телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсё для дома -30% Образование, учебная литература -30% Сувениры -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

найти похожие
найти еще

Фонарь садовый «Тюльпан».
Дачные фонари на солнечных батареях были сделаны с использованием технологии аккумулирования солнечной энергии. Уличные светильники для
106 руб
Раздел: Уличное освещение
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка
Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
66 руб
Раздел: Прочее
Для романа-эпопеи характерно соединение национальной и идейно-нравственной проблематики, но не простое их суммирование, а такая интеграция, в которой идейно-нравственный поиск личности соотнесен прежде всего с народной правдой. Проблемой романа-эпо­пеи становится, по выражению Пушкина, «судьба человеческая и судьба народная» в их единстве и взаимообусловленности; крити­ческие для всего этноса события придают философскому поиску героя особую остроту и насущность, герой стоит перед необходимос­тью определить свою позицию не просто в мире, но в национальной истории. В области поэтики для романа-эпопеи характерно соедине­ние психологизма с сюжетностью, композиционное сочетание общего среднего и крупного планов, наличие множества сюжетных Линий и их переплетение, авторские отступления. 1.2. Чтение и вступительные занятия Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому ма­териалу и создать условия, благоприятствующие пони­манию его. То и другое призвано способствовать актив­ному и эффективному восприятию изучаемого. Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от не­скольких минут до одного-двух часов (в старших классах). На вступительных занятиях учащиеся получают об­щее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей. Работа по изучению художественного текста и твор­чества писателя может предваряться сообщением исто­рических, биографических, лексических, а в старших классах еще и теоретико-литературных, философских, эстетических сведений. Формы этих сообщений могут быть различными. Это и рассказ, и (особенно в старших классах) лекция учителя, и беседа, и анализ письменной работы, ранее предложенной учащимся, и разбор карти­ны, и киноурок. Все это должно возбуждать вни­мание детей. Психологи утверждают, что над вниманием властвует сила эмоций, а пища внимания — новизна . Но под новизной надо понимать, по-видимому, не только новизну факта, но и своеобразие стиля сооб­щения, формы изложения, манеры вести беседу. К наиболее распространенным видам вступительных занятий относится сообщение об эпохе (а в старших классах еще и об историко-литературной обстановке), изложение биографических сведений и объяснение не­понятных слов, встречающихся в изучаемом тексте. Если учитель абсолютно уверен, что никто из присут­ствующих на его вопросы в ходе беседы не ответит, все равно их сле­дует предлагать; в таком случае они выполняют важ­ную психологическую функцию — обостряют внимание учащихся, а также могут играть роль плана, по кото­рому учитель излагает материал. Объем сведений о жизни и деятельности писателя определяется программой и учебником. Если программа не предпола­гает изучения биографии, учитель ограничивается самой лаконичной справкой, цель которой — представить, отре­комендовать автора. Одной из форм изложения биографических сведений является краткий рассказ о жизни писателя, практикуе­мый согласно требованию программы в средних классах. Самостоятельно решая вопрос о том, какие факты из биографии писателя отобрать для своего рассказа, учи­тель обязан руководствоваться такими принципами: Сосредоточивать главное внимание на тех фактах из жизни писателя, которым обязано своим появлением изучаемое произведение, либо тех, которые нашли отра­жение в нем.

