![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Этические стандарты и практическая этика психолога | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Существует мнение, по которому этические сочинения Аристотеля были отредактированы после смерти его сыновьями, Никомахом и Евдемом. Основой этического учения Аристотеля служит психология. Этика должна изучать индивидуальное поведение человека, его отношения с другими людьми, поэтому она является прежде всего социально-политической этикой, т. е. областью знаний, которая исследует нравственные задачи государства и гражданина, проблемы воспитания граждан и заботы об общем благе людей. Таким образом, этика Аристотеля занимала среднее положение между его психологией и политикой. Аристотель впервые определил и классифицировал науки, виды знания. Он разделил науки на три группы: теоретические («умозрительные»), практические («производительные» и творческие («созидательные»). К первым философ отнес философию, математику и физику; ко вторым этику и политику, а к третьим искусство, ремесла и прикладные науки. По мнению Аристотеля, философия наиболее теоретическая из наук, так как она изучает то, что наиболее достойно постижения,P первоначала и причины, только благодаря им, на их базе можно познать все остальное
В учебнике “Общая психодиагностика”, вышедшем под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина, кратко сформулированы 10 основных соответствующих международным профессионально-этических стандартов психодиагностической работы психологов: 1) ответственность; 2) компетентность; 3) этическая и юридическая правомочность; 4) квалифицированная пропаганда психологии; 5) конфиденциальность; 6) благополучие клиента; 7) профессиональная кооперация; 8) информирование клиента о целях обследования; 9) морально-позитивный эффект исследования; 10) гражданственность и патриотизм . Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие: - Уважение фундаментальных прав и достоинства человека. - Забота о благополучии клиента. - Компетентность. - Честность. - Запрет на двойные отношения. - Ответственность.
Зато сам ее Бог оказался полностью очищен от сексуальности. Он был возвышен до уровня этического идеала. А этика как раз и означает запрет на удовлетворение инстинктов. Пророки не уставали напоминать, что их Бог требует от людей справедливой и достойной жизни, иными словами - воздержания от поблажки тем склонностям, которые, по сегодняшним моральным стандартам, мы осудили бы как порочные. Самая ревностная вера в Господа объявлялась менее важной, чем выполнение этих этических требований. Таким образом, подавление инстинктов, поначалу отсутствовавшее в религии Моисея, постепенно начинает играть в ней ведущую роль. Здесь уместно сделать замечание, которое поможет избежать недоразумений. Кое-кто может заявить, что это подавление инстинктов и основанная на нем этика вообще не относятся к сфере религии. Легко, однако, показать, что в действительности они растут из одного и того же корня. Уже тотемизм, первая из известных нам форм религии, содержит, и притом неустранимо, ряд законов и запретов, которые явно предусматривают подавление инстинктов
Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ. Как мы видим, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. 3. Этические стандарты психолога. В соответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире. 1.Общие принципы 1.1. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
И рукопись сгорит в той или иной печи. То, что манускрипт «Мастера и Маргариты» дошел до читателя, не может быть доказательством противного. Секрет именно в том, что рукопись не попадала в редакции, дожидаясь своего часа. И конечно же, в тайнописи: никто не донес, что Булгаков написал крамолу. Но я отвлекся. Тема писательства в «Мастере» глубоко личностная; для Булгакова она была фокусом практической этики. Мы уже имели возможность убедиться, что его этические требования не абстрактны: людям нужно хорошее жилье, еда и одежда; нужны собственность, полноценные деньги и полноценная работа. Лишать их этого безнравственно. Для творческих же людей необходима творческая свобода, и, конечно же, лишать их этой свободы величайшая безнравственность. Но вопреки всему: голоду, холоду, латунским они должны работать, должны быть подвижниками как и сказал Коровьев. Творчество самоценно. Поведение писателя в безнравственной стране зависит от проблем в принципе житейских, практических. Гражданское мужество, отвага, нежелание лгать оборачиваются в условиях диктатуры безденежьем, жалкой каморкой, голодом нищенством, как сказал Воланд
Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности. ( Для успешного использования сестринского процесса в неврологической практике медицинская сестра должна: . владеть основными манипуляциями постовой, процедурной, палатной медсестры и медсестры приемного покоя . понимать и знать сущность сестринского процесса, его цели, этапы и правила реализации . знать основные нозологические формы неврологических заболеваний, особенности их течения, осложнения, проблемы, возникающие у пациентов, страдающих этими заболеваниями . знать алгоритмы неотложных состояний, встречающихся в неврологической практике, обладать навыками их выполнения . знать основные лекарственные средства, использующиеся в неврологической практике (дозы, пути, скорость, правила их введения, побочные действия), для предотвращения развития рецидива основного или сопутствующего заболевания . основные ограничения по видам диет (для воспрепятствования ухудшения состояния пациента из-за возможного осложнения основного либо сопутствующего заболевания) . владеть навыком специфических манипуляций (ассистирование при проведении блокад, люмбальных пункций) . владеть этико-деонтологическим подходом с учетом особенностей течения неврологических заболеваний . знать особенности работы в гериатрической практике ( Все манипуляции, проводимые медсестрой, должны соответствовать «Стандартам практической деятельности медицинской сестры», нормативному документу, принятому Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998.
Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц. 28.Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования. Заключение. Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно – психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу.
Она является как бы тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Супервизор несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще. Супервизор сам обладает собственной психической реальностью, которая проявляется в присутствии другого человека. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я. Этические нормы правильности-неправильности, плохости-хорошести и т.п. всегда предельно обобщены и могут быть при необходимости конкретизированы во множестве вариантов. Думается, что психологом практическая этика осознается при установлении дистанции с другим человеком и наполнении ее содержанием, рождающимся из усилий другого человека, при проявлении свойств его психической реальности. Если психолог делает это отрефлексированно и целенаправленно, то представители других профессий, ориентирующиеся на свойства психической реальности (учителя, юристы, врачи, журналисты, социологи и др.), могут использовать (даже случайно) ее фрагменты с целью воздействия на них.
Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений. Это основные виды деятельности практического психолога, к которому мы обращаемся изо дня в день при возникновении какой-либо проблемы, а теперь мы должны выяснить: на сколько тот или иной психолог, предлагающий свои услуги, профессионален . Существует несколько профессионально-этических стандартов работы психолога: Ответственность. Компетентность. Этическая и юридическая правомочность. Квалифицированная пропаганда психологии. Конфиденциальность. Благополучие клиента. Профессиональная кооперация. Информирование клиента о целях обследования. Морально - позитивный эффект исследования. И единственный совет, который можно дать: это не бояться идти к психологу, не бояться задавать ему вопросы, если вы уже пришли к нему на консультацию, спрашивать всё, что вам не понятно, потому что разобравшись в своих особенностях, проблемах и способах их решения, в следующий раз вы сами сможете справиться с ними! Литература Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М.:Аспект - Пресс, 2001. Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию. – М.: Смысл, 1999. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. 8
В этом определении можно выделить 2 момента: 1) Содержание этических стандартов 2) Процесс, позволяющий их воспроизводить. Лекция 2.Этика предпринимательства включает 4 компонента: 1) Ценности: убеждения, мнения, отношения людей, общества в целом к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность и ответственность, терпимость. 2) Стандарты и нормы: принципы, определяющие действия людей, и служащие для руководства и контроля за их поведением (законы, кодексы). 3) Внешняя среда: условия, в которых протекает деятельность людей: политические, социальные, культурные и т.д. 4) Поведение людей: формы деятельности людей, ориентированные на ценности данного общества в рамках определенных стандартов и норм.Этика отвечает на следующие вопросы: 1) Что есть добро и зло. 2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса. 3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения. 4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.Чтобы поведение в сфере бизнеса отвечало определенным нормам и стандартам, необходимо три компонента: 1) Внутренний контроль (моральные принципы и сознание самого человека). 2) Внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы) 3) Механизм решения этических дилемм. Этическое обучение.Для решения этого механизма в США разработали 4 модели решения этических дилемм: 1) Личность и ситуация.
Прошедшее после подписания Хельсинкского акта время показало, что европейское сообщество в целом поддерживало и практически ориентировалось на данные принципы. Соответственно изменились и этические стандарты в сторону осуждения агрессии, территориальной экспансии, нарушения прав человека. Однако изменение границ в конце 80-х — начале 90-х гг. в связи с «бархатными революциями» в Восточной Европе, приведших к власти новые политические силы, и распадом СССР существенно видоизменило баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в блок НАТО, предложили миру критерии урегулирования международных политических отношений на основе собственных идеологических стандартов и приоритетов. Выступая от лица «мирового сообщества», эти государства оформили данные притязания в концепции транснационализма, предусматривающей и оправдывающей их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения ими экспансионистской политики, но и нарушения норм и принципов прав человека, применения вооруженной силы против мирного населения внутри страны.
Несмотря на то, что на институтских занятиях по этике (по крайней мере, в нашей Академии) ограничиваются только сообщением определенной суммы этических знаний, именно с этого начинается приобщение к основам нравственной культуры. Преподаватель воздействует не только на рациональную сферу сознания студентов, но и на эмоциональную, не только формирует нравственные установки, но и способствует развитию, воспитанию культуры чувств. Любая работа инженера требует от него самостоятельной практической деятельности, сопряженной с творческой активностью, поиском возможностей реализации ее результатов, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях, что в значительной степени актуализирует этические знания. Инженерная этика основывается на комплексном труде ученого- изобретателя или ученого-конструктора. Она предполагает направленность на формирование таких нравственных качеств, как научная добросовестность, личная честность и ответственность за результаты испытаний и эксплуатации технических конструкций. Инженерная этика призвана также создавать благоприятную атмосферу взаимопонимания в трудовом коллективе . Таким образом, этическое просвещение в учебном процессе призвано формировать профессиональную мораль специалиста и в определенной степени повысить нравственную культуру будущего инженера.
