![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Территориальная проблема Курильских островов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Япония будет также изгнана со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности. Вышеуказанные три великие державы, помня о порабощенном народе Кореи, решили, чтобы в должное время Корея стала свободной и независимой. Имея в виду эти цели, три союзника, в согласии с теми из Объединенных наций, которые находятся в состоянии войны с Японией, будут продолжать вести серьезные и длительные операции, необходимые для того, чтобы обеспечить безоговорочную капитуляцию Японии". Источник: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. выпуск XI, М., 1955, с. 105-106. Док. № 37 Меморандум Отдела территориальных исследований Государственного департамента США от 28 декабря 1944 г. Япония. Территориальные вопросы. Курильские острова Курильские острова образуют цепь из 47 слабо заселенных вулканических островов, протянувшихся почти на 690 миль от о. Хоккайдо, самого северного из главных японских островов, в северо-восточном направлении до русского полуострова Камчатка
Договор возобновлен на 20 лет. 28—30 апреля. Визит в Москву президента Никарагуа Д. Ортеги. СССР вновь заявляет о своей поддержке сандинистской революции. 30 июля. Заключен договор между СССР, США и Японией о безопасности воздушных полетов в зоне Тихого океана. 2—5 октября. Визит М. С. Горбачева во Францию. 19—21 ноября. Советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве. Переговоры между М. Горбачевым и Р. Рейганом по проблемам разоружения. 1986 15—19 января. Визит советского министра иностранных дел Э. А. Шеварднадзе в Японию. Разногласия по проблеме Курильских островов остаются. 15 апреля. «Категорическое» осуждение рейда американской авиации против Ливии. 27 мая. СССР выдворяет 119 американских граждан. 10 июня. В Будапеште проходит совещание Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского Договора. Предложена программа сокращения вооруженных сил и вооружений обычного типа в Европе. 7—10 июля. Визит в СССР президента Франции Ф. Миттерана.28 июля. Во Владивостоке М.Горбачев объявляет о развитии на новой основе советско-китайских отношений и отношений с азиатскими государствами, а также о выводе до конца года шести полков из Афганистана. 28 июля—1 августа. Визит в СССР премьер-министра Турции Т. Озала. 22 сентября. Окончание Стокгольмской конференции по разоружению в Европе.
Еще один довод, который использует японская сторона в обоснование своих претензий, состоит в том, что якобы Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда не входят в понятие Курильские острова, от которых Япония отказалась в соответствии с Сан-Францисским мирным договором. Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего то, что в международных соглашениях военного и послевоенного времени, которыми решался вопрос о принадлежности Курильских островов, они никогда и никак не разделялись. Руководители союзных держав исходили из понимания, что северные границы территории Японии ограничиваются береговыми линиями острова Хоккайдо, а понятие "Курильские острова" охватывает весь архипелаг, включая, разумеется, его южную часть без какого-либо изъятия. В свое время и японское правительство признавало тот факт, что острова Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда входят в понятие "Курильские острова", от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору. Наиболее отчетливо это видно из заявления заведующего договорным департаментом МИД Японии К.Нисимуры, который в 1951 г. в ходе рассмотрения Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии заявил: "Я считаю, что территориальные пределы Курильских островов, о которых говориться в договоре, включают в себя как северные Курильские острова, так и южные Курильские острова ..." В Японии любят рассуждать также о том, что занятия Советским Союзом южной части Курильского архипелага означает - де нарушение им принципа отказа от территориальной экспансии, провозглашенного в Каирской декларации 1943 г., и что действия Советского Союза представляют собой "незаконную оккупацию" названных территорий
Основные итоги Второй мировой войны. Основные принципы послевоенного устройства мира обсуждались на конференциях “Большой тройки” в Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль-август 1945 г.). В Ялте были разделены сферы влияния - к СССР отходили Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария. Границы Польши устанавливали по “линии Керзона”, было принято решение о формировании правительства и организации свободных выборов. Германия разбивалась на зоны английской, американской, французской и советской оккупации. В обмен на территориальные приобретения (Курильские острова, Юж Сахалин) и экономические льготы СССР согасился на открытие военных действий против Японии. Были намечены денежные размеры репартации в пользу СССР (10 млрд.$). Согласно решениию Постдамской конференции Германия потеряла 1/4 часть своей территории c 9 млн. Населением по состаянию на 19938 г. Вост. Пруссия с г. Кёнигсберг была отдана СССР, остальная часть - Польше. Общая сумма репартаций была определена в 20 млрд $, половину из которых получал СССР. Германия была разделена на 3 зоны (с условием выполнения дополнительной территории Франции по её желанию), на территории советской оккупации находился Берлин, так же разделенный на зоны оккупации стран-победительниц. 2 сентября капитулировала Япония и сфера влияния Советского Союза распространилась на Сев. Корею и Китай. Основное бремя войны вынес Советский Союз.
