![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Основы самосовершенствования. Программа личностного роста | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Рамон один из самых известных бизнесменов в Калифорнии, а также один из самых духовно богатых людей, когда-либо встречавшихся мне. Я познакомился с ним благодаря тому, что друг дал ему экземпляр программы Beyond Positive Thinking. Рамон покупает все аудиозаписи по самосовершенствованию. У него есть все продукты Найтингейл-Конана и многое другое. В своем «роллс-ройсе» он никогда не слушает радио. Вместо этого во время 60-минутной поездки на работу и по дороге домой он слушает программы личностного роста несмотря на то что он уже мультимиллионер. Рамон сказал мне: «Ваши записи Beyond Positive Thinking лучшие среди подобных. Мне можно верить, потому что я знаю их все!» Он был настолько поражен тем, как записи помогали людям, что купил 25 комплектов сразу и положил в багажник своего «роллс-ройса». Каждый раз, когда он встречал человека, которому нужна была помощь, он дарил ему комплект. Рамон часто звонил мне, чтобы рассказать о чудесных результатах, которые давало прослушивание записей, и о том, как они изменили жизнь их обладателей
Но к сожалению, формирование у профконсультантов ценностно-нравственной основы, способствование их личностному росту и интеллигентности трудно оформить на уровне директивных документов и различных «образовательных стандартов»: как показывает опыт, воспитание, заключенное в официальные рамки неизбежно начинает бюрократизироваться и быстро доводится до абсурда. Однако, на уровне директивных документов и образовательных «госстандартов» можно было бы обозначить саму проблему и основные направления формирования ценностно-смысловой основы в ходе подготовки и переподготовки подготовки профконсультантов, но ни в коем случае не указывать, как именно эта подготовка должна проводиться. Включение в учебный процесс данных проблем – это дело конкретного преподавателя, которому неизбежно придется учитывать не только особенности каждой конкретной аудитории, но и особенности конкретной социально-экономической, политической и духовной ситуации в стране. Главное при этом – не делать вид, будто в обществе не происходит ничего безнравственного. Еще великий Данте говорил: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет» Особенно недопустимо равнодушие к социальным проблемам, которыми буквально пронизана жизнь современной России со стороны специалистов-человековедов.
Пестуя идеализированный образ себя. Культивируя одни аспекты своей личности и пряча в тень другие. И тень его всё более темнеет. Как перестать её бояться? Как возвратить утраченную подлинность? Подлинность и сострадание Я ушёл в леса, ибо желал жить осознанно и неспешно, в виду лишь сущностных явлений Жизни. И вижу: не сумей я постичь то, чему это учит, – придёт час умирать, и обнаружится, будто я и не жил вовсе. - Генри Дэвид Торо Поиск Суть всего, чему учил Сократ, выражена в двух его словах: «Познай себя». А его ученик Платон написал в своём трактате «Диалоги»: «Жизнь непознанная не стоит того, чтобы жить». Сильные слова. Мудрец же наших дней – Гарри Палмер – выразился так: Со временем древних браминов, через всю историю греческой и римской цивилизаций и до современных ревнителей реализации всего потенциала человека, одна доктрина, пусть и в разных толкованиях, прошла через века неизменной. Красной нитью проходит она через каждую духовную практику, философию и программу личностного роста – «Познай себя». Даже ребёнок, выросший в полной изоляции на необитаемом острове, где нет ни общения с себе подобными, ни традиций, однажды задаст себе извечные вопросы: «Кто я?», «Почему существую?», «Что такое жизнь?»
Однако следует заметить, что при такой позиции наблюдается много формальностей. Следует выстраивать цели результата деятельности ребенка в связи с его оценкой, параметры и критерии оценки разрабатываются не на результате, а на основе самой деятельности. Этот подход хорошо построен в клубе "Тэкэндо", где воспитанники в результате четко спланированной, порою кажущейся монотонной, деятельности, получают результат, т.е. установка самого ребенка и педагога на регулярные занятия в избранной сфере деятельности. Умело выстроенные педагогические технологии в процессе занятий дифференцированно, на основе устойчивых умений и навыков, общего личностного развития переходят в установку на успех. Формирование у детей установки на успех должно быть многопланово и очень кропотливо. Прежде чем давать, а вернее формировать установку на успех необходимо создать атмосферу успешного сотрудничества. Дать ребенку понять, каковы его реальные возможности, чем он отличается от других, и что он может внести в общее дело. Следуя принципам "педагогики успеха", помогая ребенку на деле продвигаться по лестнице достижений, формируется у него адекватная самооценка, как основа его постоянного личностного роста.
