![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Экономика ФРГ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Таким образом, калькуляционный подход оказывается просто неприменимым для расчета цен базисных товаров в условиях именно бумажноденежной системы. Как же может решаться эта проблема. Она решается на основе ценовых паритетов. Для простоты предположим, что есть всего два базисных товара. Например, товар А и товар В. Для того чтобы оба товара могли производиться с некоторой нормальной рентабельностью, между ценами обоих товаров должно быть соотношение: ЦА = КАВЦВ ЦВ = КВА ЦА Здесь ЦА и ЦВ есть цены товаров А и В. Коэффициенты КАВ и КВА называются ценовыми паритетами товара А по В и товара В по А. Например, ценовой паритет КАВ товара А по В показывает, сколько единиц товара В надо отдать за товар А, чтобы такой обмен был справедливым. Это же верно и для ценового паритета товара В по А. Цены, определяемые вышеприведенными соотношениями, назовем уместными ценами. Термин «уместные цены», то есть такие цены, которые создают производителю нормальные экономические условия, ввел Людвиг Эрхард, министр экономики ФРГ во время перехода к свободному рынку в конце сороковых годов
Большая часть зарубежных инвестиций из ФРГ направляется в промышленно развитые страны Запада, на которые в 1997 г. приходилось около 75% общего объема иностранных капиталовложений ФРГ, в том числе около 80% всех прямых инвестиций. Эти же страны доминируют в импорте капиталовложений ФРГ из-за рубежа (95 и 80% соответственно). Крупнейшими партнерами ФРГ в Европе по инвестиционному обмену являются страны-члены Европейского союза, доля которых в общих капиталовложениях ФРГ за рубежом в 1997 г. составила около 52%, а в прямых инвестициях – около 35,6%. В объемах капиталовложений из-за рубежа в экономику ФРГ на эти страны приходилось 70,6% общих капиталовложений и 60% прямых инвестиций. Крупнейшими инвестиционным партнером ФРГ традиционно остаются США, доля которых в 1997 г. в общих капиталовложениях ФПГ за рубежом составила около 20%, а в прямых иностранных инвестициях – 25%. В общем объеме импорта капитала в ФРГ доля США была также значительна – 9%. В последние годы увеличивался объем инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В 1997 г. на государства данного региона приходилось 3,8% всех иностранных капиталовложений ФРГ и 8,5% прямых частных инвестиций немецких фирм за рубежом.
Одновременно росли иностранные капиталовложения в экономику ФРГ, прежде всего капиталовложения США, составлявшие в 1967 около 34% всех иностранных капиталовложений (Нидерланды — 17%, Швеция — 16%, Великобритания — 10%, Франция — 7%). Опираясь на свою экономическую мощь, ФРГ приобретала доминирующее положение среди европейских союзников США, в частности в основанных в 1957—58 Европейском экономическом сообществе и Европейском сообществе по атомной энергии , использовала идею «европейской интеграции» для проведения реваншистской внешнеполитической программы. 7 июля 1956 бундестаг, вопреки оппозиции СДПГ, профессиональных и молодёжных организации, принял закон о всеобщей воинской повинности. К концу 1966 регулярная армия ФРГ составляла около 468 тыс. чел. Всё большую роль стала играть ФРГ в системе НАТО. Её генералы и офицеры заняли ряд ключевых постов в командных инстанциях этого союза. Широко развёртывалось военное производство. К 1967 военная промышленность ФРГ обеспечивала примерно 65% потребности бундесвера в военной технике. Зап. державы ослабляли ограничения на производство военной техники в ФРГ, которые были предусмотрены Парижскими соглашениями (в 1958 разрешено производство противотанковых ракет, в 1959 пересмотрены ограничения на тоннаж военных судов и т.д.)
После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС. Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась индустриализация аграрного производства, она была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики. За 10 лет ФРГ обогнала Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. Правда, нельзя не отметить, что ФРГ до 1957 г. не расходовала на оборону ни единого пфеннинга, что, естественно, помогало ей быстро возрождать отрасли гражданской промышленности и выходить с их товарами на мировой рынок. Но уже в начале 60-х гг. источники экономического роста были в значительной мере исчерпаны (а всего за шестидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад). Первый экономический кризис произошел в 1966- 1967 гг., одновременно вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики.
