![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Международные экономические и валютно-кредитные отношения |
Малый бизнес Японии в сравнении с малым бизнесом США и РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поэтому в Китае катастрофическая нехватка управленческих талантов, а также талантов в творческой сфере. В Индии наблюдается переизбыток талантов в некоторых областях, таких как компьютерное программирование, инженерия, обработка заказов (call-центры), и в этих сферах Индия развивает аутсорсинг. Но талантливых кандидатов на управленческие позиции в этой стране тоже не хватает. Я мало знаю ситуацию в России это мой первый приезд сюда. Могу предположить, что бурное развитие бизнеса в России и сравнительно недолгое время капитализма в вашей стране также сопровождаются нехваткой талантов. E-xecutive: Есть ли война за таланты в Японии, где культура бизнеса имеет сильные национальные особенности? Х. Х.-Дж.: Азиатская философия предполагает пожизненный найм и продвижение в зависимости от выслуги лет, а не от достижений. Особенно характерна такая культура для Кореи и Филиппин, во многом и для Японии. В качестве консультанта во многих компаниях этого региона я старалась показать необходимость изменения в подходе, важность оценки талантов и продвижения в соответствии с результатами
Введение Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством. Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Изучаются рецепты традиционной восточной медицины с целью замены недостающих современных медикаментов. К концу 1963 в горных районах подготовлено 300 медико-санитарных работников. В 1962 в освобождённых районах было 11 санитарных пунктов на 35—50 коек каждый, крупный госпиталь, 58 курсов медицинских сестёр и знатоков народной медицины. В 1966 открыты 3 медицинские школы. В каждом уезде есть фельдшер, в каждой провинции — до 4 врачей. Медицинская помощь оказывается бесплатно. Здравоохранение в районах, контролируемых сайгонскими властями, мало изменилось по сравнению с колониальным периодом. Большинство больниц расположено в провинциальных центрах и почти недоступно для сельского населения. В 1967 функционировало 68 больниц (63 в 1937), большинство из которых не имеет современного оборудования. В 1965 работали 1,2 тыс. врачей-вьетнамцев (1 врач на 15 тыс. жителей), из которых свыше 700 служат в вооружённых силах; работали также 123 врача из США, 87 врачей из Нидерландов, Испании, ФРГ, Японии, Южной Кореи, Тайваня и др. Из 1,5 тыс. медицинских сестёр около 500 находятся на военной службе
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте превышает 50% (таб. 1 приложений) . Вместе с тем, как видно из табл. 1, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%. На малых предприятиях России в 2004 г. в среднем было занято 6485,8 тыс. человек или около 10% активного населения страны . По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 22,2 и 22,1% (1439,3 и 1432,0 тыс. чел.), что также, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимает торговля и общественное питание (2249,5 тыс. человек, или 34,7%). Количество работающих на малых предприятиях, так же, как и объем производства, растут незначительно, а в отдельных отраслях - почти не меняются.
Что тогда делать большинству? Паразитировать? Отчасти да, такое решение проблемы выдвинули уже все известные нам высокоразвитые государства. Придуманы миллионы вакансий, которые, мягко говоря, не очень нужны и которые, вполне могут быть сокращены без ущерба для производства. На этих вакансиях трудятся миллионы выпущенных фабричным молохом «лишних» людей. Им придумывают труд, чтобы не развращать бездельем и чтобы немногие оставшиеся на фабриках не слишком им завидовали. Здесь мы можем вспомнить советскую теорию «свободного выбора профессий» и «поиска занятия по душе». Здесь же помянем и американскую традицию «вэлфера», т.е. выплаты неработающим, чтобы они не умерли и продолжали не работать, американский «малый бизнес», поглотивший более половины населения США, но при этом по сути своей убыточный, финансируемый правительством США (какой же тогда это бизнес?!) в угоду теории, что «люди должны где-то работать». Много что можно вспомнить, размышляя о гуманном отношении к высвобождаемым производством людям. Но любому человеку понятно, что такого рода схема тупиковая
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28% . МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них: Таблица 3 – Малый бизнес в разных странах Страны Количество предприятий(тыс.) Количество занятых (млн.) Доля малого бизнеса в ВВП (%) Количество занятых на одном предприятии Германия 2290 18,5 50 - 52 8,0 Италия 3920 16,8 57 - 60 4,2 США 7300 70,2 50 - 52 9,6 Япония 6450 39,5 52 - 55 6,0 Россия 952 11,5 12,5 9,9 высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий.
Сложился своеобразный сим'биоз монополий п мелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Побное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США - 30-40%. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малое предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене. В России малое предпринимательство в производственной сфере начало развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный опыт. В качестве примера относительно успешной работы в малом бизнесе можно привести деятельность подмосковного предприятия "Скорость", которое возникло в конце 1990 г. на базе небольшого цеха московского оборонного завода, оказавшегося под угрозой закрытия в связи с резким снижением военных заказов.
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы: в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок; повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях; уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем; способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы; в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены; большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы; расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях. Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам.
Структура АМБ предполагает строгую финансовую отчётность и контроль за эффективным использованием выделяемых средств из американского бюджета. Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в АМБ, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки. В Японии на средние и малые предприятия приходится около 60% объёма производства промышленной продукции. Для малого бизнеса Японии характерна широкоразвитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиационных и др. В Японии существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения малого бизнеса. По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности.
Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.). Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев.
