телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсе для ремонта, строительства. Инструменты -30% Товары для спорта, туризма и активного отдыха -30% Образование, учебная литература -30%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человекподраздел:Психология, Общение, Человек

Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

найти похожие
найти еще

Наклейки для поощрения "Смайлики 2".
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
19 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
смотреть на рефераты похожие на "Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности " Министерство народного образования Российской Федерации Магнитогорский ордена “Знак почета” государственный педагогический институт Теплых Дмитрий Анатольевич Я - КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Дипломная работа студента психологического факультета Научный руководитель: старший преподаватель кафедры ОиППКозловская С.Н. Рецензент:ассистент кафедры ОиППБахчеева Э.П. Магнитогорск 1999 С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ . 3 - 6 ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте . 7 - 33 1.1 Самосознание и его место в психической организации человека . 7 - 9 1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции . 10 - 19 1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник формирования Я-концепции 20 - 24 1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности . 25 - 33 ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое новообразование ранней юности 34 - 55 2.1 Личностное самоопределение как психологическая проблема . 35 - 45 2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения в ранней юности . 45 - 55 ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте . 56 - 94 ВЫВОДЫ . 95 - 98 Список литературы 99 - 105 Приложения . 106 ВВЕДЕНИЕ Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции. Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста. Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.

Это - две стороны одной Глобальная Я- концепцияАспекты, выделенные Я-сознающее Я-как-объект Джемсом (процесс) (содержание) непрерывноевзаимодействие Компоненты самооценкаустановки или приятие образ Я себя тенденцииповедения Я- концепция каксовокупность установок “на себя” реальное Я идеальное Я зеркальное Я Модальности или или или представление представление представление о том, каков я о том, каким я о том ,как меня Аспекты физическое физическое физическое социальное социальное социальное умственное умственное умственное эмоциональное эмоциональное эмоциональное Рисунок №1. Структура Я-концепции целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно . Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом : 1. Образ Я - представления индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я- концепции. 1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных : “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.

При том самокритичность отходит на задний план, отношение к себе спокойное, благожелательное. Различные сложности в отношениях объясняются непониманием окружающих. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту личностная рефлексия теряет аффективную окрашенность по отношению к “я” человека и проходит на более спокойном эмоциональном фоне. Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных (социальное происхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических ( условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено. Развитие личностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции в ранней юности. 2.2 ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей. В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. Судя по имеющимся данным, конитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов . Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования . Интергативная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Шпаргалка по психологии

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку), а дать соответствующие пояснения. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – должна работа завтрашняя быть лучше работы вчерашней. 16. Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего

скачать реферат Я–концепция руководителя

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Психологический факультет Я – концепция руководителя Дипломная работа студента VI курса ВВО Кизилова Владимира Николаевича Научный руководитель – кандидат психологических наук Журавлёв Дмитрий Викторович Рецензент - преподаватель Игнатская Людмила Ярославовна Допущена к защите « » 2005г. Дата защиты: « » 2005г. Зав. Кафедрой (подпись) Оценка: Москва 2005г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Я – концепция как фактор личностного самоопределения и самооценки 1.1. Я- концепция в различных психологических теориях 1.2. Понятие, значение и структура Я- концепции . Психологическая природа самооценки Проблема психологии самосознания личности Личностное самоопределение как психологическая проблема Глава 2. Лидерская составляющая Я- концепции руководителя 2.1.Теории лидерства 2.2. Поведенческий подход к лидерству 2.3 Ситуационные подходы к эффективному лидерству 2.4. Новое в теориях личности Глава 3. Выявление управленческого потенциала на основе изучения Я- концепции руководителя 3.1. Понятие об управленческом потенциале 3.2.Исследование управленческого потенциала 3.3. Факторы, ограничивающие управленческий потенциал руководителя 3.4 Заключение по итогам исследования Заключение Список используемых источников Приложение 1 Приложение 2 ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных руководителей и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятий и кадровой политики.