Главные морские порты по грузообороту (млн. т, 1975): Гамбург (47,5), Вильгельмсхафен (23,7), Бремен (21), Эмден (10,7), Любек (5,6), Норденхам (5,3). Государственная компания «Люфтганза» обслуживает до 90% авиаперевозок. В 1975 перевезено 36,3 млн. пассажиров и 547 тыс. т грузов и 121,4 тыс. т почты (без транзита). Главные аэропорты: Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Ганновер. Внешние экономические связи. Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспортная квота промышленности около 25%, в том числе важнейших отраслей 1 /3 —1 /2 и более, импортом покрываются большая часть потребности в топливе и сырье, части продовольствия, оборудования и т.д. Характерно положительное сальдо торгового баланса (34,5 млрд. марок в 1975; ввоз 221,6 млрд. марок, вывоз 256,2 млрд. марок), являющееся основой активного платёжного баланса. На конец 1975 золотовалютные резервы ФРГ составили 31 млрд. долл. (она имела самые крупные в капиталистическом мире резервы иностранной валюты — 26,2 млрд. долл. и второй по величине после США золотой запас — 4,8 млрд. долл.). Сокращение доли продовольственных товаров в импорте обусловлено ростом самообеспеченности продовольствием в связи с интенсификацией с.-х. производства; повышение доли готовых изделий — усилением процессов международного разделения труда, специализацией производства
К середине периода нервничать стали не только европейцы, но и их партнеры, сделавшие ставку на евро. Возникли разногласия и внутри валютного союза: например, президент ЕЦБ В. Дуйзенберг возложил ответственность за сложившееся положение на Германию (по его мнению, именно снижение темпов экономического роста в этой стране в первой половине года и высокая безработица дискредитировали евро), а правительство ФРГ, в свою очередь, обвинило его самого в подрыве евро подобными заявлениями и нанесении ущерба экономической репутации страны. По мнению экспертов Института мировой экономики ФРГ, продолжение игры на понижение евро с целью стимулирования экспорта оказалось стратегическим просчетом ЕЦБ и неизбежно приведет к конфликтным ситуациям в международном разделении труда и на финансовых рынках, вызвав ответную реакцию со стороны США и других стран. Впрочем, реакция США не была пассивной с самого начала введения евро. Американцы старались сузить рынки сбыта произведенных в ЕС товаров (постоянные торговые войны между ЕС и США ведутся в основном вокруг биржевых товаров, объемы продаж которых влияют на перелив капитала).
Однако, несмотря на свободное ценообразование, был сохранен государственный контроль за ценами. Он осуществлялся через законодательные акты, препятствующие произвольному завышению цен, выпуск каталогов «рекомендуемых» цен с учетом покупательной способности населения. Государство поддерживало базовые отрасли, испытывающие экономические трудности, особенно угольную, металлургическую, электроэнергетику. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы. Внешняя торговля также подверглась либерализации. Все упомянутые экономические преобразования были невозможны без значимой поддержки со стороны влиятельных политических сил послевоенной Германии. В 1949 году экономическая программа Эрхарда была включена в партийную платформу ХДС (так называемые «Дюссельдорфские тезисы»), Эрхард был избран депутатом бундестага первого созыва, с сентября 1949 года по 1963 год он занимал пост министра экономики ФРГ. Не следует думать, что после принятия «плана Маршалла» и введение новой «немецкой марки» западногерманская экономика покатилась, как по автобану.
Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в ФРГ наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике. В 1966 -1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились. С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии ФРГ.
Пожизненный найм в Германии был более реальным, чем в Японии. Согласие между рабочей силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах – страховании здоровья, пенсиях и пособиях по безработице. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются и существуют на основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 1994 г. Весь этот механизм до сих пор придавал устойчивость функционированию германской хозяйственной системы. Экономика ФРГ характеризуется высоким уровнем интернационализации производства. Ее экспортная квота в 1995 г. составила 23%, а импортная – 22,8% ВВП (1976 г. – соответственно 26% и 24%). По этому показателю германская экономика не достигла уровня 1913 г. Семь отраслей промышленности (общее машиностроение, автомобилестроение, точная механика и оптика, производство ЭВМ и конторского оборудования, производство музыкальных инструментов, текстильная и кожевенная промышленность) вывозят за границу более половины выпускаемой ими продукции.
DM) создание каждого дополнительного дорогостоящего рабочего места. Малыми предприятиями Германии используются также возможности, предоставляемые ‘’Программой улучшения окружающей среды". Сюда входят: • программа ERP по очистке сточных вод, • программа ERP по очистке воздуха, • программа ERP по утилизации отходов, • программа "Окружающая среда" банка "Кредитанштальт фюр видерауфбау"; • дополнительная "Программа III" Германского компенсационного банка; • дополнительная "Программа III" с процентными надбавками федерального Министерства окружающей среды; • программа гарантий по инвестициям в защиту окружающей среды; •поддержка мероприятий демонстрационного характера в области охраны окружающей среды. Характер и направленность этих программ хорошо видны уже из их названий. Большое внимание уделяется также "Программе энергосбережения за счет фонда ERP", которую курирует Германский компенсационный банк и основная цель которой сводится к стимулированию снижения зависимости экономики ФРГ от импортируемых, в том числе из России, энергоресурсов.