Каждой из теоретических наук Аристотель сопоставляет практическую. Для психологии это этика. Вообще теоретические науки, согласно Аристотелю, являются науками о деятельности, связанные со свободным выбором человека. Этика и политика–это «философия, касающаяся человека». Так как основной предмет этики–нравственность, то и она также имеет дело со свободным выбором: «В нашей власти быть нравственными или порочными людьми». В этой связи Аристотель рассматривает понятия «произвольное», «принцип коего находиться в самом действующем лице, и которое совершается, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу», и «непроизвольное», что совершается по насилию или незнанию. Нравственность–приобретенное количество души. Человек не бывает хорошим просто от рождения–от природы дается лишь возможность приобрести добродетель. Таким образом, добродетелью Аристотель называет «похвальные приобретенные качества души». Добродетели подразделяются на два вида по типам души. (растительная душа не имеет ни добродетелей, ни пороков, «ибо от нее вовсе не зависит наша деятельность или бездействие»).
Экономическое воспитание начинается в семье, ее жизненный уклад дает первые представления о деньгах, зарплате, именно здесь начинается этическое наполнение экономических категорий. Психологи считают, что характер включения ребенка в экономическую подсистему семьи формирует экономическое самосознание личности, представление о себе как активном субъекте, агенте или простом соучастнике экономических событий. Именно здесь, считают психологи, закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников. В 6-7 летнем возрасте дети могут объяснить около 25 экономических понятий, связанных с трудовым процессом. Очевидно, что школа не должна оставаться безучастной к подобному обстоятельству и учитывать его в своей практической деятельности. Подобный опыт уже имеется в школах области, хотя в большей мере это коснулось школ с углубленным изучением экономики. В начальной школе изучение экономических явлений должно быть увязано с возрастными особенностями этой группы, способностью детей воспринимать конкретные понятия, т.е. опираться на конкретное мышление, учитывать детский житейский экономический опыт.
Цивилизованный бизнес немыслим без социальной ответственности. К сожалению, российские благотворители мало знают и, соответственно, используют отечественный опыт в этой сфере, приобретая собственный методом проб и ошибок. Многие предпочитают ограничиваться самым примитивным методом оказания помощи - разовой раздачей небольших денежных сумм, продуктовых наборов и т.д. Но не следует говорить о благотворительности только как о бескорыстном порыве души, ведь речь идет о выгодном вложении денег с получением каких-либо социальных дивидендов - будь то безопасность своего бизнеса, хорошие кадры или поддержка электората. Благотворительность была, есть и будет, и большинство коммерческих компаний будут давать деньги на благотворительность из личных побуждений руководителя, или просто по привычке. Также в решении вопросов социальной ответственности бизнеса особую роль может и должно сыграть бизнес-образование. Изучение этики бизнеса в ВУЗах ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов, овладение инструментарием для анализа и принятия этичных решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
Теоретические: метафизика, физика, математика, Практические: этика, экономика, политика, Творческие: пооэтика, риторика. Учение о душе Душа является формой по отношению к материи. Душа присуща лишь живому существу. Душа - это проявл. активности живительной силы, Разумной душой облад. только человек. Разум составляет основное начало этой души, он не зависит от тела, он бессмертен и на-ходится в тесной связи с вселенным разумом, Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия. Учение о человеке Главное отличие чел. от жив. основывается на способности человека к интел-лектуальной жизни. Только человек способен к восп-ю таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Аристотель разделяет добродетель на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические. Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические-благодаря привычке. Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философии 18 в. Однако, на эти воззрениях лежит печать механизма.
Человек по его мнению, это политическое животное. Оправдывал рабство, так как считал, что рабство существует по природе. Раб не имеет никаких прав. Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство). Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.
Т.Г. Румянцева Вольф (Wolff) Христиан (1679–1754) — нем. философ-рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун-тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был М.В. Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Р. Декарта, Э. Вейгеля, Э.В. Чирнхауза и особенно Г.В. Лейбница, от которого унаследовал интерес к построению всеобъемлющей системы филос. знания, приверженность рационалистической и априористической методологии, а также ряд основных идей метафизики, логики, теории познания и психологии, Впервые дал четкое различение теоретического и эмпирического, чистого и прикладного знания; теоретическая философия, по В., — «наука о всех возможных предметах, насколько они возможны», т.е. наука, занимающаяся не простой констатацией фактов, а исследованием их взаимосвязей, причин и оснований. По классификации В., все филос. знание делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естественная теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
![]() | 978 63 62 |