![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Японская модель управления предприятием | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Восстанавливать его снова нам и в голову не может прийти» [54, с. 537]. Эта аналогия ложная. Найти в концепции народников стремление восстановить неклассовое общество «дикарей и полудикарей» невозможно даже при самой вольной трактовке их трудов. Замечу к тому же, что Энгельс иронизирует в 1875 г., когда в разгаре уже была Реставрация Мэйдзи в Японии — реформирование, имевшее целью форсированную модернизацию общества и хозяйства не по западному пути, а с опорой на традиционные (и даже архаичные) японские институты. Например, тогда была сознательно выработана специфическая японская модель промышленного предприятия, построенного не на принципах рынка рабочей силы, а на основе межсословного и межкланового контракта, как это практиковалось в Японии XI в. в контрактах между крестьянской общиной, ремесленниками и кланами самураев. К этому же принципу обратились в ходе модернизации Японии после Второй мировой войны. Об этом писал президент одной из крупнейших японских корпораций «Мицуи дзосен» Исаму Ямасита: «После второй мировой войны… существовавший многие века дух деревенской общины начал разрушаться
В качестве зарубежного опыта управления предприятием, в данном параграфе мы рассмотрим Японскую модель управления предприятием. Японский опыт управления был нами выбран в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, японский опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Причем наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах, где хотят понять, как удалось достичь того, что называется сегодня японским "чудом"; с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро и дешево; что и как делают японцы для того, чтобы захватить все новые и новые рынки сбыта? Во-вторых, условия для изучения японского опыта управления в настоящее время созданы и в нашей стране. Изданы книги российских авторов, ряд переводных работ, все больше появляется статей в средствах массовой информации и научных журналах. Это дает возможность изучать, сравнивать и оценивать. Третье обстоятельство заключается в следующем. Для руководителей в нашей стране создана новая ситуация в связи ( переходом в рыночные условия.
Соответственно, они могут выстраивать долгосрочную стратегию и уделять большое внимание улучшению качества и номенклатуры своей продукции, внедрению новых технологий. В этом смысле кэйрэйцу вполне соответствуют японскому менталитету с его склонностью к размеренной, чуждой торопливости, упорной, рассчитанной на длительной срок работе и сотрудничеству, предполагающему в высшей степени доверительные отношения, пусть даже это доверие обозначается только символически. Устойчивость системы кэйрэцу одна из главных предпосылок высокого качества товаров с этикеткой «сделано в Японии». К этому следует добавить, что в Японии держатели акций компании получают не дивиденды от прибыли, а фиксированные выплаты, что позволяет руководству компаний осуществлять её планомерное развитие. Сами японцы считают независимость менеджеров одним из главных достоинств японского стиля управления предприятием. Успехи японских производителей на мировом рынке во многом объяснялись переходом от традиционной производственной цепочки к изготовлению продукции в рамках непосредственных контактов поставщиков и изготовителей, что позволило ввести контроль за отдельными операциями уже на стадии производства и добиться значительной экономии времени и ресурсов
Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента оказалось, что японская система управления – это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских предприятий. Японский менеджмент сравнительно недавно привлёк к себе внимание отечественных исследователей. Причина, возможно, заключается в том, что его эффективность, столь очевидная для японцев, отнюдь не сразу стала очевидной в других странах.
