![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Структурный анализ психологии масс | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Мимезис —форма человеческого отношения к природе черезстрах, т. е. в виде негативной психомиметической реакции. Жест конкретно направленного отрицания позволяет проявить в объекте ужасное, и его воспроизведением — отвергнуть, т. е. принять, «впустить» в сознание, но в качестве объекта больше уже не внушающего страх. Такова новая, негативная эстетика Ш. Бодлера, Ф. Кафки, С. Беккета, композиторов новой Венской школы (А. Шенберг, А. Берг). Лит.: Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я; Он же. Страх. М, 1927; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Он же. Первобытное мышление. М., 1994; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997; Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996; Фреиденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978; Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976; Кайуа Р. Мимикрия и легендарная психастения. — «Новое литературное обозрение», № 13 (1995); Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике, т. 1—2. М., 1998; ЛиллиД
Методы изучения личности преступника в юридической психологии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости от задач исследования. В научно-практических целях понятие личности преступника подразделяется на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение различных исследований личности правонарушителей. В настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально- демографической и социально-психологической подсистем личности преступника. Социально-демографическая подсистема личности преступника. Она включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой).
Однако, если сфера символического - это сфера неврозов, то возвращение к буквальному значению, отменяющее символ за "просроченностью", означает переход в пространство психоза: в этой точке новеллы всякий символ становится недействительным; всякий невроз - тоже; в тексте воцаряется психоз: необыкновенность историй По - это необыкновенность безумия. Возможны и другие комментарии, в частности комментарий, предложенный Жаком Деррида4. Я ограничился теми, которые вытекают из структурного анализа: 4 Derrida J. La voix et le phenomene. P.: Seuil, 1967, p. 60-61. 454 я пытался показать, что фраза "Я умер" - это вовсе не "невероятное сообщение" (l'enonce incroyable), но нечто более принципиальное "невозможный акт высказывания" (renonciation impossible). Прежде чем перейти к методологическим выводам, я напомню, в чисто сюжетном плане, конец новеллы: Вальдемар остается загипнотизированным мертвецом в течение 7 месяцев; затем, с согласия врачей, П. решает его разбудить; пассы оказывают свое действие, и на щеках Вальдемара появляется легкий румянец, но, в то время как П. старается активизировать пробуждение пациента, усиливая пассы, с языка Вальдемара рвутся крики "Умер! умер!" и внезапно все его тело оседает, расползается и разлагается под руками экспериментатора: "На постели перед нами оказалась полужидкая, отвратительная, гниющая масса"
Еще и другое: при исключительных обстоятельствах в коллективности возникает энтузиазм, благодаря которому совершены замечательные подвиги. Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия и разрешения проблем, возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении. Но и массовая душа способна на гениальное духовное творчество, и это прежде всего доказывает сам язык, а также народная песня, фольклор и другое. И, кроме того, остается нерешенным, насколько мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным им от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее, завершителем душевной работы, в которой одновременно участвовали другие.Использованная литература1. Ортега-и-Гассет Х., Восстание масс, «Дегуманизация искусства» и другие работы, Сборник, стр. 40-228, М., Радуга, 1991; 1. Гидденс Э., Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия, Диалог, №6/7, 1992; 1. Ле Бон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63; 1. Прокопович С., Народ и народовластие, Новое время, №27, 1992, стр. 40; 1. Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого Я, Психологические этюды, стр. 422-480, Минск, Беларусь, 1991; 1. Юнг К.Г., Психология бессознательного, М., Канон, 1994.СОДЕРЖАНИЕ 1. Предисловие. 2. Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду.
В книге "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921) Фрейд, проводя параллели между массовой психикой и индивидуальным бессознательным, пишет, что толпа не ведает сомнений, неопределенности, логических противоречий, мыслит не понятиями, а ассоциативными образами. Возможности исследования массовой психики, коллективного бессознательного, открывающие перспективы сохранения принципов формирования, саморегуляции личности, включения ее в систему социокультурных отношений, "очищенных" психоанализом, вызывали невероятный оптимизм у учеников, последователей Фрейда и стимулировали индивидуальные направления их дальнейшего поиска. 203 В 1911-1913 гг. разногласия в психоаналитическом движении приводят Фрейда к разрыву с ближайшими его учениками А.Адлером (1870-1937) и К.Г.Юнгом (1875-1961). Альфред Адлер, автор сочинений "Нервный темперамент" (1912), "Познание человека" (1912), "Практика и теория индивидуальной психологии" (1920), полностью отказывается от понятия "сексуального бессознательного" Фрейда и игнорирует ряд важных для своего учителя "механизмов" психической деятельности, таких, как вытеснение, перенос и т.п
Также данная методика позволила исследовать область представлений друг о друге субъектов по психотерапевтическому взаимодействию. 2.3. Методы структурного анализа центрального паттерна отношений во время терапевтических сессий В последнее время в психологии возник интерес к деятельности практических психологов и психотерапевтов. Соответственно возник вопрос, каким образом можно определять и структурировать такой вид отношений. В 70-е годы появилось большое количество методов, структурирующих психотерапевтические тексты. На данный момент можно перечислить следующие методы выявления центрального паттерна отношений. Метод диагностического плана (Weiss e al., 1977): этот метод позволяет давать надежные и обширные формулировки. Он включает описание следующих компонентов: цели пациента в терапии; патогенные убеждения, которые мешают пациенту достичь этих целей; способы, которыми пациент склонен "проверять" терапевта с точки зрения этих убеждений; инсайты, которые могли бы помочь пациенту. Для каждого из этих компонентов получена удовлетворительная надежность. Конфигурационный анализ (M.Horowi z, 1979): этот метод приводит к обобщенной Конфигурации ролевых моделей отношений.
