телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВидео, аудио и программное обеспечение -30% Рыбалка -30% Электроника, оргтехника -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
66 руб
Раздел: Прочее
Оглавление Введение Глава 1. Религия и коммунистическая идеология § 1.1 М.А. Булгаков об отношении к религии в советском обществе § 1.2 Несовместимость марксизма с религией – истоки трагедии главного героя романа Глава 2. Религия и советское общество § 2.1 Антирелигиозная пропаганда – основная причина массового атеизма § 2.2 Герои Булгакова – адепты и жертвы атеизма § 2.3 «Мастер и Маргарита» – историческое свидетельство положения литературы и писателей в 30 е годы XX века Заключение Ссылки Список литературы Введение Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - не просто выдающееся литературное произведение, это уникальный исторический источник, повествующий об общественных процессах в СССР конца 20х – начала 30х годов 20го века, когда сталинское большинство руководства коммунистической партии окончательно сформировало тоталитарное государство, основное условие существования которого – всеобщий страх, описанный М. А. Булгаковым. Страхом охвачены все герои – современники автора, прежде всего, главные герои – Мастер, Маргарита, Иван Бездомный. Чего же они все-таки так сильно боялись? Постановка проблемы. В своем романе об Иисусе Христе и Понтии Пилате Мастер описывает события двухтысячелетней давности, его герои рассуждают об абстрактных нравственно-философских проблемах. Тем не менее, одно лишь знакомство с этим произведением вызывает страх у редактора, ярость у критиков и чувство обреченности у автора, как только он осознал, как восприняло литературное сообщество его труд, и в чем его обвиняют. Причину этого феномена я постараюсь раскрыть в данном исследовании. Цель и задачи. Провести историко-культурное исследование, цель которого - выявление характерных черт отношения к религии и атеизму в Советском Союзе в 30е годы XX века на основе анализа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», для чего необходимо найти : Главную причину трагической судьбы Мастера и ее типичность для 30хгг.XX века. Причины, заставившие Мастера не только смириться с тем, что его произведение не увидит свет, но и поверить в свою обреченность и типичность этого явления. Влияние атеистической пропаганды на основную массу населения СССР, в том числе и малообразованных героев романа «Мастер и Маргарита». Насколько ценным источником по истории советского общества является роман М.А. Булгакова. Гипотезы. Предполагаю, что главная причина в том, что тоталитарное государство не может существовать там, где в обществе есть свобода мнений. Марксизм-ленинизм, безраздельно господствовавший в годы сталинской диктатуры, действительно несовместим с религией. Основная масса населения СССР была малообразованна и подвергалась массовой атеистической пропаганде. События, опровергающие «единственно верное учение» вызывали у таких людей не только страх, но и потрясение, ведь их атеизм был хоть и примитивным, но искренним. Этот источник особенно ценен потому, что в то время было создано очень небольшое количество произведений, правдиво и глубоко анализирующих происходящее изнутри, а не тогда, когда оценка происходящего уже сменилась. Актуальность. С 90х годов XX века Россия переживает возрождение интереса к религии, внимания к ней со стороны общества и государства.

