телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАТовары для дачи, сада и огорода -30% Канцтовары -30% Товары для спорта, туризма и активного отдыха -30%

все разделыраздел:Педагогика

Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв.

найти похожие
найти еще

Наклейки для поощрения "Смайлики 2".
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
19 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Введение Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной (согласно статье 1 Закона Российской федерации «Об образовании»). В связи с возрастающим значением образования в нашей стране особый интерес, с моей точки зрения, приобретает изучение социального портрета учителя. Учителя всегда играли огромную роль в жизни общества. Люди, которые учат нас с самого детства доброте, отзывчивости, раскрывают тайны окружающего мира, прокладывают дорогу в наше будущее, всегда будут будоражить человеческие сердца. В 2002 году проведена реформа образования. С новой силой возрос интерес к учительству. Это подтолкнуло меня к выбору темы научного исследования, целью которого было показать социальный портрет учителя второй половины Х1Х – начала ХХ века. При подготовке работы были проанализированы статистические сведения о возрастном, семейном положении учителя указанного исторического периода, его социальном происхождении и материальном обеспечении. При этом потребовалось ознакомиться с сочинениями известных русских педагогов В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, А.И. Масловского, П.Ф. Каптерева, изучить данные, содержащиеся в Статистическом временнике Российской империи, Статистическом обзоре начального образования в Пензенской губернии за 1913–1914 года, и других источниках. В настоящей работе сделана попытка исследования и обобщения исторического материала о становлении учительства в Мордовском крае (Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Тамбовской губерниях, Инсарском, Краснослободском, Наровчатском, Саранском, Темниковском, Алатырском, Ардатовском уездах). Хронологические рамки определены периодом со второй половины Х1Х века (с 1861 года) до начала ХХ века (до 1917 года). Это объясняется желанием подробнее узнать о процессе ликвидации неграмотности населения Мордовского края, последовавшего после отмены крепостного права, и начале становления народного просвещения в период, предшествовавший советскому строю. Именно в эти годы были проведены земельная, городская, военная, судебная реформы, реформа образования, которые способствовали развитию просвещения в крае. Основная часть В конце 60-х годов ХIХ века в России был крайне низкий уровень грамотности народа, что во многом объясняется существовавшим ранее крепостным правом. В Москве по переписи 1871 года неграмотных оказалось 55%. В губерниях их процент составлял 60–80%. К концу ХIХ века в России лишь четверть населения было грамотным. Во второй половине ХIХ века в России началась Эпоха Возрождения, давшая сильный толчок культурному развитию России. Все более широкие слои населения втягивались в рыночные отношения, это способствовало увеличению потребности людей в образовании. Промышленность, торговля предъявляло все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Положение улучшалось по мере развития земской школы, а с 80-х годов – сети церковно-приходских школ. Во второй половине ХIХ века обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья, в том числе марийцы, мордва, чуваши.

