![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Маркетинг, товароведение, реклама |
Сертификация в Японии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным лидером стала Япония, хотя все основные идеи TQC были разработаны в США и в странах Европы. В результате американцам и европейцам пришлось учиться у японцев, однако это обучение сопровождалось и нововведениями. В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения. Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза — было рождено много отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ)
Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия, авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно- бумажная промышленность, горнодобывающая промышленность. Отраслевые министерства включают в перечень по сертификации лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения и в то же время способствовать решению задач государственной технической политики по безопасностности и экологичности японских товаров. С середины 80-х годов в Японии реализуется правительственная программа направленная на устранение технических барьеров в торговле. Во многом это следствие многолетнего давления иностранных торговых партнеров Японии, для которых нередко торговля с этой страной превращается в "игру в одни ворота". Устранению препятствий для экспорта в Японию способствуют такие положения программы, как недопущение дискриминации к зарубежным поставщика товаров; учет интересов зарубежных партнеров в работах по стандартизации; придание более открытого характера информации о стандартизации; гармонизации японских национальных стандартов с международными; развитие деятельность по признанию результатов испытаний продукции зарубежными организациями: упрощение процедур сертификации.
В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием. Сегодня ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров — Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию. С 1998 г. в Российской Федерации организации также стали проходить сертификацию на соответствие международным стандартам серии ИСО 14000. По целому ряду причин таких предприятий пока еще немного: на начало 2002 г. их число составляло четырнадцать. При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита
Общефирменная система управления качеством ( QM). История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А. Лапидус. Историю развития управления качеством можно представить графиком на рис. 1.3. (прил. 5) QM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия QM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «Постоянное улучшение качества» (quali y improveme ). Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству. Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др.
Для этого разработаны правила и процедуры для стран-участниц «Схемы МЭКСЭ по признанию результатов испытаний электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (SS Scheme Схема СБ)». В настоящее время в Схему СБ входят 34 национальных сертификационных органа НСО (среди участников Схемы СБ: США, Канада, Англия, Франция, Япония и другие ведущие страны мира) и 70 испытательных лабораторий (ИЛ) СБ, которые могут по желанию заявителя из любой страны провести испытания электрооборудования и выдать сертификат СБ (SS Test Certificate), подтверждающий соответствие изделия требованиям стандарта МЭК. Этот сертификат, неотъемлемой частью которого является протокол испытаний (Test report), подтверждающий соответствие национальным нормам, позволяет без дополнительных испытаний получить национальный сертификат соответствия или одобрение в любой стране-участнице Схемы СБ. Все участники Схемы СБ проводят сертификацию на соответствие стандартам МЭК или национальным стандартам, разработанным на их основе. В Схеме СБ принято к использованию 67 стандартов МЭК
В других государствах существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США. Практика аккредитации в зарубежных странах организуется по-разному. Например, в Финляндии, Японии, Австралии, Венгрии существует национальный орган по аккредитации; в Германии действует несколько аккредитующих организаций при четкой координации их деятельности; в США допускается аккредитация по разным системам. Такое многообразие приводит к определенным затруднениям в международных экономических связях, влияющих на взаимопонимание в области оценки соответствия. В этой связи наметилась тенденция к согласованию правил аккредитации, созданию единых национальных систем, что в конечном итоге послужит базой взаимного признания результатов аккредитации. Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (E 45001, E 45002 и E 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашении с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.
Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000 и 05-9000, а также концепции ТОМ. При этом нужно ставить вопрос о реформировании предприятий, их реструктуризации и создании новых элементов, исходя из четкого понимания философии ТОМ и ориентации на концепцию всеобщего качества. Не случайно последние крупные международные конференции назывались "Качество – путеводная звезда в лучший мир" (Израиль, Иерусалим, 1996 г.), "Качество – ключ к XXI веку" (Япония, Иокогама, 1996 г.). 2. Контроль качества Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих.
Вместе с тем, если будущий Технический Регламент «уложится» в рамочные условия (которые достаточно широки) этих постановлений (различия между которыми непринципиальны), это обеспечит признание российской экологической продукции на любом из рынков и не потребует различных видов (в зависимости от целевого рынка сбыта) ежегодной дорогостоящей сертификации. С другой стороны, если будущий регламент не «уложится» в рамки ни одного из вышеперечисленных Стандартов (ЕС 2092/91, OP, JAS), существует опасность, что он окажется «мёртвым» и не будет работать – производитель возьмёт за основу любое из трёх Постановлений (благо, они переведены уже на русский язык), в соответствии с ним будет вести производство и проходить сертификацию, как это происходило до сих пор и происходит сейчас в России. Таким образом, Технический Регламент (ТР) «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» разрабатывается на основе, прежде всего, Эко-стандартов ЕС, США и Японии в качестве его «рамочных условий».