Структура личности по З. Фрейду 1. Введение Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии. Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.
Применительно к научному творчеству в качестве интегральной единицы выступает исследовательская программа. Она рождается в психической организации субъекта как отображение запросов объективной логики развития познания. Эти запросы творческая личность запеленговывает посредством представленной в ее когнитивно-мотивационной структуре категориальной сетки. 8 «Для меня не подлежит сомнению,— писал А. Эйнштейн,— что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно» (Эйнштейн А. Физика и реальность.— М., 1965, с. 133). Caмa сетка изменяется по законам истории познания. Это подтверждается феноменом одновременных независимых открытий. Теорию эволюции органического мира создали независимо друг от друга Ч. Дарвин и Г. Уоллес. Великий закон сохранения энергии открыли одновременно Г. Гельмгольц, Джоуль и Майер, и еще девять ученых вплотную подошли к нему. В психологии закономерно совершился переход от структурного анализа сознания, который служил парадигмой для одного поколения исследователей, к функционализму, ставшему парадигмой для другого, и т. д. По прекрасному слову Гете, когда время созрело, яблоки падают в разных садах.
Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений. Известно, что человек может быть "обособлен" от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени. Э.Берн определяет их так (от более простых к более сложным): 1. ритуалы; 2. времяпрепровождение; 3. игры; 4. близость; 5. деятельность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы. Структурный анализ. На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этох состояний обычно разбивают на следующие категории: 1 - состояния Я , сходные с образами родителей; 2 - состояния Я , автономно направленные на объективную оценку реальности; 3 - сос- тояния Я , все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Наблюдение за поведением. Пересмотр самонаблюдения как метода психологического исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все психические процессы протекают сознательно, а самонаблюдение за своими психическими процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами наблюдения за протеканием деятельности и экспериментальным измерением условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях, а также анализ изменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три метода психологических исследований: а) Метод структурного анализа. Дункеровская задача - психолог ставит перед испытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с помощью которых испытуемый решает задачу.
Богатые идеи к анализу социальных движений с точки зрения классовой теории даны К. Марксом на примере революционных и контрреволюционных движений во Франции в середине 19 века. Правда, в дальнейшем в марксизме возобладала концепция революционной партии, руководящей рабочим движением и исследования движений были ограничены изучением рабочего и коммунистического движений как субъекта социалистической революции. Начало академическим исследования социальных движений положили представители психологии масс и теории коллективного поведения, однако они использовали для их объяснения возникновения движений иррациональные категории и гипотезы (например, "душа масс" и "гипотеза заражения") и тем самым способствовали драматизировали представление о социальных движениях. Американский социолог Р.Парк, изучавший неинституционализированное коллективное поведение, лишил понятие движений иррациональной окраски и показал, что движения не обязательно грозят вылиться в новый общественный порядок. Тем самым он оказал нормализирующее влияние на движения как предмет исследования социологии и создал возможность применять к их анализу обычные социологические категории.
Проблему масс, имеющую с социологией общий источник возникновения, Степун ставит в центр своей общей социологической концепции и одновременно подчеркивает - анализ феномена масс является составной частью его социологии революции. Следуя принципам исторической социологии, он, подобно г. Фрайеру, утверждает, что “сущность исторического явления правильнее всего схватывается при исследовании той ситуации, в которой оно возникло” . Рассмотрение социального явления в его современном, ставшем виде сузило бы духовную глубину социолога и сделало бы невозможным социологический анализ исторических событий. Сама социология массы, с момента своего возникновения, оказалась в несколько двойственном положении. Феномен массы сделали своим непосредственным объектом исследования две науки: социология и социальная психология. Причем каждая из них претендует на приоритет в научной разработке этой сложной социальной проблемы. Следует отметить, что рассмотрение этой проблемы чисто психологически не дает ее полного охвата. Лебон, к примеру, несмотря на то, что свой главный труд он назвал именно “Психология масс”, все же, с самого начала, отмечает зависимость момента выступления масс от определенных исторических условий.
