![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Исторические песни XVII века, их место в фольклоре | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Важность памятника заключается в том, что он лучше других памятников переносит нас в Россию XVII века, от которой мы отошли так далеко и явления которой мы с таким трудом понимаем, придавая историческим лицам XVII века черты нашего времени, наши воззрения и стремления. Мы имели возможность узнать, что такое был сильный человек в древней России, как силы богатыря мало сдерживались, как они не были устроены и направлены воспитанием, образованием, ибо плеть и палка одни не могут содействовать этому устроению и направлению, как богатырь вырывался из отцовского дома, из-под отцовской плети и палки размять плечо богатырское, и что могло тут сдержать его? Сама мать должна была заходить сзади, чтоб унять расходившуюся силу. Подробности жизни Никона много уясняют нам явления этих богатырей среди общества, не выработавшего нравственных сдержек для хаотических богатырских сил. До тех пор, пока мы не перенесемся в XVII век и не взглянем на Никона как на богатыря в патриаршеской митре и саккосе, до тех пор это явление останется для нас загадочным, и Никон не перестанет изумлять нас своею силою… и бессилием
Покровского собора в Москве. (Храм Василия Блаженного). 60. Расскажите о традициях шатрового церковного зодчества. (Церковь Вознесения). 61. Расскажите о создании Славяно-греко-латинской академии. 62. Охарактеризуйте причины начавшегося в XVII процесса обмирщения русской культуры. 63. Расскажите о создании и деятельности первого в Московском государстве придворного театра. 64. Расскажите о трансформации житийного жанра в русской культуре XVI века. 65. Расскажите о месте «Жития протопопа Аввакума» в истории русской литературы. 66. Охарактеризуйте новые тенденции в русской исторической литературе XVII века. 67. Охарактеризуйте первые образцы демократической сатира в русской литературе XVII века. 68. Расскажите о специфике «Повести о
Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед». Герой известного произведения Александра Куприна «Белый пудель был не столько «собакой своих хозяев», сколько их кормильцем, главным источником существования, выступая в их незамысловатых цирковых представлениях. Славный пудель Арто грандиозно танцевал, делал кульбиты, прыгал через прутик, а затем, держа и зубах хозяйский картуз, обходил ряды почтеннейшей публики, собирая скромный артистический гонорар, который, по всем нормам человеческой справедливости, должен был бы принадлежать ему одному. Пудель по праву называется собакой «артистической» породы. Действительно, и в наши дни редкое цирковое представление обходится без участия пуделей. Первое упоминание о пуделе в Англии совпало с одним из важнейших исторических событий XVII века
Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. В 50е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения. В 80е годы XIXв. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления. В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы. 3. Эпоха, направление, стиль. Эпоха, направление, стиль. Где границы этих понятий, как соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко - это стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье одновременно?. Средневековье - конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие- то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак. 4. Исторические предпосылки XVII век.
Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами. Софья, по приказанию Петра, была пострижена под именем Сусанны в том же Новодевичьем монастыре, в котором жила прежде. Сестра ее, Марфа, пострижена под именем Маргариты и отправлена в Александровскую слободу в Успенский монастырь. Прочим сестрам запрещено было ездить к Софье, кроме Пасхи и храмового праздника Новодевичьего монастыря. Несчастная Софья в своем заключении томилась еще пять лет под самым строгим надзором и умерла в 1704 году. Глава 14 Ростовский митрополит Димитрий Туптало Говоря о важных русских исторических деятелях XVII века, нельзя умолчать о духовном лице, действовавшем преимущественно в конце XVII столетия; оно имеет важное значение не только для своего времени, но и для последующих времен по тому благочестивому уважению, какое к его памяти оказывает русский народ. Св
Окрестности Хорошево оставались в XVII веке местом заповедной царской охоты. В деревянном царском дворце, вероятно заново построенном после Смутного времени, цари часто останавливались во время походов на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. В том же XVII веке впервые упоминалось в документах деревня Мневники, которая дала нынешнему муниципальному району вторую часть названия. Впрочем, историки предполагают, что этот населенный пункт существовал и ранее. Жителям деревни были рыбаки, которые должны были поставлять налимов к царскому столу. От старого названия налима – «рыбы-мни» и пошло имя деревни. В распоряжение рыбаков – мневников были предоставлены рыбные ловли на девять верст вниз по течению – до устья речки Горетинки за селом Архангельским, также расположенное около деревни Терехово озеро длиной четверть версты и шириной более 10 саженей, «да под селом Крылацким в истоке, как вешняя вода взливается». Никто, кроме мневниковских крестьян, не имел права ловить рыбу в отведенной им акватории. Но и повинность у них была немалая. В 1644 году в деревни Мневники записаны 17 дворов, людей в них (мужского пола) 48 человек, да двор бобыльский с тремя людьми и один двор нищенский.
