![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Профессиональное самоопределение подростков | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы: - первичного выбора профессии, для которого характерны ма-лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативные представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки; - профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда; - профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования; - профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений; - самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом
Собрание родителей класса (нескольких смежных классов) может стать действенным фактором формирования педагогической культуры родителей только при условии их правильного поведения. Однако прежде чем сформулировать их, обратимся к типичной картинке из школьной практики. Вспомните, как вас приглашали на такое мероприятие. Обычно вы читаете в дневнике своего ребенка: «19 ноября в 18 ч. состоится родительское собрание. Явка родителей обязательна». Требуется ваша подпись над этим извещением. Одна строка текста, а сколько методических промахов! Заранее программируется пассивная позиция родителей, предполагается проведение не собрания родителей, а собрания для родителей. Совсем другая картина определяется таким приглашением: «Уважаемый Владислав Борисович! 19 ноября в 18 часов состоится собрание родителей класса, где учится ваш сын. Будет обсуждаться проблема о профессиональным самоопределении подростков. Приходите, примите участие в обсуждении будущей судьбы вашего сына. С уважением, классный руководитель». Такое приглашение существенно меняет позицию родителей: «Меня величают по имени-отчеству (значит, уважают). Меня приглашают принять участие в обсуждении важной проблемы». Однако вернемся на типичное родительское собрание.
Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п. Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности
Осуществление учета индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся. 2. Изучение материала с различной полнотой и глубиной. 3. Осуществление обучения в различном темпе. 6. Элементы дифференцированного обучения 1. Осуществление учета индивидуальных особенностей каждого учащегося. 2. Предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса. Необходимо подчеркнуть, что указанные выше педагогические условия индивидуализации профессионально-педагогической подготовки не являются единственными, но, на наш взгляд, они оптимально сочетаются и дают образовательный эффект. При этом необходимо отметить, что данные условия представляют один лишь из возможных вариантов решения проблемы индивидуализации. Список литературы Берг А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение // Вестник высшей школы. 1971. № 3. С. 16-17. Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. 512 с. Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков. Дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 1994. 191 с. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. 752 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с. Бережная С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы. Дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 211 с. Концепция и программа педагогической практики студентов Ярославского педагогического университета. Ярославль, 1996. 102 с. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. Макеева С.Г. Обучение грамоте в классе с различной подготовленностью учащихся. Ярославль, 1995. 28 с. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 392 с. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. 303 с.
Бывают разные "Я-слушания": "я тебе не верю", "мне нравится все, что ты делаешь", "обида", "зависть", "мне безразлично", "у меня лучше". Схема 3.32 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ людей я КОНФЛИКТЫ 'Вероятность наступления конфликтов повышается при: - несовместимости характеров и психосоциотипов - наличии темперамента холерика - отсутствии 3 качеств: способности критически относиться к себе; терпимости к другим; доверия к другим - наличие акцентуации характера, невротичности Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Психологические основы профессионального самоопределения Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку
Муратова Анжелика Артуровна, старший преподаватель кафедры педагогического мастерства ИПК и ППРО ОГПУ, город Оренбург. Процесс профессионального самоопределения подростка – процесс поэтапный. Это определяет необходимость последовательности в педагогической работе с учащимися, важность освоения педагогом комплекса психолого-педагогических средств для формирования у подростков исследуемого феномена. Такой подход способствует методически целенаправленной организации психолого-педагогической поддержки учащихся в предпрофильной подготовке, так как раскрывает сущность процесса профессионального самоопределения: определяет, к чему необходимо стремиться, как организовывать работу и какие педагогические средства следует использовать при этом. Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии и содействии саморазвитию учащегося, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении. Поддержать учащегося – значит оказать ему в той или иной форме помощь: прямую, непосредственную или опосредованную; педагогическую, психологическую или социальную; индивидуальную, групповую или общую.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии. 1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс профориентационной работы с подростками. Особое внимание следует уделять изучению психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
Такое положение профориентационной работы в образовательных учреждениях связано еще с тем, что недостаточно полно раскрыт механизм психолого-педагогического сопровождения в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального самоопределения детей. Педагогические коллективы образовательных учреждений зачастую имеют невысокий уровень психолого-педагогической подготовленности своих кадров, необходимый для такой работы. Отсюда вытекает противоречие между необходимостью организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью психолого-педагогических условий для его реализации. Поэтому ответственность за данное направление психологической работы с детьми в основном возлагают на специалистов межшкольных учебных комбинатов и службу профориентации при центрах занятости населения. Концепция профессиональной ориентации требует сформировать у каждого школьника осознанный мотив выбора профессии в соответствии с потребностями в кадрах конкретного региона, города или района.