Умение воспринимать и оценивать «поэтический колорит» (В. Г. Белинский) появля­ется лишь на основе систематизированных знаний, умений ис­пользовать основные литературоведческие понятия в рецептив­ной деятельности. Уси­лиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся. Постепенно вырабатывается единый подход к усвоению теоретико-литературных понятий, в результате чего сегодня можно говорить о единой системе работы над ними. По словам М. А. Рыбниковой, «теория литературы — это прежде всего принципиальные установки, диктующие и научно разработан­ные точки зрения на литературу. Вместе с тем изучение вопро­сов теории литературы соотносит школьное преподавание с эстетикой, социологией, философией» . В школьной методике преподавания утвердилось (с точки зрения теории литературы основополагающее) представление о художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе. Средства художественной выразительности мо­гут быть поняты и оценены в их взаимной связи и обусловлен­ности, в их эстетической целостности. Забвение этого положе­ния неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению о жизненно-эстетическом содержании литератур­ного текста. Проблема целостности восприятия многогранна в своей ли­тературной и психологической сущности, характер восприятия зависит от жизненного и читательского опыта школьника, его общеэстетической подготовки. Как заметил Л. И. Тимофеев, «.эстетическое восприятие искусства целостно, неразложи­мо. но — в то же время — оно тем глубже и значительнее, чем полнее опирается на предшествующее аналитическое изу­чение строения художественного произведения, во всей слож­ности слагающих его элементов, на ту культуру восприятия» Произведение литературы — целый мир со своими страстя­ми, событиями, законами, героями. Мы соглашаемся и спо­рим с автором, сопереживаем с его героями, прочитанная книга обогащает нас интеллектуально и эмоционально, становится близкой для нас. Но читатель не может на основе одного произведения составить представление о художественной лите­ратуре, об искусстве слова, о творчестве писателя. Художе­ственные произведения живут не изолированной, независимой одно от другого жизнью. Все созданное одним автором образу­ет единое целое, составляет его творческое наследие. В свою очередь, труд писателя связан с работой современных ему литераторов, восходит к традициям предшественников, продолжает их, подготавливает успехи преемников. Познание литературного процесса предполагает знакомст­во с такими понятиями, как «направление», «течение», «стиль». К этой группе понятий относятся литературные роды (эпос, лирика, драма, лиро-эпический жанр) и виды (роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, сонет, элегия и т. д.). Представления о творчестве писателя конкретизируются в программе по рус­ской литературе следующими теоретико-литературными про­блемами: мировоззрение и творчество писателя, идейность и мастерство, стиль, жизненно-эстетическая и общественная по­зиции писателя.

Таким образом, не внешняя история—приключения Чичи­кова — составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ»—помещи­ков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Го­голь с особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее. Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-кре­постнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриоти­ческой силой противопоставлена всему мёртвому царству по­мещиков и чиновников и плутов-приобретателей народна» Русь. Величественным образом Руси — необгонимой тройки». несущейся вперёд, — заканчивается поэма. Беседа в целях проверки домашнего задания, объясне­ние непонятных слов Учащимся было за­дано прочесть первую главу, написать краткий план её, запи­сать слова, смысл которых им неясен. Экономя время, следует спросить у одного из учащихся, какой он составил план первой-главы. Затем путём опроса других учащихся следует уточнить этот план и предложить двум-трём учащимся кратко расска­зать содержание выделенных частей. Всё это делается быстро, лишь с тем, чтобы было выяснено, что учащиеся действительно знают содержание первой главы. Кратко должны быть объяс­нены устаревшие, вышедшие из употребления слова, а также вообще непонятные слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе, такие, например, как «канифасовые пантало­ны» (брюки из канифаса—полосатой бумажной ткани),. «трактир» (ресторан; впоследствии — ресторан низшего раз­ряда), «демикотонный сюртук» (сюртук из плотной бумажной ткани), «сбитенщик» (продавец сбитня—горячего напитка из мёда с добавлением пряностей), «коллежский советник» (гражданский чиновник; в царской России было 14 чинов; кол­лежский советник — средний чин в табели рангов) и т. д. Количество слов, подлежащих объяснению, определяется общим уровнем развития класса. Преподаватель сам должен составить себе список всех устаревших или иностранных слов первой главы (кроме уже названных выше: «кабак», «штучные выкладки карельской берёзы», «нимфа», «мезонин», «антра­ша», «бутошник», «бостончик», «бакенбарды», «ломбард», «спускать на курьерских», «пассаж» и др.) и сам спросить тех или иных учащихся, не дожидаясь того, чтобы его спросили сами ученики. Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы). а) Начало поэмы — въезд Чичикова в город. б) Чичиков на вечеринке у губернатора Поэма не имеет предисловия. Как увидим далее, пре­дисловием к ней можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой, и о двух типах писателей, помещённое в начале седьмой главы. В начале поэмы ••нет и биографии Чичикова, которая перенесена в конец «Гоголь в воспоминаниях», стр. поэмы, дана в одиннадцатой главе. Сам Чичиков описан в на­чале поэмы весьма неопределённо.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Поэма Гоголя "Мертвые души"

