![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Произведения А.С. Пушкина для детей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
За то, что ее герой Гвидон молод и хорош собой. За то, что сказка счастливо кончается. Но не только в этом ее сила. Сказка полна движения. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна К царству славного Салтана. Вот такой веселый, легкий ветер подгоняет действие во всех сказках Пушкина. Дети и сами любят двигаться, и вещи они любят двигать, и в сказках любят движение. В детстве человек бывает нетерпелив. Пушкин как бы рассчитывает на это в своих сказках. Действие у него нигде не замедляется и не застаивается. И даже внешнее построение сказок таково, что кажется, будто они состоят из отдельных, законченных звеньев, все время сменяющих друг друга. Детским писателям следует учиться у Пушкина этому замечательному умению придавать отдельным двустишиям, четверостишиям, восьмистишиям смысловую и ритмическую завершенность и цельность. Если бы вся сказка о царе Салтане не была бы написана, а существовали бы только четыре ее строки: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет, то и они были бы замечательным и законченным произведением искусства. ---- Народная сказка во времена Пушкина еще не имела прав гражданства
Содружество продолжалось пятнадцать лет. Благодаря познавательности, увлекательному содержанию и доступности книг, успех изданий "Посредника" был небывалый. Это отразилось на всем предприятии. Товарищество открывает книжную торговлю в Москве, в доме графа Орлова-Давыдова. А еще через два года покупает собственную типографию. Доход Товарищества с 270 тысяч рублей возрос за шесть лет вдвое. Вскоре книги стали продаваться и в Петербурге в здании Гостиного двора. В 1889 году после кончины В.П. Нечаева в состав Товарищества вошел М.А. Улыбин. Издательская деятельность расширяется. Печатаются произведения Пушкина, Крылова, народные былины со сборника Кирши Данилова, Кириевского, стихи Кольцова. Среди литературы для детей – красочно оформленные серии, куда входили "Хижина дяди Тома", "Робинзон Крузо", "Избранные сказки" по Афанасьеву. Кроме того, широкое распространение получили специальные книги по вопросам медицины, воспитания. Товарищество приобретает характер солидной книгоиздательской фирмы. Сытин часто посещает заседания московского комитета Грамотности, уделявшего много внимания вопросу просвещения народа. Здесь он знакомится и сближается со многими подвижниками этого направления деятельности – Д.И. Тихомиро-вым, Н.В. Тулуповым. Вскоре Сытин стал выпускать брошюры и картины московского комитета Грамотности и серию народных книжек под девизом "Правда".
В день смерти поэта в доме нашлось едва 300 рублей. Несчастлива Наталья Николаевна и в супружестве: Александр Сергеевич требует скромности, сам же по-прежнему живет вольно и бурно: молва связывает с ним имена различных дам, даже с Александрой Николаевной, сестрой жены (возможно, пустая сплетня, но жалит больно). К тому же Пушкин все чаще говорит о переезде в деревню, где меньше суеты и расходов, а пишется лучше. Но что делать в деревне Наталье Николаевне? Стариться? Вот если бы Пушкина как-нибудь не стало, тогда Можно и мужа найти нового, и вообще Но пускать дело на волю случая негоже, нужно, по примеру обеих государынь Екатерин направлять его собственной волей. Муж вспыльчив, легко идет к барьеру? Значит, так тому и быть! Провокация с графом Соллогубом не удалась? Следует удвоить усилия! Результат известен. В чем же выгода Натальи Николаевны? Полностью оплачены долги мужа, очищено от долгов наследуемое имение, она и дети получили пенсию, заметно превышающую жалование поэта-историографа, вдобавок, стали собственниками имущественных прав на произведения Пушкина
В повседневной жизни практичность многих сангвиников может быть также нравственно подмоченной, хотя и в дружбе с уголовным кодексом (вспомним Остапа Бендера). Синтонные писатели и художники изображают в своих вещах прежде всего реалистическое действие и живые, бытовые, чувственные людские переживания – будь то проза Рабле, Дюма-отца или произведения Пушкина, пьесы Островского, повести Моравиа и Саган, будь то картины передвижников, Ренуара, будь то музыка Моцарта, Мусоргского, Штрауса. Синтонность вообще свойственна простому народу, народным сказкам, поверьям. Синтонность объединяет простолюдина и с ребенком, и с интеллигентом. В детях, в целом, тоже больше синтонности, яркой языческой реалистичности. К зрелости люди становятся суше и более собою, сообразно генетически заложенному в них. Не случайно именно сангвинический Пушкин творчеством своим создал полнокровный, «вкусный» русский язык для всей страны: и для детей, и для разнообразных взрослых. Даже замкнуто-углубленная (аутистическая) Ахматова любила Пушкина, но не тревожно-сомневающегося (психастенического) Чехова. В то же время Запад, не способный в полной мере чувствовать наше пушкинское национальное чувственное, более проникается точнее переводимыми на другие языки нравственно-художественными размышлениями Достоевского, Толстого, Чехова.
