![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Аналогичное явление есть и у Рабле в эпизоде с Панургом, отвечающим Пантагрюэлю на семи языках, в том числе на двух несуществующих. 238 О принципах переводов в XVI веке писал Этьен Доле "Способ хорошо переводить с одного языка на другой" (1540). Иоахим Дю Белле в своей "Защите и возвеличении французского языка" (1540) также уделяет принципам перевода значительное место. О переводах этой эпохи см. кн.: Villey P. Les sourses d'idees au XVIe siecle, 1912. Очень ценные анализы переводческих методов эпохи дает Sturel R. Amyot, traducteur de Plutarque. Paris, 1909 (здесь дается анализ первоначального текста перевода Амио, причем вскрываются общие тенденции переводчиков XVI в.). 239 Dieterich A. Pulcinella, 1897, S. 82. 240 Dieterich A. Pulcinella, 1897, S. 250. 241 "Только поистине божественная дерзость и бесстыдство Пульчинеллы, говорит Дитерих, - способны осветить для нас характер, тон, атмосферу античного фарса и ателлан" (Dieterich A. Pulcinella, 1897, S. 266). 242 Народ, конечно, и сам участник драмы мировой истории, но от других участников он отличается (помимо других отличий) способностью и правом смеяться амбивалентным смехом. 243 Настоящая статья представляет собой фрагмент из диссертации М.М.Бахтина "Рабле в истории реализма", не вошедший в книгу "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". 244 Подчеркнем совершенно карнавальный образ игры в дурачки в-преисподней в рассказе "Пропавшая грамота". 245 См: Кеведо
Назначение этих статуй однозначного ответа не имело до выхода в 1983 году статьи Д.С. Раевского, который для выяснения их назначения ставит следующие вопросы: 1. " Кого эти изваяния изображали 2. С какой целью они создавались и воздвигались на курганах 3. Если на протяжении периода бытования изваянийпроисходило какое- то их переосмысление, то в чем оно заключалось, чем было вызвано и как протекало 4. Чем объясняется бытование в Скифии антропоморфных изваяний в то время когда никакие иные изображения людей в скифском искусстве неизвестны, и как согласовывается этот факет с семантикой изваяний". По мнению исследователя, в космическом аспекте эти изваяния являются воплощением мирового дерева. При доказательстве этого тезиса Раевский опирается на концепцию М.М. Бахтина, который в своей работе "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" указывает, что в изображениях человеческого тела "верх" и "низ" имеют абсолютное и строго топографическое значение. Верх, в его толковании, – это небо; низ – это земля; земля же – это поглощающее начало (могила, чрево) и начало рождающее (материнское лоно). Если более детально рассмотреть рассматривать телесный аспект, нигде четко не ограниченный от космического, то, как пишет Раевский, "верх – это лицо (голова), низ – производительные органы, живот и зад." По мнению Раевского, скифские изваяния очень хорошо подходят под эту схему.