Один из основных художественных принципов «Мертвых душ», состоящий в постоянном переключении масштаба изображения из частного в национальный и общечеловеческий, получил творческий отклик и особенно интенсивное развитие в искусстве XX века. И мы ощущаем родство с поэтическим миром «Мертвых душ» в произведениях Булгакова (в «Мастере и Маргарите» еще больше, чем в инсценировке самой поэмы), Айтматова, Томаса Манна, Феллини. А вслед за ними обязательно придут еще другие. Выходные данные АКАДЕМИЯ НАУК СССР Серия «Литературоведение и языкознание» Елена Александровна Смирнова Поэма Гоголя «Мертвые души» Ответственный редактор С. Г. БОЧАРОВ Рецензенты: доктор филологических наук Я. С. БИЛИНКИС доктор филологических наук Б. А. УСПЕНСКИЙ Утверждено к печати редколлегией серии научно-популярных изданий Академии наук СССР Редактор издательства Н. А. Ивановская Художник И. П. Кремлев Технический редактор О. В. Любимова Корректоры И. Г. Каценко и Г. И. Суворова ИБ № 33074 Сдано в набор 28.04.1987. Подписано к печати 16.10.87. М-33148

скачать реферат Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников.

Фоторамка "Poster blue" (70х100 см).
Рамка настенная может располагаться как вертикально, так и горизонтально. Для фотографий размером: 70х100 см. Материал: пластик.
584 руб
Раздел: Размер 50x60 и более
Копилка декоративная "Блюд", 13x11x14 см.
Копилка декоративная. Материал: полистоун. Размер: 13x11x14 см.
334 руб
Раздел: Копилки
Коктейли.
Создание коктейля - сродни созданию музыки! Мало расположить ноты в определенном порядке, нужно, чтобы они ожили и зазвучали. Сочиняя
378 руб
Раздел: Подарочные наборы
 Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе

Вот с таким я работала классом, преподавала у них литературу. (Экстравертная этика панорамный обзор людей и событий, поданный в эмоциональном ключе, причем не совсем по теме вопроса.) PА они знают русский язык? PОни великолепно говорят по-русски. Отбирают их отовсюду, но таких, кто может хорошо говорить по-русски. Вот, допустим, поэма Гоголя «Мертвые души». Завуч присутствовала на первом уроке. Она не выдерживала моих проблемных вопросов (я любила делать проблемные уроки), страшно ругалась на всех ребят, которые вставали и говорили: «А я думаю», «А мне кажется» Она встала со своего места и закричала: «Что это такое? Точка зрения у них появилась! Вот учебник, возьмите и учите!» Но потом, когда она разбирала урок, она отметила положительные стороны, что все ребята перед тем, как изучать «Мертвые души», они все до одного прочитали текст. Она сказала, что в истории школы у них такого не было, чтобы все в классе знали текст. (Ограничительная этика отношений рассказ об успехах учеников подан так, что завуч, не оценивший работу, оказался посрамленным.) PА как же вы этого добились? PА у меня всегда так получалось, что ребята всегда читали книги

скачать реферат Поэма Гоголя "Мертвые души"

Вначале хотел изобразить «всю Русь» «с одного боку». А дал картину небывало разностороннего охвата явлений. Воспринимал «Мертвые души» «предлинным романом». И назвал — поэмой. Можно привести другие примеры странных несовпадений. Но лишь для того, чтобы подчеркнуть оригинальность человеческой и творческой индивидуальности Гоголя. Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью, проникновением в противоречия сущего и возвышением к гармоничным формам жизни, строгой объективностью выводов и изображением собственных, сокровенных раздумий. Этим устремлениям вполне отвечали могучие возможности художника2. Цель данной работы: Проанализировать образ автора в произведении «Мёртвые души». Задачи работы: Изучить историю создания поэмы Гоголя. Рассмотреть характеристику историзма поэмы Гоголя. Проанализировать образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 1. Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души» 1.1 История создания поэмы Гоголя Почти полтораста лет тому назад, летом 1842 года, Огарев прислал Герцену в его новгородскую ссылку подарок.