Звуковой плакат "Домашние животные".
Представляем Вашему вниманию уникальную новинку — развивающие звуковые плакаты, которые содержат стихотворения, занимательные и
576 руб
Раздел: Электронные и звуковые плакаты
Чайник со свистком "Mayer & Boch", 3,5 литра, эмалированный (арт. 23854).
Этот чайник со свистком изготовлен из высококачественной нержавеющей стали. Корпус чайника имеет элегантное покрытие с цветочным рисунком.
1624 руб
Раздел: Чайники эмалированные
Двусторонний говорящий плакат "Азбука и счет".
Суперновинка от Азбукварика! Двусторонний говорящий плакат станет незаменимым помощником родителей! На одной стороне плаката – говорящая
484 руб
Раздел: Электронные и звуковые плакаты
 Элементарный психоанализ

Регрессия Итак, предложив пациенту говорить все, что приходит ему в голову, во время сеанса терапевт преимущественно хранит молчание. Но несмотря на это вербальное и эмоциональное безмолвие, между терапевтом и пациентом возникает специфическая связь, которую, как уже отмечалось, Фрейд обозначил термином «перенос». Молчание психоаналитика, бесспорно, фрустрирует (вызывает неудовлетворенность) пациента и побуждает его (в определенной степени из желания вызвать хоть какую-то ответную реакцию) рисовать картины все более мрачных и «зловонных» воспоминаний, погружаясь во все более глубокие слои психики и, как правило, обращаясь при этом к ранней юности и детству. Это могут быть как воспоминания, так и псевдовоспоминания, но и последние — у всех разные и глубоко личностно обусловлены. Это «погружение» в далекие воспоминания и чувства Фрейд обозначил термином «регрессия». Оставаясь без ответа, запрос приобретает все более примитивные (в индивидуально-историческом аспекте личности) формы, такие как потребность в материнской любви, заботе, наказании или прощении, вплоть до «желания быть отшлепанным»

скачать реферат Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК М ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СодержаниеВведение Глава 1. Временная перспектива как характеристика психологического времени личности 1.1 Понятие времени в психологии 1.2 Временная перспектива как характеристика психологического времени Глава 2. Особенности временной перспективы в ранней юности 2.1 Психологическая характеристика ранней юности 2.2 Формирование временной перспективы в юношеском возрасте Глава 3. Исследование взаимосвязи личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени 3.1 Цели, задачи, гипотеза и методы исследования 3.2 Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте 3.3 Формирующий эксперимент Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека (ее событий, развития) и не может переживаться объективно, в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.

 Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление

Это может касаться его места в семье, в обществе, в политической ситуации. Этот шаг важен не только потому, что он расширяет личный горизонт, но и потому, что найдя или приняв свое место в мире, он обретает через активное участие в жизни чувство принадлежности к миру и внутреннюю уверенность, идущую от этого чувства. Глава 15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Теория невроза, изложенная в этой книге, развивалась постепенно из концепций, представленных в более ранних публикациях. В предыдущей главе мы обсуждали, что она дает для терапии. Остается рассмотреть теоретические изменения, происшедшие в моем образе мыслей относительно отдельных концепций и общего понимания невроза. Вместе со многими другими,* кто пересматривал теорию инстинктов Фрейда, я сперва видела сердцевину невроза в межличностных отношениях. Обобщая, можно сказать, что я выделяла культуральные условия, продуцирующие невроз; а именно, особые факторы в окружении ребенка, стесняющие его психическое развитие. Поэтому вместо базальной уверенности в себе и других у него создается базальная тревога, которую я определила как чувство изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире

скачать реферат Политехническое образование учащихся на примере промышленности Курской области

Важно отметить, что у любого молодого человека есть обе тенденции - и гомеостатическая, и творческая, однако соотношение их может быть очень различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам. Рассмотрев вопрос об особенностях психического развития ранней юности выделим следующие основные задачи развития этого возраста: 1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). 2. Профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 3. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Профессиональные намерения как особая психологическая проблема Вопросы профессиональною самоопределения человека сложны и противоречивы, а особенно в переходный период. Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта.

скачать реферат Исследование профессиональной направленности личности студентов химического фaкультета на педагогическую и исследовательскую специальности

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни . Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности . Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л. И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п. Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности.

скачать реферат Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Большее количество этих переживаний (относящихся к процессу познания подростком себя) носят негативный характер. Поэтому так важно научить подростка видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своего характера, личности. Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем, к сфере самореализации, интереса к активной работе самого подростка по развитию собственной личности. Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными периодами для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Помощь в лучшем понимании себя, своих возможностей, помощь в понимании своего места и назначения в жизни – в этом нуждается большинство старшеклассников. . 1995 г. Психология. Словарь. М., Издательство политической литературы. 1990 г. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.