М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, с. 404. 61 См: Гегель Г. Эстетика, т. 2, с. 15 - 16. 62 Такой "перевод" с одного культурного языка на другой (с языка образов на логический язык, например) вообще является неотъемлемой составляющей развитого человеческого мышления (см. об этом: Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф - имя - культура. Структурно-типологический анализ, мифов. - Учен. зап. / Тартус. ун-т, 1973. Вып. 308. Труды по знаковым системам 6. Тарту, 1973, с. 282 - 303 и другие работы тех же авторов). 63 Гегель Г. Эстетика, т. 2, с. 19. 64 Пинский Л Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: ГИХЛ, 1967, с. 134. 65 Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения, с. 141. 66 Возможно, что такая избыточность гротеска является лишь частным случаем той "ненужной" избыточности, "излишней усложненности", которой, по мнению С. Лема, обладает вся человеческая культура (см. об этом: Лем С. Модель культуры. - Вопр. филос., 1969, No 8, с. 49-62). 67 Разумеется, у всей этой проблематики может быть и веселый травестийный аспект, особенно это касается чудес техники и чужого разума; но этот аспект является все-таки вторичным, производным, основной же аспект серьезный, ибо это пока еще не развенчанные и не разоблаченные чудеса. 68 Лем С. Сумма технологии. М.: Мир, 1968, с. 95. 69 "Планета обезьян" П
Зато вместо "голо-фактичности" она становится голографичной. Однако, это не совсем та "монада, отражающая в себе всё и отражаемая во всём", о которой пишет Бахтин чуть позже, ибо в его понимании "художественный акт.живёт и движется не в пустоте, а в напряжённой ценностной атмосфере ответственного взаимоопределения" (выделенные в последней цитате слова как раз и не вписываются в концепцию элитарного: для последнего творческий акт, также осуществляемый отнюдь не в пустоте, безусловно отрешён от взаимоопределения, а об ответственности можно говорить лишь в связи с самоопределением - решающим ценностным фактором). Другой возможности для искусства - быть обрамлением человеческой жизнедеятельности - посвящена знаменитая книга Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". Народная культура по своему существу в формах искусства оказывается развлекательной: отдушиной в нелёгком каждодневном труде. Её смеховые карнавальные формы описаны Бахтиным столь точно, ёмко, скрупулёзно и объективно, что пожалуй, только привязка к средневековью спасла эту книгу от сожжения даже во времена хрущёвской оттепели, когда состоялась её первая публикация. Несколько цитат. Об исключительности Рабле по отношению к "большой", "традиционной" литературе: "Если Рабле кажется таким одиноким и ни на кого не похожим среди представителей "большой литературы" последних четырёх веков истории, то на фоне правильно раскрытого народного творчества, напротив,- скорее эти четыре века литературного развития могут показаться чем-то специфическим и ни на что не похожим, а образы Рабле окажутся у себя дома в тысячелетиях развития народной культуры." Далее, целая глава книги Бахтина рассматривает "образы материально-телесного низа в романе Рабле".
Особую роль в контексте сказки Кэрролла играют его патентованные безумцы и чудаки. Они связаны (прямо или опосредствованно, через Лира) с той "могучей и дерзкой" {К. И. Чуковский. От двух до пяти. М., 1956, с. 258.} фольклорной традицией, которая составляет одну из самых ярких черт национальной специфики английского самосознания. Именно эти безумцы и чудаки (а таковыми, за исключением самой Алисы и некоторых второстепенных персонажей, являются все герои обеих сказок) создают тот особый "антимир", ту "небыль", чепуху, изнаночный мир с его нарочито подчеркнутой "нереальностью" {См.: Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. "Смеховой мир" древней Руси. Л., 1976, с. 17.}, которые в Англии составляют самую суть нонсенса. В них слышатся отдаленные отзвуки могучего карнавального смеха прежних эпох, сохраненного фольклорной традицией. Правда, смех этот отдается лишь эхом, карнавал "переживается наедине", "переводится на субъективный язык новой эпохи" {М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965, с. 43, 44. См. в целом характеристику романтического гротеска (с. 40-52).}
Архаический субстрат "Вовочки" требует специального исследования, которое и определит роль глубинных пластов культуры в появлении главного героя современного "озорного" эпоса. Однако уже и без того ясно: в выворачивании наизнанку обрагцово-показа-тельного ребенка задействованы основные механизмы культурного творчества, благодаря которым возникает и развивается анекдотический герой. Список литературы Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культуры средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 25. Radi P. he ricks er. Lo do , 1956; Мелетинский E.M. Происхождение героического эпоса. М., 1963. С. 32 и сл., а также его последующие работы, где так или иначе затрагивается проблема мифологического трикстера. которая в кратком, но содержательном виде изложена им в статье "Культурный герой" (см.: Мифы народов мира. М„ 1982. Т 2.С.26- 28). Неклюдов С.Ю. "Героическое детство" в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сборник статей памяти академика Н.И. Конрада. М. 1974. С. 129-140. "Вовочка" - олицетворенная пародия. "Анекдотная повесть" < главным героем "Вовочкой" называется "Это я - Вовочка!" (см.