Люди не чувствуют своей личной ответственности за ход своей судьбы, за то, как они живут, что делают и как умирают. Люди не помнят, кто они такие, и не задумываются о том, как они живут и зачем они живут, вспоминая о смысле жизни лишь тогда, когда их уделом становится страдание. Страдание — это восхитительная стратегия, которую изобрел человек, чтобы избежать личной ответственности. Страдания и воображаемая борьба с ними заполняют пустоту жизни, создавая временные цели. Подумай, сколько раз, когда встречаются двое и спрашивают друг друга: «Как жизнь», они тут же переходят к долгому и подробному пересказу своих последних неприятностей и неудач. Но самое забавное в этом то, что большинство этих страданий и неудач проистекает из неспособности удовлетворить их фантазии и желания, обычно или находящиеся за пределами их подлинных возможностей, или не удовлетворяемые в силу лени и отсутствия желания работать. Подумай, сколько времени люди посвящают реальному самосовершенствованию, реальному личностному росту, развитию своего тела, ума и эмоций, и сколько времени, энергии и сил они затрачивают на никому не нужные пустяки, которые в действительности не стоят выеденного яйца
То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интеграции, в качестве дополнения входить в другие методы. Психологические приемы инновационных игр дают в групповой динамике скачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первый день до самоорганизации группы к концу работы через развитие действенного сопереживания партнеров в достижении целей совместной деятельности. Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально- психологического тренинга, этот вид психокоррекционной работы с людьми должен включать в себя и особенное, ориентированное на возраст, пол, профессию, и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально- психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет им осознавать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом. Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов комплексную программу, предполагающую осознание важнейших особенностей индивидуально экспрессивного репертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональное общение, а также самосовершенствования экспрессии и форм невербальной интеракции.
Эта важная особенность «сгорания» консультантов ТД. Необходимо также изучить познавательные особенности телефонных консультантов (речь, память, мышление), аутентичность и эмпатию. Активность и личностный рост могут быть рассмотрены с позиции клинической психологии в качестве исследования акцентуаций характера консультантов ТД. Необходимо рассмотреть и модальности репрезентативной системы. Дальнейшее исследование профессиональных и личностных качеств в области телефонного консультирования требует увеличения числа испытуемых в выборке (более 30 чел.). Расширенная область проблемы эффективности в телефонном консультировании позволит разработать специальную психологическую программу развития личности консультантов Телефона доверия, созданную на основе изученных профессиональных и личностных качествах. Успешное преодоление препятствий на пути к самоактуализации личности телефонного консультанта, будет иметь отражение на выборе метода работы с абонентом и, соответственно, на эффективности профессиональной деятельности. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 368 с. 2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов// Психологический журнал.– №5.–1992.-С.104- 110. 3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – 380 с. 4. Барчина Е.,Ионов Ю. Профессия – телефонный консультант // Вестник РАТЭПП. - № 1. – 2000. 5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: «Изд- во институт психотерапии», 2000. – 353 с. 6. Бубнова С.С. Система профессионально важных качеств и индивидуальные способы деятельности.
Таким образом, средняя продолжительность проекта ЦО для 200 человек может составить примерно полтора месяца. Таблица 1 Типы ЦО по целям Определение потребности заказчика 1. Набор новых сотрудников Цель — конкретизация образа желаемого сотрудника (без учета специфики деятельности) Анализ самой организации (история, период развития, традиции, философия-культура организации, условия ее осуществления, взаимосвязи, перспективы развития) 2. Оценка потенциала сотрудников Цель — уточнение целей оценки и перспектив использования получаемых в ходе ЦО результатов. Варианты целей в рамках оценки потенциала: 1) аттестация, 2) увольнение, 3) продвижение, ротация, 4) формирование гибкой структуры (рабочих групп) 3. Оценка для обучения Цель — анализ целей обучения и способов подготовки, доступных организации цели обучения: 1) предметная, 2) профессиональное развитие, 3) личностный рост Анализ деятельности и формулирование критериев оценки В рамках этого этапа закладывается содержательная основа оценки. В зависимости от специфики деятельности оцениваемых и связанного с этим набора оценочных критериев впоследствии будут выбираться конкретные методы, методики и процедуры. В табл. 2 представлены описание задач и содержание работ в рамках этого этапа при подготовке программ различных по целям ЦО.
Одной из программ открытого обучения в США является программа «Трудовой корпус», которая предназначается для того, чтобы «дать молодым людям навыки практической работы и основы образования». Трудовые корпуса объединяли различные виды лагерей для юношей и девушек. Первоначально участники программы занимались охраной природы и устройством мест отдыха. Позднее, убедившись, что подростков мало интересуют эти проблемы, организаторы перестроили обучение, сделав его целью приобретение различных специальностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проделанного анализа состояние современной российской школы как фактора социализации детей следует сделать вывод о полном несоответствии его представлению о школе как об открытой системе социализации. В настоящее время в отечественной системе образования до сих пор преобладает традиционная модель школьного воспитания, сковывающая разностороннее развитие личности ребенка, манипулятивная, базирующаяся на субъект-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка. Никакие отдельные приемы и техника, внедряемые учителем в воспитательно- образовательный процесс, не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены в педагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учащегося.
