![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Исследование развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре. Чтобы помочь ребенку, близкий взрослый должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из жизни в игре. Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия – вот ребенок бегает по квартире с пузырьком; увидев мишку, быстро закапывает ему «капли» в нос, озвучив это действие: «Закапать нос», и бежит дальше; бросает в таз с водой кукол со словами «Бассейн – плавать», после чего принимается переливать воду в бутылку
Таким образом, подтвердилась выдвинутая гипотеза, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей. ЗаключениеАнализ теоретических разработок, трудов известных академических психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы: Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности ― когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует. Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в объяснениях-мотивировках, нередко просто повторяющих слышанное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования. Можно, скажем, изучить как играют старшие дошкольники «в школу», воспользовавшись тем, что в ролевой игре обнажается тот смысл, который имеют для ребенка выполняемые им игровые действия. Другим примером исследования мотивов учения у детей, уже переступавших порог школы, может служить исследование Л.И. Божович, основанное на анализе реакций первоклассников на разные типы занятий, которые могут иметь либо «школьный» характер, либо характер игровой, так сказать, дошкольный, на перспективу удлинения времени перемен, на отмену урока и т. д
Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми. Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой игре, когда потребности и желания приобретают большую по сравнению с обыденной жизнью силу. Л.С. Выготский предположил, что ролевая игра возникает в результате сильных, напряженных потребностей, удовлетворение которых невозможно для ребенка в его обычной жизни, но возможно в условиях игры. Именно поэтому в ролевой игре старших дошкольников практически отсутствует импульсивное поведение, так как вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности (желания). Творческие (ролевые) игры детей характеризуются следующими особенностями: 1.Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
Ведущая деятельность). В недрах предметно-манипулятивной деятельности формируются предпосылки др. видов Д. д.P игровой, продуктивной, элементов трудовой. Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т.Pп. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, позволяющие ребенку производить соответствующие действия в отсутствие нужного предмета, воспроизводя не само предметное действие, а функцию данного предмета, смысл производимого действия. Выпадающие звенья этого действия заменяются речью. В дальнейшем действие может происходить с воображаемым предметом. Игровое действие приобретает, т.Pо., знаковый, символический характер. Наряду с игрой в дошкольном возрасте возникают и др. виды Д. д.P продуктивная, элементы трудовой. Овладение элементами трудовой деятельности прямое продолжение развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими
Можно выделить три генетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игры по правилам. Первая форма, с которой начинается развитие игры, — режиссерская игра. В режиссерской игре ребенок не принимает на себя никакой роли, а управляет игрушкой, действует через нее. В сюжетной игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты или стороны взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в последующем к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Игры по правилам характерны для старших дошкольников. В них дети учатся подчиняться правилу, которое приобретает для них внутренний смысл. Дети педантично следят за точностью воспроизведения их содержания, за порядком их следования. Здесь в игру уже включаются элементы учебной деятельности Педагогический модуль 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики. Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает «детоводитель».
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Факультет дефектологический Заочная форма обучения Специальность 050716 (031900) Специальная психология с дополнительной специальностью 050714 (031700) Олигофренопедагогика Кафедра коррекционной психологии и педагогики Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ» Выполнила студентка 6 курса Полевая Наталья Юрьевна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Грачев Юрий Геннадьевич Курск 2010 СодержаниеВведение Глава I Возможности обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях 1.1 Игра как психолого-педагогическая категория 1.2 Развитие сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста 1.3. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии Выводы по I главе Глава II.
Как ты с ним будешь играть? Рита К. (задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя (кукла) – дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем спать. ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Вопросы Ответы воспитателей 1. Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка? Да, конечно. 2. Каким методам в руководстве играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые, косвенные) В основном косвенными, но иногда используем и прямые. 3. Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры? Создаю предметную среду, иногда играю сама, обогащаю игровые сюжеты. 4. Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры? Да. 5. Считаете ли вы важным развитие творчества в игре? Да. 6.Что способствует развитию воображения у ребенка? Окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки 7.
Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой. В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры 1.1 Характеристика сюжетно–ролевой игры 1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста 1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста 2. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста 2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы 2.2 Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста 2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры.
Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это – показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития. С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей. Аня (3 года 8 месяцев). Я убираю квартиру. Кирилка вертится около меня. – Тебе что надо, Кирюша? – Можно я буду помогать? – Лучше не надо, ты мне будешь мешать. – Я не буду мешать. Можно пыль буду стилать тьяпочкой? Кирилка усердно стирал пыль с мебели, передвигал стулья, когда я мыла пол. Таким образом, постепенно происходит переход предметной деятельности в бытовую, и закладываются основы для последующего усвоения трудовых действий. 2. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры.
Актуальность темы исследования определяется рядом факторов: - теоретическими: мало разработано литературы и методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях; - практическими: нехватка оборудования для успешного обучения детей с помощью компьютера. Проблемой нашего исследования является процесс оптимизации развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий. Отечественные педагоги Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании. Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в развитии математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения. Исходя из актуальности проблемы мы определили тему нашего исследования: «Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий (на примере развития количественных представлений).