Чрезвычайную популярность к началу нового, XX века приобрели малые формы изобразительной рекламы: почтовые открытки, изысканно оформленные меню и театральные программки, всевозможные этикетки и упаковочные материалы. В число рекламных средств как в Западной Европе, так и в России включилась со временем фотография. Ее применение прошло затем различные стадии, подобные тем, которые пережило в свое время использование в газетной рекламе гравюры и рисунка: путь от прямолинейной, «буквальной» наглядности рекламируемого предмета ко все большей условности, экспрессии, эстетической выразительности. Новая эпоха даровала рекламной деятельности вовсе беспримерные возможности с возникновением кино и телевидения. Но это уже тема особого разговора В заключение мы сформулируем наше определение того, что же такое рекламная деятельность в ее современном виде, наследующем многовековые традиции. На наш взгляд, это массово-коммуникативная деятельность, создающая и распространяющая лаконичные, экспрессивно-суггестивные, информативно-образные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному рекламодателю выбору и поступку. Список литературы 1. БСЭ. Изд. 2. М, 1955, т. 36. с. 316. 2. Сенека Л.А. Нравственные письмо Луцинию. М, 1977, с. 93. 3. Кумонецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М, 1990, с. 27. 4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990, с. 20 . 5. Светоний. Божественный Юлий. В кн.: Светоний Транквилп.
Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. (Народный характер более всего проявился во французской ренессансной литературе, прежде всего в творчестве Франсуа Рабле, с его полнокровной образностью, типичным галльским остроумием и жизнерадостностью.) Как и в нидерландском искусстве, реалистические тенденции наблюдаются, прежде всего, в миниатюре как богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке (около 1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. По сути, всего в два цвета - ярко-красный и синий - написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII - факт, невозможный в средневековом искусстве). Та же композиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета характерны для многочисленных миниатюр Фуке (Боккаччо. "Жизнь знаменитых мужчин и женщин", около 1458).
Реферат на тему: «Готичний стиль і схоластика» Готичний стиль і схоластика Домінуючими в духовній атмосфері середньовіччя все ж лишалися релігійне світовідчуття і богословські інтелектуальні шукання, що спричинило виникнення схоластики. Схоластична методологія, яка багато в чому сприяла зверненню західноєвропейських богословів до вчення Платона та Арістотеля, склалась у трактатах візантійського богослова Іоанна Дамаскіна. Суть її полягала у спробі логічного синтезу античної філософії і християнського віровчення, розуму і віри. . Хіба вона знає щось про душу і долю людини на небесах? Невипадково такого поширення набула тематика смерті у художніх творах. Наприклад, за орачем на картині стоїть смерть з косою, на гравюрах часто зображають череп, а головна думка, що проходить через оформлення книг: що б не робила людина, над нею стоїть її смерть, кінець. У науці взагалі домінують повчальність, регламент, класифікація. Однак алхіміки, виконуючи замовлення на винахід золота, водночас роблять кілька цікавих відкриттів. І, до речі, незважаючи на ореол містики, що супроводить Література Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле й народная культура Средневековья й Ренессанса. — М., 1989. Ильина Т. В. История искусства. Западноевропейское искусство. — М., 1983. Історія світової культури: Навч. посіб. / Кер. авт. Колективу Л.Т. Левчук. — К., 1994. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.
Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель 19 в. Ф. Энгельс заметил: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"1. Выводы: Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам: этническое обогащение евро-азиатского ареала; опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этно-территориальных сообществ (город, цех, родо-племенные образования и т.п.); детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда; утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаики, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.); итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др. Список литературы Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1997. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Северное Возрождение. - М., 1981. Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994 . Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М., 1996. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М., 1997. История зарубежного театра. В 4-х ч. Изд. 2-е - М., 1984. Карсавин Л.П. Культура средних веков. - Киев, 1995. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992. Любимов Л. Искусство Западной Европы (Средние века). - М., 1976. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. - М., 1975. Мирецкая Н.В. Культура эпохи Возрождения. - М., 1996.