В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом. -Какой психолог нужен школе?- С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать ‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его Практический шаг—определяться её интересами. Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии.
В условиях военной среды главным объектом психопрофилактики становится сфера самосознания военнослужащих-членов группы, система социально-перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в воинском коллективе, малой группе военнослужащих. Члены группы вовлекаются в обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, вырабатывают пути разрешения конфликтов. Военным психологом могут создаваться также специализированные группы из отдельных клиентов-военнослужащих, имеющих сходные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к воинскому коллективу. В отношении будущих и молодых офицеров-руководителей решаются задачи обучения навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций и совершенствования стиля руководства. Задача решения проблем личностного роста военнослужащих является крайне важной. Примером эклектического подхода может служить программа тренинга личностного роста военнослужащих, методическим обоснованием которой являются механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников тренинга в сочетании с индивидуально-ориентированными заданиями самопознания и самосовершенствования.
Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей предложены в Приложение 14. В соответствии с этим, для наблюдения выбрана программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - программа психологических занятий, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей. В занятиях, на основе структуры психологического здоровья, выделены следующие направления: аксиологическое, которое предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки; инструментальное - требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии; потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте; развивающее - предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие. Большое влияние на личностное развитие детей оказывает их социальная адаптация. Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Н.М. Попову, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, Р.Перрона, А. М. Прихожан . Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает И.С Зайцев, использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля. В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в биологической парадигме как «функциональная и морфологическая перестройка живого организма для сохранения его целостности в процессе приспособления к живой природе», то социальный аспект детерминирует адаптацию как «социально-обусловленный уровень отражения, связанный с сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества». И.С. Зайцев считает, что суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой.
Их назначение заключается в том, чтобы снять прежде всего психологические трудности приспособления к иной культуре. В основе апробированных методик лежат наблюдения, сделанные многими исследователями. Так, существует связь между научением культуре и личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более удовлетворен жизнью, чем монокультурные личности. Исходя из этого делается вывод, что возможны практические меры для снижения этноцентризма и подготовки человека к межкультурным контактам. Существует несколько способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию, чтобы облегчить последствия культурного шока. Их можно разделить на три группы: по методу обучения — дидактические или эмпирические; по содержанию обучения — общекультурные или культурно-специфические; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой. Методы обучения дидактические — просвещение, ориентирование и инструктаж, и эмпирические - тренинг. Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовится. «классные комнаты». Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой — быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре, для этого используют пособия, которые иронично называют культурными поваренными книгами.
В педагогической литературе можно встретить описание новых, современных форм контроля – самоконтроль, самооценка и профессиональный контроль по конечным результатам. Чтобы контроль максимально раскрывал творческий потенциал педагога он должен опираться на: 1. Отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки; 2. Создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации, моделирование педагогического процесса; предоставление педагогу возможности апробировать их на практике; 3. Создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого. Функции внутришкольного контроля значительно расширяются за счет отслеживания динамики личностного роста каждого ученика при освоении знаний. Для этого проводится мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса в ОУ, который включает оценку результатов обучения. Внутришкольный контроль в личностно-ориентированной школе должен проводится не только в целях создания оптимальных условий для изучения индивидуальности каждого ученика, но и для изучения личности учителя.
2. На основе анализа литературы нами были определены психологические особенности Я-концепции старших подростков: - развитие самосознания; - выработка системы эталонов оценивания себя и окружающих; - изменение в содержательной стороне самооценки; - эмансипация самооценки; - специфика восприятия собственного физического облика; - влияние характера самооценки на формирование личностных качеств подростка. 3. С целью развития позитивной Я-концепции у старших подростков нами была создана и апробирована программа тренинга личностного роста. 4. Условиями, способствующими развитию позитивной Я-концепции старших подростков явились: - тематика, последовательность, структура занятий, используемых в тренинге личностного роста; - индивидуальный подход к каждому подростку; - учёт возрастных особенностей; - процесс групповой динамики; - личная заинтересованность участников тренинга.
В них, в отличие от школы, нет жёстких требований к результатам деятельности в конце занятий. Каждый может продвигаться своим темпом: может освоить программу, рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращенный срок, получая по своему желанию консультации педагога, литературу и т.д. Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе отстающих создает психологически комфортные условия, раскрепощает подростков. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями, а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению отношений взаимоответственности в системе: «педагог – ученик». Во внешкольных учреждениях под руководством профессионалов дети имеют возможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности с образовательным содержанием, которых нет в школе (театр, радиоэлектроника и др.), тем самым расширить взгляд на мир.
Среди основных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, следует назвать избыточный вес, неудовлетворительную физическую форму, несчастные случаи и травмы. Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в программах начальных классов учитывается и потребность детей в движении. Вообще поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о нем взрослый.
![]() | 978 63 62 |