Надо заметить, что в Мордовском крае в конце Х1Х века доля поступлений от частных лиц была небольшой (в Инсарском уезде – около 5%, в Саранском – 00,1%). Обращает внимание статистика по Темниковскому уезду, где такие поступления составляли 22%. Это, вероятно, объясняется тем, что среди населения этого уезда большую долю составляли люди обеспеченные (священнослужители и мещане). В начале ХХ века появляются богатые спонсоры, которые вносят значительные сбережения для развития образования. В Краснослободском уезде таким человеком был купец Ненюков, в Ардатовском – майор Дуров. Изменение общественного сознания на протяжении указанного периода и экономического состояния народного образования повлияли и на социальный портрет учителя. К началу ХХ века обучение детей переходит в руки женщин. Если в 1894 году в Саранском уезде количество женщин в школах составляло 48,8%, то к 1914 году этот показатель составил 60,5. В земских школах преобладали учителя 21–30 лет (43% среди мужчин, 46% – среди женщин). Изменения возрастной группы учителей в начале ХХ века вызваны прежде всего экономическим фактором (повышением уровня заработной платы), желанием молодых людей реализовать себя на общественном поприще. Изменилось и семейное положение учителей. Например, в Симбирской губернии повысилось количество женатых мужчин. Если в 1880 году их было 41% от общего количества учителей, то к 1902–03 годам они составляли 47,8%. Однако надо отметить, что в уездах Мордовского края процент женатых мужчин был ниже общегубернского: в Алатырском уезде – 38,2%, в Ардатовском – 30,5%). Очевидно, это связано с тем, что процесс роста зарплаты учителей здесь шел медленнее. К началу ХХ века расширяется контингент сословий учителей. Сравнение данных по Симбирской губернии за 1902–03 годы с данными за 1880 год показывает, что в 3 раза снизился процент мужчин из духовного сословия. Священники и дьяконы постепенно вытесняются из народной школы. Учительство становится зародышем деревенской интеллигенции. Количество учителей из крестьян возросло более чем в 2 раза. Получили доступ в гимназии дети из крестьянских семей. Например, если в 1902–03 годах в Саранской женской гимназии девушки из крестьянских семей составляли 22%, то к 1916 году – уже 64%. На втором месте среди учителей были выходцы из купеческих семей. Их количество по сравнению с 1880 годом также увеличилось. В земских школах Симбирской губернии в 1902–03 годах они составляли 18,8% среди мужчин и 31,5% среди женщин (в 1880 году соответственно 4,5% и 23%). Вероятно, это объясняется тем, что учительство из побочного занятия превращалось в основной источник доходов, профессия учителя приобретала более почетное значение в обществе. В историческом музее Саранской гимназии №12 хранятся интересные документы о становлении образования Мордовского края. В 1812 году была открыта Пензенская женская гимназия. Среди учеников гимназии были выходцы разных сословий. В 1912 году эту гимназию с серебряной медалью закончила 16-летняя Мария Попова, дочь мещанского старосты г. Троицка Краснослободского уезда. В августе 1912 года она подала прошение инспектору народных училищ Краснослободского уезда Пензенской губернии: «имею честь покорнейше просить Вас, Ваше высокородие, не найдете ли вы возможность определить меня на должность учительницы в Краснослободский уезд».

Люди среднего возраста (30–50 лет) насчитывали в школах около 20%. Учителей старше 50 лет было мало (например, в Нижегородской губернии из 218 учителей только трое было старше 50 лет). В силу разных причин молодые люди в то время были главной опорой среди преподавательского состава. Во-первых, средняя продолжительность жизни людей была более низкой, чем в настоящее время. Во-вторых, многие женщины, выходя замуж, посвящали себя семье и уходили с преподавательской работы. Этим было вызвано то, что преподавательский контингент в большинстве своем представлял людей неженатых и незамужних. Интересно заметить, что основная масса неженатых учителей приходилась на возраст от 20 до 25 лет, а незамужних учительниц – до 20 лет и младше. В Пензенской губернии холостяков было 178 (65%), девиц – 43 (88%). Среди преподавателей было немало людей, состоящих в браке. Так, в Тамбовской губернии они составляли 42% от общего числа. В большинстве это были мужчины 20–25 лет (в Пензенской губернии они составляли 49% от общего количества женатых учителей). Небольшой процент приходился на вдовых учителей и учительниц (около 3%). Вот как характеризовал сельского учителя С.А. Рачинский: «Огромное большинство наших сельских учителей – люди молодые и холостые. Скудного их жалования едва хватает на их содержание, и о затратах на обзаведение хозяйства не может быть и речи». Обратимся к материальному положению учителей во второй половине Х1Х – начале ХХ века. В 1860–70 годах учитель трудился почти бесплатно. В то время учителями были в основном священнослужители. В Пензенских епархиальных ведомостях так говорилось о положении дел с оплатой учительского труда: «некоторые священники хлопочут о передаче школы в ведение Министерства народного просвещения, надеясь укрепить школу и самим получить определенное жалование. Всякий труд должен быть оплачиваемым. Вознаграждение за труды в школе должно быть постоянное, а не случайное». Содержание учителей находилось в ведении земских учреждений. В 1870-е годы начинается медленный рост вознаграждения учителей. Реальное годовое учительское жалование по России в 1880 году в среднем составляло 191 рубль в год. В большинстве уездов Мордовского края оно было примерно таким же (220 рублей в год). Наибольший размер жалования имели учителя Алатырского уезда (284 рубля в год), наименьший – учителя Темниковского уезда (133 рубля в год). Разница в размере заработной платы учителей в уездах края была обусловлена множеством причин. Одна из главных – в различном подходе к школьному делу уездного земства, городских властей и сельских обществ. Немалое значение имело и уровень экономического развития уезда. В начале ХХ века специальная министерская комиссия рассчитала сумму годовых затрат учителя начальной школы. Она составила 448 рублей. Но министерские чиновники не приняли во внимание расходы на одежду, обувь, лечение, самообразование. Сами народные учителя считали, что их зарплата должна быть не менее 600 руб. на одинокого и 1200 руб. – на семейного учителя. По данным Симбирской земской управы, за 1902–03 учебный год большинство учителей школ Алатырского и Ардатовского уездов не получали даже минимальной заработной платы.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения

