деятельности. Творения древнерусских зодчих (прославленный Софийский собор в Киеве, София Новгородская, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, ставшая символом красоты церковь Покрова на Нерли, Успенский собор в Рязани, ансамбли многочисленных кремлевских сооружений русских средневековых городов и т. д.); искусство знаменитых древнерусских иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и др.; памятники древнерусской письменности, включая бессмертное «Слово о полку Игореве» и бесчисленное множество других памятников древнерусской литературы, запечатлели и передали потомкам разностороннюю эстетическую одаренность русского народа, его высокий эстетический вкус.
Особенно успешно развивались самостоятельные варианты, бравшие за основу графику греческого письма. На долю Кирилла пало лишь возглавить и окончательно оформить то, что было во всеобщем употреблении, но не имело правил и известного канона. Кирилл дал не только это, но и основу церковной письменности, создав ее своими руками. Интересно отметить, что латинский алфавит не имел столько подражаний и совершенных образцов. Дальнейшие исследования, несомненно, приведут множество новых, дополнительных доказательств набросанной нами схеме развития славянской письменности. Список использованной литературы 1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., изд."Просвещение", 1985 2. Труды отдела древнерусской литературы Академии наук СССР, 1958 3. "История руссов в неизвращенном виде", 1957, вып. 6-й 4. А. Селищев, "Старославянский язык", Москва 1951, 1-й том 5. "Пересмотр основ истории славян", Москва, 1956 6. Якубинский Л. П. "История древнерусского языка", Москва ,1953; 7. Лихачев Д. С. "Вопросы истории", Москва, 1951 ----------------------- Министерство образования Российской Федерации Иркутский Государственный Педагогический Университет Филологический факультет РЕФЕРАТ Тема: «Письменность древних славян» Выполнил: студент группы 2Б Рахматуллин М. В. Проверил Иркутск 2001
Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. "Слово о полку Игореве" является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. "Словом о полку Игореве" нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора "Слова о полку Игореве", была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как "сведоми къме-ти", воины-богатыри черниговцы "бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу". В "Слове о полку Игореве" описаны страдания простого народа от набегов половцев. В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году.
Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. “Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель- рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как “сведоми къме-ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев. В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году.
Слово необыкновенно ярко рисует феодальные усобицы и раздоры князей, скорбя о том, что они ослабляют Русскую землю. Огромный интерес представляет Слово о полку Игореве для изучения верований древней Руси. В плаче Ярославны олицетворяется природа: “о ветре- ветрило! – обращается Ярославна к ветру. – Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелючи корабли на сине море”. Таким же живым существом представляется в плаче Ярославны река Днепр. Она именует его даже с отчеством – Словутичем. В Слове упоминается и о древних славянских божествах. Боян назван внуком Велеса, бог скота и изобилия, покровителя певцов; русские - дети Даждь-бога, великого бога солнца. В отличие от других памятников древнерусской литературы Слово о полку Игореве не отражает церковной идеологии. Только раз в нем упомянута церковь богородицы Пирогощей, к которой едет Игорь при возвращении в Киев. Слово о полку Игореве включило в свой состав множество преданий, неизвестных нам по другим произведениям.
![]() | 978 63 62 |