Стремясь к быстрому развитию производства, советские руководители не отказались от многого из того, что обеспечивало производительность при капитализме. Китай отказался от этой модели, трактуемой как государственный капитализм, и выступил против "советских ревизионистов", которые, как утверждалось, подменили борьбу за полное освобождение рабочего класса и всего человечества "борьбой за гуляш". Таким образом, приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений, исключающих всякую возможность и даже желание эксплуатации. Главное -- не развитие важных секторов экономики (например, тяжелой индустрии), а то, что народные массы осознали, что произошел коренной перелом и никто не является больше объектом эксплуатации. Интеллектуальная элита (инженеры, администраторы, лица свободных профессий) не будет отныне стоять над пролетариатом: рабочие должны участвовать в управлении предприятием, а директора и инженеры -- в производственном процессе, с тем чтобы преодолеть разрыв между работниками умственного и физического труда
Более половины программного обеспечения, применяющегося для разработки приборов, на которых производятся полупроводники и сложные штаты, выпускается в Америке . В связи со спадом деловой активности в стране в 90-е годы и укреплением позиций японских корпораций на международных рынках стала подвергаться сомнению система государственного и корпоративного управления. Превращение Японии в крупнейшего субъекта мировой экономики подводят страну к переосмыслению ее внешнеэкономических и внешнеполитических позиций в мировой экономике. В сложившихся условиях формируется и аутентичный стиль управления, характерный только для Японии. Японская модель управления характеризуется рядом отличительных особенностей : 1) Система пожизненного найма; Система «пожизненного найма» означает, что служащий фактически всю свою жизнь работает на одном предприятии, постоянно продвигаясь вверх по служебной лестнице. При этом независимо от образования (средняя ли это школа или престижный университет) работник начинает свою карьеру с низшей должности и на одном месте более 2-3 лет не задерживается.
Обучение во время работы включается в механизмы , регулирующие рынок труда внутри предприятия ; 2. В цели обучения во время работы входит прежде всего подготовка квалифицированных работников и многопрофильных рабочих ; 3. Персоналу предоставляется гибкая занятость и равенство работников , занимающие разные должности ; 4. Применение дополнительных мер по стимулированию мотивации труда ; 5. Усиленное поощрение самообразования ; 6. Подготовка инструкторов по проведению обучения во время работы . Система оплаты труда играет особую роль в японской модели управления и напрямую связана особенностями мотиваций и принципами поощрения труда . Поэтому она может быть рассмотрена только вкупе с вышеперечисленными факторами .Взрывной эффект японских мотиваций на частных предприятиях и принципы стимулирования труда государственных служащих .Говоря о системе оплаты труда в Японии необходимо отметить , что изначально каждая компания разрабатывала свою систему с некоторыми особенностями . Различные концепции оплаты труда послужили прообразом для моделей стимулирования , используемых на японских предприятиях сегодня . На формирование суммарного заработка могут влиять 6 основных факторов : возраст , стаж , образование ( это тип оплаты труда , существующий в металлургии) ; должность , профессия ,обязанности ; условия труда ; результаты работы ; пособия на жилье , семью , транспорт ; региональные особенности ( учитывают особенности региона , где расположено предприятие).
Существуют принципиальные различия между тем, как управляют в США и Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление. При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению человеческими ресурсами, радикальных отличиях в решении этих проблем, имеются и тенденции, носящие общий характер: формализация процедур отбора человеческих ресурсов, анализ потребностей в них, системная увязка хозяйственных решений и политики в области управления человеческими ресурсами. Цель исследования – рассмотреть европейскую модель управления персоналом. Задачи исследования: Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом. Изучить системы мотивации персонала в европейской модели менеджмента. Рассмотреть практику управления персоналом предприятия в странах ЕС. Проанализировать политику управления персоналом в европейских странах и в России. Объект исследования – теории управления персоналом. Предмет исследования – европейская модель управления персоналом. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Басаков М.И., Валиева О.В., Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. и других. Методы исследования: анализ литературы.
Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента оказалось, что японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских предприятий. Вся активная деятельность по изучению японского управления отражает общую встревоженность делового мира и научных кругов США и Западной Европы по поводу их отставания от Японии в такой решающей области, как управление.
