![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Профессиональное становление мастера производственного обучения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В 1971 в СССР было 62 И.-п. т. В И.-п. т. принимается рабочая молодёжь, имеющая специальное образование в объёме профессионально-технического учебного заведения и квалификацию по специальности не ниже 3-го разряда. Выпускникам И.-п. т. присваивается квалификация техника-мастера производственного обучения. Индустриальные институты Индустриа'льные институ'ты, готовят инженеров для различных отраслей народного хозяйства. В СССР в 1972 было 6 И. и.: Днепродзержинский им. Арсеничева (основан в 1967), Краматорский (1963), Норильский вечерний (1961), Павлодарский (1960), Тюменский (1963), Ухтинский (1967). Подготовка инженеров в И. и. ведётся по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Срок обучения 5 лет, без отрыва от производства — 6 лет. Выпускникам И. и., защитившим дипломный проект, присваивается в соответствии с избранной специальностью квалификация инженера-механика, -металлурга, -теплоэнергетика, -электрика, -строителя, -экономиста и т. п. Тюменскому И. и. предоставлено право приёма к защите кандидатских диссертаций. См. также статьи, посвящённые отдельным отраслям технического образования, например: Горное образование , Инженерно-экономическое образование , Строительное образование и др
Используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации занятия декоративно-прикладного творчества обучают различным видам декоративно-прикладного искусства, формируют эстетический вкус, способствуют сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства, а также развитию творческой активности подростков, на них приобретают и развивают трудовые умения и навыки. Таким образом, они осуществляют профессиональное становление личности. Заключение. Автором было проанализировано и раскрыто содержание понятия «педагогическая поддержка» как в общетеоретическом аспекте, так и в прикладном – профессиональное самоопределение. Даны механизмы педагогической поддержки, аспекты и принципы ее формирования в профессиональном самоопределении в образовательном учреждении. Данная работа основана на анализе современных педагогов и психологов, включает основные публикации по данному вопросу. Литература: Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. - Новые ценности образования, вып. 6, 1996 Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М, 1986. Кузьмина Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. — М., 1994. Макаренко Н.В., Пухов Б.А., Кольченко Н.В. и др. Основы профессионального психологического отбора. - Киев, 1987. Педагогические технологии.
Литература для самостоятельной работы Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 1985. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. — М., 1990. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М., 1990. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1989. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М., 1989. Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. — М., 1990. ГЛАВА 21 ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности
Кроме этого, подготовка массовых профессий велась также через краткосрочные курсы и индивидуально-практическое обучение непосредственно за прилавком магазина, столовой, в пекарне и на складах. К середине 80-х годов в училище обучалось более 500 человек. Педагогический коллектив состоял из опытных преподавателей, мастеров производственного обучения, многие из которых пришли непосредственно с производства. Помимо учебных занятий под их руководством проводились выставки кулинарного и кондитерского творчества, конкурсы продавцов «А ну-ка, девушки», ярмарки распродажи изделий учащихся. Все это способствовало профессиональному становлению будущих работников потребительской кооперации. В 70-е – 80-е годы постоянно идет процесс дальнейшего расширения подготовки специалистов в Энгельсском кооперативном техникуме. Наиболее интенсивно этот процесс по заочной форме обучения. Уже в начале 70-х годов Энгельсский кооперативный техникум готовил свыше 600 человек с отрывом от производства и 2000 без отрыва от производства. Только с 1967 по 1978 годы техникум через очное и заочное обучение подготовил 2450 специалистов. Для улучшения работы с молодыми специалистами регулярно созывались областные конференции и семинары.
Операция прошла благополучно. Комсомольским поручением особой важности считали мы участие в работе по ликвидации неграмотности. Уком доверил мне проводить занятия с водниками. Народ это бывалый, ему палец в рот не клади. Накануне своего первого урока я изрядно поволновался. Готовился к нему так, словно предстояло сдавать трудный экзамен. Однако водники встретили меня доброжелательно. Оказалось, что никаких особых подходов к ним искать не нужно было. Главное - относиться к делу с душой и по-доброму делиться с людьми всем, что имеешь и знаешь сам, и они обязательно ответят тебе взаимностью... Мы регулярно занимались по 2 часа дважды в неделю после рабочего дня. Приходили на занятия обычно человек 50 - в основном люди пожилые, но были и молодые. И все они занимались с удовольствием и интересом. Думаю, успеху первого моего "учительского" опыта в немалой степени способствовало то, что один из мастеров производственного обучения в профтехшколе - Василий Васильевич Катанов в прошлом был водником, плавал механиком нa пароходе "Севастополь"
Вряд ли возможно часто проводить такие уроки, но, безусловно, их эффективность велика. Необходимо стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной деятельности детей. В этой связи целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными письмами родителей и детей. Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами школы. В то же время их реальное участие обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий педагога по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса. Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.