И из куража охотно демонстрировал целый букет своих якобы странностей и причуд. Как-то в Америке Шаляпин пел знаменитую партию Дона Базилио, подчеркнуто щеголяя торчащим из кармана грязным носовым платком. Он то вытаскивал его, то клал обратно в карман, то делал вид, что сморкается. Эта его выходка тут же попала в газеты: "Неужели Шаляпин не имеет возможности хотя бы для сцены купить чистый носовой платок? Какое неуважение к публике! Разве она недостойна чистого платка?". Перебирая ворох газет, Шаляпин довольно улыбался, по обыкновению ворча: "Бездарные лошади! Шаляпин может купить чистый платок, а вот Дон Базилио — не мог бы..." Разве нельзя назвать куражом строки Пушкина: «Читатель ждёт уж рифмы “роза”. На вот, возьми её скорей!»...? Не отстают и наши современники. Возьмём наудачу Григория Остера, автора известных произведений для детей и их родителей типа “Вредных советов” и “Противных задач”. Вот одна такая задачка. Скорость машины, в которой сидят преступники, ограбившие банк, 100 км/час, а скорость милицейской машины 110 км/час
Из опыта работы над изучением темы “Пушкин на Украине” я могу сообщить следующее. Половина моей педагогической деятельности прошла на Украине, половина – в России. Изучая творчество Пушкина на Украине, в Кирпасовке Тульчинского района, я обычно проводила интегрированное внеклассное мероприятие “Чары сопiлки” или “Люби и знай творчество Пушкина”. В селе есть музыкальная школа, музей П.И. Пестеля. В 12-ти километрах от Кирпасовки – Тульчине, где тоже музей. Еще до проведения мероприятия проводится большая работа учителями истории, музыки, литературы: экскурсии в музеи, к месту захоронения “Русской правды”, разучивание произведений Чайковского. Литераторы готовят доклады, помогают ребятам в разучивании стихов, инсценировок. Теперь, работая в русской школе, я строю уроки и внеклассные мероприятия немного по-другому. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина было подготовлено внеклассное мероприятие “Мы любим Пушкина”. В нем приняли участие ребята из разных классов. Одни разучивали стихи, другие – народные песни на стихи А.С. Пушкина. Дети разучили “Зимний вечер”, “Узник”. В подготовке этого внеклассного мероприятия большую помощь оказали учителя музыки, труда, рисования.
Состоит в дальнем родстве с известным художником Марком Шагалом. Сочинять стал, по его словам, примерно в семь лет. В одиннадцать написал продолжение «Тимура и его команды», в 16 - свой первый сонет. Серьезному увлечению поэзией способствовали его занятия поэтической студии московского Дома пионеров под руководством талантливого поэта и переводчика А.А. Альвинга. Там он познакомился не только с техникой стихосложения, но и понял главное: «Стихи - это музыкальные произведения, состоящие из слов. Если человек не чувствует ритм, слова, пожалуй, ему не стоит даже пробовать заниматься рифмоплетством». занимаясь в студии, он много читает, в том числе запрещенных тогда Мандельштама, Ахматову, Есенин. Его любимый поэт на всю жизнь - Пушкин. Сапгир заявляет, что состоялся как поэт в 30 лет. После стихов «Бабья деревня», «Вон там убили человека», все, что было написано до этого, он уничтожил. Его первая книга стихов «Голоса» написана в конце 50-х годов, вторая - «Молчание», затем - «Монологи» и др. Лучшие стороны поэтического дарования Сапгира воплотились в произведениях для детей, прежде всего в стихах, хотя это далось ему не сразу.
