![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Профориентационная работа со старшеклассниками | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Важным условием формирования по-современному делового человека в производственном коллективе является создание соответствующих возможностей для эффективного выполнения каждым его членом своих социальных ролей, определяемых особенностями производственной и общественно-политической деятельности. Решение задач оптимизации взаимодействия личности и данных ролей начинается с профориентационной работы и профессионального отбора. Далее – это управление процессами производственной адаптации личности, включая не только новичка, впервые пришедшего на производство, но и работника со стажем, сменившего место работы или оказавшегося в ситуации различных нововведений. На всех этапах указанной деятельности необходимо соответствующее стимулирование, способствующее производственной и общественно-политической активности работника. Важной характеристикой деятельности личности, выполняющей те или иные социальные роли в системе управленческих отношений, является уровень ее притязаний. Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность
Им удалось наладить не только профориентационную работу, но и выпуск уже готовых специалистов. Т.е. ребёнок, покидающий стены школы, имеет специальность, с которой смело вступает в жизнь. Нельзя не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство слепых и слабовидящих детей в России вынуждены обучаться в специализированных школах-интернатах, что затрудняет их возможности в выборе профессии, так как дети оторваны от реальной жизни. Поэтому заслуги коллектива школы в этой области неоценимы. Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том или ином специализированном классе. К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением математики, где старшеклассники изучают языки программирования, вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях города В.
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах); осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на систематические занятия физической культурой
Профильная ориентация способствует принятию школьниками обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения. Предпрофильная подготовка - это, по сути, хорошо знакомая школьным психологам профориентационная работа, которая проводилась в школах в различных формах - в виде уроков, экскурсий, факультативных занятий, индивидуальных и групповых профконсультаций, тренингов. Различия заключаются в том, что школьная профориентация, компонентами которой, как известно, являются профессиональное информирование и профессиональное консультирование, не требовала от старшеклассника профессионального выбора в стенах школы, откладывая его на неопределенное время. Профильное обучение «подталкивает» учащихся к этому выбору уже в школе, форсируя процесс профессионального самоопределения. В этих условиях возрастают требования к качеству профориентационной работы. Повышается и ответственность взрослых, проводящих отбор в профильные классы. Поэтому предпрофильная подготовка должна начинаться за год - два до проведения отбора в профильные классы.
После работы мы садились в холле или у нее в палате и рассказывали друг другу о себе. Она была разведенной с мужем, имела пятилетнего сына и жила в одном из городов Амурской области. Танцы были ее хобби и профессией. Подлечив свое здоровье, она уехала домой. Перед отъездом мы обменялись адресами. Тогда я еще не знал, что на всю катушку нашим отношениям суждено будет начаться через два года. Тем апрелем у меня начались отношения с Наташей. Она была родной сестрой моего товарища детства. Жил он в деревне Петропавловке Ивановского района, чьи угодья раскинулись вокруг нашего постоянного места рыбалок-в 73 километрах от города. Мы были еще мальчишками-старшеклассниками. Озеро было огромным. Называлось Размыв. Пройдя однажды мимо нашего постоянного места, в дубраве, спускающейся до воды, у самой кромки воды мы нашли отличную землянку. Построил ее старожил этих мест и пользовались ей многие рыбаки. Начали и мы. По ту сторону озера метрах в пятистах от воды за тальником был расположен коровий загон. Дальше - пастбище. "А вдруг деревенские к нам через брод переедут за выпивкой и поиском приключений, собрав толпу и с бичами",-переживали мы
Разработка проблемы профессионального становления молодежи сегодня связана с идеей интеллектуализации и гуманизации образования. Вот почему мы видим возможность повышения эффективности профориентационной работы в развитии профессионально важных компонентов познавательной сферы выпускников общеобразовательных школ. Изучение работ А.Г. Алейникова, А.Г. Асмолова, А.П. Валицкой, Ю.В. Громыко, Ю.С. Давыдова, Г.А. Ягодина, В.А. Якунина и др. позволило нам не только установить, что существующая система организации работы со старшеклассниками не соответствует требованиям современного общества к подготовке к поступлению в вуз в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих обучающихся от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования. Научными предпосылками анализа намеченной нами проблемы стало обращение к философской и психолого-педагогической литературе и обнаружение идей, направлений, подходов, способных помочь выстроить целостную концепцию проводимого исследования. В общефилософском плане изучения проблемы большое значение для нас представляли размышления философов Г.С. Батищева, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, В. Дильтея, Э.В. Ильенкова, Л.Н.Когана, Н.О. Лосского, М.К. Мамардашвили, Э. Нойманна, X. Ортега-и-Гассета, П. Тейяр де Шардена, С.Л. Франка, П.Ф. Флоренского, М. Шелера, П.Д. Юркевича и др. о занимаемом месте творчества в основных смыслообразующих для личности жизненных категориях.
