![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С этим связан и больший консерватизм гуманитариев по отношению к ученым-естественникам, мышление которых следует вслед за быстро изменяющимися научными представлениями. Процесс смены культурных ценностей и включения в нее новых, процесс более длительный и сложный, чем смена научной картины мира перед лицом фактов. В культурном смысле этот консерватизм оправдан, так как позволяет сохранять общезначимый фундамент культуры, не позволяя изменять систему ценностей под влиянием возникновения новых представлений, не успевших пройти "культурную обработку". Ценности культуры имеют свойство приращения, тогда как новые научные открытия часто базируются на отрицании предшествующих. Стремительность развития науки в XX веке и ее оппозиция к традиционным ценностям на уровне восприятия человеческим сознанием в современном обществе ставят ее как бы вне куль 138 туры. Однако, оборотной стороной этого процесса становится более ясное понимание того, что культура ведь также развивалась, также находилась в динамике. Приращение культурных ценностей и изменение приоритетов, таким образом, - процесс также неизбежный, но где та грань, за которой эти изменения не будут способствовать разрушению культуры? Возникает проблема исследования культуры как динамической системы
С полным основанием Вл. Соловьев говорил о крещении Руси Владимиром как о национальном самоотречении, как о перерыве или разрыве национальной традиции. Принятие Древней Русью православия способствовало заимствованию у Византии многого – государственного строя, науки и ремесел, техники и искусства. Но все же главным следствием крещения Руси стали кардинальные изменения в картине мира, которая стала теперь и не языческой и не христианской, а состояла из фрагментов того и другого. Это было вполне естественным, ибо ни один народ не может принять новую картину мира сразу и целиком. А потому точно так же, как сама византийская картина мира во многом носила следы античного язычества, так и новая картина мира Киевской Руси отнюдь не стала целиком и полностью византийской. Потому что изменение картины мира шло не путем полной замены старых образов новыми, а за счет наслаивания, добавления нового к сохраняемому старому. С принятием христианства началась постепенная и крайне медленная трансформация этической системы древних славян. Историк К.Н.Бестужев-Рюмин справедливо полагал, что "самым ближайшим влиянием христианства было влияние нравственное, ибо нравственность христианская, возведенная в обязанность, существенно отличалась от нравственности языческой.
При этом в воздух выбрасывается углекислый газ, который образует полупроницаемый для света экран, уменьшая рассеивание отражаемого Землей тепла в космосе («парниковый эффект»). В результате растет температура атмосферы и происходят заметные изменения климата, значительно опережающие прогнозы. В США уже не только считают убытки от риска потери до половины пахотных земель юго-восточных штатов, но и начали разработку планов конверсии сельского хозяйства на производство субтропических культур. Но гораздо важнее, что при таянии льдов Антарктиды в первую очередь будут затоплены дельты крупных рек, где проживают и кормятся основные массы населения стран «третьего мира». Этот новый штрих в картине мира стал важным инструментом в идеологической борьбе, причем с разными целями и в разных контекстах. Это явные, шокирующие изменения картины мира. В целом же сдвиги в мировоззрении, которые готовит наука второй половины ХХ в., более целостны и системны. Обратившись, наравне с изучением космогонии и микромира, к исследованию окружающих нас процессов «человеческого размера», наука показала мир как очень сложную и динамическую систему, в которой огромную роль играют флуктуации, самоорганизация и синергические эффекты
Эти процессы мы будем означать термином “самореализация”, который будет реферировать (означать), таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, направленной на самоактуализацию, теоретическую деятельность, работу человека над собой во внутреннем плане. В процессе самореализации “самость” может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, о своем потенциале, о том, каким он хочет стать (“концепция идеального Я”). Таким образом понимаемая “самость” является основой для формирования мотива стремления к самоактуализации как высшего мотива деятельности человека и формирования иерархически организованной системы мотивации (“пирамида” мотивов). Процесс самореализации предполагает построение и корректировку, перестройку “концепции Я”, включая “идеальное Я”, изменение картины мира и жизненного плана на основе осознания результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализация являются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, в результате которого появляется человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Сейчас мы освоили и включили в нашу культуру само понятие энергия, хотя это — не более чем абстракция и выражается только через другие понятия (движение масс, нагревание тел и т. д.). Наверное, многие даже удивятся, узнав, что этого понятия в его нынешнем виде просто не существовало до середины XIX века (даже открывший первое начало термодинамики Майер еще говорил “живая сила” и “мертвая сила” — для обозначения кинетической и потенциальной энергии). Второе начало термодинамики, которое ввело меру качества энергии (энтропию), нами, широкой публикой, еще почти не освоено. Именно оно нанесло сильнейший удар по всей политэкономической модели и главной идее всех идеологий индустриализма (включая марксизм) — идее неограниченного прогресса. Но идеологии просто игнорировали это изменение картины мира, что стало важным фактором всего нынешнего кризиса индустриализма. Следующим тяжелым потрясением для механицизма был кризис в физике начала ХХ века. Мы, кстати, еще не вполне оценили, насколько важна была прозорливость Ленина, который обратил на этот кризис самое пристальное внимание и втянул партию большевиков в дискуссию по этому вопросу
