![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Особенности памяти младших школьников | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На начальном этапе обучения требуется повышенное внимание к школьникам со стороны родителей и педагогов, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и безболезненно. 35. Умственное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал. Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство. Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени. Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр. Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность
СОДЕРЖАНИЕВведение Раздел I Теоретический анализ проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте 1.1 Общее понятие о памяти: физиологическая основа и виды 1.2 Возрастные особенности памяти младших школьников 1.3 Развитие памяти младших школьников Выводы по I разделу Раздел II Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 2.1 Диагностика памяти детей младшего школьного возраста 2.2Содержание опытно-экспериментальной работы Выводы по II разделу Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.
Таким образом, рост специфических ошибок письма не всегда прямо пропорционален увеличению числа орфографических несоответствий языковым нормам. 3.PИзучение мотивации ПРД и понимание мотивов, которые побуждают к активности учащихся с речевыми нарушениями, позволят своевременно выявить потенциальные возможности овладения ПР данной категорией школьников и целенаправленно влиять на результаты этого вида деятельности. 4.PНедостаточно сформированный уровень мотивации ПР как деятельности является одним из факторов (наряду с особенностями речевого и психического развития учащихся с дисграфией), определяющих снижение результатов логопедического воздействия. 5.PВ процессе логопедической работы по коррекции дисграфии необходимо формировать адекватную мотивацию ПР и включать специальные приемы, учет и реализация которых обеспечит успешность формирования письменно-речевого высказывания. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М., 2004. С. 204213. А.PА.PТараканова Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией Для овладения письменной речью чрезвычайно важно способность анализировать и синтезировать временную последовательность звуков и удерживать ее в памяти
Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. Список использованной литературы. 1. Анохин П.К. «Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии.» «Вопросы психологии» 1955г., №6 2. Блонский П.П. «Память и мышление» М., 1953г. 3. Божович Л.И. «Особенности памяти младшего школьника» в кн. «Очерки психологии детей.» под редакцией А.Н. Леонтьеваи Л.И Бажович., М. 1950 г. 4. Выгодский Л.С. «Педагогическая психология», М., 1998 г. 5. Выгодский Л.С. «Собрание сочинений», В-6-т.2.,М., 1982 г., стр 381- 395. 6. Гальперин П.Л. «Умственное действие как основа формирования мысли и образа.» «Вопросы психологии»,1957 г., №6 7. Громова Е.А. «Эмоциональная память и её механизмы» М., 1980 г. 8. Занков Л.В. «Память» М.,1949 г. 9. Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание».
Такой век, как двадцатый, иной культуры и породить не мог. Он, конечно, дал небывалый взлет цивилизации и технологий, но доброй памяти о себе не оставил и окончился полным распадом. А в мировой культуре возобладало чтение и зрелище для младших школьников. Двадцатый век заставил человека захотеть домой, в детство. На мягкую траву, к лошадкам и баталиям на деревянных мечах и чудесам по взмаху волшебной палочки. Ибо на то, что есть,P глаза бы не смотрели. Толкиен первым, наверное, научился писать для таких потерянных больших детей, проживших скучное детство, грязную и пошлую юность и безрадостные зрелые годы и теперь впадающих в детство, потому что хоть там было что-то настоящее. И это, в общем, не худшее, что могло случиться с человеком. Потому что в детском чтении до сих пор еще добро и зло понятны и чётко определены, от главного героя что-то зависит, а ценность персонажей определяется их личными качествами, а не условными единицами. В детском чтении, наконец, есть редкая и прекрасная особенность: там не противно самоотождествляться с главными героями
Особенности памяти младших школьников Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют 2 направления в этой работе: формирование приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т. д.) формирование приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания. Мнемоническая деятельность м.ш., как и его учение в целом, становится все более осмысленной и произвольной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.
Учитывая все сказанное выше, а также то, что память является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталыми детьми доступного для них объема знаний и умений, изучение особенностей произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых дошкольников является сегодня актуальной проблемой. Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: каковы условия развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта. Актуальность и проблема исследования определили цель данной работы: изучение условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики. Объект исследования: память младших школьников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования: развитие произвольной памяти детей с нарушениями интеллекта. Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если: психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, основанный на особенностях произвольной памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; использовать дидактической игры непосредственно на уроках, в младших классах СКОУ VIII вида; дидактическая игра будет включена, составной частью, на всех этапах процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.
Общий объем работы 53 страницы компьютерного текста. Глава 1. Теоретические основы проблемы развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории 1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как – сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости.
Для детей младшего школьного возраста необходим особенный подход в проведении экскурсий, подход прежде всего развивающий память, а это не всегда учитывается разработчиками экскурсий. -Цель исследования. Память еще более аспекта, чем другие познавательные процессы, поэтому, определяя память и её продуктивность по различным параметрам, целью данного исследования является выявить специфику предложенных методов и рекомендаций по экскурсионному обслуживанию младших школьников, связанных с развитием и усовершенствованием памяти. -Задача 1. Анализ литературы по экскурсионному обслуживанию младших школьников. -Задача 2. «Экскурсия – помощник развития памяти младших школьников». -Задача 3. Разработать рекомендации по экскурсионному обслуживанию младших школьников связанных с деятельностью памяти. -Объект, предмет исследования. 1) Память. 2) Специфика экскурсионного обслуживания детей младшего школьного возраста. -Теоретическая значимость работы. 1) Определения памяти младших школьников. 2) Влияние экскурсий на развитие памяти. 3). Рекомендации, по улучшению памяти. - Практическая значимость работы.
