![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На начальном этапе обучения требуется повышенное внимание к школьникам со стороны родителей и педагогов, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и безболезненно. 35. Умственное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов. Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал. Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство. Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени. Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр. Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность
Цель работы заключается в изучении особенностей адаптации младшего школьника в среднюю школу, раскрытии способов сопровождения школьников в период адаптации. Предметом исследования являются механизмы, закономерности адаптации как психологического явления, факторы, способствующие легкой (безболезненной) адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено, специфика организации сопровождения школьников в период адаптации. Объект исследования – учащиеся 5-х классов в количестве 18 человек, испытывающие трудности в адаптации. В основу исследования была положена следующая гипотеза: «Положительная динамика школьной мотивации, обуславливающая формирование психологической готовности к обучению в средней школе, является условием адаптации младшего школьника к обучению в средней школе». Задачи исследования определялись и формировались так, чтобы их решение могло служить критерием для проверки гипотезы и подтверждения основных положений исследования с учетом объекта и предмета данной работы. Ход исследования мы связали с реализацией следующих задач: Исследовать феномен адаптации в научной, специальной и методической литературе. Определить критерии адаптации в зависимости от возраста школьников (9-11 лет).
Преобладание, например, зрительного типа запоминания предполагает, что подросток будет лучше помнить материал, если он рассмотрит схемы, рисунки, сделает чертеж. Незнание своих особенностей способствует слабому увоению учебного материала и, как следствие, приводит к неуспеваемости. Кроме психологических особенностей на успеваемость подростка влияет его отношение к школе, учителю и позиция ученика. Бывает, что у подростка хорошо развиты психофизиологические, мыслительные и мнемические («мнемос» в переводе с греческого память) свойства, но он плохо относится к школе. Ему не нравятся учителя и сверстники. В результате школьник будет пропускать занятия, коекак выполнять учебные поручения, а в итоге потеряет интерес к учению. В некоторых случаях слабо развитые память и мышление в сочетании с психофизиологическими особенностями низкой работоспособностью, низким темпом выполнения и т.Pд., но ответственным отношением к учению могут компенсировать в определенной мере то, что не зависит от регуляции школьника. Однако часто это повторяться не может, и тогда происходит срыв: подросток вновь оказывается неуспевающим
На основе словообразовательных знаний у учащихся формируются орфографические навыки (в частности, правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов, правописание приставок), развивается осознанное отношение к лексическому значению слова, его употреблению в речи. В III классе на первом плане — изучение частей речи (углубление морфологических знаний, формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов). Работа над развитием связной речи планомерно проводится в течение всех трех лет и взаимодействует с изучением грамматического и орфографического материала. В целом лингвистической основой курса русского языка являются положения, характерные для структурно-семантического направления в языкознании. Изучаемые на уроках русского языка явления рассматриваются со стороны их значения (семантики)х строения (структуры), назначения (функции). 1.2 Психологические особенности усвоения младшими школьниками русского языка Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.
Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность проявлением слабости тормозного процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на другую проявлением малой подвижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задач воспитания: нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников. Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями: склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность к активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью
Дипломная работа Педагогические условия формирования умений учебной деятельности младших школьников ОглавлениеВВЕДЕНИЕ 1. Сущность умений учебной деятельности младших школьников 2. Психологические особенности развития младших школьников Комплекс педагогических условий формирования умений учебной деятельности младших школьников ВЫВОДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Введение Актуальность темы. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей.
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим. Глава 2. Исследование особенностей внимания младших школьников на практике Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала) 2. Выявить особенности внимания младших школьников (продуктивность и устойчивость). Исследование особенностей внимания младших школьников проводилось на базе средней школы №30 г. Пенза Пензенской области. Школа по материально-технической базе и условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Школа укомплектована опытными и квалифицированными учителями.
Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, высокий уровень организованности и дисциплины. Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. В данной главе мы рассмотрели структуру письма, различия между письмом и другими видами речевой деятельности, учли психологические особенности школьника. Глава 2. Работа над формированием навыков письменной речи 2.1 Методологический компонент обучения Рассмотрим методологическое содержание обучения письму – овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии английского языка и выполнение письменных заданий. В латинском алфавите много букв, общих с русским алфавитом, например, А, С с, Е е, В, К, М, Р р, О о, Х х, и совсем новых для приступающих к изучению английского языка: F f , h, L l, G, S, W, V, Z, J.
Необходимым явилось изучение образного мышления и воображения для активизации творческого потенциала, определения индивидуальных особенностей структуры творческих способностей младших школьников, потому был использован тест «Круги» И.М. Пейсахова. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического здоровья дает возможность сделать вывод, что оно зависит от социальных, экологических, культурных, психологических и других факторов и условий и требует дальнейшего исследования. Психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание необходимо уделять занятиям физической культуры в развитии творческой составляющей психологического здоровья личности младших школьников. Заключение Таким образом, можно увидеть, что работа психолога очень важна в спорте, в частности в хоккее. Она необходима как тренеру, так и спортсменам. Чаще всего сама психологическая работа не видна внешним обывателям, тем не менее, ее необходимость осознается каждым спортивным специалистом. Поэтому мы считаем, что данная работа позволила еще раз аргументировать важность психологического сопровождения профессиональной деятельности спортсменов, а также указать на главные вопросы, которые стоят перед психологом, работающим с хоккейными командами.