Отработанная система контроля охватывала все культурно-масоовые сферы передачи информации общества: - литературу, театр, живопись, радио и систему обучения, образования. Тотальность идеологического контроля создала невиданные возможности для дезинформации и манипулирования общественным мнением. В результате общество огромной страны утратило реальное представление о своём прошлом и настоящем, его заменили мифы разработанные официальными идеологами. История была переписана заново. Именно на такой почве произошёл культурно-информационный взрыв санкционированный проведением в феврале 1956г. XX съезда КПСС обличающий «Культ личности И.В.Сталина»,который привёл к изменению картины мира десятилетиями преподносимой советским гражданам. На сцену в тот период выдвинулись писатели и литературные критики. Краткосрочного ослабления давления и расширения пределов дозволенного знания оказалось достаточным для необратимых изменений в умах людей и общественной жизни общества. 1. Духовное развитие человека Что значит понятие духовное развитие человека? Это его образ мышления, волнующие его проблемы, уровень интеллекта и т.д. Понятие духовное развитие очень растяжимо, тем более что мы рассматриваем не конкретного человека, а светского человека периода 60-70х. годов. Чтобы лучше понять духовный мир людей той эпохи, нужно рассматривать, как развивались наука, культура, искусство, какие настроения преобладали в обществе, а также как влияло экономическое и политическое развитие страны на духовное развитие.
Язык в контексте особенностей картины мира Язык лицо культуры. В арабском языке система образования слов другая, чем в европейском языке. В европейском языке главное корень носитель смысла, к которому прирастают второстепенные части слова, меняя форму, но не смысл. Поэтому истина главное, а вокруг нее напластования, которые нужно убрать. В арабском языке – корень состоит из одних согласных, которые не произносятся. Корень изнутри дополняется гласными. Т.о. корень самостоятельно не существует, он предстает через множество словоформ. В арабской культуре нет самой истины, отдельно существующей. Истина является только через различные явления. Арабская культура держится на глаголе – действие первично, а затем вещи порождаемые действием. Мир основан на действии. Арабская картина мира не антиномична. В христианстве дух и тело не пересекаются. Пища: В Христианстве пища высококалорийная, тело должно быть сытым. В Мусульманстве – стратегия приблизить телесную потребность в пище к духовной потребности. Пряности меняют вкус: одно и то же блюдо кажется разным – принцип разнообразия – это удовольствие от разнообразия духовная потребность. Можно от души двигаться к телу – украшая стол – физический смысл – аппетит и духовное удовольствие.
Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания, реклама, телевидение. (продолжите список проблем, появившихся в последние полвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи). 5. Психология становится центром современного чсловекознания Академик Ананьев Б. Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию: благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всех наук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных. 6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепции всё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей, 7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картины мира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о её происхождении. Возможно появление философского направления, примиряющего материализм и идеализм. 1. Предмет, методы, подходы истории психологии Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки.
Отметим при этом, что универсализация самоорганизации была предложена естествоиспытателями. Но очередное изменение картины мира уже никак не обойдется без наук о жизни, и они призваны быть не простыми комментаторами того или иного фундаментального свойства материи. Известно, что понятийный и математический аппарат синергетики используется в молекулярной генетике, поскольку эта область биологии наиболее близка к точным наукам. Львиная же доля биологических дисциплин с синергетикой еще не пересекалась. Пока не оправдалось предвидение Вернадского о включении наук о жизни в картину мира. Ближе к мечте Вернадского и к ожиданиям биологов то “оживление” Космоса, которое содержится в концепции В.П. Казначеева. Буквальное истолкование “космичности жизни”, ее “всюдности” основано на выдвинутой им гипотезе о существовании формы жизни, отличной от белково-нуклеиновой. Эта “полевая”, “информационно-энергетическая” форма пронизывает, как полагает ученый не только земную жизнь, но и безграничные космические пространства, создавая тем самым единое основание для глобально-эволюционных процессов.
