![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Игра как средство развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Бюлер считали, что наглядно-действенное мышление ребенка аналогично интеллекту обезьян. Советские исследователи показали, что это не соответствует действительности Согласно Л. С. Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей и, прежде всего, исчезает зависимость от поля восприятия. Согласно А. Н Леонтьеву, центральное значение имеет обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема. П. Я. Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов. С. Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно
Таким образом, мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдения и тому подобное. Большое количество вопросов , которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта. К 3-5 годам понятие еще опирается на один признак, к 6-7 годам выделяются уже общие, групповые признаки. Становление высшей нервной деятельности в основном завершается в возрасте 15-17 лет. 1.3 Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с умственной отсталостью На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В настоящее время в работах отечественных психологов доказано, что у детей дошкольного возраста развивается наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Другой задает ему такие вопросы: PМягкое?P Да. PСъедобное?P Да. PРастет в земле?P Нет. PНа дереве?P Да. PПродолговатое?P Да. PГруша?P Да. Потом игроки меняются местами и т.Pд. Глава 4. Облако, похожее на слона Игры на развитие художественно-образного мышления В мире детских игр существуют такие, которые в целом можно назвать «спортивным комплексом», но для ума, для развития творческих способностей ребенка. К сожалению, современное обучение детей в большинстве своем направлено в одну сторону исполнительские способности, а более сложная и важная сторона развитие воображения, образного мышления как правило, остается без внимания. В принципе, каждого ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание основ педагогики и психологии детей, да и традиции некоторых родителей этому серьезно мешают. Творческие умы с хорошо развитым образно-художественным мышлением сегодня большая редкость. К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди сами научились «делать» алмазы
Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию. Поскольку важнейшей особенностью психологического механизма человеческого интеллекта является наличие в нём внутреннего плана действий, то на его становление и развитие в дошкольном возрасте следует обратить особое внимание. Переход от внешнего, практического, плана к внутреннему, умственному, связан с развитием видов мышления дошкольника, который мы рассмотрим в следующем параграфе. 1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрастеВ период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет). Специальные исследования Г.И. Минской показали, что опыт, накопленный ребёнком при решении наглядно-действенных задач (сформированность механизмов ориентировки в условиях задачи и активизация речевых форм общения), может оказывать решающее влияние на переход к наглядно-образному и словесному мышлению.
Такие игры хорошо сказываются на развитии устной речи, особенно детей дошкольного возраста. Литературные игры также способствуют развитию у ребенка языкового чутья, чувства ритма и рифмы, воспитывают любовь к родному языку. Немаловажно, что все это происходит в непринужденной игровой форме, приятно и интересно. В процессе совместной игровой деятельности со сверстниками у ребенка формируются навыки общения, он постепенно учится строить межличностные отношения с партнерами, самостоятельно разрешать возникающие при этом трудности и конфликтные ситуации. Следующая глава игры-викторины, содержащие не только развлекательный элемент, но и обучающий. Игры-викторины помогут в занимательной, развлекательной форме подать нужную информацию и пополнить знания детей об окружающем мире, расширить их кругозор. Важно отметить, что чувство соперничества, возникающее у ребят в процессе игры, является дополнительным стимулом для достижения высокого результата. У вашего ребенка день рождения? Вы хотите сделать этот праздник незабываемым, провести его весело и интересно? Значит, вам не обойтись без игр
В результате «обслуживающие мышление» функции интеллектуализируются и становятся произвольными. Мышление младшего школьника характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Оно заметно отличается от мышления дошкольников. Для дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость, они чаще задумываются над тем, что им интересно. А младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо регулярно выполнять задания, дано научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения. Младшие школьники регулярно ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные умозаключения, отсюда и третий вид мышления – словесно-логический, более высокий по сравнению с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением детей дошкольного возраста.
Тест Керна–Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально. К наиболее известным отечественным методам определения психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды. Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности.