Цель данной работы –рассмотреть состояние развития различных форм мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты Задачи: 1. Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования 2. Изучение особенностей мышления младших школьников. Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста Предмет исследования: развитие форм мышления у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, статистическая обработка результатов эксперимента Глава 1. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников §1. Мышление 1.1. Общее понятие мышления Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Исходя из этого, мы избрали темой: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ С РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ. ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки. ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут: 1) взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников; 2) влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе. ЗАДАЧИ. 1)Изучить литературу по теме исследования; 2)изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя музыки; 3)изучить особенности индивидуальности младшего школьника; 4)рассмотреть влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки; 5)разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. а) изучение и анализ литературы; б) метод наблюдения; в) методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик. Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе 1.1. Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную разработанность в психологии.
Умение организовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников . При изучении темы «Архитектура Средневековья» для развития памяти можно предложить ученикам выучить отрывок из стихотворения о средневековых городах. Например, О.Э.Мандельштам «Реймс и Кёльн», « o re Dame». Изучив психологические особенности учащихся младшего подросткового возраста, мы пришли к выводу, что основным видом деятельности выступает учение. Но нельзя забывать о том, что важно постоянно использовать все виды деятельности на уроках, сочетать и менять их. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес к нему. 1.3 Анализ методической литературы В методических пособиях, программах, изучение раздела «культура Средневековой Европы» проводится в контексте изучения культур других стран. Культура Запада рассматривается в составе Византийской культуры, культуры древней Руси, средневековой культуры Восточных стран. В некоторых программах, изучению культуры Средневековой Европы вообще не уделено должное внимание.
Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся. Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-хоровых навыков хорового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. Цель, предмет и гипотеза определяют следующие задачи исследования: 1. проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России; 2. определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения; 3. рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче; 4. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.
Искусное владение речевым этикетом есть признак благовоспитанного человека, а благовоспитанность, ровно как и другие достоинства личности, высоко ценится в порядочном обществе. Англия и другие англоязычные страны не претерпели тех исторических катастроф, каковые выпали на долю России, поэтому английский речевой этикет имеет давние и очень авторитетные традиции – всякое отклонение от речевого этикета воспринимается как проявление невоспитанности или как преднамеренная грубость . Актуальность данного исследования заключается в том, что цель образования состоит в воспитании развитой личности, а это в свою очередь требует создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру; формирование элементарных лингвистических представлений, развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же общеучебных умений. Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как средство общения неоднократно ставился в отечественной методической литературе (И. Л. Бим, И. Н. Верещагина, Е. И. Вишневский, К. Б. Есипович, Г. В. Рогова и др.). Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно- этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь, поэтому особенно важно уже в начальной школе дать детям знания речевого этикета.
В своей работе «Особенности активности младших школьников и обучаемость иностранному языку», опубликованной в 1972 году, она отмечает, что «успехи в такой специальной области, как овладение иностранным языком, непосредственно зависят от общей активности детей». В этой статье рассмотрены интересные случаи расхождения между разными сторонами активности (умственной и речевой). Исследование В.Ф. Сибиряковой состояло в сравнительном изучении особенностей усвоения иностранного языка учащимися 2 и 5 классов, впервые приступившими к занятиям по этому предмету. Были обнаружены возрастные различия в обучаемости, обусловленные спецификой активности детей. Оказалось, что особенности умственной активности, отличающие учеников 8 – 9 лет от учеников 11 – 12 лет, дают в некоторых отношениях преимущество младшим детям перед старшими. Из исследований Сибиряковой установлено, что более ранние возрастные этапы проявлений активности имеют свои особые достоинства. С точки зрения предпосылок развития способностей очень важно сохранение в чертах умственной активности некоторых ценных качеств детскости. б) Психологические особенности младшего школьника Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями.
ТЕМА: «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Содержание Введение 3 1.Сущность воспитательного процесса .5 2.В.А.Сухомлинский о воспитании .15 2.1.Воспитание человеческих потребностей .18 2.2 Трудовое воспитание .21 3.Психология и трудовое воспитание .22 4.Труд и всестороннее развитие личности .27 4.1. Психологические особенности трудовой деятельности школьников .30. 4.2 Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание . 32 5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников .34 Заключение .35 Список литературы .36 Введение. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Из этой цели возникают следующие задачи: 1) Выявление сущности личности 2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности 3) Познать законы формирования личности. Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ. 8 §1. О ведущем принципе русского письма. 8 §2. Психолого-физиологические основы обучения списыванию. 15 §3. Взгляды методистов на роль и место списывания в работе по орфографии. 26 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПИСЫВАНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 37 § 1 Анализ традиционной методики обучения списыванию 37 § 2 Описание методики списывания, предложенной М.С. Соловейчик 43 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 50 § 1. Констатирующий эксперимент 50 § 2. Содержание и организация опытной работы 52 § 3. Анализ полученных результатов. 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68ВВЕДЕНИЕ Главное в работе учителя в начальной школе – научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение и т.д. Существующий до недавнего времени подход к организации обучения в начальной школе, а именно одинаковость и стандартность методов и приемов, жесткость предписаний и различных инструкций – всё это привело к тому, что из школы уходило творческое начало в деятельности как учителя, так и учащихся.
Литература насчитывает 41 источник. Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников Теоретический анализ становления музыки в истории человечества Прежде, чем рассматривать влияние музыки на формирование вкусов человека, мы должны выяснить: что же такое музыка, как она произошла и почему имеет такую силу воздействия на внутренний мир человека? Историей становления музыки занимались выдающиеся отечественны теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки считали ее великим даром богов, бога Аполлона - покровителя искусств и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери. Напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.
![]() | 978 63 62 |