После Второй мировой войны судьба их стала предметом длительного спора между двумя странами. Это связано с претензиями Японии на четыре южных острова Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые в этой стране принято называть Северными территориями. Эти южные острова действительно со времени заключения Симодского трактата в 1855Pг. принадлежали Японии. В 1945Pг., после поражения Японии во Второй мировой войне, вместе со всеми Курильскими островами они перешли к СССР. При обсуждении Мирного договора в 1951Pг. за основу была принята обтекаемая формулировка, согласно которой Курильские о-ва не принадлежат ни Японии, ни СССР, в результате чего СССР отказался подписать этот договор. С тех пор переговоры по этому вопросу возобновлялись много раз. Намечалось даже, что Мирный договор будет подписан в 2000Pг. Но этого не произошло, и проблема Курильских островов пока остается нерешенной. 65.PЕстественное движение населения в Японии Изучение этого вопроса интересно прежде всего потому, что во второй половине XXPв
Н.М. Карамзин и Южно-Курильские острова Ни пяди, ни врагу, ни другу! Н.М. Карамзин Всем известно, что у каждого народа были, есть и будут свои предатели. Немало было их и в России. Удивительно не это, а то, что, кажется, только в России предатели могут не скрывать своих намерений. И более того, даже афишировать эти намерения в печати и призывать к предательству правительство. Примеров этому множество, но для иллюстрации я беру конкретный случай, так называемую, проблему Южно-Курильских островов, в Японии известная как проблема "северных территорий". Дискуссия по ней время от времени разгорается в СМИ, в стенах Думы и на всяческих научных симпозиумах и конференциях. Как известно, некоторые политики, но особенно определенная группа японоведов из лагеря демократов выступает за "возвращение" Южно-Курильских островов Японии. Другими словами, открыто выступает за нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Я не знаю ни одной страны мира, где бы какая-нибудь часть ее граждан выступала за передачу территории своей страны иностранному государству.
Большую роль в определении позиции Японии играли интриги капиталистических стран Европы и США, которые считали зависимое японское правительство более удобным партнером и стремились ослабить политические и экономические позиции России. Между тем Россия и Япония нуждались в добрососедских отношениях. В апреле 1875 г. в Петербурге был наконец подписан договор, согласно которому Сахалин признавался территорией России, японскому правительству за отказ от притязаний на южную часть Сахалина передавались все Курильские острова. Договор фактически означал большие территориальные уступки со стороны России. Используя слабость царской России на Дальнем Востоке и Тихом океане, учитывая ее занятость европейскими делами, а также зная о нежелании России иметь новое вооруженное столкновение с Англией в Средней Азии, Япония добилась успеха в решении спорной проблемы. Договор вызвал справедливую критику со стороны русской прогрессивной общественности. Договор 1875 г. предоставил японцам право заходить в сахалинский порт Корсаков беспошлинно в течение 10 лет, Россия обязалась осуществить выплату компенсации за оставшееся на Сахалине японское имущество и согласилась предоставить японцам право рыбной ловли в Охотском море и на Камчатке, т. е. во внутренних водах России. В 70-х гг. XIX в. в японских правящих кругах получила распространение концепция, согласно которой военная экспансия — единственный способ обеспечить великое будущее страны в Азии.
Необъявленная война против СССР шла и в период действия договора. Японские войска 779 раз нарушали нашу сухопутную границу и более 400 раз - воздушное пространство. Японский флот незаконно задержал 178 и потопил 18 наших торговых судов. На Дальнем Востоке оказались скованными значительные силы Красной Армии, которые было невозможно обратить против Германии. США и Англия, используя коренной перелом в ходе войны на советско-германском фронте, восстановили свои силы после поражений 1941-1942 гг. и начиная с 1943 г. перешли к активным наступательным действиям против вооруженных сил Японии. До 30% сил японской армии сковывала героическая борьба китайского народа против японской агрессии. Весной 1945 г. правительство Японии предлагало СССР выступить посредником между США и Японией в прекращении войны, соглашаясь в этом случае передать СССР Сахалин и Курильские острова. Советское правительство имело возможность решить свои территориальные проблемы без вступления в войну. Но оно считало нужным до конца выполнить свой союзнический долг. Япония намеревалась сражаться до конца.
Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) Э. А. Барышев В отечественной историографии по проблеме принадлежности Южно-Курильских островов большое внимание уделялось освоению данных земель русскими первопроходцами, о том, какой вклад был внесен в это японцами, почти ничего не говорилось. Между тем тема представляется крайне важной для скорейшего разрешения территориального вопроса. В Токийской декларации 1993 года главы двух стран договорились о том, что проблема должна быть разрешена на основе принципов законности и справедливости, что подразумевает ее внимательное изучение не только со стороны международного права, но и с точки зрения истории. Рассмотрим, как отражен данный процесс в трудах японских исследователей, как распространялось влияние Японского государства на северо-восток, чем это продвижение было вызвано и каким образом Южные Курилы (в России под ними обычно понимают острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) вошли в состав Японии. Необходимо сразу же отметить, что обширные земли, включающие Сахалин, Курильские острова, Хоккайдо и даже северо-восток Хонсю с незапамятных времен являлись территорией расселения айнов, так называемой айну-мосири.
Второй: решить проблему в варианте, приемлемом для Японии. Тогда потрясения произойдут в России, и это опять же не нужно Токио. (В обеих столицах уже давно поняли, сколько выгод несет сотрудничество двух соседних государств - вообще Москва и Токио переживают некий нескончаемый "медовый месяц" во множестве сфер, от военной до театральной, то есть у России и Японии есть что терять в случае скандала.) Третий: наметить новый срок расплаты - год, два, пять - в надежде, что за это время что-нибудь да произойдет, хотя бы то, что "территориальная проблема" сдвинется в глазах общественного мнения еще дальше на задний план. В конце концов, разве это не происходит в последнее время, разве не очевиден спад нездорового возбуждения по поводу судьбы Курил и в России, и в Японии, разве не отодвигаются они на второй, третий и так далее план отношений? Это плохой вариант, но если лучшего - четвертого - не просматривается, что ж. На данный момент достигнуты конкретные шаги в частности, Россия и Япония подписали программу совместного хозяйственного освоения Южно- Курильских островов.
Солидный материал для исследования содержится в трудах Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова, участников второй Камчатской экспедиции, который позволяет составить представление о роли японского влияния на торгово-экономические связи Курильских островов и Камчатки и сделать выводы о регулярности посещений японцами этих территорий и возможности проникновения японцев на «северные земли» в период «самоизоляции» Японии. Большое значение для глубокой оценки событий, относящихся к периоду возникновения территориальной проблемы между Россией и Японией, имеют фундаментальные исследования Д. М. Позднеева. В его монографии содержатся подробные материалы по истории исследования и освоения японцами Хоккайдо, юга Сахалина и Южных Курил, приводятся сведения о ранних российско-японских контактах и различных аспектах российско-японских отношений до середины XIX в. Д. М. Позднеев ввел в научный оборот широкий круг японских источников по истории русско-японских отношений и территориального размежевания между Россией и Японией; затронул проблемы взаимоотношений русских и японцев на Южном Сахалине и Южных Курильских островах.
На Украине они раздували «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства. Курс на обеспечение европейской безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита. На восточном направлений внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон.
Заручившись поддержкой союзников при решении вопроса взаимоотношений с Японией, Сталин вместе с плюсами (выход в Тихий океан, возможность создания военно-морских баз на Курилах, укрепление дальневосточных рубежей) получил и большой минус – постоянные испорченные отношения с одним из сильнейших государств мира. Это привело к новым трудностям в отношениях СССР и Японии. Таким образом, за свою почти 250-летнюю историю российско-японские отношения претерпели значительные изменения. Начавшись как дружеские в самом начале XVIII века, к августу 1945 г. они приобрели враждебный характер. Попытки завоевания японцами Сахалина и северных Курил привели к охлаждению отношений и сделали «территориальный вопрос» главной неразрешенной проблемой в отношениях двух стран. §2. Советско-японские отношения в 1945 – 1991 годах Япония, восстановив свои силы после капитуляции, стала предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал пакет документов по территориальному вопросу, который представил в Вашингтон»12, откуда последовал ответ, что проигравшая Япония не может на что-либо претендовать.