Что касается компании «Пилигрим», то можно сказать, что эта проблема уже давно ликвидирована путем сформирования коллектива специалистов высшего уровня. Следует отметить, что на данный момент ведется активная работа по созданию нового структурного образования- отдела марчендайзинга, и, соответственно, руководством компании проводится сбалансированная кадровая политика по подбору высококвалифицированных специалистов данного профиля. Помимо этого, большое значение придается созданию трудовой атмосферы, социальному стимулированию, возможности участия в управлении, развитию инициативы на сколько это возможно в данных условиях и уровню ответственности сотрудников. На основе этого компания «Пилигрим» и определяется общий цикл управления персоналом. Рассматривая японскую модель управления в целом, я не могу не уделить не уделить внимания такому важному аспекту как современная японская система оплаты труда. Создание мотивационной среды на японских предприятиях, прежде всего, заключается во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Сегодня в Стране восходящего солнца уменьшается фиксированная часть заработной платы (притом, что она остается весьма высокой, чтобы быть привлекательной для завлечения работников с высоким потенциалом).
Если же новшества не приживутся и будут восприняты как нечто чужеродное, произойдет их постепенное отторжение, сопровождающееся не сокращением, а ощутимым ростом удельных трансакционных издержек. Изменение уровня трансакционных издержек в расчете на одну операцию может быть своеобразным указателем того, насколько приемлема импортированная социотехнология. Анализ процесса формирования и развития институтов показывает, что базисом для выработки устойчивых норм и правил служат как достаточно универсальные общественные характеристики, так и специфические, свойственные лишь для данной культуры особенности поведения. Существующие проблемы качества на российских предприятиях обусловливают необходимость анализа японского опыта с целью изучения возможностей применения его на российских предприятиях. Целью данной дипломной работы является анализ японского опыта управления качеством на примере японских корпораций. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: показана эволюция подходов к менеджменту качества; раскрыты взаимосвязи и основные направления между менеджментом качества и управлением персоналом; показаны условия стандартизации и сертификации в управлении качеством; раскрыты сущность и особенности японской школы управления качеством; показаны основные японские модели управления качеством; раскрыты основные отличия японской школы управления качеством от европейской и американской; дана краткая характеристика фирмы oyo a; раскрыты модели управления качеством, применяемые oyo a; показаны основные достижения фирмы oyo a в управлении качеством.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа По дисциплине: Управление качеством На тему: Японская модель управления качеством Сыктывкар 2010 СодержаниеВведение 1. Японская модель управления качеством 1.1 Кружки качества 1.2 Программа «Пяти нулей» Заключение Список литературы Задание № 2 15 Задание №3 16 Задание №4 18 Введение Японский управленческий опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Возможно, наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах Запада: предприниматели именно этих стран, столкнувшись с возрастающей конкурентоспособностью японских товаров и с необходимостью прилагать все большие усилия, чтобы удержать свои позиции, столкнулись с необходимостью найти ответы на вопросы: как удалось достичь того, что сегодня называется - (И2 Ен К2) Эпотр= (2800 0,15 24000) 0,0285-(2800 0,15 29000)=31036 руб. Задание № 4 Определить сумму общих затрат на качество и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности. Структура затрат предприятия на качество продукции.
Реорганизация может оказаться неудачной, если руководство не определит вначале, положительно ли относятся к ней работники организации. Ознакомившись с основными этапами и принципами управления персоналом организации теперь рассмотрим более подробно конкретные модели. Наиболее яркими и во многом противоположными по своей сути являются американская и японская модели управления персоналом. КЛАССИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте В 70-е годы в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Большинство фирм отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений в пользу «отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные документы. Сегодня она используется и применительно к планированию потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование «человеческих ресурсов») и применительно к повышению квалификации и профессиональному развитию работников («развитие человеческих ресурсов»).
