![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Педагогика |
Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Физическая культура и спорт во второй половине XIX начале XX в. Россия на рубеже 5060-х годов XIX века переживала кризис, охвативший социально-экономическую, политическую, военную сферы. Изъяны феодально-крепостнической системы обнажила Крымская война (18531856Pгг.). Поражение в Крымской войне усилило реформистские настроения, привело к росту оппозиционного движения. В этой обстановке правительство страны приняло решение о проведении важной реформы: 19 февраля 1861Pг. император Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». По всей Российской империи было освобождено 22,5Pмлн помещичьих крестьян. И хотя реформа имела ряд недостатков, она явилась шагом вперед в общественной жизни России. Создавались благоприятные предпосылки для развития капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и общественной жизни. Значительно увеличилось число рабочих, выросло городское население, изменился социальный облик и внешний вид городов
Важнейшим вопросом, который в различной его трактовке русские экономисты обсуждали в течение многих десятилетий в дореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве общества и в связи с этим о судьбе капитализма в России, который в изменившихся политических условиях трансформировался в вопрос о социализме как о реальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальном переустройстве и судьбе капитализма никогда не укладывались в рамки расхождений между школами экономической науки, а затрагивали области социальной философии, истории, религии и в то же время существенным образом повлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах между русскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущих расхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и народников, с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложную палитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века. НЕ случайно лишь очень не многие русские экономисты обратили внимание на маржинализм и увидели в нем положительное явление, ещё меньше тех, кто воспринимал его как целостную теорию вне связи с марксистскими представлениями о ценности или образом будущей социалистической экономики.
Этот процесс так до конца и не закончился к 1917 году, хотя, конечно, прогресс был достигнут громадный. Во второй половине XIX – начале XX века в России уже почти вставало на ноги то, что можно назвать гражданским обществом, – материально и социально автономная от государства, от бюрократии русская интеллигенция, "средний класс", предприниматели, оно объединило в себе лучших представителей дворянства, разночинцев, купечества. К сожалению, эта культурная пленка была слишком тонкой, она покрывала лишь незначительную часть социального ландшафта и легко была сорвана, не выдержав сверхнапряжения социальных конфликтов в начале XX века. Еще сложнее обстояло дело с собственно имущественными, прежде всего, конечно, земельными отношениями. В XVII веке характер земельных отношений в России устойчив, хотя и неэффективен. Их основа – поместная система[25], закрепощение всего населения государством, всеобщая обязанность службы: для дворян военной и чиновной, для крестьян – податной. Ростки частной собственности слабы и еле различимы, земли одновременно и царские, и дворянские, и крестьянские
Во второй половине XIX — начале XX вв. наряду с историческим материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд новых социально-философских парадигм, которые следует хотя бы вкратце рассмотреть особо. Биологический детерминизм К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и категории биологии. Появление биологического направления в социально-философском знании имело вполне определенные общенаучные и историко-философские предпосылки. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX в. в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии). Но дело не только в «триумфальном шествии» биологии. Это была своеобразная реакция на неудачи географизма: материализм в социологии не хотел мириться с этими неудачами и искал новые аргументы для доказательства материальной, натуралистической основы существования и развития общества.
Они как бы сливаются между собой, пока продвигающемуся шаг за шагом не блеснут первые лучи света из глубокого мрака. Именно это и произошло со мной». Работы Массмана получили мировую известность. Наиболее значительные находки античных восковых табличек относятся ко второй половине XIX началу XX века[26]. В конце XIXPв. голландец Ван Ассендельфт де Конинг подарил Лейденской библиотеке 7 табличек, составлявших целый полиптих. Их приобрел в 1881Pг. в Пальмире его брат, офицер голландского флота. Все они были исписаны с обеих сторон, кроме первой, внешняя сторона которой была совершенно гладкой (она играла роль современной обложки). Подобно большинству известных нам табличек, «Ассендельфтские таблички» были вырезаны из бука. Темный оттенок покрывавшего их воска, возможно, объясняется тем, что к нему добавлялась смола отчего процарапанные буквы становились более заметными. Форма табличек была почти квадратной 14,5‡12Pсм[27]. Оборот первой таблички содержит стих из поэмы Гесиода «Труды и дни». Он тщательно выписан округлыми и ровными буквами и без сомнения представляет собой пропись, оставленную в этой «школьной тетради» учителем это образцово выполненное упражнение в каллиграфии
Это был первый "экологический кризис", который вызвал переход к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации. В результате осмысления этого кризиса во второй половине XIX начале ХХ в.в. в США складывается общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, получившая название американского инвайронментализма (от англ. e viro me окружающая среда), в которой в дальнейшем выделилось три течения: консервационизм, экологизм и биоцентризм. В центре ее внимания оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Эта ориентация проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, а также в социальных движениях за качество среды обитания. Инвайронментальный консервационизм Консервационистское крыло инвайронментального движения (Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), можно считать первым этапом альтернативной экоцентрической тенденции в развитии общественного экологического сознания. Консервационисты провозгласили лозунг: "Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период". Они призывали к необходимости реорганизации социальных институтов, чтобы можно было обеспечить рациональное природопользование и справедливое распределение природных ресурсов.