Но в документе не было указано, в чью пользу отказывается Япония от данных территорий. «Это была одна из причин, по которой Москва не могла пойти на подписание данного документа - отсутствие в договоре четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова переходят под суверенитет СССР»66. «Одновременно с этим в договоре не были определены географические пределы Курильских островов. Это определение вызвало целый ряд трудностей. По утверждению советской стороны, под Курильскими островами имелись в виду и «северные территории», то есть Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. По противоположному утверждению японской стороны, «северные территории», а именно не входят в состав Курил и, следовательно, в пределы Курильских островов, от которых Япония отказалась в Сан-францисском мирном договоре»67. Кроме того, так как А.А Громыко отказался подписать договор, то СССР явился юридически посторонней «третьей стороной»68 в вопросе о принадлежности дальневосточных территорий. Это означало, что Сан-францисский мирный договор еще более осложнил взаимоотношения государств в области решения территориальной проблемы, так как «статья 25 гласила: «настоящий договор не будет предоставлять каких-либо прав, правооснований и преимуществ» государству договор не подписавшему.
Если во главу угла ставить не саму Декларацию 1956 года, а памятные записки правительства СССР правительству Японии от 27.01.1960 и правительства Японии правительству СССР от 05.02.1960, фактически дезавуирующие пункт 9 Декларации 1956 года, то российская сторона получает «право» отстаивать статус-кво в территориальном вопросе. С формальной точки зрения мирный договор может включать в себя любое решение территориальной проблемы. Если Япония не собирается заключать мирной договор с Россией на условиях Декларации 1956 года, то Россия, исходя из нежелания Японии следовать Декларации 1956 года, может не утруждать себя обязательствами по передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан. Именно эта позиция, в частности, была ключевой на заседании экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам, состоявшемся 30.03.2005. Россия и Япония по-разному понимают «историческую справедливость». Если Япония, исходя из своих «понятий», считает оправданной свою агрессию против Китая и Кореи, то Россия, исходя из своих «понятий», говорит о том, что силовой захват Советской армией в августе-сентябре 1945 года Курильских островов также исторически обоснован и не подлежит никакой ревизии.
Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации. Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне. Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.
Отметим также, что большинство участников дискуссии, судя по их высказываниям, отождествляют право вообще и международное право в частности со своим представлением о справедливости. Одно из важнейших мест в дискуссии заняла историческая аргументация права на владение Южными Курилами. Следует отметить, что ряд авторов высказывает мнение, что данный подход не имеет значения для реалий сегодняшнего дня. Так, В. Зайцев, В. Росин и А. Загорский утверждают, что «международное право фактически не признает историческую аргументацию при выдвижении территориальных претензий и не рассматривает появление первопроходцев в качестве факта, свидетельствующего о присоединении территорий». Впрочем, это крайняя точка зрения, которая редко встречается в статьях и выступлениях по курильской проблеме. По мнению большинства советских и российских авторов, именно России принадлежат исторические права на Курильские острова. Речь идет главным образом о «праве первооткрывателя и «праве хозяйственного освоения» данных территорий, то есть, по существу, о «праве первоосвоения».
Как я думаю, уроком прошедших сорока лет должно быть следующее: без разрешения проблемы четырех островов установление между Японией и Россией отношений подлинного доверия было невозможно. В прошлую, советскую, эпоху уже предпринимались попытки добиться прогресса двусторонних отношений, причем отрицалось в одностороннем порядке существование территориальной проблемы и откладывалось в долгий ящик ее разрешение. Однако в конечном итоге реальное улучшение отношений, которые нельзя назвать иначе как «порочный круг взаимного недоверия», невозможно до тех пор, пока обе страны не отбросят этого недоверия в части, ключевой для основ любого государства, – в части «территории». В истории отношений Японии и России проблема территорий постоянно служила фактором недоверия и конфронтации. Когда в 1855 г. между нашими странами впервые устанавливались дипломатические отношения и проводилась линия границы, стороны признали, что восемнадцать Курильских островов являются российской территорией, а острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан – японской.
![]() | 978 63 62 |