Основное различие между ними в существовании института частной собственности, в первом случае он присутствует, а во втором нет. Затем в третьей главе предложена методология исследования приватизации. Основным инструментом используется теория прав собственности, позволяющая на основе спецификации прав собственности и трансакционных издержек показать эффективность приватизационных процессов. Также инструментарием изучения приватизации могут быть использованы: теория “принципал-агент”, для исследования микроэкономического аспекта и теория общественного выбора, позволяющая включить в рассмотрение политический фактор. После чего можно дать определение приватизации. Приватизация – это часть системных преобразований в переходной экономике, без которой (как впрочем и без других системных преобразований) невозможна экономически эффективная реализация частной собственности. Приватизация в транзитивной экономике условно подразделяется на “техническую” и “системную”. “Техническая” приватизация предполагает перераспределение государственной собственности и совершенствование моделей управления предприятиями. “Системная” приватизация по длительности сопоставима со всем переходным процессом и предполагает становление новых институтов и устранения государства от прямого регулирования, для становления полноценной рыночной системы.
В рамках этапа ''Проведение обследования деятельности предприятия'' осуществляется: предварительное выявление требований, предъявляемых к будущей системе; определение организационно-штатной и топологической структур предприятия; определение перечня целевых задач (функций) предприятия; анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам; определение перечня применяемых на предприятии средств автоматизации. При этом описывается деятельность каждого из подразделений предприятия и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки внутри подразделений и между ними, внешние по отношению к предприятию объекты и внешние информационные взаимодействия. На этапе информационного обследования используются такие программные продукты, как БИГ-Мастер и BPWi . Во время работы выявляются узкие места в изначальной модели управления предприятием. Может быть выявлено следующее: Дублирование функций разными исполнителями. Отсутствие контроля процесса, происходящего на данном рабочем месте, или наоборот – прохождение излишних этапов контроля.
Развитие и совершенствование рыночной экономики побуждает к переосмыслению многих вполне устоявшихся трактовок теоретических проблем. Одна из них – это эффективная организация производственной структуры предприятия. Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий. В настоящее время, многие предприятия, не обладающие необходимым запасом интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, совершенствуются. Для этого составляются и реализуются бизнес-планы, внедряются новые модели управления предприятием и персоналом, информационные системы, набираются профессиональные маркетологи и менеджеры. Производственная структура представляет собой состав и мощность производственных предприятий, входящих в единое производственное отделение, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
Обобщенный набор характерных черт японской и американской моделей управления можно представить следующей таблицей:2.7. Сравнительные характеристики американской и японской моделей управления Американская модель Японская модель Индивидуальный процесс принятия Процесс принятия решений, основанный решений на принципе консенсуса Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность Гибкий неформальный подход к Четкая формализованная структура построению структуры управления управления Общие, неформальные процедуры Четкие формализованные - процедуры контроля контроля Индивидуальный контроль со стороны Групповые формы контроля руководства Быстрая оценка и продвижение Медленная оценка и продвижение Ориентация процесса отбора на Ориентация при отборе руководителей профессиональные навыки и инициативу на способность осуществлять координацию и контроль Стиль руководства, ориентированный на Стиль руководства, ориентированный на индивидуума группу Ориентация управляющих на достижение Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов гармонии в группе и групповые Целевые формальные рабочие отношения достижения с подчиненными Личные, неформальные отношения с Продвижение, основанное на подчиненными индивидуальных достижениях и Продвижение, основанное на результатах старшинстве и стаже работы Специализированная профессиональная Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка узких подготовка (подготовка руководителей специалистов) универсального типа) Определение размера оплаты в Тесная связь размера оплаты с зависимости от других факторов (стаж индивидуальными результатами и работы, показатели работы группы и т. производительностью д.) Краткосрочная занятость Долгосрочная занятость ЗаключениеВ работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской и особенно японской.
1.2. Методика организации управления на предприятии. 1.2.1. Диагностика управленческой структуры.Одной из важных задач по выводу предприятия из кризисной ситуации является выбор такой оптимальной управленческой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внешним и внутренним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия.Прежде всего, руководителю необходимо вначале выработать собственное мнение, личную концептуальную (желаемую, «идеальную») модель управления предприятием.
![]() | 978 63 62 |