Наиболее важным является соглашение об обмене информацией о предполагаемом введении новых стандартов, технических требований, систем сертификации. В Соглашении о государственных заказах («Токио-раунд») при размещении их предусматривается применение правительством по отношению к иностранным производителям тех же норм, что и по отношению к национальным. Соглашение запрещает дискриминацию между поставщиками различных стран при размещении государственных заказов. Новым моментом в Деятельности ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде. Значимость достижения соглашения по этой проблеме определялась тем, что в среднем ни услуги приходится не менее 20% стоимости мировой торговли. В 1992 г., например, торговля услугами в США составила 118 млрд. экю, в странах ЕС 70 млрд. и в Японии — 29 млрд. экю. Сюда входят такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Что касается развитых стран, то среди них не было единства; отдельные государства пытались отстаивать •те сферы, где их позиции были особенно сильны.
У SWOP есть еще одна интересная отличительная черта. Начиная с 1999 г. принято решение проводить мониторинг существующих на рынке аналоговых и цифровых цветопроб, осуществлять их сертификацию и рекомендовать к использованию только ее прошедшие. Следует обратить внимание, что в этих стандартах приводятся денситометрические данные при использовании светофильтров с полосой пропускания так называемого S a us , принятого в Штатах, а также значения абсолютной плотности. В Европе используются приборы с другой полосой пропускания под условным названием S a us E. Разница особенно заметна при измерении желтого цвета: значение стандартного желтого в Америке всегда меньше. Можно было бы продолжить «турне по миру» в поисках стандартов печати и с континентов заглянуть еще и на острова Японии. Но тут автор должен признаться в некомпетентности. Хотя, зная, какого класса в этой стране производят печатные машины, можно предположить, что и в стандартизации они преуспели. Но в данном случае это не так и важно, поскольку даже если в этой стране и существует что-то действительно заслуживающее внимания полиграфистов, эти знания не пропадут и найдут свое отражение в документах, речь о которых пойдет ниже.
Государственная помощь также может предоставляться в виде услуг, а не денежных субсидий (обучение персонала; содействие сертификации продукции; обеспечение бизнеса научно-технической информацией и результатами НИОКР и т.д.). Инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления НИС возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая, Япония). Таблица 2 – Основные предпосылки и ограничения инновационного развития российской экономики Предпосылки Ограничения Значительный научно-технический потенциал Высокая стоимость внедрения и коммерческого освоения нововведений Высокий уровень образования населения Низкая эффективность государственного финансирования Потенциал освоения внутреннего рынка Недостаточный объем собственных инвестиционных средств предприятий Наличие технологий (признанных на мировых рынках и способных составить фундамент инновационной экономики) в таких отраслях как: атомная энергетика, космос, авиация, нефтегазодобыча и переработка, производство оружия, химическое, энергетическое и транспортное машиностроение, станкостроение, спецметаллургия, производство и передача электроэнергии, информационные и телекоммуникационные системы с применением сложных математических методов, соответствующего программного обеспечения.
В послевоенные годы организации потребителей начали возникать в Европе: Великобритании, Франции, ФРГ, странах Скандинавии, в Японии и в ряде развивающихся стран. С 1960 года движение потребителей приняло международный характер – была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге. Потребительское движение сегодня – это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы2. Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны «Руководящие принципы по защите интересов потребителя». Соответствие изделия качеству (сертификация) определяется по требованиям к стандарту. Сегодня национальные организации по стандартизации входят в Международную организацию по стандартизации (ИСО). В мае 1978 года в Женеве состоялось первое заседание Комитета ИСО по политике в области потребления (КОПОЛКО). В 1979 году состоялся первый семинар ИСО по безопасности товаров широкого потребления (бытовые приборы, игрушки, лестницы, электроприборы и др.). В 1986 г. в Гетеборге (Швеция) КОПОЛКО провел семинар «Автомобиль и потребитель.
Отдельные групповые национальные знаки соответствия существуют для электрического и неэлектрического оборудования. Более подробную информацию о них можно получить из каталога «Знаки соответствия стандартам», выпущенного Международной организацией по стандартизации ИСО. Транснациональные (региональные) знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе согласованных стандартов и взаимного признания результатов сертификации. Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак «CE », учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CE ), и знак «CE ELEC», учрежденный Европейской электротехнической комиссией (CE ELEC) (рис. 13.). В эти региональные организации по стандартизации входят страны Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. Указанные транснациональные знаки подтверждают соответствие продукции требованиям определенных европейских стандартов (E ) или документов CE (CE ELEK) по гармонизации стандартов. — национальный — знак соответствия стандартам Германии для электрического и неэлектрического оборудования (DI ); — национальный знак стандартов безопасности Польши; — знак соответствия австрийским стандартам («O ORM»); — знак для продовольственных товаров, сельскохозяйственной продукции, продукции лесного хозяйства, рыбной продукции Японии (JAS); — знак для электрического и неэлектрического оборудования Франции ( F).