Проект “Среда обитания” (организация системы конкурсов проектов оформления улиц, площадей, домов; конкурсы детского рисунка и создание уличных "Картинных галерей" (во дворах, на площадях), уличных художественных панно (на "пустых" стенах домов, ограждениях строек, промышленных предприятий и т.п) на основе сюжетов, отражающих историю района, города. Проект "Юные дарования”. Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев. Направления деятельности в рамках проекта: — Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований); — Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов; — Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований; — Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты Заполярья"; — Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.
Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Часто стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное, аддиктивное или суицидальное поведение. Молодые люди, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Исследования показывают, что условия, в которых находятся учащиеся на заключительном этапе обучения в средней школе, формируют целый комплекс сложных переживаний. Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов. Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных детскому возрасту, и появление новых обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере.
Костромской Государственный Университет им. Н.А. Некрасова Курсовая работа на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ Выполнила: студентка 3-го курса – 3 гр. ИПА Соколова Е.Н. Научный руководитель: Подобина О.Б. Кострома 2002 г. ПЛАН Введение I. Выбор Профессии – как самоопределение личности. 1. Понятие профессии и ее истоки. 2. Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план. 3. Отношение подростка к будущей профессии. II. Профессиональное самоопределение. 1. Профессиональное самоопределение как процесс: А) предпосылки профессионального самоопределения - с точки зрения детерминизма; - с позиции деятельности. 2. «Восемь углов выбора профессии» - управление выбором профессии. III. 1) Роль - самопознания; - самосознания; - самооценки в профессиональном самоопределении. 2) Профессиональное самоопределение и профессиональная консультация. IV. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора. 1) Стадии профессионального становления. 2) Кризисы профессионального становления. 3) Методы работы в переломные периоды профессионального выбора. V. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. VI. Эмпирическая часть. Заключение. Введение На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше.
Вместе с тем понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии неоднозначны, поскольку особенности индивидуального развития зависят от многих социальных факторов. Например, работающие подростки достигают «зрелой идентичности» раньше, чем учащиеся. Еще больше рассогласованность между профессионально-идеологической и коммуникативной сферами, где обнаруживаются также важные половые различия. Представление, что идентичность формируется прежде всего в сфере профессиональной ориентации, отражает традиционно мужскую точку зрения. Ядро личности и самосознания мальчика-подростка действительно больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. У девочек дело обстоит иначе. В нормативном определении женственности, а следовательно — и в женском самосознании, семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии юношеских и девичьих самооценок. Если мальчик оценивает себя главным образом по своим предметным достижениям, то для девочки важнее межличностные отношения.
К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. На втором этапе формирования У.д. (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком. Изменяется и организация У.д., учащиеся постепенно переходят к самостоятельному выполнению учебных задач. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения, его У.д. приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебников. У.д. теряет свой ведущий характер; гл. роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность (спортивная, трудовая, художественная и пр.). Но в сфере умственного развития У.д. продолжает занимать гл. место. В старшем школьном возрасте У.д. вновь становится ведущей, но в ней появляется профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы У.д. приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно- познавательной деятельностью. При любом способе обучения у некоторых учащихся может стихийно сформироваться целенаправленная У.д. Однако наивысшего уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории У.д. Лекции: Учебная деятельность – вид познавательной деятельности.
Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей. Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. 1.4. Развитие одаренных подростков. Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества. Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. Проведение для подростков факультативов «Психология творчества» и «Психология творческой личности». Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др. Психологическое консультирование учащихся. 1.5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения. Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Сознание старшего подростка вовсе не представляет собой “ценностного хаоса”. Конечно, ценностно-смысловая ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основание собственного развития. Такое понимание позволяет нам выстроить целостную картину самоопределения в подростковом и юношеском возрастах, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.
Проблема трудоустройства выпускников высшей и средней специальной профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других групп молодежи. После 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения. Сегодня большая часть подростков и молодежи—будущих соискателей на рынке труда—психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли, кооператора. Другие профессии, в первую очередь рабочие специальности, остаются, по оценкам подростков Петербурга, вне рыночных отношений (опрос ИС-ЭП РАН, 1995 г.). В поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего.
В плане формирования коллективных отношений у детей- подростков, значительно выигрывают летние лагеря со специфической трудовой деятельностью. В отрочестве подростки начинают испытывать потребность в профессиональном самоопределении. Это связано, с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его, правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда. Такие лагеря кажутся еще и более удачными и потому, что при наборе детей в такой лагерь одним из главных критерием становится желание самого ребенка. Как правило, такие лагеря не возникают на «пустом месте », им предшествует работа кружка (археологического, краеведческого, туристического, это может быть и спортивная секция.) В таких лагерях подростки изначально нацеливаются, на совместную деятельность и это объединяет. Дальнейшее развитие отношений между детьми будет зависеть от энтузиазма, мудрости и мастерства наставника. Лагеря, которые организовываются по походному типу (дети сами готовят еду, оборудуют площадки для отдыха и др.), еще больше сплачивают детей.
Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
![]() | 978 63 62 |