На основе результатов диагностического исследования нами была разработана развивающая программа по формированию у детей игры по новому для них сюжету «общественный транспорт». Данный сюжет был выбран потому, что с одной стороны позволяет опробовать методику формирования у детей нового понятия, с другой стороны, не несет яркой эмоциональной окраски, такой, как например, образ семьи. При построений развивающей программы был использован метод комплексного руководства игрой, применялись различные формы работы: занятия по ознакомлению с окружающим миром, изо-деятельности, конструированию, социально- нравственному воспитанию, экскурсия, организация и управление сюжетно- ролевыми играми детей. Улучшение ролевых игр детей в ходе проведения развивающей работы доказано статистически (с помощью критериев Вилкоксона и Манн Уитни). Дети экспериментальной группы научились обговаривать, кто какую роль на себя взял до начала игры, и именно ролью, а не личными желаниями начало направляться поведение. У них расширилось многообразие игровых действий. Они более грамотно использовали атрибутику и предметы заместители. Исследование показало: • Сюжетно-ролевая игра детей сирот, воспитывающихся в специальных учреждениях беднее, качественно отлична от игр их обычных сверстников, воспитывающихся в семьях.
Дооперациональное мышление Синкретизм Созревание Сохранение Социометрический метод (в возрастной психологии) Сравнительно-генетический метод Срезов стратегия Стратегия изучения психического развития Сюжетно-ролевая игра — см. Игра Теория двух факторов — см. Конвергенции теория Теория конвергенции — см. Конвергенции теория Теория психосоциального развития Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий Умственные действия Умственный возраст Формальные операции Формирование способностей Центрация Циркулярные реакции Эгоцентризм — см. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь Эдалтоморфизм Юношеский возраст Зоопсихология, этология и сравнительная психология. Агонистический буфер Агрессивное поведение животных Антропогенез Антропоморфизм Аттрактанты Башня молчания Групповое поведение животных Демонстрационное поведение животных Запечатление Законы научения Зоопсихология Игра у животных Имитация — см. Подражание Импринтинг — см. Запечатление Инстинкты животных Кинез Когнитивная карта Кривая упражнения Латентное научение Ладыгина-Котс Надежда Николаевна Научение (у животных) Оперантный (инструментальный) рефлекс — см.
Материал: набор 1 из 12 картинок, изображающих знакомые предметы (флаг, кукла, цветок, мишка, поезд, окно, перо, ботинок, стул, птица, машинка, книга). Ход исследования: ребенку предлагается познакомиться с интересными картинками. Перед ребенком не ставится задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 секунд. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов. Методика 2. Цель: выявление показателей произвольного запоминания. Материал: набор 1 из 12 картинок, изображающих знакомые предметы (кенгуру, шоколад, оса, качели, гусь, дверь, кресло, костер, стол, дерево, дом, курица). Ход исследования: аналогично методике 1. При этом предлагается ребенку запомнить как можно больше картинок, а потом рассказать какие запомнил. Методика 3. Цель: изучение произвольного запоминания в игре. Материал: атрибуты сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». (Образные игрушки: кот, мышка, заяц, лисичка, петух; расческа, крем, сумочка, зеркальце, ножницы.) Ход исследования: организуется сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «формируются» несколько отделов.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи: Проанализировать теоретико-методологические подходы к проблеме лексико-грамматических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. Систематизировать диагностический материал (задания, упражнения) для обследования и коррекции словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Выявить особенности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Апробировать в процессе экспериментально-логопедической работы диагностический материал, направленный на развитие словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Гипотеза исследования: развитие словообразовательных умений у старших дошкольников со стертой дизартрией будет эффективным при соблюдении следующих условий: системного подхода к формированию речи. дифференцированного подхода к процессу коррекции стертой дизартрии. учета специальных упражнений и заданий, направленных на коррекцию лексико-грамматической стороны речи.
Детям важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать, понимать, подчинять свою индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано с психологической подготовленностью ребенка к школе – формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач. Общение ребенка со сверстником формируется в игре с правилами. Значит ребенка надо учить играть в игры с правилами. Их появление тесно связано с развитием сюжетно-ролевых игр. Готовность детей к школе предполагает и произвольное, сознательное отношение к себе, к своей деятельности, к полученным результатам. У детей дошкольного возраста самооценка почти всегда завышена: «я самый лучший» и т.д. Приходит такой ребенок в школу – получает замечания от учителя, получает не очень хорошие отметки, и у него начинается закономерная для уровня его психического развития реакция: «школа плохая» и т.д. Эти умозаключения мешают успешному началу новой жизни ребенка и создают трудности при последующем процессе школьного обучения.
Имитационные деловые игры соответствовали возрастным особенностям учащихся старших классов, были важным средством не только обучения иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их воспитания и всестороннего развития. Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учились правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т. д. Итак, экспериментальное исследование показало, что на уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры ФОРМЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА младший школьный средний школьный старший школьный возраст возраст возраст сюжетная ролевая игра сказочного содержания сюжетная ролевая игра бытового содержания имитационная ролевая игра познавательного содержания имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания имитационная деловая игра ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения) Таким образом, экспериментальное исследование показало, что ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности.
![]() | 978 63 62 |