![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Уровень заработной платы и доходов населения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Изменился масштаб цен, уровень заработной платы и других денежных доходов населения, изменилась покупательная сила рубля. Эти изменения в основном произошли на протяжении 19291935Pгг. Рост городов в связи с индустриализацией страны, быстрое увеличение числа промышленных рабочих, а также необходимость обеспечения хлебом крестьянского населения районов технических культур обусловили значительное увеличение спроса на хлеб и другие продукты питания, а также на сельскохозяйственное сырье. В условиях преобладания мелкотоварного хозяйства, отличающегося низкой товарностью, и сильнейшего сопротивления кулачества государственным заготовкам хлеба этот повышенный спрос не мог не вызвать значительного роста рыночных цен, что создавало серьезную угрозу покупательной силе рубля и реальной заработной плате. Рабочие и служащие в 19281929Pгг. еще покупали на частном рынке до 25P% нужных им продуктов. Между тем рыночные цены продуктов резко возрастали: за один только 1928/29 год они увеличились почти на 50P%. До тех пор пока социалистический сектор сельского хозяйства еще не мог удовлетворить потребность в продуктах потребления, нужно было принять меры к сохранению реальной заработной платы и обеспечению рабочих хлебом по низким ценам за счет государственных запасов
Кейнс обосновал необходимость политики жесткой денежной заработной платы.Его идеи получили развитие в трудах Э. Хансена, А. Лернира, Л. Клейна, Д. Робинсона и др., предлагающих разные методы регулирования заработной платы доходов населения. По утверждению Кейнса: 1) Заработная плата равна предельному продукту труда. Это означает, что заработная плата занятого лица равна стоимости, которая была бы потеряна, если бы занятость снизилась на одну единицу (за вычетом других издержек, которые отпали бы ввиду этого сокращения производства), с оговоркой, однако, что равенство это может быть нарушено (в соответствии с особыми принципами), если конкуренция и рынки являются несовершенными.(5,с 412) 2) Полезность заработной платы при данном количестве занятых работников равна предельной тягости труда при той же величине занятости. Другими словами, реальная заработная плата как раз достаточна (по оценке самих занятых) для того, чтобы вызвать предложение действительно занятого количества рабочей силы, с той оговоркой, что равенство применительно к каждому отдельному работнику может быть нарушено согласованными действиями членов совокупной рабочей силы, что аналогично несовершенной конкуренции, которая ограничивает действие первого постулата.
Анализ экономической ситуации позволяет получить данные о распределении и наличии ресурсов на рынке. Здесь важен анализ не только отечественной экономики, но и всего мирового рынка в целом. Социальные факторы это уровень доходов населения, уровень заработной платы, наличие в обществе тех или иных групп (бедный, средний, богатый слои населения) и т.Pд. Оценка технологий необходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации. Оценка и анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации это сложный комплекс, состоящий из множества элементов: 1)Pуправление; 2)Pфинансовый отдел; 3)Pпроизводственный отдел; 4)Pмаркетинговый отдел; 5)Pперсонал; 6)Pтранспортный отдел. При разработке антикризисной стратегии необходимо тщательно исследовать каждый элемент для выявления задач и возможностей. После диагностики среды бизнеса разрабатывается сама стратегия. Этот процесс сопровождается также пересмотром миссии и установок организации. Антикризисная стратегия должна содержать оптимальный комплекс мер по выводу организации из кризиса, учитывая все имеющиеся возможности
В перечень показателей включены разделы, отражающие основные аспекты качества и уровня жизни.(см. Приложение 1) Таким образом, система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно- аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования. Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется также показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни: 1. Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения). 2. Жилье, социальная инфраструктура. 3. Состояние здоровья населения. 4. Состояние окружающей среды. 5. Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.). Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально- экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.
