![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Управление прибылью на предприятии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
А ведь вложены были в эти сооружения немалые средства в еще полновесных тогда советских дензнаках. У новой России потихоньку доходят руки и до этого долгостроя. По крайней мере, именно такой подход предусматривает государственная программа приватизации. Естественно, что у бизнесменов многие из подобных объектов вызывают вполне закономерный интерес. Достроив и переоборудовав, их вполне можно превратить, если и не в гиганты капиталистической индустрии, то хотя бы в более или менее приносящие прибыль предприятия. История одного из таких долгостроев весьма примечательна. Еще лет двадцать тому назад, в конце 1970-х, в Подпорожье научно-производственным объединением «Севзапмебель» был заложен фундамент завода по изготовлению древесно-волокнистых плит. Ни шатко, ни валко строительство объекта продолжалось до 1991 года, пока не прекратилось финансирование этого проекта (как, впрочем, и многих других) из центрального бюджета. Недостроенный завод перевели в собственность Ленинградской области, а все, что уже было построено и завезено,P на баланс строительного управления «Севзанмебелк»
Как и каждая управляющая система, управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления определенных функций. Состав основных функций системы управления прибылью предприятия приведен на рисунке 1 (см. Приложение 3) . Рисунок рассматривает лишь основные функции управления прибылью, характерные для предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Конкретизация функций управления прибылью в значительной степени определяется отраслевыми особенностями предприятий, их размерами, а также конкретными организационно-правовыми формами деятельности. Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни. Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида: управление формированием прибыли; управление распределением и использованием прибыли.
В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления: 1)Pот налога на добавленную стоимость; 2)Pот акцизов; 3)Pот налога на прибыль предприятий; 4)Pот подоходного налога с физических лиц. Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на: 1)Pсодержание органов местного самоуправления; 2)Pформирование муниципальной собственности и управление ею; 3)Pорганизация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры; 4)Pсредств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности; 5)Pсодержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 6)Pорганизация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; 7)Pсодержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; 8)Pорганизация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 9)Pохрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; 10)Pобслуживание и погашение муниципального долга; 11)Pцелевое дотирование населения; 12)Pпроведение муниципальных выборов и местных референдумов
Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации. Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время , недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов.
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.*, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия. ></emphasis> * СЗ РФ. 1994. №28. Ст. 2989. После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли
В последней главе работы будет рассмотрено распределение прибыли ОАО «Петербургская телефонная сеть» и основные составляющие ее дивидендной политики.Глава 1. Распределение прибыли Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. 1. Сущность и принципы распределения прибыли Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями: Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала).
Вторая особенность управленческого учета — оперативность — обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям. При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации. Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации системы управленческого учета как части информационной системы учета в современном бизнесе: реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации; проведение финансово-экономических расчетов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений; калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.
Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер (лицо, выполняющее функции службы контроллинга) был главным бухгалтером. Затем это понятие стало толковаться шире: к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, то есть в экономическом отношении, с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.
Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Иногда показатель рентабельности вычисляется в виде отношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общему капиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существует устойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерия можно выбирать любой из них. Используя принцип денежных потоков, будем определять коэффициент рентабельности деятельности предприятия в виде отношения чистой (нераспределенной) прибыли к совокупности полученных доходов. где: Р - рентабельность деятельности предприятия по чистой прибыли; ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль предприятия, определяемая по строке 470 пассива баланса с названием Экоперспектива, 2007. – 576 с. 20 Бурцев В.В. Управление прибылью предприятия // Финансовый менеджмент, № 4. – 2006. – с. 12-18. 21 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615с. 22 Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2006 – 427 с.
Именно со структурой затрат тесно связан операционный рычаг. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек.
Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода и понесенных затрат. Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель, представленная рисунком 1.1 Рис. 1.1 Схема формирования прибыли на предприятии В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности. Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Операционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями, определяющими характер формирования прибыли: она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования; операционная деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности; интенсивность развития операционной деятельности является основным параметром оценки отдельных стадий жизненного цикла предприятия; хозяйственные операции, входящие в состав операционной деятельности предприятия, носят регулярный характер.
Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия. 4) Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием. 5) Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений и текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 1.3 Содержание прибыли В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводиться формированию прибыли по операционной деятельности. Операционная деятельность – это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно – коммерческая или торговая деятельность, которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной и финансовой деятельностью. Вместе с тем, инвестиционная деятельность является основной для инвестиционных компаний, инвестиционных фондов и других инвестиционных институтов, а финансовая деятельность является основной для банков и других финансовых институтов. Операционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями, определяющими характер формирования прибыли: 1. Она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования.
Норма маржинального дохода – доля величины маржинального дохода при выручке от реализации (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. 2. Порог рентабельности – это показатель, характеризующий объем реализации предприятия, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам. Для вычисления порога рентабельности используются три метода: . графический; . метод уравнений; . метод маржинального дохода Метод уравнений: Прибыль предприятия равна выручке за вычетом величины переменных и постоянных затрат. Детализируя порядок расчета показателей формулы: Прибыль = (Цена за единицу Ч количество единиц) - (переменные затраты на единицу Ч количество единиц) – постоянные затраты Метод маржинального дохода: Точка безубыточности = (постоянные затраты)/(норма маржинального дохода) 3. Производственный левередж (рычаг) – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат, с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж.
В то же время постоянные затраты не зависят от реализации лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности работников, а также роста аппарата управления. Кроме того, некоторые виды расходов для одних предприятий являются переменными, а для других - постоянными затратами, например, затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе - постоянные. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно регулировать величину прибыли. Финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек называется "операционным рычагом" ("операционный леверидж"). В практических целях для определения силы воздействия операционного рычага вычисляют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Она определяет, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации - для этого следует процент роста выручки от реализации умножить на силу воздействия операционного рычага.
Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно–финансового левериджа. уровень его (Ул), как следует из формулы (1.15) – (1.18), может быть оценен следующим показателем: Ул=Упл Уфл=( c Q/GI ) ( GI/GI-I )=cQ/( GI-I ), итак, Ул=cQ/( GI-I ). (1.19) Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия . Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
Для определения этого влияния сравниваются остатки по статьям запасов, дебиторов, кредиторов ми т.д. на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов и прочих активов в течение периода означает отток средств и показывается при расчете со знаком "-", а уменьшение -.приток средств и фиксируется со знаком " ". Рост кредиторов и прочих пассивов рассматривается как приток средств (" "), снижение - как отток ("- "). Имеются особенности в определении притока и оттока средств в связи с изменением основных фондов учитываются не только рост или снижение стоимости их остатка за период, но и результаты реализации части основных фондов в течение периода. Превышение цены реализации над балансовой оценкой рассматривается как приток средств, а обратная ситуация как отток средств. Модель анализа денежного потока построена на группировке элементов притока и оттока средств по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного потока (АДП) могут соответствовать следующие блоки: управление прибылью предприятия; управление запасами и расчетами; управление финансовыми обязательствами; управление налогами и инвестициями; управление соотношением собственного капитала и кредитов.
Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно–финансового левериджа. уровень его (Ул), как следует из формулы (1.15) – (1.18), может быть оценен следующим показателем: Ул=Упл Уфл=( c Q/GI ) ( GI/GI-I )=cQ/( GI-I ), итак, Ул=cQ/( GI-I ). (1.19) Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия . Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
![]() | 978 63 62 |