В то же время это нельзя назвать заботой о малых предприятиях, так как, например, в США львиная доля налоговых поступлений приходится как раз на малые предприятия, а крупные корпорации приносят науке меньше, чем сами же и потребляют. В России также создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 г. был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ), главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса, среди которых необходимо отметить такие, как разработка необходимого законодательства, создание фондов финансовой поддержки, установление налоговых льгот и упрощение системы учета и отчетности. При наличии вышеуказанного государственного органа на федеральном уровне, тем не менее остается фактом то, что сегодня основные проблемы становления и развития малого бизнеса решаются на региональном уровне, за счет региональных фондов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, прогресс здесь часто обусловлен тем, как к малому предпринимательству относятся местные органы власти.
Процессы присоединения и слияния будут происходить достаточно болезненно. По данным Федеральной резервной системы США, только около 20% от общего числа проведенных слияний банковских структур можно считать успешными. Остальные сопровождались ухудшением финансового положения образованных структур. В текущих условиях развития региональных банковских систем России основная тяжесть преобразования ляжет на плечи «глубинки», где преобладают малые и средние банки. Специфика ряда банков, расположенных в области,— в их полной ориентации на одного-двух основных клиентов, как правило, на крупные предприятия тяжелой промышленности и металлургии, расположенные в замкнутых градообразованиях. Тесное переплетение деятельности предприятия и банка, который в таких условиях превращается скорее в кредитно-финансовую структуру клиента, лишает банк возможности маневра. Попытка административной ликвидации малых банков, обслуживающих потребности местного бизнеса, приведет к дальнейшей потере экономической самостоятельности регионов. Этот шаг обострит взаимоотношения регионов и центра.
Они принадлежат отдельным индивидуальным предпринимателям или их семьям. В США из упоминавшихся 18 млн. предприятий 99% относится к категории малого бизнеса. К нему, по американской статистике, принадлежат фирмы с количеством занятых до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с числом работающих до 20 человек. Надо подчеркнуть, что критерии мелких и средних предприятий, используемые в различных странах, отличаются друг от друга. В Англии, например, мелкими считаются предприятия, имеющие менее 200 занятых, а в строительстве - не более 25 занятых. Важнейшим показателем значения мелкого и среднего семейного предпринимательства является его роль в народном хозяйстве. Так, на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП США. В ФРГ, где действует 2,1 млн. мелких и средних фирм, на них производится 2/3 ВВП, в них работают 2/3 всех занятых в хозяйстве страны. Во Франции, по официальным данным на 1 января 1987г., на мелких и средних предприятиях работали 52,4% всех защитных в промышленности, 81,4 занятых в строительстве и сельском хозяйстве, 78,2 % - в торговле, 28,6 % - на транспорте , 13,7 % - в сфере финансовых услуг.
Современные технологии андеррайтинга требуют автоматизации страхового делопроизводства, что предполагает обязательную обработку договоров и расчет страховых премий средствами электронной вычислительной техники, также как и передачу информации об условиях страхования и наступлении страховых случаев. В связи с этим, многие из ноу-хау, применяемых при разработке и внедрении в реальную практику страхования новых видов страховых услуг, могут быть запатентованы в виде способов или устройств обработки информации с помощью материальных объектов (компьютеров, компьютерных сетей и носителей информации). Предоставляемый при этом объем прав не будет, конечно распространяться на случаи предоставления аналогичных страховых услуг без использования средств вычислительной техники, однако, такого рода использование запатентованных решений возможно только в рамках малых страховых компаний, не представляющих интерес с точки зрения конкуренции на рынке. Международные и национальные патентные фонды насчитывают более 1000 документов, имеющих отношение к страховому бизнесу, при этом, только в США выдано 78 патентов на способы обработки информации, относящейся к технологиям страхования, часть из которых описывает новые формы страховых услуг. Отечественным страховым компаниям, наверное, небезынтересно будет узнать, какие патенты существуют и насколько они эффективны.
Искусственно такие конструкции создавать нельзя. Глава II. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения § 1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе. -(все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами, установленными Госкомстатом России) Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%). Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%).
Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение примерно пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых предприятий приходилось 12 % ВВП России и 10 % численности постоянно работающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8 % от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, более 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Важное значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной капитал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г.
Таким образом, официальная статистика не дает реальной картины состояния и развития сектора малого бизнеса на Украине, для оценки её необходимо делать поправку на вышеперечисленные обстоятельства, а также на несовершенство системы статистической отчетности в целом и заметное расхождение в данных, предоставляемых Министерством статистики и Министерством экономики. Независимо от того, какими данными и расчетами пользуются ученые на Украине, в одном они сходятся — а именно, что достигнутый к концу 1996г. уровень развития негосударственного частного предпринимательства приходится оценивать как недостаточный по следующим соображениям: • удельный вес малых предприятий и кооперативов по их числу и по объему собственности составляет 10-15%, тогда как в развитых странах — от 50 до 80%; • по объему деятельности (производство товаров и услуг) малый бизнес Украины настолько мал, что не может удовлетворить ни общественные потребности, ни играть роль полноценного рыночного фактора, то есть влиять на достижение рыночного баланса и составлять конкуренцию крупным монопольным государственным предприятиям (по числу МП, приходящихся на 10 тыс. населения, Украина в несколько раз отстает от стран Балтии и России, в 10 раз от Румынии и Словении, в 50 раз от Польши, Венгрии, Чехии); • доля работающих в малом бизнесе Украины составляет около 6% от численности всех работающих, тогда как в странах с рыночной экономикой — не менее 50%; • вклад малого бизнеса в создание ВНП составляет 10-15% по сравнению с 60-80% в развитых странах.
Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам. Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью "инфраструктуры управления". Инфраструктурные отрасли в производстве энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п., и в непроизводственной сфере образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т.п. весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов.
![]() | 978 63 62 |