Таким образом, налицо противоречия между необходимостью развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно-образного мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и с недостаточным применением на практике оригинальных эффективных творческих форм организации продуктивных форм деятельности с другой стороны. Все вышеперечисленное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) в ДОУ Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ? Объект исследования: наглядно-образное мышление средних дошкольников
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи: 1. Оценить уровень эмпатии, творческого воображения детей. 1. Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 1. Разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития творческого воображения, эмпатии. 1. Выявить влияние эстетической игры на развитие творческого воображения, эмпатии детей дошкольного возраста. 2.2. Методы исследования В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение изученной литературы. 1. Психологическое тестирование. 1. Педагогический эксперимент; 1. Методы математической статистики. 1. Анализ и обобщение изученной литературы Анализ литературных источников, опыта практики проводился с целью изучения актуальности темы курсовой квалификационной работы, тенденций и перспектив развития творческого воображения и эмпатии и уточнения нерешенных вопросов. Изучение и обобщение литературы по теме курсовой квалификационной работы проводилось по учебным пособиям, журнальным статьям и др. Анализировалась учебно-методическая литература по психологии, педагогике, изобразительному искусству, философии.
С прошлого года я работаю углубленно над темой: “Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление 1 В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Ребенок постепенно овладевает значениями предметов. С. Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением. Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста? Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. В чем заключается основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами).
Лучший вариант - дать простые и прямые ответы на их вопросы.(3 Диагностика психического развития Для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых сторон психического развития ; одна - для дошкольного периода развития, другая - для младшего школьного возраста и, наконец, третья - для подросткового периода развития. Так, для диагностики развития дошкольного возраста должен быть установлен уровень сформированности игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (использование переноса значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытому правилу игры) и некоторых сторон психического развития (наглядно- образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Для диагностики психического развития в переходные периоды (от дошкольного к школьному возрасту) в схему нужно включать данные как по новообразованию школьного возраста, так и по начальным формам деятельности следующего периода, а так же о проявлении и уровне развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода.
Коррекция сенсорных способностей ребенка осуществляется как их целенаправленное формирование, включающее усвоение детьми системы сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций, приобретающих в дошкольном возрасте моделирующий характер. Важный компонент коррекции мышления ребенка-дошкольника составляет развитие познавательных мотивов. Расширение сферы внеситуативного-познавательного общения ребенка, создание проблемных учебных ситуаций на коррекционном занятии, использование специальных дидактических игр-загадок, стимулирование самостоятельной активности ребенка – важные факторы формирования познавательных мотивов. В основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становиться формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. Коррекция логических форм мышления в дошкольном возрасте неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя свой целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.
Становление сюжетной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста. Ее значение в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это легкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение. Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает под руководством взрослого: подносит ложку ко рту куклы, причесывает ее, баюкает.
В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. По мнению Н. Н. Поддьякова, представления являются важной основой, которая в значительной мере определяет успешность формирования наглядно-образного мышления детей. «Последнее характеризуется тем, что познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Но прежде чем оперировать образом, необходимо уметь его актуализировать» . Не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. «Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают в процессе восприятия речи» . Связь слова и представления обеспечивает развитие семантического аспекта речи. Развитие синтаксиса и грамматических структур осуществляется по общим лингвистическим законам, которые ребенок активно усваивает в дошкольном возрасте. В результате специального изучения детского словотворчества Т. Н. Ушакова пришла к выводу о том, что оно отражает общий процесс формирования морфологической системы языка, основных явлений словоизменения и словообразования. «Словотворчество ребенка связано с синтаксисом, с процессом построения грамматически оформленных предложений, осуществлением грамматических правил в речи» .
Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой. Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический процесс, от которого во многом зависит успех последующего обучения. Заключение В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Это мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения. У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. У детей дошкольного возраста способности к творчеству развиваются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих. Исследования детского творчества выделяет три стадии развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое. У детей, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки.
Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Заблаговременное выявление особенностей подготовленности детей к школьному обучению позволяет дать родителям рекомендации, как лучше подготовить ребенка к поступлению в школу, определить особенности обучения, подход к ребенку. В любом случаи знание подготовленности и возможностей ребенка помогает определить слабые стороны в развитии, на которые следует обратить внимание, и сильные, на которые можно опереться. Должно учитываться разнообразие подходов к пониманию предпосылок готовности к школьному обучению, разработанной Д. Б. Элькониным, - наличие новообразования закончившегося возрастного периода и начальных форм следующего. Иными словами - речь идет, с одной стороны, о сформированности игровой деятельности, об определенном уровне развития наглядно - образного мышления, общих познавательных мотивов, о соотношении зрительного и смыслового поля, об использовании символических средств: с другой - о портрете непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля; об отношении ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая «позиция школьника» , по определению Л.И. Божович. Развитые способности внимания у детей необходимая основа их хорошей обучаемости в школе.
![]() | 978 63 62 |