![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Использование фольклора в патриотическом воспитании и развитие творческих способностей | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В малых школах роль учителя на уроке особенно многогранна. Хороший урок несет ученику знания, формирует умения, обучает и воспитывает одновременно, вдохновляет на будущую работу. От учителя зависит мера воздействия на ученика, обогащение его культуры, расширение кругозора. На уроке не должно быть мелочей. Тщательно продуманный и искусно воплощенный в жизнь урок или занятие кружка складываются из многого. Одна из сторон реализация межпредметных взаимосвязей. Использование межпредметных связей, истекающих из улучшения качества урока, делают урок полнокровным и радостным для ученика и учителя. В некоторых школах прослеживаются «вертикали» дня, помогающие осуществлению комплексного подхода к воспитанию, например: уроки самостоятельная работа предметные кружки, конкурсы читательские конференции соревнования-викторины и пр. Большие возможности для проявления связей работы на уроке и внеурочной работы представляют «дни» или «недели», посвященные тому или иному предмету. Коллективный характер урочных занятий стимулирует познавательную активность учащихся, способствует развитию творческих способностей, формированию товарищества
Теория мотивации и ее практическое применение для преодоления собственной лени. Тема 6. Управление психологическим компонентом. Ограниченность психологических ресурсов человека. Самоанализ, оценка своего характера. Воспитание воли, управление своими эмоциями. Реальные возможности формирования характера. Тема 7. Управление творческой компонентой. Моделирование творческой деятельности. Оценка творческих способностей. Техника избавления от психологической инерции. Развитие творческих способностей. Эвристический менеджмент и его применение в технике личной работы. Тема 8. Специализация в самоменеджменте. Оптимизация ведения деловых телефонных переговоров, тренировка памяти, рациональное чтение, умение слушать и др. (по желанию преподавателя). Тема 9. Стратегия творческой личности. Оценка внешней среды, выявление своих сильных и слабых сторон. Выбор системы управления собой и своими действиями. Практическое применение “сетки самоменеджмента” для разработки стратегии личности. Тема 10. Подведение итогов. Возможности использования “обогащенного самоменеджмента” в развитии теории современного менеджмента: управление изменениями на уровне личности руководителя.
От учителя зависит мера воздействия на ученика, обогащение его культуры, расширение кругозора. На уроке не должно быть мелочей. Тщательно продуманный и искусно воплощенный в жизнь урок или занятие кружка складываются из многого. Одна из сторон реализация межпредметных взаимосвязей. Использование межпредметных связей, вытекающих из улучшения качества урока, делает урок полнокровным и радостным для ученика и учителя. В некоторых школах прослеживаются «вертикали» дня, помогающие осуществлению комплексного подхода к воспитанию, например: уроки самостоятельная работа предметные кружки, конкурсы читательские конференции соревнования-викторины и пр. Большие возможности для проявления связей работы на уроке и внеурочной работы представляют «дни» или «недели», посвященные тому или иному предмету. Коллективный характер урочных занятий стимулирует познавательную активность учащихся, способствует развитию творческих способностей, формированию товарищества. Каждый ученик имеет свои особенности мышления, памяти, сообразительности
Вера в особые возможности мозга и необходимость их развития с малолетства отличает, отчасти, и систему занятий с детьми такого "патриарха" семейной педагогики, как Борис Павлович Никитин. Примеру и опыту его многодетной семьи следует множество родителей в течение более чем тридцати лет. Интерес к "системе Никитиных" не ослабевает. Она по-прежнему вдохновляет родителей использовать преимущества домашнего воспитания детей, обратившись к педагогическому потенциалу семьи. Дело в том, что, в отличие от западных сподвижников, Б.П. Никитин не придавал интеллектуальному развитию исключительного места, хотя, безусловно, является признанным разработчиком различных уникубов, развивающих таблиц и прочего дидактического материала. Его "система" предполагает и активную деятельность матери во время беременности, и подготовку к естественным родам, и грудное вскармливание малыша, и использование возможностей закаливания, физического развития ребенка с помощью различных спортивных комплексов, и предоставление ему определенной свободы в "познании мира" ("Кроватка и манеж - способ изоляции от мира, от вещей и познания их свойств Ползание по комнате, по квартире, по двору - одно из сильных средств развития творческих способностей"). 5 Немалое значение "система Никитиных" придает трудовому воспитанию детей - от самообслуживания, участия в домашних трудах до труда производительного (в школьном возрасте), подмечая его тесную связь с нравственным становлением человека: "Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана".6 Наиболее актуальной в воспитании Борис Павлович Никитин считал задачу развития творческих способностей каждого ребенка до доступных ему высот.