Главные сочинения: "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи". Список литературы
Карнавал не созерцают – в нем живут, и живут все, потому сто по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны». (Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, стр. 10). Шут – герой карнавала, его высший и полномочный представитель. Шуты были комическими актерами – импровизаторами, для которых сцена – весь мир, а комедийное действо – сама жизнь. Они жили, не выходя из комедийного образа, их роль и личность совпадали. Они – искусство, ставшее жизнью, и жизнь, поднятая до искусства; шут – амфибия, свободно существующая сразу в двух средах: реальной и идеальной (художественной). Стихия народно – праздничного, «карнавального» смеха не только бушевала на городской площади, но и врывалась в литературу, например в жанре пародии.
Первое открытие — совершенно новая структура образа героя. Второе — изображение, точнее, воссоздание саморазвивающейся и неотделимой от личности идеи. Она становится предметом художественного воплощения, но не в качестве филос. или научной истины, а как человеческое событие. Основная особенность романов Достоевского — множество самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний. Третьим открытием Достоевского Б. считает диалогичность как особую форму взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями. В работе Б. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (написана в 1940, изд. в 1965) исследуются народные праздники, карнавалы, выделяется особая роль смеха в истории культуры. Известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965, 1990), «Эстетика словесного творчества» (1979, 1986), «Работы 1920-х годов» (1994), «Проблемы творчества и поэтики Достоевского» (1994) и др.
Истоки фарса уходят неизмеримо глубже - в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры. Еще одни м видом массовых театрализованных зрелищ были литургические празднества. Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Литература Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.,1965. Банфи А. Природа зрелища / / Избранное. М., 1965. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991 Организация и методика художественно – массовой работы (под ред. Д.М. Генкина. М.,1987. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. М.,1981. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.,1986. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. 1 Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. 2 Банфи А. Природа зрелища / / Избранное. М., 1965.
Юмор — смех не злой, не гневный, а чаще всего радостный, выражающий освоение личностью всей полноты бытия. Юмор зачастую является показателем душевного здоровья человека или более широких культур. Эту сторону «смеховой культуры» наиболее подробно и глубоко исследовал М.М.Бахтин в книге «Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Существенно для юмора и то, что его субъект видит комическое не только вне себя, но и в себе самом. Способность юмора и трагизма взаимно компенсироваться определяется их эмоциональной полярностью. Чистый (некомпенсированный) трагизм неумолимо ведет личность к отчаянию, депрессии, суициду (нечто подобное происходит и в более крупных культурных структурах — например, в императорской Японии конца второй мировой войны). Юмор уравновешивает эту эмоционально-ценностную ориентацию, и природу этой компенсации весьма точно выражает девиз Габровского фестиваля: «Мир выжил, потому что смеялся». Приведем здесь еще поэтическое суждение А.Т.Твардовского, что на войне (то есть в ситуации предельного трагизма) «порой . одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой».
Великие географические открытия, резко расширившие сферу влияния европейской цивилизации, ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историки рассматривают конец 15 века как границу между Средними веками и Новым временем.Понять культуру прошлого можно только при строго историческом подходе, только измеряя ее соответствующей ей меркой. Единого масштаба, под который можно было бы подогнать все цивилизации и эпохи, не существует, ибо не существует человека, равного самому себе во все эти эпохи. Список литературы Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры Гуревич А.Я. Харитонов Д.Э. История средних веков Кулаков А.Е. Религии мира Теория и история мировой культуры (Западная Европа) Ястребицкая А.П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм.
Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей. Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”, “неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное.
Спартианская система культурно-спортивной работы. Каковы основные особенности спартианской системы культурно-спортивной работы? Прежде всего эта система имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, выдвигая на передний план интересы, потребности, личность человека и человеческие отношения. Она призвана обеспечить целостное позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических, культурных задач применительно к различным группам населения. Спартианская система культурно -спортивной работы ориентирована на использование комплекса средств, форм и методов. Центральное место среди них занимает новая уникальная модель Игр и соревнований - Спартианские игры. Программа этих Игр ориентирована на разностороннее духовное и физическое развитие участников. Она включает в себя соревнования и конкурсы, которые связаны с различными видами спорта, туризмом, искусством, наукой, техническим творчеством, национальной и народной культурой.
![]() | 978 63 62 |