XX века Совсем другое дело – Мастер, высказавший в романе свои взгляды, свое отношение к миру, отречение от которого для него физически невозможно. Поняв (раньше он об этом просто не думал), что он несовместим с советской идеологией, Мастер не сомневается, что обречен на гибель. Вовсе не потому, что собирается бросать ей вызов. Просто он отлично знает, какой должна быть советская литература, и что бывает с «уклонившимися». Роман создавался с конца 20х годов по конец 30х, т. е. в период нараставшего, как снежный ком, террора от коллективизации и первых процессов против «вредителей», до последовавшего за убийством С.М. Кирова (1 декабря 1934 года) «большого террора». Менялось и положение литературы и литераторов. Вольница 20х годов – все эти «ЛЕФы», «напостовцы», «РАППы» и просто «попутчики» ушли в прошлое. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «о перестройке литературно-художественных организаций». Суть его заключалась в том, что создавался единый союз советских писателей, объединявший всех писателей, поддерживающих «политику Советской власти»14. Это означало, что теперь право быть писателем давала коммунистическая партия и парторганизация союза писателей, стоявшая во главе этого союза и контролировавшая прием и исключение. Кто теперь осмелится напечатать произведение не члена союза? И как попасть в союз, если твои произведения недостаточно «идейны»? Правда, в первый миг многим показалось, что не все так страшно. Ведь началась история Союза писателей с показухи на весь мир - I съезда в 1934 г. Всего за год до этого к власти в Германии пришли фашисты, и в страхе на Западе заговорили об угрозе новой мировой войны, о союзе с СССР. Советское руководство стремилось привлечь к себе западную творческую интеллигенцию, поэтому пригласило известных писателей – Мартина Андерсена-Нексе, Жана-Ришара Блока, Луи Арагона и других, которым было позволено публично встать на «защиту тех, кто не может поспевать за нами», призывать к идейной терпимости, чтобы не толкнуть «широкие массы запада в сторону фашизма»15. Не только иностранцам, но и советским писателям удалось сказать многое. Так, например, Илья Эренбург смог призвать «беречь те формы литературы, которые пока доступны лишь «интеллигенции» и «верхушке рабочего класса» так как «простота это не примитивизм»16 Даже один из вождей (правда, в те времена уже опальный), Николай Бухарин, заявил в своей речи, что «социалистическое искусство может вырасти лишь из многообразия, высокого качества и широкой свободы соревнования»17. Не случайно до середины 30х гг. М.А. Булгаков надеялся опубликовать свой роман. Из воспоминаний Евгения Габриловича известно, что он именно в это время читал своим друзьям – Юрию Олеше, Евгению Габриловичу и другим один из вариантов романа, намереваясь учесть их критику при подготовке к публикации. Так что не только наивные и далекие от мира литературы люди, такие как Мастер, до декабря 1934 г надеялись на лучшее, на какое-то подобие свободы творчества. Начало «большого террора» оборвало подобные чаяния. Булгакову стало ясно, что его произведение не увидит свет при его жизни. Однако, в отличие от своего героя, писатель не впал в отчаянье. Человек трезвомыслящий и бывший в фаворе у Сталина, он не строил иллюзий – знал, что «высокая» милость в мгновение может превратиться в свою противоположность.

Он даже добился в 1909 г. официального осуждения большевиками «богостроительства» специальной резолюцией7. И позже, став во главе Советской России, Ленин огромное внимание уделял борьбе с религией как идеологией, стремясь не только физически уничтожить или сослать священнослужителей, но прежде всего дискредитировать их в глазах народа. Глава 2. Религия и советское общество § 2.1 Антирелигиозная пропаганда – основная причина массового атеизма Даже самые обычные, не очень начитанные товарищи, вроде Ивана Бездомного, в 20е - 30е годы ежедневно сталкивались с нетерпимым отношением к религии со стороны власть имущих, с постоянной, планомерной, охватившей всю страну антирелигиозной кампанией, которая стала утихать уже после смерти Булгакова. Собственно на формирование таких «Иванов Бездомных», т.е. родства не помнящих, и была направлена вся эта пропаганда. Советской власти требовались люди безгранично преданные, грамотные (чтобы могли заниматься квалифицированным трудом), но знакомые с мировой культурой только в рамках, обозначенных партией (чтобы не думали лишнее). Почва была благодатной – в 1917 году более 70% населения были неграмотны, на их сознание воздействовать было просто, особенно если речь шла о молодых людях. В самый разгар гражданской войны в 1919 году В. И. Ленин подписал указ о «ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», причем речь шла не просто о том, что все граждане от 8 до 50 лет обязаны уметь читать и писать. Огромное внимание уделялось подбору книг: «если после выхода советской книги ее нет в библиотеке, надо, чтобы мы знали, кого посадить» - писал Ленин в 1921 г. 8 Таким образом, для большинства советских граждан стала доступна только тенденциозная литература, тем более что именно она излагала все ясно, схематично, понятно даже для малограмотного человека. Разумеется, в простой и доступной форме в миллионы голов вбивалась мысль о том, что только марксизм может указать дорогу к коммунизму, к обществу, в котором они, рабочие и крестьяне, будут счастливы, но марксизм базируется на материализме, следовательно, идеализм (в том числе религия) и его сторонники – враги коммунистических идей. Борьба с «религиозными пережитками» была неотъемлемой частью работы партийных, комсомольских, пионерских, профсоюзных организаций. Существовал целый «союз воинствующих безбожников» и большую роль в его возникновении сыграла издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник», вокруг которой сложилась широкая сеть корреспондентов и кружки читателей. На их основе в августе 1924 в Москве образовалось общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В апреле 1925 года состоялся 1-й съезд ОДГБ, на котором было создано единое всесоюзное антирелигиозное общество, принявшее название «Союза безбожников», со 2-го съезда (1929) – Союз воинствующих безбожников (СВБ). Статья 1 устава Союза воинствующих безбожников СССР была сформулирована так: «Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной, систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как с тормозом социалистического строительства и культурной революции».

