![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | География, Экономическая география |
Внешнеполитические и внешнеэкономические связи России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И так же спокойно перестал ждать компенсации от Министерства финансов СССР в сто миллионов рублей, выигранных в арбитраже кооперативом «Техника». Вскоре мой старый кооператив просто прекратил свое существование, отдав все долги и медленно почив на своих увядших лаврах. * * * Очень солидным моральным капиталом были мои приятельские отношения со многими высокопоставленными персонами из демократов, которые пришли к власти. Я подружился с Гавриилом Поповым и покойным ныне Анатолием Собчаком. Отношения с премьером Силаевым, особенно после того, как я отказался стать министром внешнеэкономических связей России, тоже переросли в бескорыстную дружбу. Бурбулис пригласил меня и Явлинского экспертами в неформальный совет при президенте Ельцине: мы встречались в его кабинете по воскресеньям и за рюмкой армянского коньяка свободно обсуждали многие важные вопросы При этом у меня даже не возникало мысли использовать свои связи для получения какой-то личной выгоды. Тогда мы все были просто единомышленниками и у нас был общий враг советская система
СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Структура внешней торговли 2. Динамика внешней торговли 3. Перспективы сотрудничества 3.1. Перспективы российского экспорта товаров и технологий в страны Южной Америки 3.2. Возможности российского импорта из стран Южной Америки III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ЮЖНОЙ АМЕРИКИ В 1970-1992 ГОДАХ" IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I. ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активный поиск альтернативных направлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение в орбиту делового взаимодействия новых контрагентов. В число перспективных партнеров входят и государства Южной Америки, хотя пока деловые контракты с ними еще недостаточно развиты. Однако в последние годы наблюдается заметное усиление заинтересованности как российских предпринимателей, так и компаний ведущих южноамериканских стран в расширении деловых связей. Предпринимаются конкретные шаги по установлению взаимовыгодных контрактов в сфере торговли, производства, технологического обмена, межбанковской и инвестиционной деятельности.
Об этом, в частности, свидетельствует развитие российско-китайской торговли»,P утверждают официальные деятели из министерства внешнеэкономических связей России. Действительно, общий объем товарооборота между Россией и Китаем возрос. В 1992 году Россия, по официальной статистике, даже имела активное сальдо, которое, однако, на поверку для нашей страны обернулось отрицательно, так как к концу 1992 года темпы контрактации и поставок товаров с российской стороны в соответствии с протоколом значительно опережали ход поставок китайских товаров. В результате российские поставщики не получили товарного возмещения за свой экспорт. Китайская же сторона, учитывая сложности у российских экспортеров с поставками комплектного оборудования, наоборот, сдерживает выполнение своих обязательств по отгрузке товаров в Россию. Более того, китайская сторона неоднократно препятствовала выполнению российской стороной обязательств по поставке товаров в Китай, например, электрооборудования для тепловых электростанций «Суйчжун», «Цзин-сянь», «Иминь» и «Инкоу»
Качество азиатских товаров вполне соответствует мировым стандартам при зачастую более низких по сравнению с Западной Европой ценах. Немаловажно и то, что многие азиатские страны обладают собственными или адаптированными западными технологиями, соответствующими мировым стандартам. Такие технологии могли бы быть с успехом использованы в России. НАИБОЛЕЕ перспективным российским регионом в деле развития сотрудничества со странами АТР является огромный по площади, богатый ресурсами Дальний Восток, который является географическим продолжением динамично развивающегося "тихоокеанского кольца", естественным выходом России в АТР. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотехнологичной и мобильной экономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ территориального и мирового разделения труда. В настоящее время в российском экспорте наибольший удельный вес (до 80 процентов) имеют топливно-энергетические и сырьевые товары, в то время как на экспорт машин и оборудования в последние годы приходилось менее 10 процентов.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более или менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК, включает шесть стран). За тридцать лет его существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф. На основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки, выпускающий единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности. В марте 1994 г. члены ЮДЕАК приняли решение о постепенной трансформации Союза в Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т. е. о выходе на более высокий уровень интеграции. 79. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу
Система внешнеторгового регулирования России. Вплоть до конца 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов. Система государственной монополий внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ, главной же его целью было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров. Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям—95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже—Министерства внешних экономических связей). На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета.
Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику. Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России. Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., % ЕС США Внешнеторговый оборот 33 8 Прямые иностранные инвестиции 38 41 (накопленный объем) Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. 44 35 Иностранные инвестиции в 1998 г. 64 19 Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США.
Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам. Заключение Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам. Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ. Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются: участие в реализации торгово- политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки; обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.
В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России. Таблица 2.1 ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., % ЕС США Внешнеторговый оборот 33 8 Прямые иностранные инвестиции 38 41 (накопленный объем) Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. 44 35 Иностранные инвестиции в 1998 г. 64 19 Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах. Таблица 2.2 Доллар США в мировой и российской экономике, % Мир, 1995 г. Россия, 1998 г.1 Внешнеторговые контракты 48 80 Банковские депозиты в иностранной валюте 652 90 Официальные валютные резервы 65 65 Государственный долг развивающихся стран 50 67 1 Все данные по России являются оценочными. 2 Не включая ЕС, конец 1996 г. Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.
Объект исследования: платёжный баланс и внешнеэкономическая деятельность России Цель работы: определить зависимость платёжного баланса от внешнеэкономической деятельности Методы исследования: анализ платёжного баланса, импорта, экспорта Полученные результаты: могут быть использованы в процессе учёта внешнеторговых операций, при прогнозировании развития внешнеэкономической деятельности России и состояния её платежного баланса на ближайший период. Область применения: Государственные структуры, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Высшие Учебные Заведения, фирмы и компании, работающие на внешнем рынке. Содержание Введение 3 1. Платёжный баланс и внешнеэкономическая деятельность 5 1.1. Платёжный баланс как показатель внешнеэкономической деятельности - 1.2. Факторы, влияющие на платёжный баланс и опыт развитых стран в сфере 9 внешнеэкономической деятельности 2. Внешняя экономика и платёжный баланс России 14 2.1. Экспорт - 2.1.1 Нефть и газ 15 . 2.2. Импорт 17 2.3. Платёжный баланс 19 3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России 25 3.1 Внешний долг России - 3.2 Программа развития России до 2010 года 27 Заключение 36 Библиографический список 37 Приложения 38 Введение В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран проходят определённые этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг к вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее – к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.
смотреть на рефераты похожие на "Волго-вятский экономический район" МПС РФ РГУПС РЕФЕРАТ по Экономической географии на тему: «Волго-Вятский экономический район»сдал: студент 1 курса группы ВФК-1-195 Ермолаев В.А. принял: кандидат технических наук, доцент, Гольбан Е.В. Ростов-на-Дону 1999 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 31. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 32. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 5 2.1. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 5 2.2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 73. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА 94. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА 105. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ 206. ПРИЛОЖЕНИЕ 23 ДИАГРАММА №1: «ТЕРРИТОРИЯ» 23 ДИАГРАММА №2: «НАСЕЛЕНИЕ» 23 ДИАГРАММА №3: «ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ» 24 ДИАГРАММА №4: «СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ» 24СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. Площадь: 265,4 тыс. км2 Население: 8,5 млн. чел. 1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально- сырьевыми ресурсами.
Вместе с тем развитие внешнеэкономических связей России в условиях падения национального промышленного производства имело своим следствием усиление односторонней зависимости национальной экономики от внешних рынков, возникновение угрозы экономической безопасности страны. С распадом СССР и СЭВ ухудшилось геоэкономическое положение страны. Морские порты и транспортные коммуникации, обеспечивающие выход на мировые рынки, перешли под контроль независимых государств - бывших республик СССР. Все эти неблагоприятные обстоятельства в основном предопределили ряд существенных особенностей дальнейшего становления и развития внешней торговли и внешнеэкономических российских связей в целом в конце ушедшего столетия. Главным направлением преобразования внешнеэкономической деятельности в России явилась ее либерализация. Суть осуществленных мероприятий состояла в отказе от государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и переходе к системе их регулирования с помощью преимущественно экономических методов, в устранении существовавших ранее запретов и ограничений, препятствовавших свободному ведению хозяйствующими субъектами страны экспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами, а также доступу иностранных товаров и капиталов на российский рынок.
Это означало, что юридические лица, зарегистрированные в качестве участников предпринимательской деятельности в России, получали право и на участие в международной торговле лицензиями. В связи с этим Министерство внешнеэкономических связей России прекратило выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической деятельности, которые носили обязательный характер до появления данного указа. Поскольку ранее участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений в международной торговле лицензиями было возможно лишь через государственные посреднические организации, открывшаяся перспектива свободной торговли привела на деле к значительным потерям интеллектуальной собственности, вследствие не знания специфики мирового рынка лицензионной торговли. В качестве посредников при заключении лицензионных сделок наиболее дальновидные предприниматели выбирали фирмы и организации, специализировавшиеся на проведении патентно-лицензионных операций, имеющих устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий.