Физическая культура и спорт во второй половине XIX начале XX в. Россия на рубеже 5060-х годов XIX века переживала кризис, охвативший социально-экономическую, политическую, военную сферы. Изъяны феодально-крепостнической системы обнажила Крымская война (18531856Pгг.). Поражение в Крымской войне усилило реформистские настроения, привело к росту оппозиционного движения. В этой обстановке правительство страны приняло решение о проведении важной реформы: 19 февраля 1861Pг. император Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». По всей Российской империи было освобождено 22,5Pмлн помещичьих крестьян. И хотя реформа имела ряд недостатков, она явилась шагом вперед в общественной жизни России. Создавались благоприятные предпосылки для развития капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и общественной жизни. Значительно увеличилось число рабочих, выросло городское население, изменился социальный облик и внешний вид городов

скачать реферат Предмет и методы истории экономических учений

Важнейшим вопросом, который в различной его трактовке русские экономисты обсуждали в течение многих десятилетий в дореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве общества и в связи с этим о судьбе капитализма в России, который в изменившихся политических условиях трансформировался в вопрос о социализме как о реальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальном переустройстве и судьбе капитализма никогда не укладывались в рамки расхождений между школами экономической науки, а затрагивали области социальной философии, истории, религии и в то же время существенным образом повлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах между русскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущих расхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и народников, с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложную палитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века. НЕ случайно лишь очень не многие русские экономисты обратили внимание на маржинализм и увидели в нем положительное явление, ещё меньше тех, кто воспринимал его как целостную теорию вне связи с марксистскими представлениями о ценности или образом будущей социалистической экономики.

Доска магнитно-маркерная, 90x120 см, алюминиевая рамка, полочка.
Доска магнитно-маркерная, размер 90x120 см. Картонная основа. Имеет универсальную поверхность, позволяющую наносить информацию
2380 руб
Раздел: Доски магнитно-маркерные
Умные кубики. Уши, лапы и хвосты. 50 игр для развития интеллекта.
IQ-кубики «Уши, лапы и хвосты» — это универсальный набор для развития дошкольника. Выполняя игровые задания, ребёнок учится
306 руб
Раздел: Развивающие игры с кубиками
Конструктор металлический для уроков труда №1, 206 элементов.
Конструктор раскрывает перед ребенком неограниченные возможности моделирования и создания множества своих собственных
313 руб
Раздел: Магнитные и металлические конструкторы
 Государство и эволюция

Этот процесс так до конца и не закончился к 1917 году, хотя, конечно, прогресс был достигнут громадный. Во второй половине XIX – начале XX века в России уже почти вставало на ноги то, что можно назвать гражданским обществом, – материально и социально автономная от государства, от бюрократии русская интеллигенция, "средний класс", предприниматели, оно объединило в себе лучших представителей дворянства, разночинцев, купечества. К сожалению, эта культурная пленка была слишком тонкой, она покрывала лишь незначительную часть социального ландшафта и легко была сорвана, не выдержав сверхнапряжения социальных конфликтов в начале XX века. Еще сложнее обстояло дело с собственно имущественными, прежде всего, конечно, земельными отношениями. В XVII веке характер земельных отношений в России устойчив, хотя и неэффективен. Их основа – поместная система[25], закрепощение всего населения государством, всеобщая обязанность службы: для дворян военной и чиновной, для крестьян – податной. Ростки частной собственности слабы и еле различимы, земли одновременно и царские, и дворянские, и крестьянские

скачать реферат Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии: исторический аспект

Во второй половине XIX — начале XX вв. наряду с историческим материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм, которые следует хотя бы вкратце рассмотреть особо. Биологический детерминизм К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и категории биологии. Появление биологического направления в социально-философском знании имело вполне определенные общенаучные и историко-философские предпосылки. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX в. в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии). Но дело не только в «триумфальном шествии» биологии. Это была своеобразная реакция на неудачи географизма: материализм в социологии не хотел мириться с этими неудачами и искал новые аргументы для доказательства материальной, натуралистической основы существования и развития общества.