Постепенно сведения становились более конкретными и описание природы стало вытесняться экспериментами, изучением ее законов, выделились разные предметы познания и соответствующие им понятия и методы. Были открыты фундаментальные законы, которые составили фундаментальные теории разных дисциплин. Появилась классическая наука, начался переход в неклассический, а затем постнеклассический ее период. Возникновение фундаментальных наук: физика, химия, астрономия, биология. Затем биохимия, геофизика, химическая физика, физическая химия, астрофизика, геохимия, астронавтика, математика. Научные программы задают определенную «картину мира» . изменение картины мира перестраивает весь стиль научного мышления и вызывает изменение в научных теориях. К первым научным программам относится математическая, континуалистическая, атомистическая. Научные картины мира делятся на: Механическая Электромагнитная Квантово-полевая Электромагнитная основана на идее динамического атонизма и континуальном понимании материи и связанными с ними понятием близкодействия.
И до рассвета ночью позднею Она, Усталая, не спит, И, на коленях с тряпкой ползая, Полы истории скоблит».32 Поэзия с безупречной точностью фиксировала изменения картины мира. Лирическая тема в поэзии становилась доминирующей. Оживилась деятельность литературных журналов, альманахов. Появились новые издания: «Москва», «Нева», «Иностранная литература», «Дружба народов», «Вопросы литературы» и др. Во второй половине 50-х годов выходили регулярно 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественных газеты. Они стали у истоков формирования общественного мнения. Литература времени «оттепели» сделала огромное дело русской культуры. Она сформировала слой новой «читающей публики». Писатели и читатели поделились на «охранителей» и «обновленцев». Первые объединились вокруг журнала «Октябрь», вторые – вокруг «Нового мира» (главные редакторы: Кочетов В.А. и Твардовский А.Т.). В «Новом мире» печатались Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.М. Шукшин, Б.А. Можаев, Ю.В. Трифонов. Эти авторы твердо отстаивали позицию правды по отношению к настоящему.
Отсюда оптимизм и пессимизм, надежда и отчаяние. Все до крайности обострено и противоречиво, антагонистично и стремительно. Социальное время в XX в. становится до предела плотным и насыщенным событиями, которые человек нередко не успевает даже осмыслить и пережить. Изменение картины мира было также связано с открытием в физике теории относительности. Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны. Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев и всего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последних столетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвела революцию в сердцах, а затем и в самом обществе. Сомнение нарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, рост городов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжении всего столетия обрести мира и покоя внутри себя.
Любое же проявление самостоятельности принималось в штыки, как «возобновление проведения советской имперской политики»19. Таким образом, России пришлось сменить курс и начать поиск приоритетов в других сферах. Это обстоятельство стало еще одной причиной отказа российской политической элиты от идей Хантингтона и Фукуямы. Несмотря на то, что оба автора не сомневаются в том, что Россия в конце концов примет условия запада и примкнет к западному сообществу, наша страна по-прежнему отдает приоритет концепции «евразийства» и предпочитает налаживать стратегическое партнерство как с западными, так и незападными странами. Однако в какую бы сторону не качнулся этот маятник, России все же стоит, по примеру Японии или Индии, «уйти в себя» и развивать идею панславянизма, как завещал Н.Я. Данилевский. Россия все-таки очень отличается от Запада, и далеко не факт, что принимая западные правила игры, наша страна сможет стать частью западного сообщества. V Заключение Итак, после 1985 года мы наблюдаем кардинальное изменение картины мира. Игра под названием «холодная война» закончилась, изменились условия, сформировались новые правила уже другой игры.
Это предполагает исследование взаимодействия биологических, социальных, духовных факторов в структуре личности. В последние годы в связи с изменением картины мира изменяются и взгляды на человека, его воспитание и развитие. Он рассматривается как объект космической эволюции, ответственный за состояние мира, за судьбу Вселенной (Ю.Г. Волков), вступающий в диалог с природой (И. Пригожий). . На смену абстрактно-объективным моделям личности приходит гуманитарное видение человека в его целостности, единстве телесного, душевного и духовного. Все более распространенными становятся идеи самоценности каждой личности, наличия у нее уникального духовного и творческого потенциала, потребности и склонности к самореализации. Педагогика сегодня осмысляет воспитательный процесс как сферу «выращивания опыта быть личностью» (В. Сериков), как «возвышение души, пробуждение дремлющих сил, помогающих вспомнить о творческой природе» (В. Букатов). . Антропологический подход вооружает педагогов и родителей знанием о них самих и об их питомцах, об окружающих людях. В свое время К.Д. Ушинский говорил о том, что воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в единстве общего, особенного и отдельного. . Для построения воспитательного процесса на антропологической основе важен учет возрастных особенностей.