Была уже написана "Гипотеза возникновения и развития творческих способностей" (см. следующую главу), которую у нас никак не удавалось опубликовать, а в ФРГ и Японии ее выпустили в свет очень быстро. Там же были изданы и другие наши книги. И уже в 1981 году мы получили первое известие: в ФРГ появился детский сад "по Никитиным". Надо было что-то делать. Тем более что к нам стали все чаще обращаться за поддержкой, за информацией энтузиасты дошкольного воспитания, болеющие душой за свое дело. Ради детей они готовы были нарушить кое-какие медицинские кабинетные инструкции и методички "бездетной педагогики". На свой страх и риск они меняли образ жизни детей у себя в садах. Ну как нам было не откликнуться? Одним из первых детских садов, поставивших в группе спортивный комплекс В. С. Скрипалева, был детский сад No. 1226 в Зеленограде (1979 г.). И через некоторое время воспитатели с удивлением и радостью отметили: во-первых, дети стали вдвое меньше болеть; во-вторых, они уже через год физически настолько окрепли, что в первом классе, после детсада, почти все были отобраны в школу олимпийского резерва; в-третьих, ребята стали дружнее и доброжелательнее, так как свободные занятия и игры на спортснарядах научили их быть внимательнее друг к другу
Проблемное обучение в преподавании темы физики 8 класса "Тепловые явления" Ишутин А.Л., Скулов П.В. В настоящее время очень часто бывает так, что усвоение знаний учащимися формальное а, это приводит к непониманию сущности явлений и законов. Кроме того, происходит снижение интереса к предмету. В педагогической литературе часто упоминается, что если основным мотивом учения у школьников является интерес, то происходит более глубокое понимание сущности изучаемого материала. У многих педагогов существует мнение что, повышению интереса, развитию творческих способностей и мышления способствует преподавание с использованием проблемных методов. Дорно И.В. считает, что "функции проблемного обучения - содействие эффективному усвоению учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; выработка умения творчески применять полученные знания в новой ситуации, решать учебные проблемы; воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческой деятельности и развитию творческих способностей детей; развитию мышления".
Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.(27). Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии: а) знакомые детям животные и птицы; б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки; в) растения и явления природы; г) взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты. (17). В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала». (3; 8; 17; 22; 44; 45; 50; 51). На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление.
Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры. Цель аналитического отчета: Анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей. Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у учащихся детского объединения по фольклору. Предметом наблюдения – условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей. Задача аналитического отчета: Рассмотреть, как: Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей учащихся. Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей. Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной». В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре.
С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера. К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований: — они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности; — в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость; — введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи; — осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности; — обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве. 1.3 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы.
Ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат. 2. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы и др. – способствуют формированию первоначальных знаний об основных биологических понятиях и законах природы. Использование воспроизводящих методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые, в совокупности с предыдущими, служат для развития творческих способностей школьников. 3. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК города Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей. 5. Работа с родителями.