 Принципы и приемы анализа литературного произведения

Столь же, а может быть, и более важную смысловую и эмоциональную нагрузку несет повторяющийся образ дороги в поэме Гоголя «Мертвые души». Являясь то в путешествиях Чичикова, то в авторских отступлениях, этот образ противостоит мертвому застою русской обыденной жизни, указывая на движение, на живые силы Руси, и композиционно подготавливает один из ключевых образов поэмы — образ скачущей тройки. Важны для композиции произведения не только повторяющиеся, но и противопоставленные друг другу образы. Так, во многих произведениях Есенина («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…» и др.) наличествует важное в смысловом отношении композиционное противопоставление образов города и деревни, мертвого и живого, причем живое для Есенина воплощается в образах природы (всегда одушевленной у поэта), дерева, соломы и т. п., а мертвое — в образах железа, камня, чугуна — то есть чего-то тяжелого, косного, неестественного, противостоящего нормальному течению живой жизни: Видели ли вы, как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним по большой траве, Как па празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок

скачать реферат Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова

Проблематика и структура конфликта «Кому на Руси жить хорошо» — незаконченная поэма-эпопея, по замыслу чем-то напоминающая «Мертвые души» Н. В. Гоголя. В обоих произведениях мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым, от сатиры к патетике. Отрицательные стороны жизни могут связываться с «прошлым» и «настоящим», а также с «внешним», «поверхностным». Положительные — с «будущим», а также с «глубинным», «внутренним» уровнем русского мира. Как и «Мертвые души», поэма Некрасова осталась незаконченной. В «Бабьей притче» говорится о том, что «ключи от счастья» безвозвратно утеряны и на вопрос, где они, нет ответа (это созвучно драматическому вопрошанию Руси в поэме Гоголя «Мертвые души»: «Русь, куда же несешься ты, дай ответ! Не дает ответа»). В поэме обнаруживается два уровня проблематики (или конфликта) — социально-исторический (последствия крестьянской реформы, ср. в «Элегии»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?») и глубинный, символико-мифологический, философский (сущность национального характера, ср. в «Размышлениях у парадного подъезда»: «Ты проснешься ль, исполненный сил, // Иль, судеб повинуясь закону, // Все, что мог, ты уже совершил, // Создал песню, подобную стону, // И духовно навеки почил?»).

скачать реферат Гражданское право

Однако если незадачливый "писатель" слово в слово воспроизведет поэму Гоголя "Мертвые души" под своей фамилией, то он становится нарушителем чужого права интеллектуальной собственности, поскольку уже сам факт создания произведения, подпадающего под признаки объекта авторского права, дает его автору весь арсенал средств правовой защиты. Объекты патентного права — изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Любой человек, обладающий достаточным уровнем знаний и умений, может смастерить какое-нибудь устройство, совершенно не догадываясь, что где-то за тысячи километров другой изобретатель, пусть с незначительными изменениями, независимо от него повторил это конструктивное решение (вот почему столь остры споры о первенстве в изобретении самолета, атомной бомбы и других полезных и не очень вещей). Для того, чтобы получить гражданско-правовую защиту в этом случае, автор должен поспешить запатентовать свое детище в специальном государственном органе, и уже после получения патента он вправе требовать от других лиц соблюдения его авторских прав. 6. Ценные бумаги — объект гражданских прав За свою многовековую историю гражданское право освоило немало инструментов, облегчающих осуществление имущественного оборота.

скачать реферат Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души" В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь опредеил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду" - I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.

скачать реферат Сюжет и композиция "Мертвых душ". Почему автор назвал свое произведение поэмой?

