![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Международные экономические и валютно-кредитные отношения |
Экономика России в системе международного разделения труда | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Крестьян позволялось истязать. Убивавшие их хозяева, как правило, оставались безнаказанными. Никакого самостоятельного правового статуса крестьяне не имели, а являлись собственностью. Крепостные составляли ничтожную часть потребителей страны. Основными покупателями товаров, преимущественно зарубежных, были дворяне, за ними следовали купечество и свободные городские слои. На протяжении XVIII века, начиная с индустриализации Петра I, экономика России росла. Но главным ориентиром для нее оставался внешний рынок. Развитие внутреннего рынка страны шло крайне медленно. Большая часть возникших в XVIII веке предприятий в текстильной, горной и металлургической промышленностях работало на экспорт. Сбыт сельскохозяйственных продуктов иностранным купцам оставался главным источником денежных средств русского дворянства. Пока в мировой экономике сохранялась прежняя система международного разделения труда, Россия должна была оставаться «отсталой», на деле периферийной страной. Порядок паспортного контроля должен был делаться строже, как и общий надзор над населением
Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие. Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.Россия в системе международного разделения труда Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно.
Однако неустойчивость в мировой торговле и мировые экономические кризисы XX в. заставили многие страны возродить политику протекционизма. Сегодня большинство государств в своей внешнеэкономической политике сочетают и либеральные идеи свободной торговли, и протекционизм, используя не только таможенные тарифы, но и нетарифные меры. К последним относятся лицензии, квоты, стандарты, маркировка и др. Широко распространены в мировой практике и свободные экономические зоны. Для регулирования отношений между странами в сфере международной торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), в которой наша страна с 1992 г. имеет статус наблюдателя. Экономические реформы, проводившиеся в России с 1991 г., привели к интеграции России в систему мировых экономических связей. Однако нынешнее положение страны в системе международного разделения труда сложно и противоречиво. Воспроизводящая производственная структура в процессе реформ практически была разрушена. Огромных размеров достигла миграция из страны высококвалифицированной рабочей силы
Этапы реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере. Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в 1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации – «Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993- 1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности были определены: - сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле, использование экономических методов регулирования, переход к единому курсу рубля: - сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение унифицированного импортного тарифа; - поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
Началось сужение рамок капиталистического способа производства. Первая страна победившего социализма заложила фундамент международных хозяйственных отношений, основанных на социалистическом способе производства. Но это не привело к её отрыву от уже сложившейся системы международного разделения труда. По мере укрепления нового общественного строя создавалась всё более прочная база для налаживания и расширения экономических связей между СССР и странами капиталистического мира. Уже на первом этапе общего кризиса капитализма новый способ производства стал частью М. х., а производительные силы социализма превратились в неотъемлемую часть его производительных сил. Роль и влияние социализма в мировой экономике и политике возросли в ходе последующего углубления общего кризиса капитализма. В итоге 2-й мировой войны 1939—45 сфера господства капиталистического способа производства вновь значительно сузилась. В результате социалистических революций от неё отпал ряд новых стран. В рамках всемирных экономических отношений образовалась социалистическая система М. х. (см
Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР; долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками России; формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).Основные направления расширения участия России в международном разделении труда. Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
В то же время на пути наиболее важного и перспективного для страны внешнеэкономического направления, в области прямых иностранных инвестиций, как в топливно-сырьевом секторе, так и в отраслях обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных, сохранялись и сохраняются многочисленные законодательные и бюрократические рогатки, препятствующие созданию благоприятного инвестиционного климата (как для отечественных, так и тем более для зарубежных инвесторов). Таким образом, внешнеэкономическая политика России (или зачастую отсутствие внятной и последовательной политики) способствовала отнюдь не действительной интеграции страны в современную глобальную экономику, а фактически ее односторонней зависимости от мировых финансовых рынков и сохранению и даже усилению подчиненного статуса в системе международного разделения труда. В силу этого процессы глобализации до настоящего времени оборачиваются для России, прежде всего их негативными последствиями. Регионализация мировой экономики Наряду с глобализацией и либерализацией и в тесной взаимосвязи с ними четко обозначилась еще одна современная тенденция: регионализация мировой экономики.
Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства. Успех реформ в России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию; конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных, лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.
Нефть России и глобализация: выбор парадигмы развития А.М. Мастепанов, доктор экономических наук, Ю.К. Шафраник, кандидат экономических наук Глобализация как отражение дальнейшего технологического развития и развития социальных институтов на рубеже XX-XXI вв. затронула самые различные стороны общественной жизни. Начавшись с устранения барьеров в международной торговле и более тесной интеграции национальных экономик, она открыла дорогу к формированию единого (или общепланетарного) экономического и информационного пространства, к формированию качественно новой системы международного разделения труда. 1 Имеющиеся расчеты свидетельствуют о том, что Россию от стран — лидеров (Великобритании, США, Австралии и др. отделяет сегодня дистанция в 40.60 лет. Практически перед каждой страной встает проблема поиска своего места в этой новой системе. Особенно остро она встает перед Россией и государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, которые в своем экономическом развитии значительно отстают от стран — лидеров экономического роста1.
Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Мировое хозяйство базируется на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда, и имеет определенные международные экономические отношения, которые рассматриваются по следующим направлениям: 1)международное движение инвестиций, 2)международная торговля товарами и услугами, 3) международные кредитные отношения, 4)международная гуманитарная и техническая помощь. Мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства. Я считаю, что тема моего диплома очень актуальна сегодня и в то же время интересна. Так как Россия поставила перед собой цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Введение. Экономическая жизнь России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х гг. пытается активно использовать и иностранные инвестиции. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики. Согласно закону об иностранных инвестициях, иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. В литературе также часто широко используется еще один термин – инвестиционный климат – это комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. В основу одного из первых исследований, посвященных типологии инвестиционного климата разных стран, была положена экспертная шкала.
Свобода личной инициативы участников ВЭД допускается в рамках регламента, устанавливаемого государством, которое отнюдь не отказывается от своих функций регулирования ВЭД в интересах всего общества, но решает эту задачу более гибко и эффективно. Система государственного регулирования ВЭД должна учитывать место страны в системе международного разделения труда, ее положение в мировой экономике, участие страны в международных и региональных союзах и объединениях. Вступление России в международные и региональные экономические союзы и объединения может способствовать включению национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, ускорению ее развития национальных задач. Но при этом необходимо учитывать специфику переходного периода экономики России и ее национальные интересы. Государственное регулирование ВЭД осуществляется в условиях рыночных отношений экономическими и административными методами. Необходим системный подход к использованию этих методов, их оптимальное сочетание в процессе регулирования различных сторон внешнеэкономической деятельности.
Прямой иностранной инвестицией считаются: 1) приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества; 2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; 3) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. 3.6 Необходимость привлечения иностранного капитала и его значение для экономики России Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
В России массовая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер. Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства. Успех реформ в России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию; конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных, лицензионных и иных барьеров.
Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов. Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале.Глава 1.Россия на международном разделении труда. 1. Россия в системе международного разделения труда. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-хгодов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы.
С другой стороны – транснациональные корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, потому что ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинской экономики в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает депрессией менее прибыльным отраслям экономики. В условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно отечественная промышленность и нефтегазотранспортная инфраструктура становятся объектом «посягательств» российских компаний («Газпрома», «ЛукОйла», РАО «Единые энергетические системы России», группы «Альфа», «Сибирский алюминий» и др.) Таким образом, в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль играет транснациональный капитал (западный или российский). Присутствие ТНК почувствуют не только сегменты и части рынка, транснациональная политика повлияет и на украинскую экономику, и на политику в целом. «Организационным отступление может стать разработка комплексной системы законодательства, которое регламентирует деятельность ТНК в Украине и определит взаимные права и обязанности между ТНК и Украиной».Выводы по 2 разделу Таким образом, можно выделить следующие модели поведения ТНК: - либеральная, - империалистическая, - модель прямого господства ТНК, - неомеркантильная, - модель многонациональной ассоциации.
Усилия последних лет сводились к либерализации ВЭД при необходимости сохранения государственного влияния и попыткам формирования механизма регулирования с преимущественным использованием экономических инструментов. Либерализация ВЭД в среднесрочной перспективе является одним из ключевых направлений экономической политики России, способствующих преодолению кризисных явлений, улучшению положения в системе международного разделения труда, расширению рынков сбыта российской продукции. В сложный для России период проведения экономических реформ ВЭД может обеспечить поддержание национальной экономики и стабилизацию промышленного экспорта за счет поставок продукции на внешние рынки, размер которых до середины 1998 г. достигал 20% от ВВП. Очевидно, что без динамичного изменения объемов, структуры и качественных характеристик российского экспорта дальнейшие усилия по преодолению экономического кризиса могут быть неоправданны. В то же время в России до сих пор отсутствует четкая внешнеторговая политика с учетом национальных интересов и потенциальных возможностей страны, опирающаяся на приоритеты в экспортной стратегии и стабильные, стимулирующие экономико-правовые условия для российских участников ВЭД, без которых работа на зарубежных рынках практически невозможна.
В-пятых, был сокращен перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался. В правительственной “Программе углубления экономических реформ” (1992г.) в разделе “Либерализация внешнеэкономической деятельности. Открытие экономики” отмечалось, что либерализация является одним из ключевых направлений экономической политики, обеспечивающим улучшение положения России в системе международного разделения труда. Среди среднесрочных целей этой программы под номером один значилось: “полный демонтаж количественных ограничений во внешней торговле “ (это то, к чему десятки лет шли наиболее развитые страны мира). Однако выход на внешний рынок огромного числа российских предприятий, зачастую не имевших в прошлом опыта ВЭД, привел к их конкуренции друг с другом и ухудшению условий экспортно-импортных сделок.
![]() | 978 63 62 |