![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Именно эти настроения оказываются реальными, массовыми. Если индивидуальные настроения являются по преимуществу предметом рассмотрения общей психологии, а «общественные» это прежде всего сфера социологических дисциплин, то социально-психологические настроения составляют действительный предмет изучения социальной психологии. Остановимся подробнее на уже затронутом вопросе об отличии таких массовых социально-психологических настроений от настроений общественных. Практически любое из существовавших до сих пор в истории обществ было заинтересовано в наличии у людей членов этих обществ более или менее единообразных «общественных» настроений, соответствующих нормам и ценностям данного общества. Будучи принадлежностью различных специально организованных обществом «формальных» структур социального поведения, они представляют собой надындивидуальные образования. Так, для отдельного человека определенные общественные настроения предписаны социальными ролями, для групп людей нормами настроений коллектива, организации или общества в целом
Однако вид функциональной зависимости средствами обобщенного анализа не определяется. А.А. Гухман, основоположник обобщенногоанализа, полагал, что средства решения с помощью обобщенных переменных следует искать за пределами обобщенного анализа. Он также полагал, что очень простыематематические модели, причем определенного ограниченного типа, могут содержать фундаментальные результаты, а заложенные в эти модели идеи могут выходитьдалеко за пределы их конкретного содержания. Но что положить в основу такой модели, которая бы связала измеримые и неизмеримые особенности мышления? Фантом-феномен по имени ОМ "Клондайком" для поиска математической формы представления приоритетов является та предметная область, которуюназывают общественным мнением (ОМ); та область, где каждый "сам себе" эксперт. Общественным мнением интересуются философия, социальная психология, публицистика. ОМ квалифицируется и как фантом, и какфеномен. Не удаются попытки дать четкое определение ОМ. Однако, кого ни спроси, каждый точно знает, что означает ОМ. В бездне формулировок ОМ наше внимание привлекло определение ОМ, относящееся к так называемым технико-инструментальным.
Задачи социальной психологии: 1)Pпродолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2)Pсодержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3)Pисследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4)Pсоциально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5)Pанализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6)Pвзаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7)Pобеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии. В социальной психологии различают теоретическую и практическую части. Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии: 1)Pпредметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы); 2)Pглавным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт; 3)Pпредметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе
ЗаключениеВ ходе данной работы были рассмотрены такие аспекты социальной психологии как: понятие группы, малой группы, малой неформальной группы; понятие групповой динамики и ее элементы; механизмы развития групповой динамики; возможные способы изучения групповой динамики в организации. На основе изученного материала можно сделать следующие выводы: Предметом изучения социальной психологии является группа. Индивид не может существовать, не может выражать свою сущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой. Малая группа– немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. В группе постоянно происходят какие-то процессы, которые обычно называют групповой динамикой. Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. 2.PНаправления, задачи и методология социальной психологии Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии. Личность изучается в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок
Игнорирование социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, ее воспитательной и адаптивной функций, сказывается на эффективность деятельности социальных служб. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются к социальной рекламе, понимая ее актуальность. Социальная реклама может и должна рассматриваться как один из методов социальных служб. Поскольку социальная реклама - одна из составляющих PR, есть смысл рассматривать ее не как отдельно существующий феномен, а в рамках общей системы связей с общественностью. Предметная область исследования : теория социальной работы и PR. Объект: связи с общественностью, общественное мнение . Предмет: освещение социальных проблем методами PR и социальной рекламе Проблема : необходимость использования современных методов социальной рекламы и PR в социальной работе. Цель исследования : теоретическое обоснование значения использования PR и социальной рекламы в социальной работе государственных и муниципальных учреждениях. Задачи исследования: Дать анализ рекламной деятельности как нового вида социальной деятельности; раскрыть сущность, смысл, необходимость и цели службы связи с общественностью.
Гоулда, включает в себя решение, по крайней мере, четырёх задач: 1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников. 2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы. 3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов. Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании. Определение содержания кампании, выбор её основных направлений. Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям). 1. “Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей. Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов. 2. “Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей.
