![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Международные экономические и валютно-кредитные отношения |
Значение транспорта в мировом хозяйстве | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вольского по странам Латинской Америки). Обобщающие труды по экономической географии Латинской Америки, развивающихся стран принадлежат Я. Г. Машбицу, стран Африки — Ю. Д. Дмитревскому. Ряд работ создан по экономической географии развитых капиталистических стран (например, по США — В. М. Гохманом и др., по ФРГ — С. Б. Лавровым, по Италии — Г. Д. Кулагиным, по Великобритании — А. С. Добровым), по странам Азии — К. М. Поповым, В. А. Пуляркиным и др., и т. д. Разработки по экономической географии отдельных стран способствовали развитию географии мирового хозяйства. Общие вопросы географии мирового хозяйства и мировых минерально-сырьевых ресурсов исследует М. С. Розин, отраслевые аспекты географии мирового хозяйства разрабатывают М. Б. Вольф (с. хозяйство), Л. И. Василевский (транспорт). Эти исследования имеют важное теоретическое и практическое значение. Расширяются исследования по географическим проблемам развития социалистической экономической интеграции. Исследовательские работы по экономической географии ведутся
Он связывает в единый хозяйственный комплекс города, посёлки и предприятия, удалённые друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране. Подытоживая все вышесказанное, можно предположить, что, значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации — в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9.3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке — лишь в 5.5 раза. 2. Особенности и факторы размещения рыночных отраслей хозяйства: a) рыбное хозяйство. Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов.
Василевский в свое время привел цифру в 2530Pтыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10Pтыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2Pтыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 в Америке, около 400 в Азии, остальные вдругих частях света. Главный показатель работы морского порта его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1Pмлн т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 1030Pмлн и в особенности более 50 и 100Pмлн т в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые порты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40. Все морские порты подразделяют на два основных типа. К первому типу относятся универсальные порты, т.Pе. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы генеральные, наливные, насыпные, навалочные. Всвязи с этим их отдельные участки обычно рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т.Pд
Изучению состояния транспортного комплекса, его проблем и перспектив развития и посвящена данная работа. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса.1 Значение транспортного комплекса в ЕНХК. Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.
В эпоху дешевого топлива в большинстве стран мира сложилась весьма ресурсоемкая экономика. В первую очередь это относилось к наиболее богатым минеральными ресурсами странам США, Канаде, Австралии, Китаю и в особенности к Советскому Союзу, где на единицу ВВП потребляли значительно больше условного топлива, чем в США. В странах Восточной Европы ресурсоемкость единицы ВВП была также в два-три раза выше, чем в странах Западной Европы. Поэтому переход на рельсы энергосбережения имел очень большое значение. Политику сбережения стали осуществлять и в промышленности, и на транспорте, и в коммунально-бытовом секторе, и во всех других сферах деятельности. При этом она достигалась не только путем внедрения энергосберегающих технологий, ведущих к снижению удельной энергоемкости, но и в значительной мере благодаря перестройке всей структуры национальных экономик мирового хозяйства. Не случайно в таком основополагающем документе, как «Повестка дня на XXI век», принятом на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992Pг., прямо говорилось о том, что для обеспечения устойчивого развития странам следует найти пути, позволяющие обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расхода энергии и сырья
Если обратиться к цифрам, какую долю занимает сфера услуг в экономике развитых стран, то эти цифры могут свидетельствовать о наступлении нового этапа в общественном, в том числе и международном разделении труда. Это говорит о происходящей современной структурной перестройке национального и мирового хозяйства. Значение этой перестройки настолько велико, что специалисты сравнивают её с индустриальной революцией. Такое кардинальное изменение роли сферы услуг дало основание говорить о формировании так называемого сервисного общества, а экономику этого общества называть экономикой услуг (постиндустриальное общество, сервисное общество). Как таковые, услуги уже давно являются составной частью экономики большинства развитых стран (финансы, транспорт, связь и др.). Они сыграли важную роль в промышленной революции. Но тогда они как бы способствовали развитию промышленности, а в настоящее время они начинают замещать промышленность. Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различные функции, но не включают в себя, или включают крайне редко продажу реального продукта.
