![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но в любом случае взаимопроникновение, взаимодополнение и интеграция естественнонаучных, гуманитарных и инженерных дисциплин должны основываться на взаимодействии природы, человека, общества и многообразия форм человеческого знания. Интегративные процессы в образовании приводят к открытию новых специальностей на стыке разных областей знания, без которых немыслимы новые технологии. Будучи одним из самых перспективных направлений современного образования, процесс интеграции находится в экспериментальной стадии и нуждается в глубоком теоретическом обосновании его методологических, психолого-педагогических и содержательных аспектов. Авторам учебного пособия представляется оптимальным вариантом интеграции гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания система интегрированных курсов, дополняющая типовой учебный план специальностей. Их можно включить в учебный процесс за счет часов, отведенных на дисциплину по выбору. Кроме того, можно сделать интегрированными традиционно существующие дисциплины. Так, например, в дисциплину "Введение в специальность" можно включить гуманитарную и фундаментальную составляющие (естественнонаучный, цивилизационный, психологический, социологический аспекты), которые помогут адаптации первокурсников и сформируют у них навыки контекстного осмысления будущей профессии и своего места в ней
Цель исследования – определение эффективных приемов и создание методического материала, направленного на позитивное взаимодействие в конфликтных ситуациях с младшим школьником. Объект исследования - конфликтные ситуации учебно-воспитательного процесса. Предмет исследования – эффективные приемы психолого-педагогического взаимодействия в конфликтной ситуации. Гипотеза исследования: «психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процессе, будут способствовать формированию позитивных взаимоотношений». Задачи исследования: изучить степень разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия; осуществить педагогический анализ ключевых понятий исследования (понятие, структуру, причины возникновения, стадии, функции); изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта; раскрыть приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в конфликтных ситуациях; разработать методический материал для учителя, способствующий позитивному взаимодействию в конфликтных ситуациях.
Коррекционную работу со школьниками очень сложно алгоритмизировать, т. е. предложить готовые программы для решения тех или иных проблем. Все психологически неблагополучные варианты развития очень разные, поэтому разработать коррекционную программу, подходящую для всех, невозможно (в отличие от общеразвивающей программы). В каждом отдельно взятом случае психологу надо решать самостоятельную аналитическую задачу: какого типа проблемы, связанные с психолого-педагогическим статусом, существуют у школьников данной параллели; с кем можно работать в больших группах, а с кем – в малых, по два-три человека, или только индивидуально; каким содержанием наполнить работу с ними, учитывая особенности их статуса и т. д. Для облегчения этой задачи ниже приводится алгоритм построения коррекционной работы. Первый этап. Определение сути проблемы с точки зрения затронутых параметров статуса и природы самих трудностей (несформированность, усвоение неадекватных способов и приемов, неуспешность в использовании индивидуальных особенностей). Второй этап
Основными задачами является рассказать: о психолого–педагогической характеристике младшего школьника; о психологических причинах неуспеваемости младших школьников; о видах неуспеваемости; об отношениях учителя с учениками; об индивидуальных недостатках ребенка; о адаптации к школе и ее видах; об индивидуальной готовности ребенка к школе. Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. 1.1 Границы младшего школьного возраста Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. 1.2 Учебная деятельность Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Такое движение мысли требует выделение исходной "клеточки", из которой логически может быть выведено все многообразие частных особенностей и проявлений данного предмета [Давыдов В. В. - 1986]. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. На основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия, без понимания содержательной стороны деятельности. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) несформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения
Выявить особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Разработать психолого-педагогические рекомендации формирования познавательной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта. Создать систему дидактических игр для занятий с младшими школьниками в СКОУ VIII вида по теме «Знакомство с окружающим миром» Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, катамнестический анализ. Базой нашего экспериментального исследования стала «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска. И муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 57 г. Курска Практическая значимость заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости формирования учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта.
Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, физического развития. Принимая во внимание все вышесказанное, темой курсовой работы выбрана проблема психолого-педагогической адаптации младших школьников. Цель курсового исследования: Выявить психолого-педагогические аспекты адаптации младших школьников (в том числе и причины дезадаптации). Задачи: Определить условия, при которых успешно проходит процесс адаптации. Провести апробацию методики, позволяющей выявить, насколько успешно проходит процесс апробации. Объектом курсового исследования является феномен психолого-педагогической адаптации. Предметом курсового исследования – особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников. Гипотеза исследования: При целенаправленном выполнении требований, реализации психолого-педагогических условий, грамотном использовании методик, при всесторонней поддержки семьи и учителя, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребенку процесс адаптации младшего школьника проходит наиболее безболезненно.
Необходимо постоянно помнить, что осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического тата по отношению к учащимся, т.е. способности находить, правильный, умелый подход к ученику. Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле формирование личности человека. Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать как организовывать свою работу с педагогически запущенными детьми, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен. Приложение №1. Развивающие игры и задания для младших школьников.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер. Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало. Существование классов, разные предметы, которые должны усвоить дети, необходимость развития математических способностей учащихся, а также, неразработанность методики организации учебного процесса (при обучении математике) с целью развития математических способностей определяют актуальность работы. Глава I. Особенности развития младших школьников в специальной школе. 1.Физиологические, психические и психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие. 1. Общие данные о трудновоспитуемом — возраст, образование, место жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера, особенности развития моральных и волевых качеств. 2. Условия семейного воспитания - состав семьи, образование родителей, место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия. 3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной деятельности, поведение в школе. 4. Отношение к трудовой деятельности - как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов. 5. Общественная активность - какие общественные поручения имеет, как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях. 6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и на чем основывается их дружба. 7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг увлечений. 8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому, кто он, в чем заключается сущность проводимой им работы и ее эффективность.
В процессе систематического выполнения школьниками учебной деятельности у них, наряду с усвоением теоретических знаний, развивается теоретическое сознание и мышление. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и главной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. В ходе становления у младших школьников учебной деятельности у них формируется и развивается важное психологическое новообразование данного возраста- основа теоретического сознания и мышления, и связанные с ними психические способности (рефлексии, анализа, планирования). 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО СИСТЕМЕ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА- В.В.ДАВЫДОВА. Мышление школьников в процессе учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением ученых, излагающих результаты своих исследований посредством содержательных абстрактных, обобщенных и теоретических понятий, функционирующих в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. В связи с этим учебная деятельность школьников в развивающем аспекте строится в соответствии со способами изложения научных знаний со способами восхождения от абстрактного к конкретному. В.В. Давыдов считает:” При разработке проблемы развивающего обучения необходимо опираться на следующее положение: основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения”.(8,С.145) Это положение характерно также для воззрений Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. Развивающий характер учебной деятельности, как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания.
Министерство общего и профессионального образования РФ Астраханский Государственный Педагогический Университет Бакалаврская работа Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции. Выполнила: Студентка 4 курса 642 группы ФПМНО Дубинина О.В. Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент. Аммосова Н.В. Астрахань-2000 План. Введение . Глава 1. Особенности развития младших школьников коррекционных классов 1. Физиологические, психические и психолого–педагогические особенности развития младших школьников 2. Специфика развития математических способностей младших школьников в классах коррекции . Глава 2. Методика развития математических способностей младших школьников . 1. Особенности структурирования математического материала в классах коррекции . 2. Методика обучения математике в коррекционных классах, направленных на развитие математических способностей учащихся . Описание и результаты эксперимента . Заключение . Литература Введение. Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы.
Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности. Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п. Организация учебной работы младших школьников. Исследование показало, что результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации их деятельности. Работа в диадах учащихся оказалась в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров—более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности.
В-третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности. Вместе с тем формирование у младших школьников учебной деятельности связано с существенным повышением идейно-теорети- ческого уровня учебно-воспитательного процесса в начальной школе и способствует развитию у них самостоятельного творческого мышления. Как будет показано ниже, построение учебных дисциплин с учетом требований содержательного обобщения связано с четким выделением основных понятий и идей этих дисциплин. Поскольку в своей учебной деятельности школьники раскрывают предметные источники и происхождение тех или иных понятий, то ее выполнение детьми может служить хорошей основой для преодоления формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы в начальной школе. И наконец, как показывает опыт нашей исследовательской работы, учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).