ПланВведение 1. Развитие первых государственных организаций по стандартизации зарубежных стран 2. Стандартизация в зарубежных странах 2.1 Организация по стандартизации в Британии 2.2 Организация по стандартизации во Франции 2.3 Немецкая организации по стандартизации 2.4 Организация по стандартизации в США 2.5 Организация по стандартизации Японии Заключение Литература Введение Современные условия производства — рост масштабов, сложность, развитие специализации и кооперирования, внедрение достижений научно-технического прогресса — объективно обусловливают необходимость полного использования возможностей стандартизации, ее развития и расширения масштабов работ в этой области. Стандартизация играет все большую роль в международном разделении труда, преодолении так называемых технических барьеров во внешней торговле, в осуществлении международного научно-технического сотрудничества. Международная гармонизация стандартов и технических условий, а также усиление международного сотрудничества в области сертификации являются одним из важных средств устранения технических препятствий в международной торговле и промышленном сотрудничестве.
В целях совершенствования Системы создана техническая консультативная группа по сертификации (ТАГсерт). В ее работе участвуют 13 стран: Австралия, Китай, Дания, Германия, Япония, Куба, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, Великобритания, США, Югославия. ТАГсерт ежегодно отчитывается перед МОЗМ, работа ее организована в основном по переписке. Секретариат ведет МБЗМ, рабочий язык — английский. Задачи на ближайшую перспективу включают: ускорение работ по взаимному признанию путем сравнения и обмена результатами испытаний; распространение Системы на несерийные средства измерений; распространение информации о Системе; проработка процедур использования Системы сертификатов МОЗМ для группы однотипных средств измерений. Участие России в работе МОЗМ Несколько подробнее остановимся на участии России в работе МОЗМ. Сама эта организация была создана по инициативе СССР, правопреемницей которого в МОЗМ стала Россия. Технические комитеты и подкомитеты, которые ведет РФ, разрабатывают МД и МР как по общим вопросам метрологии, так и по конкретным видам измерений.
Россия и Украина членами ГАТТ не являлись, однако в связи с вступлением в МВФ и МБРР более тесные контакты с ГАТТ неизбежны и необходимы, так как деятельность ГАТТ, МВФ и МБРР во многом взаимосвязаны. Интеграция Украины во всемирную торговую организацию (ВТО) – это ГАТТ. В декабре 1993г. правительство Украины подало официальную заявку о присоединении к ГАТТ. В 1995г. ГАТТ был трансформирован во всемирную торговую организацию (ВТО). В конце ноября 1995г. в Женеве (штаб-квартире ВТО) состоялось заседание Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО. Были вынесены вопросы: Состояние переговоров о доступу на рынок украинских товаров и услуг. О поддержке и субсидиях с/х секторе Украины. Налоговое законодательство Украины. Система стандартизации и режима сертификации в Украине. Санитарных и фитосанитарных систем Украины. На заседаниях экспертов ряд стран (Болгария, Япония, Корея, Чехия, Словакия, Индия) заявили, что не имеют замечаний по выполнению Украиной Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО).
А для повышения качества продукции, во всех странах мира актуальность управления качества в условиях рыночных отношений определяется его направленностью на обеспечение конкурентного уровня качества продукции и услуг, который может удовлетворять запросы потребителей. Европейский опыт управления качеством - широкое внедрение систем качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Принятие новых концепций по обеспечению безопасности и надежности, на основании полагающихся стандартов, сертификации. Для функционирования европейского рынка, поставляемая продукция сертифицируется независимой организацией. Проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Решаются проблемы качества: а) законодательной основой для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; б) гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; в) создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитация лабораторий, регистрация специалистов по качеству и т.д. Подходы к управлению качеством на западе и востоке имеют различие, например Западный подход (США и Европа) – качество основывается на низком уровне цен; первая цель – прибыль, качество категория случайная и т.д., а Восточный подход (Япония) – качество основывается на низком уровне дефектов; первая цель – качество, прибыль не замедлит последовать.
СодержаниеВведение 1 Роль управления качеством в деятельности компаний 1.1 Эволюция подходов к менеджменту качества 1.2 Менеджмент качества и управление персоналом: взаимосвязи и основные направления на современном этапе 1.3 Стандартизация и сертификация в управлении качеством 2 Японская школа управления качеством 2.1 Сущность и особенности японской школы управления качеством 2.2 Японские модели управления качеством 2.3 Основные отличия японской школы управления качеством от европейской и американской 3 oyo a – мировой лидер в области управления качеством на рынке автомобилестроения 3.1 Краткая характеристика объекта исследования 3.2 Модели управления качеством, применяемые oyo a 3.3 Достижения и просчеты фирмы oyo a в управлении качеством Заключение Список использованной литературы ВведениеКомпанию oyo a в Японии считают очень консервативной. Японцы утверждают, что oyo a «очень консервативна даже по японским меркам». Консервативна в политике, дизайне, в финансовом отношении, в своих подходах и т.п. Разумеется, в основном речь идет о дао oyo a: культуре, которая неизменно обеспечивала ее успех.
![]() | 978 63 62 |