Тенденция к фундаментализации вела к расширению предметов учебных дисциплин, к «размыванию» и ослаблению их прикладного значения. Попытки «профессионализировать» общетеоретические дисциплины приводили к расширению одних разделов и сокращению других, что разрушало теоретическую цельность изучения курса. В своем исследовании мы решаем эти две проблемы в их единстве. Раскрытие фундаментального в предмете мы рассматриваем как выделение основ его существования, единых для всех конкретных форм его бытия. Метод раскрытия этих основ является для студентов средством изучения и усвоения предмета. Системный анализ позволил открыть основы объекта в его системной организации. Фундаментальные понятия в предметах сделали содержанием профессиональных знаний через решение профессиональных практических задач. Изучение любого предмета происходило и сейчас происходит в двух формах: лекционного курса, где за основу взяты принципы индивидуализации обучения и природосообразности, и практических занятий. Имеется большое количество работ, в которых исследуются различные аспекты деятельности педагога (Ю.К. Бабанский, Ю.Н. Кулюткин, Ю.Л. Львова, Н.И. Махмутов, В.А. Онищук, Г.С. Сухобская), преподавателя и мастера производственного обучения в училищах, но многие аспекты их деятельности по планированию и реализации планов не раскрыты в контексте современных требований общества и производства.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта. Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально- профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.Профессиональная компетентность.
В первом случае основания педагогической интеграции, представляют собой совокупность онтологических и гносеологических составляющих. Во втором - образуют стержень эвристико-методологического обеспечения педагогической интеграции и включают в себя наиболее общие положения философского (общеметодологического), общенаучного, частнонаучног и конкретно научного характера. Исходным совокупным онтологическим основанием педагогической интеграции выступает, интегративная природа которой находит выражение в таких ее свойствах, как полисистемность, полиструктурность, гетерогенность. Полисистемность означает включенность педагогической деятельности в "поле внимания" практически бесконечного числа систем - общественных, политических, государственных, правовых, экономических, личностно-коммуникативных, информационных и т.д. Причем, между педагогической деятельностью и ее макроокружением существует весьма примечательная причинно-следственная связь: "чем богаче творческое содержание профессиональной инженерно-педагогической деятельности, тем выше потребности специалиста ПТУ в содержании внепроизводственной деятельности" (Г.Е.Зборовский). Полиструктурность выражает момент включенности в содержание педагогической деятельности огромного множества составляющих. Так, по данным Г.Е.Зборовского и Г.А.Карповой, в деятельности мастера производственного обучения насчитывается 121 вид деятельности (264).
Межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учителя, мастера производственного обучения 4.Учреждение образования «Минское суворовское военное училище» преподаватели 5. Профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, структурные подразделения учреждений образования, осуществляющие обучение на уровне, обеспечивающем получение профессионально-технического образования директора, их заместители по учебной, учебно-производственной, учебно-воспитательной, воспитательной работе, производственному обучению, мастера производственного обучения, преподаватели, воспитатели Учреждения социального обслуживания 6. Дома-интернаты для детей-инвалидов директора, их заместители по учебно-воспитательной работе, учителя, воспитатели, педагоги-организаторы, учителя-дефектологи, сурдопедагоги, логопеды Постановлением № 1490 утверждено также Положение о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения.
Использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия. Третий этап - консультирование. Предусматривается, что в течение консультаций каждый абитуриент получит индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии с использованием профессиограм и психограм. Также проводится работа со Схемой анализа профессий. В процессе консультаций может происходить переориентация абитуриентов на другую профессию (специальность), если выбранная ними профессия неактуальна или не соответствует способностям абитуриента, однако окончательный выбор всегда остается за ним. Четвертый этап - трудовые пробы. На этом этапе мастера производственного обучения или педагоги проводят практику с абитуриентами, которые первично определились с профессией (специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерских учреждений профессионального обучения. Во время трудовых проб абитуриенты знакомятся с рабочими местами, их техническим оснащением, сравнивают свои ожидания с реальными условиями трудовой деятельности; оценивают свои возможности в выбранной профессии.
Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального лицея, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе. 1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО Организация воспитательного процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов. 1.7.1. Формы воспитательного процесса Форма воспитания - это: вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач. В настоящее время основными формами учебно-воспитательного деятельности являются - коллективные и индивидуальные формы решения учебно-воспитательных задач, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д. Формы учебно-воспитательного процесса не рассматриваются узкофункционально и не соотносятся к отдельным функциям педагога, а берутся на всех уровнях педагогического процесса.