В нем полностью отсутствует событийность, усиленная безглагольным перечислением чересчур личных впечатлений. Однако каждое выражение здесь стало картиной; при отсутствии действия налицо внутреннее движение. И заключается оно в смысловом композиционном развитии лирической темы. Сначала это первые неброские детали ночного мира: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Затем в поле зрения поэта попадают более дальние крупные детали, более обобщенные и неопределенные, туманные и расплывчатые: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В заключительных строчках и конкретные, и обобщенные образы природы сливаются, образуя огромное целое — небо, охваченное зарей. И внутреннее состояние человека тоже входит в эту объемную картину мира как органическая его часть: В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!. То есть здесь налицо эволюция человеческого и природного планов, хотя полностью отсутствует аналитический элемент, лишь фиксация ощущений поэта.
Требование строить науку на проверяемых и наблюдаемых фактах предполагает радикальное изменение всей языковой картины мира и способа воспроизводства знания. Открытие "факта" как конечной инстанции, устанавливающей истинность/ложность суждения, означало не столько обнаружение данной нам в ощущение аутентичной реальности, с которой нельзя не считаться в силу ее "данности" и "очевидности", сколько освоение новой эпистемической позиции — возможности видеть, слышать, чувствовать и говорить от первого лица. Способность говорить языком научного факта эквивалентна прерогативе истинного суждения, и этой способностью наделяется фигура научного материалиста. "Научность" стала новой ценностью, дающей просвещенному человеку право самостоятельно пользоваться своим умом и судить о вещах на основе собственных наблюдений и невзирая на светские и духовные авторитеты. Именно наука должна восстановить единство и стабильность распавшегося мира и тем самым сыграть роль новой (нетеологической) религии чувства. Таковы основные идеи контизма, воспринятые образованными слоями российского общества.
Помогая человеку перестроить свою жизнь, мы должны признавать и деликатно относиться к его естественному беспокойству перед перспективой этой перестройки. И чем глубже изменения, тем сильнее тревога; экзистенциальные изменения с неизбежностью порождают экзистенциальную тревогу и, естественно, сопротивление. Сопротивление - это отстаивание человеком своей "привычной идентичности и знакомого мира перед лицом воспринимаемой угрозы" и это важнейшее проявление мотива стабильности. В то же время "фундаментальная драма" проявляется не только как противостояние различных мотивов и тенденций, но и как разные стороны одних и тех же явлений и процессов. В первую очередь это касается "картины мира": сначала человек сам создает "свой мир" (естественно, не без влияния реального мира), а затем этот им же сотворенный конструкт "Я и Мир" не только оказывает мощное воздействие на реальную жизнь своего автора, но и во многом ее ограничивает. Используя одни возможности, одни способы существования, мы тем самым отказываемся от других. Осознание клиентом этой драматической диалектики жизни - непременное условие эффективной работы психотерапевта и важнейший ее результат. 5. Роль психотерапевта - "не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность . к собственному внутреннему зрению" .
Но именно внутренний мир, "свет, который в тебе", открывает миру лицо человека, лицо, обращенное к другим людям, к земле, к Небу. Организация мировосприятия на основе Истины обеспечивает органическую целостность миросозерцания, складывающегося благодаря тому, что каждое лицо из нового поколения, приходящего в мир, соотносит опыт собственного духовного возрастания и живой общественной практики с ценностно-смысловыми доминантами, составляющими основу общественной практики и духовной жизни отеческих поколений. Организация мировосприятия на основе знания способствует формированию научного мировоззрения, которое выступает в форме систематической картины мира, изменяющейся по мере изменения методологических оснований научного познания. Категория научного мировоззрения включает в себя также методологический компонент – развитие мышления, исходящего из принципов и начал, мышления, свободно полагающего себя в отношении к явлениям мира и стремящегося упорядочить мозаику обыденного опыта, мышления, знающего себя как господствующее в хаосе существования. "Мыслю, следовательно существую" – это логос мировоззрения личности, принимающей собственное воззрение на мир как плод свободного применения своей способности мыслить и разуметь.
![]() | 978 63 62 |