скачать реферат Ранняя юность и начало профессионального становления

Для этого необходимы комплексные исследования. В настоящее время новым качеством образования становится личностно ориентированная парадигма, определяемая гуманистическим подходом к развитию учащихся, как в общеобразовательной, так и профессиональной школе. А это означает, что комплексные исследования должны быть направлены на изучение не только интеллекта самого по себе, но и связей его с качествами личности, а также с факторами, влияющими на развитие интеллекта и личности. С чем же учащиеся раннего юношеского возраста приходят к зрелости, началом которой, по периодизации интеллектуального развития, является вторая фаза юности (18—21 год)? Согласно результатам проведенного нами исследования, в ранней юности ярко выражена закономерность неравномерного развития психофизиологических функций и интеллекта, что, видимо, сказывается в разновременном наступлении умственной, трудовой и гражданской зрелости. Значительно выражена автономность функций памяти, мышления, внимания. Развитие специализированных свойств психических функций происходит раньше у учащихся профессиональных школ по сравнению с учащимися общеобразовательной школы.

Игра настольная развивающая "Веселые портреты".
Обучающая игра пазл-липучка состоит из 2 игровых полей - лиц и 58 съёмных элементов, присоединяя к лицам разные детали, ребенок может
656 руб
Раздел: Игры-пазлы
Изограф, 0,20 мм.
Чертежный прибор для черчения и рисования на бумаге, ватмане и чертежной пленке. Изограф имеет резервуар для чернил, который легко
1421 руб
Раздел: Циркули, чертежные инструменты
Коврик силиконовый с разметкой, 50x40x0,1 см, розовый (арт. TK 0190).
Вы все еще делаете коржи одинаково круглыми при помощи тарелок? Но где взять столько тарелок разного диаметра, которые подойдут к каждому
379 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
скачать реферат Становление самосознания в ранней юности

Его “я” практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества. Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

скачать реферат Личностное самоопределение в ранней юности

Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой “ценностного хаоса”. Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития. Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

скачать реферат Бернс об Эриксоне

В ранней юности главной альтернативой становится формирование идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного Я. Нередко возникает негативная идентичность, "основанная на бунте и отрицании. Положительное разрешение каждого кризиса облегчает индивиду выбор и на последующих стадиях, вплоть до юности, когда формирование идентичности становится центральной проблемой. Мы еще вернемся в этой главе к концепции юношеского кризиса по Эриксону и рассмотрим ее более подробно. Особенности физического развития и самовосприятие Слово «пубертат» происходит от латинского «pubеscerе", что означает «покрытый волосами». Этим термином обозначается совокупность биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как на его восприятие другими людьми, так ц на его самовосприятие, в особенности на образ собственного тела. Биологические изменения этого периода подчиняются общей схеме, хотя длительность протекания у разных людей может быть весьма различной в зависимости от наследственности, здоровья индивида и условий его жизни.

скачать реферат Психологические новообразования ранней юности

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Личностное самоопределение как психологическая проблема Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия “Я-концепция”, следует отнести понятие “самоопределение личности” или “личностное самоопределение”, распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе. Термин “самоопределение” употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.

скачать реферат Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых, хочет равноправного отношения к себе. III. Подростничество (11-17 лет). Младшее подростничество (11-17 лет). Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения. Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»). Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Шнуровка-бусы "Цветы".
Эта простая, но интересная игрушка увлечет малыша! Цель игры - нанизать на шнурок все бусинки. Ребенку будет интересно каждый раз менять
345 руб
Раздел: Деревянные шнуровки
Развивающая настольная игра "Котосовы".
Коты и совы — любимые животные ведьм. Бедняги так часто подвергаются магическим экспериментам, что подчас не сразу отличишь, кто перед
792 руб
Раздел: Карточные игры
Точилка механическая.
Настольная механическая точилка отличается высоким качеством работы и долговечностью механизма. Пластиковый корпус. Механизм крепления к
547 руб
Раздел: Точилки
скачать реферат Возрастная психология

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. 34 Развитие самосознания в ранней юности Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

скачать реферат Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности

Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

скачать реферат Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек

В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн. Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну. Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

скачать реферат Выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию и т.д., к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается психологическое, социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Несмотря на то, что пол человека является биологическим фактом, принятие или отвержение своей мужественности или женственности зависит от психологических факторов – от чувств, сформировавшихся в детстве. С момента рождения ребенок, родители которого хотели ребенка другого пола, может пойти по неверному пути развития. Хотя большинство родителей любят ребенка вне зависимости от его пола, некоторые из них так и не могут примириться с разочарованием, и тогда ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.