Скептически оценивается способность большенства предприятий самостоятельно зарабатывать деньги на рынке. Более эффективно развитие рыночных отношений там, где функционирует иностранный капитал. Наряду с определенными позитивными сдвигами, сказавшимися, в частности, в росте международной конкурентоспособности товаров восточноевропейских стран, в регулировании цен без вмешательства государства, отчетливо выявились и негативные социальные последствия. В Польше, Чехо-Словакии, Венгрии число безработных с 1989г. удвоилось, население других государств восточного блока оказалось на грани нищеты. Характерной черотой процесса приватизации в Восточной Европе стал отказ от какого-либо одного универсального метода приватизации: ясно, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы реализовать первые и сягчить последние, желательно наряду с принципом возмездности внедрять для определенных категорий граждан и безвозмездную передачу имущества в собственность. Несмотря на серьюзную экспертную проработку программы приватизации и ряд благоприятных условий вхождения, а вернее, «перемалывания» бывшей ГДР в мельнице рыночной экономики ФРГ, здесь начался затяжной кризис.
Выступает за проведение «разумных» внутренних реформ и «сбалансированной» внешней политики. Председатель СВДП - М. Бангеман. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - самая многочисленная партия ФРГ. Создана в 1969г. Под её влиянием находится значительная часть рабочего класса и профсоюзов, а также часть интеллигенции и мелких собственников. Генеральный курс СДПГ изложен в Годесбергской программе (1959г.). В ней провозглашена линия на превращение СДПГ из партии рабочего класса в «народную» партию. Председатель партии СДПГ - Г.И. Фогель. Германская коммунистическая партия (ГКП) - создана в 1968г. марксистско-ленинская партия западногерманских трудящихся. В программе ГКП подчеркивается, что главной задачей партии на ближайший период является борьба за поворот к демократическому и социалистическому прогрессу, борьба за ограничение власти монополий, расширение политических и экономических прав трудящихся. Председатель ГКП - Г. Мис. Еще в ФРГ существует партия «зеленых», национал, демократическая партия, объединение немецких профсоюзов. Экономика ФРГ. Промышленность. ФРГ входит в состав ведущих держав капиталистического мира.
С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции. До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Sieme s, Bosh, Daymler-Be z, Krupp, Masesma и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов.
В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились. С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии ФРГ. На исходе 80-х годов положение в западногерманской промышленности изменилось в лучшую сторону. В экономике страны всё явственнее обозначаются новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей. Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западногерманских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта ФРГ. Особенно сильные структурные изменения происходят в машиностроительном комплексе, который является основой международной специализацией ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.
Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в ФРГ наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике. В 1966 -1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились. С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии ФРГ.
Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике.
Этому процессу способствовал ряд экономических предпосылок. Экономика и внешнеэкономические связи. Федеративная Республика Германия является одной из ведущих промышленно развитых стран мира. Тот короткий срок, за который Западная Германия из разрушенной страны превратилась в высоко развитую индустриальную державу, позволил говорить о западногерманском «экономическом чуде». Сейчас по объему валового национального продукта (ВНП) и промышленного производства ФРГ занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире (после США и Японии). В 1998 году объем ВНП Западной Германии составил в текущих ценах 2122 млрд марок ФРГ, а годовой прирост его равнялся 3,4 %. в производстве ВНП на душу населения ФРГ занимает 2-е место после США. 2-е место в мире ФРГ удерживает и по внешнеторговому обороту и импорту. В последние годы ФРГ завоевал мировое лидерство по экспорту. В 1989-1990 годах ожидалось дальнейшее увеличение объема экспорта до 632 – 676 млрд марок. Такие экспортные возможности Западной Германии свидетельствуют о конкурентоспособности и качестве продукции, производимой в этой стране. Кроме того, стимулирует к широкому экспорту и сложившаяся структура экономики ФРГ, а также некоторая однобокость в обеспеченности ее природными ресурсами.
Также в Германии распространены объединения, в которых центром выступают не банки, а сами промышленные концерны. К их числу можно отнести такие группы, как: «ИГ Фарбениндустри», Тиссена Оппенгейма, Флика. Особой разновидностью ФПГ в Германии являются региональные группы, играющие в экономике ФРГ существенную роль, что наиболее отчетливо просматривается на примере Баварии. Баварский ипотечный и вексельный банк и Баварский банковский союз выступают центрами двух финансово-промышленных групп. Характерной чертой для таких региональных ФПГ в Германии является их тесная связь с местной промышленностью и правительством земель1. В соответствии с Акционерным законом (АЗ) Германии (Ar ie gese z, Ar C) принято выделять четыре основных разновидности концернов, применительно к которым в германском предпринимательском праве признается практическая потребность в наличии связанных между собой предприятий с подчинением в их отношениях интересов одного товарищества (общества) интересам другого. Так, согласно § 18 АЗ Германии допускается создание договорных концернов, предпосылкой для которых является заключение общественного договора подчинения (§ 291 АЗ).
![]() | 978 63 62 |