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 В поисках Шамбалы

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» князь тьмы Воланд поражает Левия Матвея — ученика и посланца Иешуа — убийственным софизмом: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела Земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Так что же? Выходит, что светлые и темные — противоположные полюсы, которые, однако, разъять невозможно, не уничтожив целостности мира, а борьба между ними и является основным содержанием человеческой жизни? Так ли это? Нет. Не так. Силам света противостоит хаос. Их извечная задача — преобразовывать хаос мироздания, вносить творческое начало и порядок в многообразие еще не сложившихся форм бытия. В этом созидательном процессе деятельность темных — вреднейшая и злейшая помеха. Она, как ничто другое, мешает выполнять главную задачу, задачу творчества жизни

скачать реферат Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти. В их поведении было сразу несколько странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние. Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" московское народонаселение подвергается влиянию так называемой "чёрной магии". Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей для московских обывателей. Но приводят ли они хотя бы к одной подлинной катастрофе? В советском мире двадцатых-тридцатых годов чёрная магия оказывается менее примечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия.

Аэрозоль от насекомых супер универсальный "Чистый Дом" (двойное распыление), 600 мл.
Эффективное и экономичное средство мгновенного действия для уничтожения всех видов летающих и ползающих насекомых: мухи, комары, мошки,
396 руб
Раздел: От тараканов и прочих насекомых
Сумка-мини для раскрашивания "Модница" (контур-серебро).
В комплекте: сумка с контурным рисунком (с одной стороны сумки), 6 маркеров, украшения для декорирования. Размер сумки: 20х13 см.
539 руб
Раздел: Косметички, кошельки
Детский трехколесный велосипед Jaguar (цвет: синий).
Детский трехколесный велосипед для малышей от 1 года до 3 лет. Облегченный вариант без тента. Велосипед имеет удлиненную металлическую
1560 руб
Раздел: Трехколесные
 Литературный процесс в России

То время, которое мы условно покрываем жгучим именем "сталинщина", - в исторической проекции литературного процесса в России - тоже внесло сюда, быть может, свою законную лепту. Быть может, слишком долгое молчание и отчаяние заставили заговорить так страстно и горячо уже в условиях современной, относительно терпимой (и даже, как я сказал, чем-то выгодной писателям) несвободы, то есть - едва авторам удалось раскрыть рот. Если мы сейчас так громко, на весь мир, кричим о страшном и постыдном, что творилось с Россией, так это потому, между прочим, что мы на себе испытали "холод и мрак грядущих дней", которые всем нам предрекал Александр Блок. О, конечно, и в ту пору кто-то из самых достойных, пока не добили, работал. Но Россия тогда не знала, что в ней все еще существуют писатели, пишущие на самые важные, на запретные темы и на запретном же языке. Только потом, только сейчас донесся до нас голос. Мандельштама из глухоты воронежской ссылки. Только через тридцать лет каким-то подводным призраком, утопленником той эпохи выплыл роман Булгакова "Мастер и Маргарита"

скачать реферат Мистическое в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мистическое в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Содержание 1. Введение 2. Концепция замысла и темы 3. Сцена жизни и структурные шифры романа 4. Ведущие образы и их ролевые знаки 5. Криптограммы прототипов и исторические аспекты 6. Этическая программа романа 7. Заключение Литература Содержание 1. Введение. Обращение к фантастическому и мистическому сюжетному пространству не является необычным для Булгакова-писателя. Это подтверждается созданием таких произведений как “Дьяволиада”, “Роковые яйца”,“Собачье сердце”. Усложненная фантастичность романа “Мастер и Маргарита “, как и всякая фантастичность, лучше всего выражает реальность. Но именно в большой степени эта фантастичность порождает множество размышлений и гипотез вокруг темы и этической программы романа, аллегорий и тайных знаков. Не каждое более или менее значительное произведение так сильно провоцирует на его разгадывание. Загадка начинается уже с вопроса толкования темы. Действительно, о ком и о чем этот роман? На виду присутствуют два плана: роман о Мастере и роман Мастера. Слово “ Мастер “ как будто является ключевым в самом названии произведения.