Его методы в социологии: Наблюдение социальных фактов Эксперимент Сравнение Развитие социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии. 5. К. Маркс основатель теории конфликта. 1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. 2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. 6. Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской социологической школы " С его именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. "Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление.
Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную. Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии входят следующие три круга проблем. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса, и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии и т.д. Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде).
Оптимальное включение в мировое экономическое пространство – одна из важнейших задач стран с переходной экономикой, в том числе и Украины. Развитие международных хозяйственных связей является существенным условием стабилизации национальной экономики. Вместе с тем углубление международного хозяйственного сотрудничества позволяет использовать в нашей стране мировой опыт осуществления региональных преобразований. Этим определяется возрастание значения проблем развития международной экономики и повышение интереса к их изучению. 2. Социальные экономические процессы, обусловившие науку международная экономика. Международная экономика изучает экономические закономерности взаимодействия национальных экономик, она рассматривает движение потоков товаров, услуг и платежей внутри мирового сообщества, экономическую политику, определяющую и регламентирующую эти потоки и их воздействие на общественное благосостояние. Предмет изучения международной экономики относительно самостоятелен и отличается от объектов исследования других составных частей экономической теории – микроэкономики и макроэкономики.
В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей. Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему.
Понимание его, в свою очередь, позволяет адекватно воспринимать каждое конкретное произведение. «Особым вниманием сейчас пользуется изучение того, как общество, внеписательская масса относится к литературе и воздействует на нее. Создается история русского читателя, в том числе средневекового». Это направление, в самом общем виде, можно было бы назвать историко-литературоведческо-семиотческим (в том смысле, что все указанные составные части в нем присутствуют в равной мере). В качестве предшественников к нему могут быть причислены писатель и ученый Ю.Н.Тынянов, О.М.Фрейденберг, П.Г.Богатырев, и, отчасти, историк, речь о котором уже шла во введении - Б.А.Романов. Совершенно особое место в отечественной школе изучения социальной психологии и общественного сознания принадлежит историку Б.Ф.Поршневу. После трудов Л.С.Выготского в русской науке не появлялось ничего по-настоящему нового и интересного относительно общественного сознания понимаемого как свойство социума, не сводимое к индивидуальной психологии и сосредоточенное в культуре (т.е. так, как оно было нами определено в самом начале).
Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской социологической школы " С его именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. "Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого". Понимающая социология М. Вебера. Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь.
тема 1 Социология как наука, Предмет и функции социологии I/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального 2/ Социология и другие науки об обществе З/ Структура социологии 4/ Функции социологии Предмет и объект познания социологии. Понятие социального С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.
Предмет и специфика социологии как науки. С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.
РЕФЕРАТ по курсу «Экономическая география и регионоведение» по теме: «Экономическая и социальная география» 1. Территориальная организация мирового хозяйства Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития. Предметом изучения социально-экономической географии являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими. Методологической основой экономической географии является системный подход. Методы – это пути исследования, способы изучения объекта. Общенаучные методы применяются в науках, имеющих родственный (или близкий) объект или предмет. Такими являются математические методы, прогностические методы, статистические методы и некоторые другие. Специфические методы выработала и применяет сама география.
1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития. Предметом изучения социально-экономической географии (СЭГ) являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими. Территориальные системы разделяются по следующим признакам. 1. По составу: – производственно-территориальные системы (промышленность, транспорт и др.); – непроизводственно-территориальные системы (торговля, финансовая сфера и др.); – системы населения и расселения (этнические, демографические и др.) – социально-территориальные системы (культурные, потребительские и др.) – политико-территориальные системы (межгосударственные, внутригосударственные); – природно-ресурсные системы (природное богатство); – территориально-рекреационные системы. 2. По размерам: – мегасистема (территория земного шара); – макросистемы (территории материков и отдельных частей материков); – мезосистемы (территории отдельных стран и части стран); – микросистемы (территории отдельных городов и районов).
Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии. Природа человеческих способностей Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена.
![]() | 978 63 62 |