После второй мировой войны, на базе устойчивого экономического роста, углубления интеграционных процессов в мировом хозяйстве, расширения политического и культурного общения между народами, туризм превратился в массовое явление. Высокие темпы роста и массовый характер туристских путешествий, обусловленный участием в международном туризме широких социальных групп, развитием международного сотрудничества, привели к формированию динамичной отрасли хозяйственного комплекса - туристского сектора (индустрии туризма), объединяющего различные отрасли, связанные с предоставлением туристских услуг (гостиничное хозяйство и рестораны, туристский транспорт, рекламные и информационные услуги, рекреационно-туристские и экскурсионные услуги и др.). Экономическое значение международного туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих экспортных отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ МИРА.
Примеры отраслей международной специализации: Япония – автомобили, Саудовская Аравия – нефть, Канада – зерно. Формирование мирового хозяйства – процесс исторический. Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля. НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышленности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание. 3. Определить относительную численность лиц разных возрастных групп {преобладание лиц определенного возраста).
Огромная площадь Канады, высокая степень экспортности ее хозяйства и резкая специализация делают для нее значение транспорта исключительно большим. До начала второй мировой войны около 90 % грузов перевозилось железными дорогами. Основная тенденция современного развития состоит в снижении роли железнодорожного транспорта при одновременном росте значения авиации, трубопроводов и грузовых автомобильных перевозок. Некоторым изменения происходят и в конфигурации транспортной сети. К широтным дорогам прибавился ряд железнодорожных и шоссейных линий меридионального направления, в том числе железные дороги, проложенные к осваиваемым районам целинных земель на Дальнем Западе, к районам разработок полиметаллических руд у Большого Невольничего озера, к железорудным месторождениям на полуострове Лабрадор. Канада относится к числу ведущих торговых государств мира. По обороту внешней торговли она занимает шестое место в мире, а по обороту на душу населения опережает все другие крупные страны мира. 25 % товарной продукции Канады экспортируется, а в таки отраслях как целлюлозо-бумажная промышленность, лесопиление и алюминиевая промышленность, объем вывоза превышает половину объема производства.
Трубопроводный транспорт связывает страны Европы, Азии, государства амери-канского континента. На данном этапе научно-технической революции все большее значение приобретает мировая сеть иформа-ционных коммуникаций. Развитие техники достигло такого уровня, что для радио- и телесигналов, широкого использования исскуственных спутников и космической связи вообще нет никаких преград. Быстрое и своевре-менное получение необходимой информации позволяет постоянно контролировать и прогнозировать метеоро-логическую ситуацию, чрезвычайно важную для многих отраслей хозяйства, ускоряет решение множества воп-росов (состояние товарных и валютных рынков, местонахождение грузов в пути и т.п.), которые непосредствен-но связаны с экономическим прогрессом. Сегодня биржи, финансовые центры, крупные промышленные и торговые корпорации оборудованы новейшими техническими средствами, позволяющими с невиданной ранее быстротой получать и обрабатывать оперативные данные. В развитых капиталистических странах формируется разветвленный информационный комплекс, воздейст-вие которого распространяется практически на все отрасли и сферы экономики.
Содержание Введение 1. Природные ресурсы 2. Население 3. Сельское хозяйство 4. Транспорт 5. Внешнеэкономические связи 6. Рекреация и туризм 7. Общая характеристика хозяйства 8. Промышленность 9. Естественные условия Заключение Список использованных источников Введение Юго-Восточная Азия расположена на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Страны региона граничат с Южной и Восточной Азией, Австралией и Океанией. В состав региона входят 10 стран: Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Лаос, Камбоджа, Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур и Восточный Тимор. Юго-Восточная Азия соединяет Евразию с Австралией, разграничивая вместе с тем бассейны Тихого и Индийского океанов. Территорию региона омывают моря, наибольшими из которых являются Юго-китайское и Филиппинское моря Тихого океана, Андаманское море Индийского океана. Через страны Юго-Восточной Азии пролегают важные воздушные и морские пути: Малаккский пролив имеет такое же большое значение для мирового судоходства, как и Гибралтарский пролив, Панамский и Суэцкий каналы.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Потенциальная новизна логистического подхода – ограниченная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Целью логистического подхода является сквозное управление материальными потоками. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателей, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях перехода к рыночным отношениям единая система нормативов совершенствования материально-технической базы теряет свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
Развитая транспортная система в Канаде, является одним из решающих факторов ее развития. Огромная площадь Канады, высокая степень экспортности ее хозяйства и резкая специализация делают для нее значение транспорта исключительно большим. До начала второй мировой войны около 90 % грузов перевозилось железными дорогами. Основная тенденция современного развития состоит в снижении роли железнодорожного транспорта при одновременном росте значения авиации, трубопроводов и грузовых автомобильных перевозок. Некоторым изменения происходят и в конфигурации транспортной сети. К широтным дорогам прибавился ряд железнодорожных и шоссейных линий меридионального направления, в том числе железные дороги, проложенные к осваиваемым районам целинных земель на Дальнем Западе, к районам разработок полиметаллических руд у Большого Невольничего озера, к железорудным месторождениям на полуострове Лабрадор. Если Вы выбрали прямой авиарейс в Канаду, то самолет доставит Вас в один из основных международных аэропортов страны, которые находятся в Ванкувере, Торонто, Монреале и Галифаксе.