 Приворотное зелье

От писателей туда был определен Константин Михайлович Симонов. Я встречался с ним раньше, во время работы над фильмом "Солдатами не рождаются", затем когда он делал телевизионную передачу об А. Т. Твардовском и пригласил меня участвовать в ней. Меня восхищало его умение работать, военная привычка к порядку, широта знаний. В комиссии мы по сути ничего не делали, не решали, ни за что не отвечали. Все это было ширмой, за которой аппарат ЦК делал свои дела. Мы лишь заседали на разных съездах, пленумах, конференциях. Это "великое сидение" сблизило нас с К. М. Симоновым. В глобальном, так сказать, масштабе мы ничего свершить не могли, но в конкретных случаях наш пост давал возможность многое сделать и многим помочь. И Симонов неустанно помогал. Он продвигал в печать книги, поддерживал молодых, активно содействовал возвращению в жизнь несправедливо забытых имен писателей, деятелей культуры, в том числе подвергшихся репрессиям в сталинские годы. Известно, что во многом благодаря ему был опубликован роман Булгакова "Мастер и Маргарита", вернулось в жизнь из небытия имя художника Татлина

скачать реферат Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Это был конец, но не оборванная, погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь многих многих интеллигентов страшных 30-40-50-х годов нашего непростого века. М. А. БулгаковОсновные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого,- все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе.

скачать реферат Как соотносятся в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" милосердие, справедливость и всепрощение?

Он делал всё это, в отличие от Пилата, в согласии с собой, со своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том, что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. ТО есть Воланд судит каждого по его вере. Что, на мой взгляд, и является истинной справедливостью в мире. Воланд в романе является не только жестоким, но и отчасти милосердным судьёй. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, как она отдала своё желание Фриде, дал ей ещё один шанс. Он не просто дьявол; в нём есть человеческие качества. По толковому словарю милосердие – это готовность оказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой наделён не только Воланд, но и Маргарита. Это доказывает и эпизод с Фридой, когда Маргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела ребёнка. Это лишь некоторые примеры из романа. На самом деле роман полностью пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием. Эти вопросы вечные. И, мне кажется, они будут волновать души людей ещё не одну тысячу лет. Поэтому роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы называем ГЕНИАЛЬНЫМ! Март 2002 г. Сочинение по литературе. Сдано в г. В. Салда в школу №14 на 5.Klipa!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

скачать реферат М. А. Булгаков и театр

Благодаря этому “абсолютному вкусу” Сталина, великий драматург смог прожить некоторое время более или менее сносно. По звонку “сверху” были вновь разрешены к постановке снятые ранее цензурой “Дни Турбиных”. Я думаю, что и главный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался писателем также с учетом будущей его постановки на сцене театра. Читая роман, я все время видел в своем воображении его героев на сцене в исторических костюмах и среди соответствующих декораций. Театральность героев романа, на мой взгляд, подчеркивает их яркая символичность. Например, Маргарита — это символ вечной любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. Мне кажется, что некоторые главы романа, такие, как, например, “Бал сатаны”, “Маргарита”, “Понтий Пилат”, “Прощение и вечный приют”, имеют самостоятельную сценическую ценность. Это и неудивительно, ведь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” нашли завершение все его художественные и философские искания. Я уверен, что произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя, высветившись неожиданными гранями.

скачать реферат Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Талант художника был у Булгакова от бога. И то,какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом ", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда- вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири- ческого.  Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психо- логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля- ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест- венность.

Копилка "Свинка с мелом", 20x15x16 см, арт. 223018.
Копилка поможет Вам наконец-то собрать требуемую сумму для покупки долгожданной вещицы. Регулярно удалять пыль сухой, мягкой
695 руб
Раздел: Копилки
Шкатулка для ювелирных украшений, 20x13x11 см, арт. 88253.
Шкатулка сохранит ваши ювелирные изделия в первозданном виде. С ней вы сможете внести в интерьер частичку элегантности. Беречь от
363 руб
Раздел: Шкатулки для украшений
Чековая книжка желаний "Для Неё".
Этим подарком женщина обещает исполнить несколько заветных желаний мужчины по его выбору. В каждой книжке содержится 12 листов с
390 руб
Раздел: Прочее
скачать реферат Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мое прочтение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором. Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия?  И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку.