Объектом исследования выступает методическая система обучения младших школьников математике, а предметом - формирование УД младших школьников при обучении математике с применением ЭВМ. Мы исходили из предположения, что использование ПК положительно повлияет на качество обучения младших школьников математике, формирование основных компонентов учебной деятельности, если будут: определены роль, место и функции ЭВМ в методической системе обучения математике; выявлены и учтены методические условия продуктивного применения ПК, для становления школьника как субъекта УД; в педагогические программные средства будут включены задания, систематически побуждающиешкольника к осознанию учебной задачи, процесса своего учения. Для проверки этого предположения необходимо было решить две группы конкретных задач. К первой мы отнесли задачи, позволяющие выяснить состояние теории и практики применения компьютеров при обучении младших школьников математике, ориентированном на формирование УД школьников. Основные из них: анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований формирования УД младших школьников при обучении математике, выявление психологических требований к использованию с этой целью компьютеров; анализ теории и практики применения ПК в обучении школьников математике.
Проведенные исследования показали, что между успеваемостью учащихся и их взаимоотношением с учителем прослеживается сильная положительная корреляция. Формирование позитивного отношения детей к учителю во многом зависит непосредственно от самого учителя, его умения выбрать верный, необходимый стиль общения с учениками, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, увлекать детей, поощрять их развитие и творчество. Одним из факторов, вызывающих возникновение неуспеваемости младших школьников, являются проблемы во взаимоотношениях детей с учителем. По результатам исследования мы рекомендуем создание в школах импликационного пути соответствия систем: • диагностики и коррекции психологического микроклимата в каждом конкретном классе, комфортности существования в нем и эффективности обучения отдельно взятого ученика; • психолого-педагогического инструментария преподавания и воспитания в данном классе для каждого педагога. Психологические особенности взаимоотношений близнецов Близнецы – два или более ребёнка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Окружающие люди и, особенно, семья нередко ожидают от близнецового сообщества единообразия, что может сформировать у детей зависимость друг от друга, ослабить развитие их самостоятельности и воли.
В массовой общеобразовательной школе и пути их устранения. Для предотвращения нарушений в психическом здоровье используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседе, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся, опросники. Цель данного исследования: рассмотреть школьную тревожность и хроническую неуспеваемость на конкретной группе учащихся и разработать рекомендации руководителю этой группы. Достижение цели исследование предпологает решению следующих задач: 1. Изучить один из психологических синдромов, проявляющихся у младших школьников, в частности школьную тревожность. 2. Выяснить причины появления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. 3. Наметить пути коррекции, устранение и предупреждения школьной тревожности. Объектом исследования являются проявление школьных синдромов младшего школьника. Предметом исследования является один из психологических синдрома тревожности. Гипотеза исследования являются предположения о том, что при ранней диагностике, особенно в период адаптации, и выявлинии учителем уровня школьной тревоге при последующим устранением причин тревоги способствует успешной адаптации, что влияет на процесс обучения, в том числе на успешность школьника. Глава 1. Психологические синдромы младшего школьного возраста. 1.1. Что такое психическое здоровье детей? Первые попытки описания психического здоровья относятся к очень давним временам.
В целом нужно отметить, что в этом направлении нет пока крупных теоретических и конкретно-экспериментальных исследований, а в имеющихся работах раскрываются лишь отдельные аспекты школьной дезадаптации. Также в научной литературе нет до сих пор четкого и однозначного определения понятия "школьная дезадаптация", которое бы учитывало всю противоречивость и сложность этого процесса и было бы раскрыто и исследовано с различных позиций. Список литературы 1. Бибрих Р.Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. Ред. В.А. Гаврилов. – Кишинев, 1990. – с. 17-29 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 3. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов //Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. Ред. В.А. Гаврилов – Кишинев, 1990. – с. 3-17.
![]() | 978 63 62 |