Из приведённых выводов следует, что повышение субъективности молодёжной сферы, стимулирование её самоорганизации для самостоятельного решения стоящих перед ней проблем возможно при рассмотрении молодёжи как сферы инвестиций, а не как проблемной сферы, это значит – профилактическую работу необходимо проводить ещё в школе, довести до сознания детей ценность труда, информировать подростков об огромной сфере профессий, проводить профориентационную работу среди школьников, знать их профессиональные намерения, дать определённые знания о выбранной ими профессии. Только в этом случае выпускники будут уверенно поступать в специализированные или высшие учебные заведения и правильно выбирать свой профессиональный удел, чтобы приблизить успешное развитие Российского Государства. 2.2 Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы В мае 2006 года нами был проведён социологический опрос старшеклассников школ города Сибай, с целью выяснить профессиональные намерения учащихся 9-11 классов.
О необходимости совершенствовать работу по профориентации учащихся средней общеобразовательной школы говорит еще тот факт, что среди перечисленных школьниками профессий отсутствуют необходимые, но нужные профессии, характерные для данного города, а также не упоминаются новые перспективные профессии. Некоторые массовые профессии – сварщик, строитель, крановщик и т.д., - считаются старшеклассниками непрестижными и непривлекательными. И при этом, останавливая свой выбор на престижной на свой взгляд профессии, школьники выбирают ее по внешним признакам, не отражающим сути избираемой профессии. Подобная ориентация профинтересов и намерений объяснятся несколькими причинами. Первая – в профработе с детьми не в полной мере учитывается такая особенность возраста, как развитие новой структуры потребностей и мотивов, основным мотивом является стремление быть полезным другим людям, обществу. А кроме этого, участвовать в общественно-полезном труде. Второе – отсутствие у старшеклассников опыта учебно-производственной деятельности и эпизодический характер профориентационной работы приводят к неразвитости у них самооценки, завышенного уровня притязаний, пренебрежительного отношения к рабочим профессиям.
Для школьников решающим фактором при выборе специальности является ее престижность (30 %) и собственное призвание (28 %). Рекомендации родителей также оказывают влияние на выбор старшеклассников при поступлении, в какое либо учебное заведение –16 %. Для 13 % опрошенных определяющим фактором является гарантия трудоустройства. Таблица 2.2.5. Факт, влияющий на выбор школьниками будущей специальности. Варианты ответов Кол-во ответов % мнение родителей 45 16 семейные традиции 8 3 мое призвание 80 28 престижность 89 30 мнение моих друзей 4 1 стоимость обучения 11 4 профработа, проводимая школой 5 2 профработа, проводимая вузами 3 1 гарантия трудоустройства 38 13 Другое 6 2 Как показало исследование на сегодняшний день самым распространенным мероприятием профориентационной работы являются уроки профориентации в школе, а также внутришкольные конкурсы связанные с выбором профессии. Немаловажное значение имеют встречи с преподавателями вузов, представляющих различные профессии и специальности, и встречи с представителями приемной комиссии. Таблица 2.2.6. Основные методы профессиональной работы в школах.