 В мире античных свитков

Они как бы сливаются между собой, пока продвигающемуся шаг за шагом не блеснут первые лучи света из глубокого мрака. Именно это и произошло со мной». Работы Массмана получили мировую известность. Наиболее значительные находки античных восковых табличек относятся ко второй половине XIX началу XX века[26]. В конце XIXPв. голландец Ван Ассендельфт де Конинг подарил Лейденской библиотеке 7 табличек, составлявших целый полиптих. Их приобрел в 1881Pг. в Пальмире его брат, офицер голландского флота. Все они были исписаны с обеих сторон, кроме первой, внешняя сторона которой была совершенно гладкой (она играла роль современной обложки). Подобно большинству известных нам табличек, «Ассендельфтские таблички» были вырезаны из бука. Темный оттенок покрывавшего их воска, возможно, объясняется тем, что к нему добавлялась смола отчего процарапанные буквы становились более заметными. Форма табличек была почти квадратной 14,5‡12Pсм[27]. Оборот первой таблички содержит стих из поэмы Гесиода «Труды и дни». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами и без сомнения представляет собой пропись, оставленную в этой «школьной тетради» учителем это образцово выполненное упражнение в каллиграфии

скачать реферат Экологическое сознание и наука Нового времени

Это был первый "экологический кризис", который вызвал переход к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации. В результате осмысления этого кризиса во второй половине XIX начале ХХ в.в. в США складывается общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, получившая название американского инвайронментализма (от англ. e viro me окружающая среда), в которой в дальнейшем выделилось три течения: консервационизм, экологизм и биоцентризм. В центре ее внимания оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Эта ориентация проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, а также в социальных движениях за качество среды обитания. Инвайронментальный консервационизм Консервационистское крыло инвайронментального движения (Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), можно считать первым этапом альтернативной экоцентрической тенденции в развитии общественного экологического сознания. Консервационисты провозгласили лозунг: "Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период". Они призывали к необходимости реорганизации социальных институтов, чтобы можно было обеспечить рациональное природопользование и справедливое распределение природных ресурсов.

скачать реферат Внешняя политика России во второй половине XIX веке

По преимуществу практиковался прямой товарный обмен, в основном без использования денег и кредита. Россия, только вступавшая в стадию промышленного подъема, не могла использовать методы экономической экспансии, аналогичные западным. В России еще не было "тяжелой артиллерии" европейской буржуазии - дешевых промышленных товаров, поэтому баланс ее торговли с Китаем постоянно сводился со значительным пассивом. Особую роль в социально- экономическом развитии русского Дальнего Востока и в особенности Манчжурии сыграла КВЖД. Она служила важнейшим транспортным каналом не только для России и Китая, но и для других стран Дальнего Востока. В сфере сложившегося на ее основе хозяйственного комплекса начал формироваться рабочий класс, принявший впоследствии активное участие в революционной борьбе китайского народа. В целом экономические отношения России с Китаем на Дальнем Востоке во второй половине XIX- начале XX в. благотворно влияли на развитие как русского Дальнего Востока, так и Манчжурии. Рост товарообмена содействовал расширению контактов между государствами, сближению русского и китайского народов. Отношения России с Китаем на Дальнем Востоке, безусловно, осложнялись империалистическим характером политики царского правительства, своекорыстием косностью и ксенофобией цинских властей.

скачать реферат Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII – 30 –е гг. XX вв.)

Более глубокое изучение ментальных явлений обогатит историческую науку, даст новый толчок культурологическим исследованиям, позволит представить более полно историческую картину прошлого нашего региона, прогнозировать поведение социокультурных общностей Кубани и Кавказа в различных социально-политических ситуациях. Объектом исследования выступает сословная ментальность кубанского казачества в её эволюционном развитии (образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность индивида или группы, проявляющиеся в поведенческих шаблонах, устойчивых ценностных установках, деятельности, обычной жизни, традициях). Сословные особенности ментальности казачества способствовали сохранности казачьего социума во второй половине XIX – начале XX вв. в условиях превращения Кубани во внутреннею территорию Российской Империи; интенсивного развития капиталистических отношений; массового притока неказачьего населения в регион; "естественного" расказачивания. Предмет исследования – институты и механизмы, формирующие сословную ментальность кубанского казачества, обеспечивающие её воспроизводство и передачу через поколения (семья, система воспитания, образовательные учреждения, обычаи и правовые нормы).

