![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но этот путь не дешев. Планируйте заранее. До того, как ваш ребенок заболеет (а рано или поздно он обязательно заболеет без этого дети не обходятся), обсудите со всей семьей такую возможность и выработайте план, вместо того чтобы лихорадочно принимать решения, когда у ребенка уже жар. Решите с супругом, кто остается в этой ситуации дома. Имейте на заметке возможных помощников. Узнайте, может ли ваш детский сад принимать больных детей. Есть ли у вас в округе какие-нибудь подходящие службы по уходу за больным ребенком и во что это вам обойдется? Решите, что для вас самое подходящее, доступное, но главное что лучше для ребенка. В ущерб работе, но не в ущерб отношениям Если вы остаетесь с ребенком дома из-за его болезни, это может повлечь вычеты из вашей заработной платы, но день, проведенный с нуждающимся в помощи больным ребенком, может все окупить. Это ваш шанс укрепить свою связь с малышом, особенно, если она была утрачена или ребенок проходит через стадию становления независимости. Тогда один-единственный день дома может произвести чудесные изменения в ваших отношениях
Объектом исследования является структура межличностных отношений и общения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности межличностных отношений и процессов общения детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие общения и межличностных отношений детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, обусловленные структурой основного дефекта и отсутствием ранней коррекционной помощи. Социометрическое исследование было проведено в группе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сравнительный анализ проведен с данными по детям с нормальным слухом, имеющимся в специальной литературе. Анализ результатов эксперимента показал, что в группе слабослышащих детей старшего дошкольного возраста регистрируется высокий коэффициент взаимности выборов (62%), уровень благополучия взаимоотношений характеризуется как средний. При этом структура коллектива аморфная, нет ярко выраженных лидеров и аутсайдеров. Если в коллективе старших дошкольников с нормальным слухом «предпочитаемые» и «изолированные» составляют в среднем 6% коллектива, то в выборках детей с нарушенным слухом предпочитаемые и изолированные отсутствуют.
Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада. Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.Pе. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений. Виды коррекционной помощи, характерные для классов компенсирующего обучения: 1)Pактуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; 2)Pорганизация внимания и усиление речевого контроля; 3)Pуменьшение объема и темпа работы; 4)Pформирование произвольных форм деятельности; 5)Pтренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухоречевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.Pд.)
Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной сфере. Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом.
Прошел год, и Христо на самом деле вернулся в родной дом. Первой он встретил свою бывшую невесту, которая от удивления лишилась чувств. Эти два случая стали передавать из уст в уста, и вскоре слава о Ванге разнеслась по всей округе. К ее дому стали приходить люди и просить у нее помощи. Однажды к Ванге пришел крестьянин. Он пожаловался Ванге, что у него нет детей все они умерли в раннем возрасте. Последний, тринадцатый ребенок умер в возрасте 12 лет. По мнению врачей, детей еще до рождения заражала туберкулезом их мать. Ванга строго взглянула на посетителя и напомнила ему одно событие. Оказывается, когда тот был еще мальчиком, он стеснялся того, что его мать забеременела уже в позднем возрасте, а один раз по глупости сильно ее обидел. Вскоре случилось непоправимое и мать, и ребенок умерли. Юноша раскаялся в своих мыслях, но было уже поздно. Ванга сказала, что именно из-за этого природа так жестока к детям этого человека. К Ванге часто приходили жены и матери солдат, ушедших воевать против фашистов. Каждой она рассказывала про судьбу их родного человека
У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка) . Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей . В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Они подвижны, умеют говорить, но отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены. Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых коррекционных влияний. Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью, поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей. Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи. Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения, значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности чувственной сферы.
Быть может, вам думается, что мы слишком усложняем внутренний мир грудного ребенка. Ничуть! Он действительно весьма сложен. Во всяком случае, гораздо глубже и тоньше, чем до недавнего времени принято было думать. Именно на первом году жизни закладываются основы личности человека, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Значит ли это, что малыш уже в столь раннем возрасте испытывает потребность в любви? Безусловно. Педиатры, психологи, педагоги убедительно доказали, что младенцам любовь матери необходима для их полноценного нервно-психического и физического развития. Особенно велика потребность в ласке, внимании, общении, любви в период, когда малыш начинает выполнять первые самостоятельные движения — брать предметы руками, садиться, вставать, ползать, делать первые шаги, когда он начинает понимать речь и затем произносить первые слова. В этот трудный период освоения важнейший человеческих умений ребенку крайне необходимы поддержка, помощь, ободрение, материнская любовь. Установлено, что дети, лишенные в раннем возрасте материнской любви — сироты или брошенные дети, длительное время находившиеся в детских учреждениях (детских больницах, Домах ребенка), пусть даже прекрасно оснащенных и обеспечивающих адекватный уход, отстают в физическом и психическом развитии от своих более счастливых сверстников.
В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы. В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия). Организация педагогической помощи Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей; Детские сады комбинированного вида; Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.