Он занялся поиском структур в других областях культуры, а именно применил метод для анализа культурной и ментальной жизни первобытных племен. Подходу К.Леви-Стросса свойственен антипсихологизм и, тем не менее, парадоксальным, на первый взгляд, образом, его труды о первобытном мышлении считаются классикой исторической психологии и не могут быть обойдены при разборе проблем общественного сознания. Внимание Леви-Стросса сосредоточено на том, что было общим для мышления всех людей, т.е. его интересует в большей мере не различное, а сходное в структуре общественного сознания разных культур. Основной инструмент анализа, используемый К.Леви-Строссом - бинарные оппозиции. Например: горькое - сладкое, темное - светлое, жизнь - смерть и т.п. С их помощью он выделяет устойчивые совокупности отношений между элементами сознания и культуры, сравнивает их и истолковывает как своеобразные сообщения на особого рода языках, которыми являются мифы, ритуалы, традиционные обычаи и проч. Методы, отработанные Леви-Строссом были использованы другими исследователями не только первобытных, но и современных социальных организмов. В целом, метод структурного анализа, суть которого в наиболее общем виде заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении соотношения или иерархии между ними, использовался и отечественными учеными.
Более того, размышляя о возможных путях развития культуры, Фрейд указал на решающую роль науки в крушении религии и ее предпосылок. Важной составной частью фрейдистской социологии явилась психоаналитическая интерпретация разнообразных феноменов мсжличностных отношений и психологии масс. Среди многообразных проблем этой части учения Фрейда значительное место занимают анализ природы социальных связей, исследование сущности организаций и групп, изучение явлений массовой психологии и поведения разнообразных социальных общностей. Следует отметить, что примечательной особенностью фрейдовских изысканий в данных областях было то, что они осуществлялись на основе его понимания природы и сущности человека с использованием наработанной индивидуалистической методологии. Пожалуй, наиболее ярко эта методология проявила себя в предложенном Фрейдом определении психологии масс и ее предмета. Согласно ут- 99 верждению Фрейда, она занимается исследованием «отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составной части человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу» [68. С. 423). Данное понимание психологии масс и ее предмета было известным шагом назад для социологии Запада, поскольку, согласно представлениям предшественников Фрейда в исследовании этой предметной области (например. Г. Тарда, Г. Лебона и др.), психология масс должна претендовать на исследование социальных явлений и процессов взаимоотношений людей.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо- логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления: > социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; > психология деятельности руководителя; > психология личности руководителя; > психологические проблемы подбора руководящих кадров; > психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров. Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления включают: > функционально-структурный анализ управленческой деятельности; > социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; > психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие. Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности: > психологические факторы эффективной деятельности менеджеров; > психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; > психологические проблемы лидерства; > проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и т.д. Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.
Представления о детерменизме, однозначности связи означаемого и означающего, незыблемость структурно-функциональных зависимостей вытесняются идеей вероятности, виртуальности (возможных миров), постоянной изменчивости социального бытия. Так как право, по мнению подавляющего большинства ученых, представляет собой социальное явление, то пересмотр основополагающих принципов социальной картины мира не может не сказаться на состоянии юридической науки". Таким образом, плюрализм, эклеклектичность, противоречивость правопонимания в постсоветский период, обусловленые сложностью внутренней жизни России на данном этапе, остаточными идеологическими явлениями советского периода и неопределенностью нового пути развития как юридической науки, так и практики, усугубляются коренной сменой ориентации в общемировой мысли. Все это свидетельствует об актуальности и чрезвычайной важности проблемы научного правопонимания в постсоветский период. Шагом на пути к их разрешению может стать анализ основной массы появившихся в 90-е годы и уже в начале нового века правовых концепций с точки зрения обосновываемого ими понимания права.
Лассауэллом, который рассматривал содержание материалов массовой коммуникации только в рамках политики. В частности использовался предложенный им структурный анализ (взаимоотношение различных тем в коммуникативном действии), в центре внимания которого стоит частота употребления определённых символов, чем, образов и стереотипов. За основу также взяты работы У. Липпманна и Б. Коэна в современной трактовке, то есть, СМИ не заставляют думать аудиторию определённым образом, а указывают, о чём думать. Именно этим объясняется наличие в работе исторической ссылки к зарубежным материалам не исследуемого автором периода. Научная новизна исследования состоит в анализе и обобщении опыта участия региональных СМИ в предвыборных кампаниях и выявлении возможностей повышения эффективности этих кампаний средствами масс-медиа. Теоретическая значимость работы заключается в её новизне, а также в выявлении и обобщённом анализе глубинных причин недоверия избирателей к региональным СМИ. Впервые концепция эффективности воздействия СМИ рассмотрена системно: восприятие информации – эволюция электоральных предпочтений – характер освещения выборов – рост эффективности влияния СМИ.
Причины «массовости» кино с точки зрения психологии. Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал Зигмунд Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда некоторое количество людей. Например, самая малочисленная масса, состоящая из двух человек, возникает при гипнозе (один из них – гипнотизёр, а другой – гипнотизируемый). В массе личные характеристики индивидуумов теряют значение в пользу массовой души. В книге «Психология масс» психолог Ле Бон говорит об этом так: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы». Чем объясняется существование общей для всех, входящих в массу, людей души? Тем, пишет Фрэйд, что: «сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнаруживается бессознательный фундамент, у всех одинаковый».
![]() | 978 63 62 |