Ревизская сказка, то есть опись крепостных происходила один раз в четыре года. Душами считались только мужчины. Они были товаром. Чиновник Чичиков воспользовался этим всем и заложил мертвые души за деньги. На сюжете с мертвыми душами можно было создать плутовской роман. Так представлялся поначалу Гоголю жанр его произведения. Кроме того, этот сюжет был современен. Пушкин рассказал Гоголю об одном господине, скупавшем мертвые души в Псковской губернии, - из этого и родился сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души». Другой сюжетной частью первого тома является пародийное и как бы комедийное использованье авантюрных мотивов. Эту картину «взбунтованного» города уже современники сближали с сюжетом «Ревизора». Разница была, однако, очень существенной. В «Ревизоре» ошибка чиновников невольно вскрывает подлинный быт и подлинные характеры, в том числе характер самого Хлестакова. В «Мертвых душах» ложные предположения громоздятся друг на друга, вскрывая прежде всего глупость и ограниченность, малую культурность губернского общества.

Казан Вок "Webber" BE-905/30, 4,4 л.
Объем: 4,4 л. Диаметр: 30 см. Глубина: 10,5 см. Толщина дна: 7 мм. Толщина стенок: 4 мм. Глубокий вок из облегченного чугуна серии «Черный
1407 руб
Раздел: Казаны
Набор детской посуды "София. Дисней", 3 предмета.
Детский набор посуды "София" сочетает в себе изысканный дизайн с максимальной функциональностью. Предметы набора выполнены из
447 руб
Раздел: Наборы для кормления
Набор для уборки Vileda "Easy Wring. Turbo", швабра+ведро с педальным отжимом.
Набор Vileda "Easy Wring. Turbo" состоит из плоской швабры с телескопической ручкой и ведра с педальным отжимом. Подходит для
3699 руб
Раздел: Швабры и наборы
скачать реферат Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» – все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Как это ни странно, наш герой – единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, наблюдая как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете, не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «человеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие – самые опасные. В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духовного возрождения главного героя. Преодоления зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению.Н. В. Гоголь Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем".

скачать реферат Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Он писал, что «пока готов принять слово поэма в отношении к «Мертвым душам» за равносильное слову «творение». Полемика вокруг «Мертвых душ» разрасталась, захватывая все новых и новых участников. В «Современнике» появилась статья П.А. Плетнева с разбором поэмы, названная Белинским «умной и дельной», статья С.П. Шевырева в «Москвитянине», вызвавшая сатирические замечания Белинского; К. Аксаков ответил Белинскому в «Объяснении», где продолжал развивать свои отвлеченно-идеалистические воззрения на жанр поэмы. Ответ Аксакову Белинский дал в статье «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»1, в которой поставил четкие общественно-исторические и материалистические тезисы своего понимания жизни и движения общечеловеческого, мирового литературного процесса от древних поэм Индии, Греции до середины XIX века, до появления романов В. Скотта, Ч. Диккенса, русских романов, в первую очередь «Евгения Онегина», «Героя нашего времени». Историзм Белинского, «историческое созерцание», по его выражению, дало ему возможность показать процесс развития древнего эпоса в роман, который является «представителем современного эпоса».

скачать реферат Стихотворение Н. А. Некрасова “Элегия”

И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель — служение народу — до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия — это традиционный лирический жанр, содержание которого — любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен. В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз — со стихотворением “Эхо”: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва. Таков И ты, поэт! Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: .Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа. “Не дает ответа” — это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”.

скачать реферат Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

ОглавлениеВведение Глава 1.Изучение эпических произведений в школе 1.1. Специфика эпоса 1.2.Вступительные занятия 1.3.Зависимость анализа от рода и жанра произведения 1.4.Понятия теории литературы 1.5. Заключительные занятия Глава 2. Особенности изучения повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» 2.1.Вступительное занятие и чтение произведения 2.2. Анализ повести «Собачье сердце» 2.3.Заключительное занятие 2.4.Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.ЗаключениеЛитература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отно­шения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию чита­тельских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста. Изучение произведений в соответствии с особен­ностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воз­действие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.

скачать реферат Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя “Мертвые души” автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма - значительное по объему ли-рико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение (поэма) до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичующей силой - это отличает его от предшественников и современников. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербола - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет “Мертвых душ”, подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. По словам Герцена, Гоголь обратился “к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и больших городов.