Царь переписывает в дворцовое ведомство и близлежащие села: Щукино, Острогино, Святые Отцы ( Всехсвятская) и огромные лесные массивы. В селе Хорошеве был построен царский деревянный дворец, который позже стал известен как одно из любимых мест отдыха царя Бориса Годунова. Рядом с дворцом появляется храм. Первое известие о нем обнаружено М.А. Ильиным не в документах, а в надписи на церковных сосудах: “Повелением благоверного государя царевича Федора Борисовича. сделаны сии сосуды в церковь Живоначальные Троицы в село Хорошево лета 7106” (1598). Окрестности Хорошево оставались в XVII веке местом заповедной царской охоты. В деревянном царском дворце, вероятно заново построенном после Смутного времени, цари часто останавливались во время походов на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. В том же XVII веке впервые упоминалась в документах деревня Мневники, которая дала нынешнему муниципальному району вторую часть названия. Впрочем, историки предполагают, что этот населенный пункт существовал и ранее.
За барокко признали право на существование как особого художественного явления. В 20е годы XX в. происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы. Маньеризм и барокко в искусстве и стали художественным отражением этого антиренессансного и проторомантического сознания. Нельзя, однако, не видеть того, что культуры XVII века не менее характерны поиски выхода из социального и духовного кризиса – в ней вырабатывались опиравшиеся на завоевания Возрождения эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности, в которых преодолевались и неомистицизм Я. Беме, и скепсис М. Монтеня, и гамлетово нравственное смятение; эта историческая роль XVII века в истории европейской культуры обозначена девизом родоначальника английской философии Нового времени Ф. Бэкона «Знание – сила!» и тезисом Р. Декарта «Мыслю, следовательно существую», горделиво утверждавшим основополагающую для бытия человека мощь Разума. П.М. Бицилли, несомненно, прав, говоря, что «Монтень, вместе с Шекспиром и Сервантесом, открывает новую эру в истории культуры» (имеется в виду, разумеется, поздний Шекспир); аргументация историка состоит в том, что «человек Ренессанса был носителем одной, определенной, раз навсегда данной vir u.
Культура Европы От маньеризма к барокко. Принципы барокко как выражение дворянского мировоззрения. 1. Эпоха, направление, стиль . Эпоха, направление, стиль. Где границы этих понятий, как соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко - это стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье одновременно?. Средневековье - конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие-то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак. 2. Исторические предпосылки XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века.
Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко - это стиль, направление или эпоха? А может быть и то и другое и третье одновременно?. Средневековье - конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие-то общие черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями. Итак. 4. Исторические предпосылки XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини.
Язык этого отрывка резко контрастирует .с языком остального изложения. 74. Вот образец языка исторической песни. Мать Скопина узнала об отравлении сына: И восплакалася горько мати его родимая, И во слезах говорит ему слово жалостно: "Чадо мое, князь Михаиле Васильевич. "Для чего ты рано и борзо с честного пиру отъехал? "Любо тобе в пиру место было не по отечеству? "Или бо тобе кум и кума подарки дарили не почестные? "А кто тобя на пиру честно упоил честным питием? "И с того тебе пития век будет не проспатися." 75. А вот как продолжает автор плач матери: "И паде князь Михаиле на ложи своем, и нача у него утроба люто терзатися от того пития смертного. Он же на ложе в тосках мечущеся и бьющеся и стонуще и кричаще люте зело, аки зверь под землею, и желая отца духовного." 76. Народная поэзия не могла, естественно, оказать сколько-нибудь значительное влияние на книжную литературу XV- XVII вв. В боярских и дворянских кругах народным искусством в лучшем случае потешались. В церковнокнижной среде его отрицали и гнали: скоморох попу не товарищ, как говорит народная пословица.
Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края Курдин Ю. А. Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки, предания, легенды; он проник даже в заговоры. По свидетельству Олеария, Грозный уже при жизни знал и любил слушать песни о своих деяниях: "Когда, бывало, этот царь захочет повеселиться за пирушкой, то приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани". Академик В.Б. Миллер проанализировал запевы песен о Грозном и выявил в них элементы творчества скоморохов, веселивших царя. Образ Грозного стал основой множества историко-топонимических легенд и преданий, до сих пор бытующих в местах, по которым проходили пути следования царских войск. Песни и предания о походе на Казань широко представлены и в мордовском фольклоре. Эти произведения хранят живые черты эпохи, в них запечатлелись свидетельства людей, или помнивших о недавних событиях, или слышавших о них от очевидцев.
Открытие в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом Россия преодолела культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения церковным канонам. Московская историческая литература, например, приобрела общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую побуду над татарами русского народа. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»).
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.
Однако на деле все оказалось не так просто. В печатании самого "исторического" из его произведений (за исключением, разве что, комедии "Иван Васильевич") ему было отказано – он планировал издать биографию Мольера в серии ЖЗЛ. Одна из главных проблем в произведениях о Мольере – взаимоотношения художника с властью, точнее, с господствующей идеологией во всех ее проявлениях. Эта тема была близка самому Булгакову до боли, что и отразилось в Мольериане. Обыск и допросы на Лубянке по поводу "Собачьего сердца" в 1926 году, травля в прессе, предательство друзей и просто добрых знакомых, снятие из репертуара всех пьес в первой половине 1929 года, – все делало для писателя эту тему не отвлеченной абстракцией, а реальностью, которая одинаково мучительна для художника и в XVII веке, и в ХХ. Слишком прозрачны оказались многие параллели, слишком откровенны ассоциации. Театр Мольера вынужден переезжать с места на место, а то и вообще оказывается под угрозой закрытия – все это пережито и самим Булгаковым. "Было только одно лицо во Франции, которое могло исправить положение.
В связи с этим считается, что в тот момент, когда автор начинает описание исторических событий, он перестаёт быть художником и превращается в историка-документалиста. Однако это не всегда так. Зачастую авторы склоняются в одну из этих сторон, и тогда роман получается более историей или более вымыслом. Основоположником жанра исторического романа в мировой литературе считается английский писатель Вальтер Скотт, начинавший свою писательскую деятельность в качестве поэта и собирателя шотландского фольклора, но после успеха его первого исторического романа «Уейверли» решившего посвятить себя исключительно этому жанру. Его перу принадлежит 27 романов. Жанр вызвал много последователей и подражателей, особенно во Франции. Исторический роман существовал уже в XVII веке, но своего подлинного расцвета он достиг именно в XIX веке в рамках романтизма, доминировавшего в то время в европейском искусстве и литературе. Причиной такого успеха был пристальный интерес к истории, особенно к национальной, типичный для эпохи романтизма. В Италии этот интерес был вызван подъёмом национально-патриотических чувств, вызванных идеей национальной солидарности и объединения Италии.
В связи с этим осовременивался героический былинный эпос киевского периода. Этой же теме посвящены многие исторические песни, ставшие в ХVI веке наиболее распространенным жанром фольклора. Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании. Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен («Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного» и др.) Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался и более молодой жанр – народная баллада (повествовательная песня драматического характера). Некоторые баллады имеют весьма древнее происхождение, в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей», «Беглый княжич» и др.), но большинство лишено архаики и обращено к современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.). 2. Общественно – политическая мысль и литература. Второй этап в развитии литературы начинается после победы на Куликовом поле (1380 г.) и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова.
Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси , но и выяснить вопрос о том , каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство , которое является нашей Родиной . Этот вопрос интересует ученых и поныне . Чтобы ответить на него , нужно понять исторические корни русского и других славянских народов , выявить их место на древней географической карте Европы , понять их взаимоотношения с другими европейскими народами . Эти вопросы передаются из поколения в поколение , в то время как Россия считается единственной в мире страной , своеобразным мировым мостом , где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия , и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние. Список литературы С.Г. Горяйнов , А.А. Егоров . История России IX – XVIII в. в. Ростов – на –Дону . « Феникс ». 1996 год . Джон Феннер . Кризис Средневековой Руси . Москва . « Прогресс ». 1989. Учебное пособие : История России . Москва . « Дрофа ». 2000 год . Б.А. Рыбаков . Киевская Русь и русские княжества . Москва . « Наука ». 1993 год . А.Н. Сахаров , В.И. Буганов . История России с древнейших времен до конца XVII века . Москва . « Просвещение ». 1997 год .
![]() | 978 63 62 |