Примеры отраслей международной специализации: Япония — автомобили. Саудовская Аравия — нефть, Канада — зерно. Формирование мирового хозяйства — процесс исторический. Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917 г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля. НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышленности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание. 3. Определить относительную численность лиц разных возрастных групп (преобладание лиц определенного возраста).
МРТ – это сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на производстве с учетом внешних потребностей. Особенности: 1) место многих стран в ТНК 2) взаимодействие национальной экономики происходит на всех стадиях производства 3) наиболее важное значение – обрабатывающая промышленность 4) дополнено внутреотраслевым 5) интенсивное развитие межфирменного разделения труда 4. Неравномерность и противоречивость развития мирового хозяйства. 1. Географические факторы – сырьевые ресурсы и почвенно-климатические условия 2. Развитие производительных сил – существенное усложнение производимой фирмами продукции способствует углублению МРТ, специализации производства. 3. Научно-технический прогресс – чрезвычайно быстрый НТП способствует развитию научно-технического сотрудничества стран 4. Внешняя торговля – является формой связи между товаропроизводителями разных стран на основе МРТ, выражает их взаимную экономическую зависимость и состоит из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого экспорта товаров и услуг. 5. Развитие межконтинентальных транспортных средств связи – перевозка грузов между странами и континентами осуществляется морским, внутренне водным, железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным транспортом и электропередаточными устройствами.
В то же время, для Германии свойственна, как уже отмечалось, выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Сфера государственного управления занимает около 15%. Внешнеэкономические связи и место ФРГ в мировом хозяйстве Уже в 50-е гг. ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда. Сегодня Германию уже по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики (табл.2 и 4.1.). По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку» (граф.1.1.). ФРГ мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше.
Размещение населения определяется прежде всего географией городов. Главные мегаполисы Северо-Восточный (Бостон, Вашингтон), Приозёрный (Чикаго – Питсбург , Калифорнийский (Сан-Франциско – Лос-Анджелес). Сельское население живет на фермах и в компактных поселениях. Хозяйство. США первенствует во многих старых, новых, особенно новейших отраслях. В промышленности представлены все отрасли подотрасли. В МГРТ особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетно-космическая промышленность, велико значение нефтяной. Сельское хозяйство – многоотраслевое. Совершен переход к агробизнесу. Основной тип сельскохозяйственных предприятий – высокоспециализированные фермы. США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспорта. США дают 50% мирового экспорта. Вместе с Канадой образуют особый североамериканский тип транспортной системы. Автомобиль является массовым средством передвижения. Очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг, что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития.
Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя). Билет №32 Транспортная система Мирового хозяйства: значение, виды транспорта и их особенности. Географические различия в Мировой транспортной системе. Региональные транспортные системы. Главные транспортные магистрали и перспективы развития транспортной сети России. Определение по статистическим материалам основных статен экспорта и импорта одной из стран (по выбору учителя). Билет №33 Интеграционные процессы современного мира. Программы международного сотрудничества: политические, военные, научные, социальные, экологические и т.д. Место России в системе современных международных отношений. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран водными
![]() | 978 63 62 |