К их числу относятся следующие Северный район, Западная и Восточная Сибирь, Поволжье и Дальневосточный экономический район Наряду с четко выраженной экспортной • специализацией во внешнеэкономических связях страны для экономики этих регионов роль внешнеэкономического сотрудничества явилась наиболее значимой по сравнению с другими регионами России. Так, доля экспорта в промышленном производстве в 1993г в Северном, Поволжском регионах, Западной и Восточной Сибири, а также Дальневосточном экономическом районе составляла соответственно 23,7,18,3,19,9,14,9 и 12,9 процентов (по России -12,6%). Наметившийся с началом реформ в стране переход к экономике открытого типа наряду с изменением геополитического положения России заметно повысили роль приграничных регионов с высокой долей добывающей промышленности во внешнеторговом сотрудничестве страны, предопределив тем самым изменения в территориальной структуре внешнеэкономических связей России. Одним из таких регионов является Дальневосточный экономический район, о чем свидетельствует положительная динамика удельного веса его экспорта в общем объеме экспорта России.
Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы: V политическая стабильность; V инвестиционные гарантии; V качество инфраструктуры; V квалификация рабочей силы; V упрощение административных структур; Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка. Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3): V привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции; V насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией; V создание экспорто-ориентированных производств; V повышение занятости населения; V формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры. Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» (19) предусматривает достижение следующих целей: V обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе; V укрепление единого экономического пространства России; V развитие внешнеэкономических связей России; V развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области; V обеспечение экономической безопасности области.
Основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики Глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом, – ускорение научно-технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками – странами и отдельными предприятиями — новые и все более жесткие требования в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг.
В те времена только в период 1991-1992 годов ЮАР с официальными визитами посетило свыше 50 советских, а позднее - российских делегаций, в состав которых входили не только государственные лица, но и частные предприниматели. Затем уже в российские времена Южно-Африканская Республика в документах и МИД, и Министерства внешнеэкономических связей России была определена как страна, деловое сотрудничество с которой является "ключевым" в Африке. Особенно активно пытались завязать деловые связи с ЮАР российская алмазодобывающая компания "Алмазы Саха-России", Комдрагмет, московский двигательный завод (занимался поставкой авиационных двигателей из России в ЮАР), предприятия российского ВПК. Перспективными тогда казались контакты также в сфере поставок и совместного производства вооружений: юаровцы выразили желание приобретать отдельные виды оружия в России не только через государственные структуры, но и напрямую у заводов-производителей (Нижний Новгород, Пермь). Но вот в Южной Африке грянули выборы 1994 года, и после прихода к власти правительства черного большинства во главе с лидером АНК Нельсоном Манделой сотрудничество Южно-Африканской Республики с Россией стало сворачиваться, о чем у нас как-то не очень принято было распространяться.
В этой связи для эффективного управления ресурсами Gar er рекомендует предприятиям разрабатывать модель управления ресурсами – Resource Mix.2 Цель этой модели – определить ИТ-функции предприятия, которые выгоднее обслуживать самостоятельно, а какие передать во внешнее управление, а также осуществлять эффективное управление ИТ-функциями. В России рынок услуг ИТ-аутсорсинга находится еще на стадии зарождения. И хотя почти половина средних и крупных российских предприятий пользуется услугами внешних поставщиков по управлению ИТ, в основном речь идет об отдельных ИТ-функциях, большинство из которых традиционно обслуживаются внешними поставщиками (поддержка сетей, Web-решений, сложных информационных систем управления). Основным барьером для развития услуг аутсорсинга в России являются опасения потери контроля за ИТ и безопасность данных. Кроме того, значительную роль также играет низкий уровень организации бизнес-процессов на большинстве предприятий. Тем не менее перспективность этого рынка очевидна, и дальнейшее его развитие будет зависеть от того, позволит ли использование услуг аутсорсинга предприятиям реально улучшить качество и эффективность управления ИТ и снизить общие ИТ-расходы. 3. Значение рынка информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России Аналитики отмечают, что в целом существенно возросла роль внешнеэкономических связей России.
![]() | 978 63 62 |