Отдельные элементы образовательной части программы уже отрабатывались в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе самодеятельных художников. В задачи образовательной части программы входит: 1) формирование у детей - инвалидов основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их способностей и задатков; 2) развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей действительности; 3) выработка осознанного отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; 4) воспитание потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к природе; 5) формирование общих и начальных профессиональных умений и знаний, необходимых для обустройства личного хозяйства, включая подсобный садовый (дачный) участок; 6) развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности, включающей основы научно-исследовательской; 7) побуждение к сознательному выбора одной из профессий, связанных с народным и декоративно-прикладным искусством или современными информационными технологиями; 8) обучение Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в городе (социуме)”; 9) использование новейших информационных технологий развивающего художественно- эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию; 10) включение в муниципальные, региональные, федеральные и международные гуманитарные программы.
Следует обратить внимание учеников на то, что любимые многими из них компьютерные игры в большинстве имеют графический интерфейс, причем достаточно сложный. Благодаря существованию и развитию прикладных графических пакетов компьютерная графика стала доступна широкому всем старшеклассникам и студентам средних и высших учебных заведений. Работа с компьютерной графикой – одна из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений учащиеся могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, добиваясь наибольшей наглядности. Обучение компьютерной графики должно вестись на основе принципа политехничности, единства образования и воспитания, творческой деятельности учащихся на персональных компьютерах, сочетания практической работы школьников с развитием у них способности воспринимать и понимать произведения искусства. Поскольку современная средняя общеобразовательная школа ориентирована на развитие творческих способностей учащихся в среде новых информационных технологий, изучаемых в общекультурной дисциплине «Информатика», то выбранную тему курсовой работы «Компьютерное сопровождение в технологии вышивания крестиком» следует считать актуальной.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением. Проведенное исследование позволяет утверждать, что занятия, которые проводились с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие и танцевальной деятельности, и на развитие творческих способностей детей. Танец содержит в себе огромное количество возможностей для раскрытия творческих способностей личности, для ее духовного роста, через раскрытие ее природной сущности. Танец - это действенный способ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития. Хореография как способ организации танцевальной деятельности не может обеспечить полноценного творческого развития личности занимающихся, так как ориентированна в основном на овладение техникой танца, на внешний результат, на зрелищность.
Компьютерно-игровой комплекс (КИК) представляет собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы КИК: использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра технической механики и технологического образования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050502.65 «Технология и предпринимательство» Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии Выполнила: Студентка 5 курса (з о) физико-математического факультета специальность: т/п Лазинкова-Баскакова Н.А. Научный руководитель: Брехова А.В. Воронеж 2010 г Введение Глава 1 Творчество как необходимый компонент развития личности 1.1 Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания 1.2 Структура творческого процесса 1.3 Управление творческим процессом 1.4 Творческая активность учителя Глава 2 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся 2.1 Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности 2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии 2.3 Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях Глава 3 Развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов на уроках технологии 3.1 Разработка авторской программы «Технология» для сельской школы 5 – 9 классы 3.2 Разработка учебно-тематического планирования 3.3 Разработка планов-конспектов уроков по модулю «Художественная обработка материалов» Заключение Использованная литература Введение «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни.
Но, к сожалению, сегодня практическое обучение начинается не с того, что нужно выразить художественный замысел в образе, и для этого овладеть средствами, а с изучения средств, способов выполнения, возведенных в ранг «правил». Правил, которые будто бы существуют сами по себе, подобно «законам природы», независимо от тех художественных задач, которые они обслуживают. Поэтому техническая сторона дела подчиняет себе человека-ученика, художника вместо того, чтобы служить ему в качестве средства для достижения его целей . Средства, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия, это: игровая деятельность; эмоциональная отзывчивость на цвет, звук, интонации, ритм; способы профессиональной деятельности (подражательность) у подростков. Всякая серьезная работа по эстетическому развитию рано или поздно смыкается с проблемой эстетического воспитания – с проблемой влияния на человеческую личность опыта эстетических переживаний. При этом эстетическое воспитание рассматривают как один из видов воспитания, который должен быть дополнен другими, приводящими к успеху лишь в совокупности « любой аспект воспитания должен охватывать полноту основных воспитательных задач (эстетических, патриотических, нравственных и др.), должен воздействовать на личность в целом, хотя и своим, специфическим образом» .
![]() | 978 63 62 |