Оценка конкурентного окруженияв настоящее время даже выделяется в самостоятельную область. Это особенно актуально в современных рыночных условиях. При разработке антикризисной стратегии очень важно произвести оценку всех возможных конкурентов. Кроме того, антикризисная стратегия должна подразумевать не только защиту от конкурентов, но и собственные действия организации в конкурентной борьбе. Для этого необходимо исследовать сильные и слабые стороны конкурентных лиц и организаций. Оценка макросреды. Политический фактор оценивается с точки зрения стабильности и изменения в законопроектах. Анализ экономической ситуации позволяет получить данные о распределении и наличии ресурсов на рынке. Здесь важен анализ не только отечественной экономики, но и всего мирового рынка в целом. Социальные факторы это уровень доходов населения, уровень заработной платы, наличие в обществе тех или иных групп (бедный, средний, богатый слои населения) и т.Pд. Оценка технологийнеобходима для создания соответствующего технологического уровня в производственных подразделениях организации
Но то, что средняя является абстракцией, не лишает ее научного исследования. Абстракция есть необходимая ступень всякого научного исследования. В средней величине, как и во всякой абстракции, осуществляется диалектическое единство оттененного и общего. Применение средних должно исходить из диалектического понимания категорий общего и индивидуального, массового и единичного. Средняя отражает то общее, что складывается в каждом отдельном, единичном объекте благодаря этому средняя получает большое значение для выявления закономерностей присущих массовым общественным явлениям и незаметных в единичных явлениях. Отклонение индивидуального от общего — проявление процесса развития. В отдельных единичных случаях могут быть заложены элементы нового, передового. В этом случае именно конкретных фактор, взятые на фоне средних величин, характеризует процесс развития. Поэтому в средней и отражается характерный, типичный, реальный уровень изучаемых явлений. Характеристики этих уровней и их изменений во времени и в пространстве являются одной из главных задач средних величин. Так, через средние проявляется, например, свойственная предприятиям на определенном этапе экономического развития; изменение благосостояния населения находит свое отражение в средних показателях заработной платы, доходов семьи в целом и по отдельным социальным группам, уровня потребления продуктов, товаров и услуг.
Несмотря на постоянный рост стоимости прожиточного минимума численность населения с доходами ниже этого уровня постепенно уменьшается начиная с 1993 г. Однако для того, чтобы приблизиться к показателю самого неблагополучного из доперестроечных годов - 1991, долю бедных надо уменьшить в 2,5 раза ( по отношению к 1989 г. - почти в 10 раз ). Что касается непосредственно денежных доходов, то для исследования явления малообеспеченности важен не только их конечный уровень, но и процесс формирования : из каких составляющих они складываются и в каких пропорциях. Соотношение заработной платы, доходов от индивидуальности трудовой или предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, льгот, налогов и прочих обязательных платежей имеет важное значение для понимания реальной ситуации в низкодоходных группах населения. Показатели душевого денежного или совокупного дохода образуются в результате внутрисемейного перераспределения и, естественно, зависят от типа и размера семьи, соотношения в ней работающих и иждивенцев.
В данных Госкомстата РФ приводится понятийный аппарат и структура элементов, характеризующих уровень жизни. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к зарплате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления из финансовой системы и прочие. Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются. Прожиточный минимум рассчитывается на основе методики Министерства труда Российской Федерации, утвержденной 10 ноября 1992 г., с учетом половозрастного состава населения. В соответствии с методикой в прожиточный минимум включаются: расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, определенных Институтом питания РАМН, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Минтруда России совместно с зарубежными специалистами; расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи – исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.
Так, высокие размеры заработной платы (по покупательской способности и по доле в ВВП, значительно дифференцированные по группам населения, например, в США и ФРГ) благоприятно сказываются на развитии социального, и особенно личного пенсионного, страхования. "Умеренная" заработная плата приводит к необходимости развивать институт профессионального (корпоративного) пенсионного страхования в качестве дополнения (и весьма весомого) к институту обязательного социального пенсионного страхования (Великобритания, Франция). Низкий уровень заработной платы обусловливает необходимость организации пенсионных систем на основе жестко нормативной модели государственного пенсионного обеспечения (бывший СССР, нынешний Китай). Институты пенсионной системы играют важную социальную роль, выполняя функцию защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Общественный продукт перераспределяется как во временных рамках (вертикальная солидарность), так и между категориями населения (горизонтальная солидарность): лица с более высокими доходами солидарно помогают лицам с меньшими доходами через налоговую систему и систему социального страхования; недоживающие до пенсионного возраста солидарно "передают" свои пенсионные права переживающим этот возраст.
Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы. Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления. Доходы населения Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Условно, можно провести следующую классификацию доходов: По форме По отношению к По факторам По способам получения получения налогообложению производства и ценам Денежные Номинальные Заработная плата Доход от Доход от (номинальная, формальной неформальной реальная) экономики экономики Натуральн Располагаемые ые Реальные Рента (природные Фиктивная ресурсы, земля) экономика Вторая экономика Наука “Черная” экономика Процент / капитал (ссудный доход на собственную прибыль корпораций: -номинальная ставка - реальная ставка) Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Конец 80-х - начало 90-х годов характеризовались первыми неуверенными шагами в направлении к капиталистической экономике до начала 1992 г., когда правительство Гайдара осуществило ряд мер, направленных на развитие рыночной экономики в стране. Можно спорить о том, насколько продуманными были эти меры, но после их осуществления Россия вступила в новую экономическую и социальную реальность, основой которой является рыночная экономика. Вместе с изменением социально-экономической природы общества стал меняться и характер его продовольственной проблемы. Произошла резкая дифференциация уровней дохода и вместе с нею уровней потребления. Решающий шаг к рыночной экономике, выразившийся в либерализации ценообразования, и последующая приватизация привели к резкому ужесточению борьбы субъектов рынка за долю в национальном доходе, что привело к резкому росту цен, который уже в первом году преобразований стал 26-кратным. Уровень заработной платы остался далеко позади. Обвальное изменение всех экономических пропорций не могло не отразиться на уровне жизни большинства населения и соответственно на уровне потребления продовольствия.
Она в Амурской области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской жизни. Таблица 18 Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) Территории Средняя заработная плата (тыс. руб) по всем отраслям Оплата в отраслях материального производства, в % к средней Промышленность Строительство Транспорт Связь Сельское хозяйство Республика Саха 2269 131 133 127 131 55 Амурская область 1034 118 107 153 150 38 Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает минимальной мотивации труда.
Но, опираясь на опыт прошлого, население ожидает, что политика расширения денежной массы в обращении будет сопровождаться инфляцией. В результате население предпринимает защитные действия. Рабочие требуют повышения денежных ставок заработной платы. Предприятия повышают цены на свою продукцию. Кредиторы поднимают процентные ставки. Все эти действия направлены на предотвращение ожидаемого нежелательного воздействия инфляции на реальные доходы рабочих предприятий и кредиторов. Но, взятые вместе, они повышают уровень заработной платы и цен. Следовательно, увеличение совокупных расходов, вызванное политикой дешевых денег, полностью поглощается ростом цен и заработной платы; поэтому реальный объем производства и занятости не расширяется. Говоря языком кейнсианской теории, увеличение реальных инвестиционных расходов, которое призвана обеспечить политика дешевых денег, вовсе не происходит. Ожидаемая норма чистой прибыли остается неизменной, так как цена на капитал повышается в жестком соответствии с ценой дополнительной продукции, которую этот капитал позволяет произвести.
В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства и засвидетельствуется Министерством труда. Это выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых споров. Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В России такая компенсация является очень незначительной, что ставит большую часть населения за черту выживания. Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало. В 1971-1975 к. повышение средних рыночных цен поглощало около ЗО% прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 тт. - уже 50, в 1981-1985 гт. - 60, а в 1986. г. - 52%. Особенно активным этот процесс стал и период предоставления самостоятельности предприятиям, введения договорных цен и, тем более, при их нынешней либерализации.
В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства и засвидетельствуется Министерством труда. Это выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых споров. В Украине и профсоюзами был составлен договор на 1993 г. и тарифные соглашения во всех отраслях народного хозяйства. Одновременно необходимо образовывать правовую базу для заключения коллективных договоров и соглашений, решения трудовых споров, приведения в соответствие с нормами международного законодательства Кодекса законов Украины о труде. Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В Украине такая компенсация является очень незначительной, что ставит большую часть населения за черту выживания.
Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и ведет к увеличению занятости населения. Падение спроса на труд ведет к противоположным последствиям. В движении цен на капитал имеет значение наличие свободного капитала, его предложение и спрос на него. Подробно процесс образования факторных доходов будет рассмотрен в очередных лекциях. Список литературы
Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату. Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне. Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда.
Поэтому, когда речь идет о регулировании рынка, по существу нашей задачей является определение методов, с помощью которых мы можем эффективно влиять на одну из центральных сфер проявления важнейших экономических связей между производителями и потребителями по поводу обмена результатов деятельности. Регулирование рынка осуществляется с помощью прямых и косвенных методов воздействия на объем и структуру подлежащих реализации товаров. Важным средством воздействия на объем и структуру спроса является централизованно проводимая государством политика доходов населения. Государство оказывает прямое воздействие на уровень заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению. Все это непосредственно влияет на общий объем платежеспособного спроса населения на товары и услуги. Не меньшую роль играет государство в части формирования объема предлагаемой для реализации товаров через развитые соответствующих предприятий, находящихся в управлении со стороны государства. Здесь государственные органы в рамках реализации комплексных целевых программ может оказывать решающее воздействие на рост предложения соответствующих товаров.
![]() | 978 63 62 |