![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Аномалии и девиантное поведение в обществе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
О разделении общественного труда. М., 1996. Кн. III. Анормальные формы. С 361403. Зернов Д. Критический очерк аналитических оснований криминологической теории Ломброзо // Криминология. М., 1901. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Женщина преступница или проститутка. Любовь у помешанных. Минск, 1998. Мертон Р. Социальная структура и аномалия // Социология преступности. М., 1966. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 2000. Смелзер П. Социология. М., 1994. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. Гл. XI. Девиантное поведение молодежи, преступность и социальная практика. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 1997. WP5.8. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Глава 6 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ Социология семьи одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественных проблем зарождается именно в семье. Внимание и интерес к семье проявляет не только социология, но и другие социальные дисциплины (психология, социальная психология, социальная антропология, социальная медицина)
Из этого маленького примера ясно, что в зависимости от общественных условий и культурных особенностей соотношение основных суицидальных мотиваций может сильно отличаться. Однако всегда будет достаточно высокой пропорция суицидальных случаев, которые не укладываются в рамки основных категорий (те же "личностные аномалии" или так называемые "немотивированные самоубийства"). Это, разумеется, не означает, что суицидология сто лет трудилась впустую — она сумела выявить некоторые общие законы. Я рассмотрю два, на мой взгляд, самые интересные направления. Общественные причины. С точки зрения социологии самоубийство — одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии — наряду с наркоманией, проституциеи, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он общественное животное, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег. Эмиль Дюркгейм сводит всю совокупность мотиваций суицида к пагубному воздействию социальной среды и происходящих внутри нее процессов. Индивид не убивает себя — происходит убийство, совершаемое обществом.
Правила такого рода составляют основу ментальности населения, в свою очередь тесно связанной со стилем его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. И в то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества. Вопрос о норме и аномалии тесно связан с исторической антропологией и историей ментальностей, а также с теорией отклоняющегося поведения. Ее квинтэссенцией является концепция аномии. Впервые термин «аномия» был введен Э.PДюркгеймом. Он трактовал его как некое состояние разрушенности и ослабленности нормативной системы общества, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям. В данной ситуации, согласно Дюркгейму, происходит увеличение различных форм девиантного поведения. В дальнейшем понятие аномии было детализировано Р.PМертоном. Он полагал, что отклоняющееся поведение может быть расценено как симптом несогласованности «между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения, когда система культурных ценностей превозносит фактически превыше всего определенные символы успеха, общие для населения в целом, в то время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же населения»[2]
К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере воинской деятельности можно отнести следующие. Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота; снижение роли официальных институтов социализации, преобладание неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к культурным ценностям общества. Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании; отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий; доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи, военнослужащих; "охаивание" силовых структур в средствах массовой информации, резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований командования по их искоренению.
Эта статистика позволяет утверждать, что количество самоубийств не опускается ниже и не поднимается выше определенного предела. Оно колеблется где-то между 10 и 40 случаями на 100Pтыс. чел, что свидетельствует о действии в области девиантного поведения в любом обществе закона нормального распределения. Иными словами, суицид это традиционное отклонение, «нормальная аномалия». Данное наблюдение подтверждается и тем, что у суицидентов и до революции, и после нее в России были некие общие характерные черты. И в столице Российской империи, и в социалистическом Ленинграде среди самоубийц преобладали мужчины. Они составляли 2/3 всех покончивших с собой. Чаще, чем взрослые, к суициду прибегали молодые люди. В 1921Pг. самоубийцы насчитывали почти 4P% среди умерших подростков и менее 1P% от числа умерших людей старше 18 лет. Довольно стабильным был и такой показатель, как сезон совершения суицида Летом и весной самоубийства происходили и происходят чаще, чем зимой и осенью. Неизменным оставалось и определенное время суток, на которое выпадало наибольшее количество случаев добровольного ухода из жизни: днем в районе 1415 часов и вечером в 2324 часа
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. 1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого- педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми.
Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический. Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному относят любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты поведения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, "приспособленность к самому себе", принятие себя и отсутствие так называемых психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.
Консерватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственности за формирование иисход девиации. Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психическиесостояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанныхнеадекватных паттернов поведения. Существенным параметром девиантного поведения выступает отклонение в ту или иную сторону с различной интенсивностью и в силуразнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся вне зависимости от наличия или отсутствия психопатологическихрасстройств (см. схему). К характеристикам нормального (нормативного) и гармоничногоповедения относятся: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровнехарактерологических особенностей) и духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне). Так же, как норма поведения базируется на этих трехсоставляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях.
Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе- «семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей; 4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития; 5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания.
Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам. 4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Общество может менять свои представления о дозволенном, расширить или сужать зону позволительного. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение. Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры. Аномия - это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения. «Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций.
Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья: . с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; . семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; . семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться «хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001: . общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения; . в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; . активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем- либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей; . по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; . часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне; . постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями; . между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений.
В третьих: он очень хорошо кушал. Кушал он буквально всё, везде и много! И именно эта потребность в еде сыграла не главную, но роль в формировании, для кого "девиантного" поведения, а для кого и личности с большой буквы. Дело в том, что его, то есть мои родители знали, что их ребёнок любит покушать и всегда, в школу давали рубль, а иногда и два, и три рубля на завтраки. Кто датой своего рождения ещё застал советское время, тот наверняка знает, что один рубль тогда, это много, особенно в школьной столовой. Так вот. деньги, у меня первоклассника, уже были. И, разумеется, мне даже в голову не могло прийти, что денег, у кого-то, бывает мало. Но, другие детишки, очень хорошо знали, что у кого-то их много. А так как времена, были дикие (советские), то факт наличия у меня денег, стал первой ласточкой, отрыва меня от коллектива или коллектива от меня. Со стороны, это наверняка выглядело как "девиантное поведение". Предъявите документы или "крупный плод 2" Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения.
Дана характеристика понятию «девиантность», определены структура, типы и причины девиантного поведения. Во второй главе дано определение «акцентуированной личности» рассмотрены виды акцентуаций. Определены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте. В третьей главе проведено эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение подростков. Для достижения цели предложены следующие методики: патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО), метод анкетного опроса, метод экспертной оценки. 1. Проблема девиантного поведения 1.1. Развитие представлений о девиантном поведении В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике. Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении людей. Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении последних веков дали большой процент трудновоспитуемых детей.
Последние социологические исследования1 и данные официальной медицинской статистики2 показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Одновременно в числе факторов, формирующих паттерны девиантного поведения в студенческой среде, исследователи называют: общесоциальные проблемы современного российского общества; ценностные ориентации студентов (высокая субъективная ценность денег, низкая оценка со стороны окружающих); универсальный превентивный фактор – профессиональная деятельность . Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России. В первой главе дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблеме, на примере работ Э. Дюркгейма и Р. Мертона обосновывается методика решения проблемы. Далее рассматриваются общие причины девиантного поведения студенческой молодежи в современном обществе с учетом переоценки ею нравственных ценностей в период переходной экономики.
У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”. Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Безусловно, для контроля над социализацией и за девиантами существует такое понятие, как социальный контроль. Социальных контроль – это не карательный орган или должностное лицо. Это то, что на просторечии называется «совестью», т.е. внутренний контроль личности за своим поведением и за поведением окружающих воспитанный социализацией. Но подробное рассмотрение данного вопроса не входит в рассмотренную нами тему. Мы рассматривали девиацию, как поведение отклоняющееся от номы поведения в худшую сторону. Но надо не забывать, что девиантное поведение всегда оценивается с точки зрения культуры господствующей в данном обществе. Кроме девиантного поведения, которое наказывается обществом, существует социально одобряемое девиантное поведение в обществе, поскольку известные актеры, музыканты, политики и другие «кумиры толпы», это тоже девиантное поведение, которое связано с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что составляет основу девиации. III. Требования к личности сотрудника ОВД рассматриваемые в данном вопросе не отличаются особым многообразием.
Целью данного исследования являются: 1. Изучение уровня наркотизации среди подростков и молодежи Санкт- Петербурга. 2. Выявление факторов, способствующих и препятствующих приобщению к наркотикам. 3. Разработка целевых профилактических программ и комплексных мероприятий по предупреждению наркомании на основе полученных данных. Для достижения поставленных целей в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Изучение системы моральных ценностей молодежи, условий жизни. 2. Выявление мотивов девиантного поведения и совершение поступков, осуждаемых обществом. 3. Определение места и роли в системе ценностных ориентацией молодежи следующих факторов: семьи, образования, элементов культуры и псевдокультуры, наркотиков и пр. В качестве основного инструмента опроса молодежи использовалась анкета, состоящая из 84 вопросов. Вопросы анкеты позволяли раскрыть отношение юношей и девушек к наркотикам, определить ценностные ориентации молодежи; выяснить характер отношения молодежи к употреблению наркотиков; проанализировать влияние семьи, школы и улицы на процесс наркотизации.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью ( предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются в конечном счете также путем девиантного поведения. Под девиантным (лат. devia io-уклонение ) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам( стандартам, шаблонам ); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам ( стандартам, шаблонам) В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении-прдмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие нормы В теории организации сложилось единое-для естественных и общественных наук-понимание нормы как предела, меры допустимого(в целях сохранения и изменения системы ).
![]() | 978 63 62 |