скачать реферат М.А. Булгаков и его роман "Мастер и Маргарита"

Немного можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как «Мастер и Маргарита». Спорят о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный (несмотря на то, что автор совершенно ясно выразил свою позицию, назвав 13 главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, «Явление героя»), о том, наконец, в каком жанре написан роман. Последнее однозначно определить невозможно. Очень хорошо это подметил американский литературовед М. Крепс в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго»» (1984): «Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Платье Менипповой сатиры (основатель этого жанра – древнегреческий поэт Шв. до н. э. Менипп – И.А.) при примеривании хорошо закрывает одни места, но оставляет оголенными другие, пропповские критерии волшебной сказки приложимы лишь к отдельным, по удельному весу весьма скромным, событиям, оставляя почти весь роман и его основных героев за бортом.

скачать реферат Фантастика и реальность в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Как и Иешуа, восстановит против Иудейской иерархии, Мастер обречен на гибель. Роман Булгакова утверждает приоритет вечных человеческих чувств над любой социальной иерархией, пусть добро, правда, любовь, творческий гений вынуждены здесь скрываться в потустороннем мире, искать поддержки у «князя тьмы». Писатель твердо верил, что, только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать действительно справедливое общество, где монополией на истину не будет обладать никто. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это роман, раздвинувший жанровые границы, произведение, где, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, сатирического и философского начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства он по праву ставится в один ряд с «божественной комедией Данте, «Фаустом», Гете. «Мастер и Маргарита» - один из наиболее литературных романов современности, т.е. опирающийся в основном на литературные источники. В тексте можно встретить явные и скрытые цитаты из литературных произведений, здесь и Гоголь, и Гете, и Ренан. «Мастер и Маргарита» остался самым значительным памятником русской литературы 20-30-х годов, навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы.

скачать реферат Билеты по литературе

Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.  К концу подходит XX век. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов. Анализа романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Среди произведений М. Булгакова, пожалуй, самым известным является "Мастер и Маргарита". Этот роман любим многими людьми, его поклонниками являются целые поколения читателей. Книга переведена на множество языков и известна во всем мире. Неудивительно, что многих интересовали литературные источники, которыми пользовался автор в создании своей книги. Написано множество книг, проделаны серьезнейшие исследования по "Мастеру и Маргарите" и все они безусловно свидетельствуют о необыкновенной начитанности и образованности автора - Михаила Афанасьевича Булгакова.

скачать реферат Дьяволиада в творчестве Булгакова

Поэтому фразы из «гоголевских пленительных фантасмагорий» мы встречаем уже в «Не обыкновенных приключениях доктора», «Похождениях Чичикова» и «Записках на манжетах» и уж конечно в «Дьяволиаде». Тогда-то и формируется тот булгаковский язык, который мы встречаем на страницах его более поздних произведениях. Роман, окутанный тайной Демонология - раздел средневековой христианской теологии (западных ветвей христианства), рассматривающий вопрос о демонах и их сношениях с людьми. Демонология происходит от древнегреческих слов daimo , демон, злой дух (в античной Греции это слово еще не имело негативной окраски) и logos, слово, понятие. В буквальном переводе "демонология" значит "наука о демонах". Знания, почерпнутые из Демонологии, Булгаков широко использовал в романе "Мастер и Маргарита". Источниками сведений по Демонологии для Булгакова послужили посвященные этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, книга М. А. Орлова "История сношений человека с дьяволом" (1904) и книга писателя Александра Валентиновича Амфитеатрова (1862-1938) "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков".

Чехол для гладильной доски, 50х140 см.
Синтетический материал с металлизированной нитью.
308 руб
Раздел: Чехлы для гладильной доски
Подушка детская Dream Time.
Детская подушка: стеганный чехол (наполнитель бамбуковое волокно 150 г/м2, ткань 100% хлопок - сатин). Наполнитель: полое сверхтонкое
775 руб
Раздел: Подушки для детей
Набор карандашей чернографитных "1500", 24 штуки, заточенные, металлический пенал.
Карандаш Koh-I-Noor с обозначением "1500" — это самый известный графитный карандаш в мире. Профессиональные, высококачественные
662 руб
Раздел: Чернографитные
скачать реферат Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Одна из главных профессий святых - “изгнание дьявола”, причем не только из людей, но и из животных.72 Существующая в народе вера в дьявола, которую церковь широко пропагандировала, принимала все более фантастический характер и в XIV – XVI веках переросла в настоящую дьяволоманию. Глава II. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” - замечательное творение ХХ века. Это интересное произведение, подвергающееся изучению многих ученых и исследователей. Мировоззрение Булгакова наиболее полно воплотилось в его “последнем закатном романе”1, как удивительно окрестил “Мастера и Маргариту” сам автор. Автор “закатного романа” вроде бы не претендует на философичность, однако постановка проблем и “проверка” современности прошлым как раз рождают философский настрой и нравственную одухотворенность произведения2. Вот как два разных литературоведа оценили роман “Мастер и Маргарита”. А. Метченко: “Основная коллизия романа традиционна. Это роман о гибели таланта и о трагедии всепоглощающей любви”3. В. Лакшин же в основном заостряет свое внимание на социально-политической обстановке в СССР в конце 20-х – начале 30-х годов, нашедшей отражение в романе и объясняющей основною его идею4.