От уровня их знаний, опыта и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у учащихся основ профессионального мастерства. Поэтому мастерам производственного обучения и преподавателям спецдисциплин необходимо обращаться к газетам, журналам, телевидению, интернету. Организация передового опыта производства возможно в следующих этапах. - Организация труда производственного обучения по изучению передового производственного опыта (в учебно-производственной мастерский, в условиях производства). -Опыт оставления личного плана мастера производственного обучения (преподавателя) по изучению передовых методов труда новаторов производства базового предприятия. -ознакомление учащихся с приемами труда новаторов производства на уроках специальных дисциплин. -разработка и изготовление прогрессивных инструментов и приспособлений -система работы преподавателя специальной технологии и мастера производственного обучения по обучению учащихся передовому производственному опыту. -подготовка организации и проведение школ передовых методов труда в училище. -опыт накопления и использование на уроках производственного (теоретического) обучения, информации о передовом опыте. -подготовка и проведение конференций учащихся по производственному опыту;Заключение Система образования, ставшая источником подготовки квалифицированных рабочих кадров, обладает большими возможностями в деле воспитания и обучения учащихся и подготовки их к труду.
Производить осмотр трубопроводов разрешается только после снижения испытательного давления до рабочего. Устранение недоделок, обнаруженных в процессе испытаний, необходимо производить под непосредственным руководством ответственного инженерно-технического работника после отключения системы и полной остановки оборудования. Вывод. Я, Телушко Роман Владимирович, учащийся Минского государственного профессионально-технического училища №31, обучался навыкам по специальности «монтажник наружных трубопроводов, электрогазосварщик». Во время практики на предприятиях г.Минска приобрёл навыки монтажных и сварочных работ. Приношу свою благодарность мастерам производственного обучения Лащуку Г.С., Осипову М.Ю и консультанту БеганскомуИ.И. Литература. 1. Виноградов Ю.Г., Орлов К.С. Материаловедение для слесарей-монтажников. М. 1983 2 Лупачёв В.Г. Ручная дуговая сварка. Мн. 2006 3. Тавастшерна Р.И. Изготовление и монтаж технологических трубопроводов. М. 1985 4.Тавастшерна Р.И. Монтаж технологических трубопроводов. М.1980 5. Тавастшерна Р.И, Бесман А.И., Позднышев В.С. Технологические трубопроводы промышленных предприятий. Справочник строителя. М. 1991
Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными обучаемыми. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ5. Шкала для оценки организаторских умений: Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся в соответствии с общими целями их подготовки. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я владею методикой проведения отдельных занятий. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТПосле самодиагностики, сделайте письменно выводы, в которых отразите два момента: какие, на Ваш взгляд, необходимы изменения в содержании и организации профессионально-педагогической подготовки на факультете; какие необходимы изменения в самом себе для достижения успеха в профессионально-педагогической деятельности.Рекомендуемая литература: Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб. Издательство Спб Ун- та, 1992. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность . М.: РПА, 1998. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998.
Четвертой специфической особенностью специальной технологии, изучаемой в среднем профтехучилище, является практическая напрвленность ее содержания, связь с производственным обучением. Учет данной особенности требует от преподавателя специальной технологии хорошего знания практической стороны профессиональной подготовки квалифицированного рабочего. умения устанавливать тесные контакты в организации учебного процесса с мастерами производственного обучения. Наиболее высокая эффективность профессиональной подготовки учащихся достигается в тех случаях, когда один преподаватель проводит занятия и по теоретическому и по производственному обучению. Такой подход к организации профессиональной подготовки позволяет лучше использовать знания учащихся для теоретического обоснования их трудовых действий в процессе производственного обучения. Вместе с тем он требует от преподавателя владения на высоком уровне основными трудовыми приемами в области осваиваемой учащимися профессии. Пятой отличительной особенностью спецтехнологи в сравнении с другими предметами явдяется нестабильность ее содержания, которая обуславливается изменением требований к подготовке квалифицированных рабочих, совершенствованием техники, технологии и организации производства.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ (ДИРЕКТОРА, НАЧАЛЬНИКА, ЗАВЕДУЮЩЕГО) УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК, ЗАВЕДУЮЩИЙ) ФИЛИАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СТАРШИЙ МАСТЕР 11-15 разряды Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся (воспитанников), работой кружков и факультативов. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно- воспитательную (методическую, культурно-массовую, внеклассную) работу.
Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». Последнее детально сейчас изучается в плане компетентности . Исследователи и в мире, и в России начинают не только исследовать компетенции, выделяя от 3-х до 39 (Дж. Равен) видов, но и строить обучение, имея в виду ее формирование как конечный результат этого процесса (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская). Исследователи для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. Например, для языковой компетенции/компетентности Совет Европы (1990) выделяет стратегическую, социальную, социолингвистическую, языковую и учебную. Существенно подчеркнуть, что в России в 1990 году вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности . Они суть: 1. «Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинство и недостатков собственной деятельности и личности» .
![]() | 978 63 62 |