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА Психолого-педагогический факультет Кафедра психологии развития ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ АБАКАН -2006 Содержание Введение 1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста 2. Диагностическая работа - одно из направлений деятельности психолога в начальной школе 3. Обзор методик используемых в диагностике младших школьников 3.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению 3.2 Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе 3.3 Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе 3.4 Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте 3.4.1 Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний 3.4.2 Оценка восприятия младшего школьника 3.4.3 Оценка мышления младшего школьника 3.4.5 Оценка памяти младшего школьника 3.4.6 Оценка свойств внимания младшего школьника 3.5 Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника 3.6 Метод наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьников Заключение Список используемой литературы Приложения Введение В контрольной работе рассматриваются вопросы диагностической работы психолога начальной школы.
Объясняя процесс возникновения и закрепления следов в мозгу. И.М. Сеченов исходил из того, что след сохранится находясь во введении долговременной памяти. Сохранение в памяти следов прошлого опыта было изучено И.М. Сеченовым экспериментально. Данные он использовал для объяснения особенностей развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста. В трудах советских психологов А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова и других описываются исследования по проблеме развития долговременной памяти и сохранения следов прошлого опыта. Все эти исследования содержат ценный материал. Мы рассмотрим исследования проводимые Шардаковым в области сохранения учебного материала в памяти младшего школьника. Ученики одного и того же класса были разделены на четверки. Школьники, принадлежавшие к первой четверке, воспроизводили текст в тот же день. Вторая четверка – через три дня, третья – через 10 дней и так далее. Повторных предъявлений текста не проводилось. Чтобы изучить значение повторений для сохранения материала, отдельные школьники опрашивались два- три раза, после того, как они запомнили текст. Эти опросы служили повторением.
Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется силой эмоционального воздействия, которое оно оказывает на ребенка, всей совокупностью содержания и выразительных средств. Это воздействие зависит от свежести восприятия, от заинтересованности детей. Не следует показывать больше 3-4 произведений за урок. В то же время учителю важно помнить, что урок восприятия искусства не должен быть пустым, вялым и будто бы "легким". Он должен быть содержательным и наполненным преодолимыми для детей задачами. Вместе с тем уроки восприятия искусства должны быть в известной мере самостоятельными; в целом ряде случаев они являются ведущим звеном в определении содержания обучения и развития ребенка по другим предметам. Практика свидетельствует, что многие сведения из различных областей знания дети получают на таких уроках в начальной школе: сведения из истории нашей страны, о природе и окружающем мире, о труде и производстве. Всякая особенность мышления младших школьников заключается в том, что развернутые речевые реакции на произведения искусства у них возникают под влиянием вопроса учителя, активизирующего восприятие, в то время как при самостоятельном ознакомлении с произведением потребность говорить может и не появиться.
Введение Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников §1. Мышление 1. Общее понятие мышления 2. Мыслительные процессы 3. Особенности мышления младших школьников §2. Формы мышления 1. Формы мышления 2. Развитие форм мышления у младших школьников Глава 2. Экспериментальная часть §1. Диагностика (изучение мышления и интеллекта) §2. Анализ результатов Заключение Список литературы Введение Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Аристотель Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».
Хорошо бы познакомить ребят с театральным словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа, авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные" моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного мероприятия. И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче. Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками" спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать увиденное.
В итоге экспериментальный класс, по сравнению с контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы (результаты см. таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что использование музыки и живописи на уроках чтения пейзажной лирики способствует лучшему восприятию произведения, созданию ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей экспериментальных классов, бережному отношению к природе, любви ко всему живому. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе экспериментального обучения в школе. Перспектива работы заключается в дальнейшем и более широком изучении проблемы о возможностях использования музыкальных произведений и живописи на уроках чтения пейзажной лирики с целью развития креативных способностей детей, нравственного и эстетического воспитания. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баличев А. Обобщающий урок по теме Волшебница зима 2 класс // Начальная школа. – 1987. – №2. – С. 28 – 30. 2. Бойкене И. Литературное развитие младших школьников при анализе произведений пейзажной лирики. – M?sdiem pama skola skol?m u Zi a iskas ko fere ces ezes. – Liepaja, 1996. – P. 93 – 95. 3. Бойкене И. Особенности знакомства младших школьников с лирическими произведениями. – Развитие речи: теоретический и практический аспекты. Сборник статей. – Лиепая, 1997. – С. 42 – 45. 4. Бойкене И. Развитие речи младших школьников в процессе рассматривания картин. – Pradi ? mokykla demokra ?ja ?ioje visuome ?je.
Происходит разрыв между педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё актуальность. Цель работы: Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокально-хоровых навыков. Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время. 2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения. 3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче. 4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательной работе с ним. Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Неудачи выбивают ее из колеи. Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего. Младшие школьники очень эмоциональны.
![]() | 978 63 62 |