Тема: Виды проводимой работы: индивидуальные и групповые занятия, консультирование родителей, домашнее визитирование. Вместе с ребенком на занятиях присутствуют родители или значимые члены семьи. Отдел (служба) информирует женские консультации, роддома, детские поликлиники и другие лечебно-профилактические учреждения об объеме оказываемых услуг и условиях направления детей в данное отделение. Материально-техническое обеспечение функционирования отделов ранней комплексной помощи предполагает строительство учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения с учетом размещения в некоторых из них отделов ранней комплексной помощи, по проектам Литература М.Н. Реут Развитие службы ранней помощи проблемным детям // Дефектология, - 2005, - №1, - С.21-24 Е.М. Калинина Концептуальная модель ранней коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями в развитии // Дэфекталогія, - 2004, - С.46-48 Л.В. Самарина. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2005, - №6, С.3-6.
Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи (родной, ее заменяющей, специально организованной), а не в специализированных учреждениях вне дома. Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие. Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.
Этот институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. В системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами».2 Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям. Парадигма помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель, соответствующую ее потребностям и представлениям.
Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития. Внимательное совместное прохождение раннего периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов. В настоящее время, помощь больным с РДА осуществляется преимущественно в больницах, пребывание в которых длительные сроки ведет к социальной депривации, явлениям госпитализма. Тогда как организация специализированной лечебно-коррекционной реабилитации может привести к социальному приспособлению более трети детей с РДА. Эти виды помощи создают условия и для возможности принимать участие в общественно полезном труде и родителям детей аутистов. Описанные выше формы помощи являются и более экономичными, гуманными и лежат в основе профилактики (вторичного характера) форм психического недоразвития у детей аутистов. Список литературы 1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст.
В частности, она описывает, как важно подготовить каждого из детей к первой встрече—показать младшему фотографии старшего ребенка, рассказать ему, чем он занимается, как учится, что любит, а старшему—рассказать, как младший ждет его, как нужна ему забота и помощь. Наконец, задачей психолога в детском доме должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками. Самосознание. Отношение к себе. Начиная с самого раннего возраста развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки) у воспитанников домов ребенка и детских домов не просто отстает, но имеет качественно иную форму, развивается по другому типу (39,46,47,48,64).
В сказке, рассказе, волшебной истории, рассказанной самим ребенком, персонажи проявляют свои феминные и маскулинные качества в рамках системы половых ролей, в свете которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности". Таким образом, рассматривая сказко-творчество ребенка, мы получаем возможность выявить признаки, по которым ребенок производит дифференциацию мужских и женских ролей. С помощью сказки можно выявить представления ребенка о типичных психологических, личностных свойствах, способностях и направленности интересов мужчин и женщин; то есть проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании и поведении определенную нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием. Приступая к коррекционной работе с ребенком, нужно задаваться целью показать ребенку иные способы разрешения внутренних и внешних конфликтов и затруднения; рассматривая вымысел как проявление психической энергии и принимая в нем участие, пытаться направить течение этой энергии в новые русла, ранее не используемые по каким-либо причинам.
Деятельность коррекционного центра направлена на реабилитацию детей раннего возраста (с рождения до 3 лет) с неврологическими отклонениями. Центр ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с неврологической патологией организуется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 г. Ярославля в тесном сотрудничестве с детской поликлиникой муниципального управления здравоохранения клинической больницы № 2. Создание Центра в общеобразовательном дошкольном учреждении, на наш взгляд, является наиболее перспективным направлением оказания помощи и поддержки семье и ребенку с неврологической патологией. Это обусловлено возможностью организации плавного перехода ребенка, воспитывающегося в семье, из программы коррекционно-развивающего воспитания и обучения в программу общеобразовательной группы этого же детского сада. Список литературы 1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений специальной коррекционной педагогики // Дефектология. 2002. №5 С. 15-21. 2. Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.
Сегодня 350 детей – инвалидов проживают в прекрасных условиях, отвечающих всем санитарно – гигиеническим нормативам. Новейшее реабилитационное оборудование, квалификация кадров, изучение и внедрение российского и международного опыта, позволяют осуществить комплексную реабилитацию воспитанников по индивидуальным программам. В доме – интернате разработана программа комплексного развития способностей личности для детей – инвалидов, применительно к нашим условиям и возможностям, состоящая из трех основных разделов: Лечебно – оздоровительного; Учебно – воспитательного, коррекционно – развивающего; Реабилитационно – трудового. Лечебно – оздоровительный блок включает в себя медикаментозное и немедикаментозное лечение. В Ояшинском доме – интернате основное значение в восстановительном процессе придается немедикаментозному лечению. Основными его методами являются: Лечебная физкультура с использованием разнообразных тренажеров для групповых и индивидуальных занятий. Тренажер «Гросса» для индивидуальных занятий детей с детским церебральным параличом, с помощью которого ребенок может выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты у детей для которых движения затруднены или невозможны.
![]() | 978 63 62 |