Чтобы лучше познакомить школьников с творчеством крупнейших писателей, чтение их произведений проводится в определённой системе. Произведения русских писателей от класса к классу расположены по степени нарастающей трудности. Постепенное усложнение текстов от класса к классу покажем на пример отдельных произведений А. С. Пушкина из тех, которые читаются детьми. Школьники сначала знакомятся с очень ясными по языку и настроению сочинениями «Утром» и «Ещё дуют холодные ветры»; затем, во втором классе, читают более сложные пейзажные зарисовки из «Евгения Онегина»; в третьем классе впервые встречаются с лирикой: «Зимнее утро» и «Зимний день», где картина природы даётся в связи с личными переживаниями поэта. Усложняется и работа над сказками. В первом классе дети читают (трудные части текста читает учитель) «Сказку о рыбаке и рыбке», где характеры героев очень чётко очерчены, их немного, и понимание идейно-художественного смысла произведения даётся детям без особых затруднений. Во втором классе дети читают «Сказку о царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди». В ней по сравнению со «Сказкой о рыбаке и рыбке» больше действующих лиц, сложнее сюжет, идёйно-художественный смысл сказки требует более тонкого анализа текста.
Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале; б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например, «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К.Г.Паустовского»; в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в творчестве Н.А.Некрасова», «Я люблю читать К.И.Чуковского»; г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению - характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С.Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын полка В.Катаева», «Обезьяна в баснях И.А.Крылова», «Рики-Тики-Тави-победитель». Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками. Сочинение сказок. Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки.
Представить,как выглядела одежда в эти годы,можно прочитав произведения Пушкина,Лермонтова,Гоголя,Лажечникова,Фонвизина и других писателей.Но можно все это увидеть и на картинах русских художников:Рокотова, Левицкого,Тропинина,Брюллова,Федотова. Рассмотрев русский городской костюм за столетие(с 1750 до1850-х) можно сказать,что изменение одежды тесно связано с развитием моды ,которая отражает определенные ,характерные для данного времени и общественных условий представления людей о красоте.С развитием человеческого общества эти взгляды меняются,следовательно,постоянно меняется и мода.С изменением моды,меняется не только стиль,покрой или цветовая гамма одежды,но и приемы шитья,конструирование,моделирование.Появляются более сложные по технике исполнения детали,исчезают громоздкие приспособления(например:усовершенствование кринолина от "панье" до турнюра).С развитием промышленности,особенно текстильной,появяются новые типы тканей,кружева и гипюр фабричной выработки.На развитие моды,пришедшей в Россию из Европы,преимущественно из Парижа,накладывает свой отпечаток и специфика русского народного костюма (сарафаны,душегреи,кафтаны,кокошники и венцы в головном уборе).Немаловажно то,что развитие модной одежды формировалось в иных природных и погодных условиях,чем в Европе (долгие,холодные зимы,промозглая погода в Петербурге).
Как правило, это или отсутствие концовки, или той строфы, где описывается отдых путников. Конечно, следует учесть, что это стихотворение не анализировалось под руководством учителя, т.е. дети должны были выполнить данное задание, используя только свое умения работать со стихами большого размера. По-видимому, для большинства детей (67%) строфы в этом стихотворении оказались несвязанными между собой по смыслу, тем более, что язык произведения довольно сложен для детей 3-его класса. Задание 4. 1. Найдите сравнения в стихотворении Некрасова "Славная осень". 2. В произведении Пушкина "Вот север, тучи нагоняя " найдите слова, без которых стихотворение потеряло бы свою красоту. 3. В этом же стихотворении найдите выражения или отдельные слова, в которых передаются звуки. Цель: Определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка. Анкетирование, проведенное среди 23 младших школьников, дало следующие результаты: 1. а)не нашли сравнений-17% б)найдено одно сравнение-30% в)найдено два сравнения-36% г)найдены все три сравнения-17% Анализ ответов показывает, что большинство детей не знают, что такое сравнение, хотя им этот материал давался.
Детство поэта проходило на окраинах Москвы (в Новой слободе, у Подвисков), где квартиры были дешевле, и в Звенигородском уезде — в обществе няни Несси, среди книг домашней библиотеки. Е. О. Волошина любила русскую классическую литературу и рано познакомила своего сына с лучшими ее образцами. Благодаря удивительной памяти Макс, которому еще не исполнилось пяти лет, знал наизусть многие произведения Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Он легко запоминал сказки, стихотворения и даже целые поэмы. «Любил декламировать, еще не умея читать. Для этого всегда становился на стул: чувство эстрады»,— вспоминал он. С пяти лет Волошин начал читать. Любознательный, остроумный, не по годам развитой мальчик отличался большой наблюдательностью а обнаружил детское тяготение к творчеству: лепетал свои первые стишки, с увлечением рисовал. Е. О. Волошина поощряла увлечения сына литературой и живописью, но хотела дать ему хорошее систематическое образование. В 1883 г. она поселилась в одном доме с семьей инженера О. П. Вяземского, к детям которого был приглашен гувернер — студент Н. В. Туркин, романтик и фантазер, своеобразно относившийся к своим педагогическим обязанностям.
Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии - первая любовь поэта. Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта. В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока. Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.
Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных). 3. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени (Источник: А.Я.Флиер МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ) Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба - и царь Борис, и Раскольников - совершают преступления, оправдывая себя "благими намерениями", забывая, что именно ими вымощена дорога в ад. "Капитанская дочка" - наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пугачевского бунта" - документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин", по своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин - исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин - поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".
В 1773-1775 годах на юго-востоке Российской империи вспыхнула крестьянская война – антикрепостническое восстание, предводительствуемое Емельяном Пугачевым. События восстания получили отображение в двух произведениях Пушкина: в монографии «История Пугачева» и повести «Капитанская дочка». Работая над ними, поэт-историк стал признанным знатоком «Пугачевщины», сам он в одной из записок А.И.Тургеневу аттестовал себя – в шутливой форме – историографом Пугачева. Но с его «Истории Пугачева» собственно и началась научная историография последней Крестьянской войны в России. К созданию этой книги Пушкин подошел с арсеналом и навыками опытного профессионала, собрал и критически изучил массу исторических источников и, опираясь на них, мастерски исполнил свою главную задачу, заключавшуюся в «ясном изложении происшествий, довольно запутанных», дал впечатляющие картины стихии народного движения и отчаянной борьбы повстанцев с войсками Екатерины II. О кропотливой работе Пушкина с источниками свидетельствуют как страницы «Истории Пугачева», так в особенности многочисленные рукописные заготовки к этой книге: копии и конспекты документов в «архивных» тетрадях, записи рассказов современников восстания и заметки в дорожной записной книжке, Некоторые из этих материалов были использованы потом при написании «Капитанской дочки».
С какой гордостью говорит автор о Москве: Ребята! Не Москва ль за нами?Боевой призыв полковника умереть за Россию не просто красивые слова, сказанные для истории, а порывискренней любви к самому дорогому, что есть у человека на земле – к своей Родине, к Москве. Москву воспевали многие поэты XIX века Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин » Отдельное место Москва занимала в жизни А. С. Пушкина. "Москва. как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось » -восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение "Воспоминания в Царском Селе": Края Москвы, края родные, Где на зоре цветущих лет Часы беспечности я тратил золотые, Не зная горести и бед. Где ты, краса Москвы стоглавой, Родимой прелесть стороны? Где прежде взору град являлся величавый, Развалины теперь одни. .Все пламень истребил.стихотворение "Всеволжскому" и другие, трагедия "Борис Годунов", повести "Гробовщик", "Рославлев" очерк "Путешествие из Москвы в Петербург".
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО 1813-1820 Первые из достоверно известных нам произведении Пушкина относятся к 1813 г. и свидетельствуют уже о периоде зрелого ученичества. Французская культура poesie fugi ive, царившая в доме Пушкиных, борьба карамзинистов с архаиками, в которой юный поэт не колеблясь избрал стан первых, молодость, влекущая к чувственным наслаждениям, — все это предопределило выбор поэтической школы в творчестве Пушкина самого раннего периода. Это была школа легкой поэзии, во Франции пережившая расцвет в конце XVIII в. Аллегорическим языком внеиндивидуального восприятия жизни ранняя лирика Пушкина повествует о судьбе «человеческой» И ты любезный друг, оставил, Надежну пристань тишины, Челнок свой весело направил По влаге бурной глубины; Судьба на руль уже склонилась. Спокойно светят небеса, Ладья крылатая пустилась — Расправит счастье паруса. Дай бог, чтоб грозной непогоды Вблизи ты ужас не видал, Чтоб бурный вихорь не вздувал Под челноком шумящи воды! .Конечно, при этом в стихотворениях Пушкина нередко проскальзывают и реальные приметы жизни, но инерция стиля явно сильнее живых впечатлений: Мне видится мое селенье, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено.
![]() | 978 63 62 |