Брелок для поиска ключей.
Брелок для поиска ключей - просто находка для тех, кто часто теряет ключи либо какие-нибудь вещи в доме. Просто прикрепите брелок к
315 руб
Раздел: Пластиковые брелоки
Ножницы "Pigeon" для детских ногтей.
Детские ножницы для ноготков самых маленьких Pigeon - их маленькие, тонкие закругленные лезвия позволяют без опаски подстригать ноготки
709 руб
Раздел: Маникюрные наборы детские
Глобус "Зоогеографический детский", 250 мм.
Зоогеографический детский глобус — это отличный подарок ребенку. Благодаря ему ваши дети узнают не только об устройстве планеты, на
502 руб
Раздел: Глобусы
скачать реферат Комплекты тем сочинения для проведения письменного, экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений 2001/02 учебный год

Герои и проблематика одной из поэм Л.С Пушкина 8. «Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством.» В.Ключевский (По одному из произведений русской литературы.) № 21 1. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.И Толстою «Война и мир». 2. «Звезды смерти стояли нал нами.» (По поэме А.Ахматовой Реквием») 3. «Повесть о капитане Копейкине». (Анализ фрагмента поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души») 4. Стихотворение Л.Фета «Это утро, радость эта.» (Восприятие, истолкование, оценка) 5 Особенности стиля одного из русских писателей XIX века 6. Черты романтизма и одном из произведений русской литературы XX века. 7. Тематика и образы одного из рассказов И.С.Тургенева 8. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». И Л Добролюбов (По одному из произведений русской литературы.) № 22 1. Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».) 2. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Природа и человек в произведениях И.Бунина.) 3. «О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) 4. Стихотворение А.Фета «Заря прощается с землею.» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века 6.

скачать реферат Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя

Как мы писали, у Гоголя можно выделить четырех явных трикстеров: Ноздрев, Чичиков, Шиллер и Нос (или Ковалев?!). В произведениях Гоголя нос имеет ряд функций. Во-первых: обозначение мужского начала и силы духа (например, «марсовость и воинственность» Чичикова), во-вторых: асоциальность образа героя (на фоне «других» персонажей «Мертвых душ» Ноздрев и Чичиков ярко выраженные» асоциальные типы»), в-третьих: необузданная сексуальность (например, Ковалева). Особенно заметна главенствующая роль носа в произведениях Гоголя «Мертвые души» и «Нос». Но главная особенность нашей работы в том, что мы рассмотрели эту проблему в совершенно ином ракурсе – немного, казалось бы абсурдным, но интересном – мы рассмотрели ее через призму мифологического мышления. Список литературы Манн Ю.В. – Собрание сочинений в 7-ми т. – М.:1978г. Лотман Ю.М. – В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. – М.: Просвещение – 1998г. Набоков В.В. – Николай Гоголь//Набоков В. В. Собрание сочинений американского периода в 5-ти томах – 1997г. Рыбаков Б.А. – Язычество древних славян. – М. – 1994г. Гоголь Н.В. – Избранные сочинения в 2 т. – М.: Художественная литература. – 1984г.

скачать реферат Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя

Широкие рамки повествовательной формы, которую представ­ляет эпос позволяют поместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Жанр произве­дения выступает как одно из средств раскрытия его содержания. Цель работы –показать специфику изучения эпических произведений в V – VI классах. Задачи: - познакомиться с теоретическим материалом по теме; - изучить методику преподавания эпических произведений; - описать методику изучения повести Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки» Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы. Глава 1. Изучение эпических произведений 1.1.Задачи работы над эпическим произведением Эпос — один из трех родов художественной литературы. Конкретизируя теоретический смысл понятия «эпос», Л. И. Тимо­феев на первый план выдвигает «развернутое изображение че­ловеческих характеров, повествовательность, сюжетность, мно­гогранность образов».

скачать реферат Технические средства образования в детском саду

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок опре­деляет характер вопросов и заданий перед прослушиванием. Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, свя­занное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера гово­рить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие. Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей ра­боты, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.