скачать реферат Роман Мастер и Маргарита

Критики Ариман, Лазунский, Лаврович явно имели реальных прототипов. Автор подверг осмеянию методологию этой критики с ее выражениями “воинствующий старообрядец”, “пилатчина” и др. Враждебный стан сразу увидел намек на свои кампании борьбы против “есенинщины” “булгаковщины”. А Булгаков получил ярлык классового врага. В 60-70-е годы ряд критиков негативно оценил авторскую позицию “Мастера и Маргариты”. Л.Т.Скорино и А.Метченко1 не оценили гуманистического пафоса романа, приписали ему абстрактный гуманизм и беспросветный пессимизм. Они не услышали булгаковского смеха, игнорировали эту существенную часть художественного мира прозаика. Не уловили философского пафоса романа причем Г.Макаровская и А.Жук2, истолковав его лишь как чисто сатирическое произведение. Острая дискуссия о проведении Булгакова продолжается уже более полувека. В истории литературы это феноменальный случай. “Борьба против автора сменилась борьбой за него, и поразительно быстро пришло признание”3. 1Cкорино Л. Лица без карнавальных масок//Вопросы литературы, 1968-№ 6, Метченко А. Современное и вечное. В сб.: Эстетике сегодня (актуальные проблемы) - М., 1971 2Макаровская Г., Жук А. О романе М. Булгакова Мастер и Маргарита”//Волга, 1968-№6. 3Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения (Вокруг “Мастера и Маргариты” М.

скачать реферат Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века

Но самой яркой книгой, на мой взгляд, раскрывающей борьбу света и тьмы, черных туч и огня, является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение проникнуто поисками истины и справедливости. Добро в нем представлено одной из ярчайших личностей романа – Иешуа. Главное его достоинство в том, что он способен любить людей, даже тех, от которых исходит грубость и насилие. Для Иешуа не существует злых людей. Терпя унижение и предательство, герой Булгакова не становится жестоким. Его дорога трудна и опасна. «Но не пристало отрекаться от того, что сделано во имя истины», - считает Иешуа. Главное оружие его – слово, которым можно изменить мир к лучшему. Отречься от своих идеалов для Иешуа – значит, бесследно сгинуть в пыли эпох. Антиподом Иешуа можно назвать Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Этот человек не хочет понять, что добро не может опираться на насилие, ведь он привык властвовать. Но всё же в Понтии Пилате сохранилось что-то человеческое. Какая – то непонятная сила притягивает его к бродячему философу, так как он понимает, что в Иешуа скрыта огромная духовная сила, способная творить чудеса.

скачать реферат Православие и культура

Христиане не имеют права ни отвернуться от этого зрелища, провозглашая «нейтралитет», ни укрыться за словесное «мироотвержение» и «непротивление». Напротив, они должны найти в себе веру и волю для искреннего творче­ского христианского мироприятия и для борьбы за свое поле и за свой посев. Тогда начнется исцеление».134 ЧАСТЬ ВТОРАЯ Глава 1 ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ: «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Михаил Булгаков унес из этого мира тайну творческого замысла своего последнего и, наверное, главного произведения135 «Мастер и Маргарита». Мировоззрение автора оказалось весьма эклектичным: при написании романа были использованы и иудаистические учения, и гностицизм, и теософия, и масонские мотивы.136 «Булгаковское понимание мира в лучшем случае основано на католическом учении о несовершенстве первозданной природы человека, требующей активного внешнего воздействия для своего исправления».137 Из этого следует, что роман допускает массу толкований и в христианской, и в атеистической, и в оккультной традиции, выбор которой во многом зависит от точки зрения исследователя. «Роман Булгакова посвящен вовсе не Иешуа, и даже не в первую очередь самому Мастеру с его Маргаритой, но – сатане.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.