скачать реферат Торгово-промышленное предпринимательство в Казанской губернии в XIX-начале XX вв.

Объектом исследования является история Казанской губернии во второй половине XIX начале ХХ вв. Предмет исследования – развитие торгово-промышленного предпринимательства губернии в изучаемый период. В связи с этим исследуются социальная, экономическая и общественно-политическая роль купцов-предпринимателей в жизни Казанской губернии; комплекс факторов, влиявших на направленность общественно-политической деятельности татарского купечества, специфические черты и особенности его участия в общественно-политической жизни региона. Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. Именно в конце XIX – начале XX века получили распространение многие из тех явлений экономической и политической жизни, которые с большими трудностями возрождаются теперь. Рубеж веков называют «золотым веком российского предпринимательства», в экономику России привлекались огромные иностранные инвестиции, создавались совместные предприятия, Россия занимала одно из первых мест в мире по объему промышленного производства, по его концентрации, по темпам железнодорожного строительства.

Ковш "Классика", 1 литр.
Ковш предназначен для приготовления пищи, долговечен и неприхотлив в эксплуатации. Изготавливается из нержавеющей (коррозионностойкой)
579 руб
Раздел: Ковши
Подгузники "Ушастый нянь", 4 Maxi (7-18 кг), 50 штук.
Детские одноразовые подгузники «Ушастый нянь» изготовлены из особо мягких и дышащих материалов, которые нежно контактируют с
626 руб
Раздел: Более 11 кг
Экологически безопасный стиральный порошок "Ondalind", без фосфатов, 1,8 кг.
Экологически безопасный гранулированный стиральный порошок, гипоаллергенный, без фосфатов, без хлора, без запаха. Инновационная технология
655 руб
Раздел: Стиральные порошки
скачать реферат Черногория в международных отношениях конца XIX - начала XX в

Хронологические рамки курсовой работы определяются периодом второй половины XIX – началом XX вв. Основное внимание в работе уделяется событиям начиная с вступления на престол преемника Петра II Негоша Данила Петрович до 1914 г., окончания Балканских войн и начало первой мировой войны. Источниковой основой работы стали документы, которые содержат материал, характеризующий позицию, занятую Европейскими государствами в связи с провозглашением 1852 г. Черногории княжеством и независимости. В частности это доклады К.В. Несельроде «По делам Черногории» предоставленные Николаю I, донесения Е.П. Ковалевского управляющему министерством иностранных дел Л.Г. Сенявину. Также были использованы хрестоматия по истории Нового времени и хрестоматия по истории международных отношений XVIII – начала XX вв., содержащие материал по вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики, культуры. Существенным источником по этому вопросу являются «Избранные воспоминания» С.Ю. Витте, в которых приводятся интересные факты и подробности, зафиксированные самим очевидцем событий того времени.

скачать реферат Япония во второй половине XIX - начале XX века

Реферат Япония во второй половине XIX - начале XX века 1. Эпоха Мейдзи. Гражданская война и ликвидация сёгуната В конце 60-х годов XIX века в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской историографии они получили наименование «Мейдзиисин», что переводится как реставрация монархии. Реставрация императорской власти как реальной и низложение сёгуната - это своего рода ключевые события в политической жизни страны, которые, с одной стороны, как бы венчали борьбу антисёгунских сил, а с другой - открывали путь, ведущий к глубоким социальным преобразованиям. Сёгунат - сложившаяся в XII-XIX вв. в Японии форма управления страной крупными феодалами, при которой император был лишен реальной власти. Движение за свержение сёгуната объединяло практически все слои японского общества: крестьянство, городскую бедноту, оппозиционно настроенное дворянство в лице, прежде всего, низшего самурайства, торгово-промышленную буржуазию. Широкий размах анти-сёгунского движения, несмотря на неоднородность состава его участников и наличие серьезных разногласий в руководстве, свидетельствовал о кризисе не только верхов, но и самого феодального строя.

скачать реферат Современные идеологические концепции и доктрины

Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности. 3. Консерватизм, неоконсерватизм Консерватизм (от лат. co servare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

скачать реферат Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков

О.И. Шафранова Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.] Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.