Учащийся поставлен перед необходимостью принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не готов. Именно поэтому школьники нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопросам профориентации. Психологически и педагогически подвести каждого учащегося к сознательному выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе социально-организованной индивидуальной профориентационной работы. При этом невозможно поднять профориентационную работу в школе на новый качественный уровень, не создав научно-обоснованной системы управления профориентацией школьников, центральную часть которой призвана составлять работа кабинета профориентации. К сожалению, не все школы на сегодняшний момент имеют возможность организовать такой кабинет и систематическую работу в этом направлении, в силу загруженности школьных психологов основной работой. Поэтому учебно-методические кабинеты профориентации создаются на базе межшкольных учебных комбинатов. Целью нашей работы является обоснование системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Окончательное решение о назначении производится с учетом результатов стажировки и проведения социально-психологического исследования социологом кадровой службы. Процесс омоложения трудовых коллективов цехов и отделов требует дополнительных мероприятий по обеспечению привлекательности и надежности труда молодежи на Курском машиностроительном заводе, дополнительных мероприятий по адаптации и закреплению молодежи. Для привлечения рабочих кадров в этих целях необходимо: 5. Расширять охват старшеклассников школ Бежицкого района профориентационной работой через учебный центр ОК, народный музей БМЗ. Практиковать прием на работу в летнее время подростков из семей работников БМЗ, в дальнейшем потенциальных работников завода. 6. Заключить договора о сотрудничестве с ПУ № 1,3,7,25,33 на проведение практики и направлении выпускников на завод. 7. Заключить договоры с рабочими дефицитных профессий, уходящими на службу в
Окончательное решение о назначении на должность производится с учетом результатов стажировки и проведения социально-психологического исследования социологом кадровой службы. Процесс омоложения трудовых коллективов цехов и отделов требует дополнительных мероприятий по обеспечению привлекательности и надежности труда молодежи на Смоленском машиностроительном заводе, дополнительных мероприятий по адаптации и закреплению молодежи. Для привлечения рабочих кадров в этих целях необходимо: 5. Расширять охват старшеклассников школ Бежицкого района профориентационной работой через учебный центр ОК, народный музей БМЗ. Практиковать прием на работу в летнее время подростков из семей работников БМЗ, в дальнейшем потенциальных работников завода. 6. Заключить договора о сотрудничестве с ПУ № 1,3,7,25,33 на проведение практики и направлении выпускников на завод. 7. Заключить договоры с рабочими дефицитных профессий, уходящими на службу в
Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических. Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов- профориентаторов. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
В Гомеле существует учебный центр по подготовке и повышению квалификации кадров. В своём развитии он прошёл несколько этапов. Отсчёт его биографии ведётся с 1949 года. В связи с перестройкой всей системы профтехобразования Гомельский учебно-курсовой комбинат претерпел изменения. В июле 1988 года он утверждён в статусе Учебного центра по подготовке и повышению квалификации кадров. В 1993 году получил статус Гомельского городского центра занятости. В состав Гомельского городского центра занятости входят следующие отделы: . общий отдел по занятости; . отдел рынка и труда; . отдел общественных работ; . информационный отдел; . отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации. . Отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации выполняет следующие функции: . информационное консультирование; . индивидуальный подбор профессий с применением психологической диагностики; . проводит профессиональный отбор при направлении на обучение; . проводит профориентационную работу с населением региона в том числе учащейся молодёжью выпускниками учебных заведений; . направляет на обучение безработных. . Отдел профориентации, переобучения и повышения квалификации направляет безработных на профессиональное обучение в случае, если: . безработный не имеет профессии; . невозможно подобрать подходящую работу из-за несоответствия квалификации потребностям рынка труда; . необходимо изменить профессию из-за отсутствия работы по имеющейся у безработного профессии; . утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии из-за длительного перерыва или состояния здоровья.
Это следующие принципы: Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности; 7.Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности; воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового.
Сотрудники учебно-производственного комбината занимаются также профориентацией. которая проводится в соответствии с призванием, способностями, образованием, реализуется в условиях выявления психофизических особенностей личности, воспитательной работы с подростками и их родителями, умелого решения множества других вопросов, возникающих в процессе профориентационных работ. УПК «Ориентир» – это не просто учебный цех. При нем открыто ателье, принимающее индивидуальные заказы от населения, где воспитанники видят своими глазами, на примере взрослых, любовь к выбранной профессии. Передавая детей в семьи, детские дома и интернаты, Центр прослеживает судьбы ребят до 18 лет. Патронирование осуществляется социальными педагогами отдела специалистов, а также оказание помощи в дальнейшем жизненном устройстве бывшим воспитанникам Центра. Деятельность патронажа осуществляется в контакте с районной Администрацией, отделом семьи, отделом опеки и попечительства и детскими учреждениями, в которых находятся дети. Одно из важных направлений патронажа - осуществление связи детей с родными и близкими, что имеет огромное значение для социальной адаптации несовершеннолетних, чтобы дети по выходу из детского учреждения или по достижении совершеннолетия не остались без жилья и прописки.
Конечно важно, чтобы соблюдалось единство текущего и тематического контроля за успешностью обучения учащихся. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм Организации обучения. К сопутствующим ей формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, Конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме. Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: — реализуется принцип наглядности обучения; — повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; — расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний; в промышленном и сельскохозяйственном производстве; — играют значительную роль в профориентационной работе школы.
![]() | 978 63 62 |