скачать реферат Историческая демография

Так большая семья поддерживалась помещиками. Крестьянские семьи строились в основном на полном подчинении женщины мужчине до середины XIX в. XIX в. — часты случаи выделения женатых сыновей. Повышается роль женщины. Участие женщины в отхожих промыслах составляет 18-35 %. Отмена крепостного права привела к значительному изменению в социальной жизни крестьянства. Движение населения в России во второй половине XIX — начале ХХ в. ИсточникиС 1858 г. на смену ревизиям приходят административно-полицейский учет населения, регистрация наличного населения в общероссийском аппарате учета. В 1859, 1863, 1867, 1870, 1885, 1896 гг. Помимо этого проводится текущий учет губернских статистических списков. Естественный и механический прирост. 28 января 1897 г. — проведена однодневная перепись населения — первая научно-организованная перепись в дореволюционной России. Население составило 125 635 тыс. чел. Вторая перепись населения была запланирована на декабрь 1913 г. Май-июнь 1916 г. — в 69 губерниях и областях России была проведена перепись населения (в основном в сельской местности), т.е. не учтены призванные в армию и многочисленное городское население. 1917 г. — последняя в дореволюционной России перепись населения. 5 мая 1917 г. — временное правительство принимает закон о переписи населения в течение лета 1917 г. эта перепись растянулась во времени и охватила не всю территорию страны.

Багетная рама "Nancy", 40х50 см (цвет - голубой+коричневый).
Багетные рамы предназначены для оформления картин на холсте, на картоне, а также вышивок и фотографий. Оформленное изделие всегда
791 руб
Раздел: Багетные рамы, для икон
Этикетки для одежды "Living", 4 формата.
У маленьких детей всегда так много маленьких вещей – курточки, носочки, штанишки, шапочки… И так просто что-нибудь перепутать в яслях,
364 руб
Раздел: Бейджи, держатели, этикетки
Набор цветных карандашей Trio, 12 цветов, утолщенные.
Набор цветных карандашей 12 цветов. Трехгранная форма карандаша предотвращает усталость детской руки при рисовании и позволяет привить
482 руб
Раздел: 7-12 цветов
скачать реферат История высшего образования в Украине

Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26 учительских семинарий и 6 учительских институтов. Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и др. Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно- украинских землях – Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и др.

скачать реферат Культура России второй половины 19 века

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер.

скачать реферат Специфика русской философской мысли

О развитии русской социально-философской мысли лучше всего могут сказать сами ее творцы. Ценнейшее свидетельство - статья С. Франка "Сущность и ведущие мотивы русской философии", напечатанная впервые в Германии в 1925 году. Изгнанный незадолго до этого из родной страны, Франк оставался русским мыслителем. Его до конца дней волновали судьбы русской философской мысли, он стремился раскрыть западному читателю совершенно не известную тому область духовной культуры - русскую философскую мысль, опровергнуть ложное мнение, будто философия в России - это копия классических философских систем: шеллингианства, гегельянства, кантианства. Конечно, идеи немецких и других западноевропейских философов были распространены в России. Но все же оригинальная, самобытная философия существовала в России, и ее высшее достижение относится ко второй половине XIX - началу XX века. Франк совершенно справедливо подчеркивает, что нельзя сводить философию лишь к науке, к научно-систематическому исследованию. Истина, замечает он, может быть постигнута совершенно необязательно в "логических связях и благообразной систематичности".

скачать реферат Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы)

С изменением общественно-политической ситуации в России в начале 90-х гг. XX в. появилась возможность объективно оценить вклад различных общественных сил в дело народного просвещения. В ряде исследований этого периода наметилась тенденция к переоценке социально-политического и духовного развития России во второй половине XIX – начале XX вв. Церковь стала рассматриваться как институт, способствовавший повышению культурного уровня населения, закладывавший нравственные основы развития личности и общества. Эти аспекты получили свое отражение в работах С. В. Римского , Е. Шестуна , а также в диссертациях Е. С. Введенского и др. Вместе с тем важно отметить и то обстоятельство, что появление и развитие начальной школы для русского крестьянства традиционно отечественными историками рассматривается как заслуга земства. И земская школа оценивается как наиболее успешная и эффективная форма образования для народа. Тема земства и его образовательной деятельности в постсоветский период получает второе дыхание. Помимо общих работ по истории земских школ (М. Ф. Соловьевой и др.) есть также немало работ, посвященных изучению земских школ в отдельных регионах.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.