По преимуществу практиковался прямой товарный обмен, в основном без использования денег и кредита. Россия, только вступавшая в стадию промышленного подъема, не могла использовать методы экономической экспансии, аналогичные западным. В России еще не было "тяжелой артиллерии" европейской буржуазии - дешевых промышленных товаров, поэтому баланс ее торговли с Китаем постоянно сводился со значительным пассивом. Особую роль в социально- экономическом развитии русского Дальнего Востока и в особенности Манчжурии сыграла КВЖД. Она служила важнейшим транспортным каналом не только для России и Китая, но и для других стран Дальнего Востока. В сфере сложившегося на ее основе хозяйственного комплекса начал формироваться рабочий класс, принявший впоследствии активное участие в революционной борьбе китайского народа. В целом экономические отношения России с Китаем на Дальнем Востоке во второй половине XIX- начале XX в. благотворно влияли на развитие как русского Дальнего Востока, так и Манчжурии. Рост товарообмена содействовал расширению контактов между государствами, сближению русского и китайского народов. Отношения России с Китаем на Дальнем Востоке, безусловно, осложнялись империалистическим характером политики царского правительства, своекорыстием косностью и ксенофобией цинских властей.
Более глубокое изучение ментальных явлений обогатит историческую науку, даст новый толчок культурологическим исследованиям, позволит представить более полно историческую картину прошлого нашего региона, прогнозировать поведение социокультурных общностей Кубани и Кавказа в различных социально-политических ситуациях. Объектом исследования выступает сословная ментальность кубанского казачества в её эволюционном развитии (образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность индивида или группы, проявляющиеся в поведенческих шаблонах, устойчивых ценностных установках, деятельности, обычной жизни, традициях). Сословные особенности ментальности казачества способствовали сохранности казачьего социума во второй половине XIX – начале XX вв. в условиях превращения Кубани во внутреннею территорию Российской Империи; интенсивного развития капиталистических отношений; массового притока неказачьего населения в регион; "естественного" расказачивания. Предмет исследования – институты и механизмы, формирующие сословную ментальность кубанского казачества, обеспечивающие её воспроизводство и передачу через поколения (семья, система воспитания, образовательные учреждения, обычаи и правовые нормы).
Объектом исследования является история Казанской губернии во второй половине XIX начале ХХ вв. Предмет исследования – развитие торгово-промышленного предпринимательства губернии в изучаемый период. В связи с этим исследуются социальная, экономическая и общественно-политическая роль купцов-предпринимателей в жизни Казанской губернии; комплекс факторов, влиявших на направленность общественно-политической деятельности татарского купечества, специфические черты и особенности его участия в общественно-политической жизни региона. Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. Именно в конце XIX – начале XX века получили распространение многие из тех явлений экономической и политической жизни, которые с большими трудностями возрождаются теперь. Рубеж веков называют «золотым веком российского предпринимательства», в экономику России привлекались огромные иностранные инвестиции, создавались совместные предприятия, Россия занимала одно из первых мест в мире по объему промышленного производства, по его концентрации, по темпам железнодорожного строительства.
Хронологические рамки курсовой работы определяются периодом второй половины XIX – началом XX вв. Основное внимание в работе уделяется событиям начиная с вступления на престол преемника Петра II Негоша Данила Петрович до 1914 г., окончания Балканских войн и начало первой мировой войны. Источниковой основой работы стали документы, которые содержат материал, характеризующий позицию, занятую Европейскими государствами в связи с провозглашением 1852 г. Черногории княжеством и независимости. В частности это доклады К.В. Несельроде «По делам Черногории» предоставленные Николаю I, донесения Е.П. Ковалевского управляющему министерством иностранных дел Л.Г. Сенявину. Также были использованы хрестоматия по истории Нового времени и хрестоматия по истории международных отношений XVIII – начала XX вв., содержащие материал по вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики, культуры. Существенным источником по этому вопросу являются «Избранные воспоминания» С.Ю. Витте, в которых приводятся интересные факты и подробности, зафиксированные самим очевидцем событий того времени.
Реферат Япония во второй половине XIX - начале XX века 1. Эпоха Мейдзи. Гражданская война и ликвидация сёгуната В конце 60-х годов XIX века в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской историографии они получили наименование «Мейдзиисин», что переводится как реставрация монархии. Реставрация императорской власти как реальной и низложение сёгуната - это своего рода ключевые события в политической жизни страны, которые, с одной стороны, как бы венчали борьбу антисёгунских сил, а с другой - открывали путь, ведущий к глубоким социальным преобразованиям. Сёгунат - сложившаяся в XII-XIX вв. в Японии форма управления страной крупными феодалами, при которой император был лишен реальной власти. Движение за свержение сёгуната объединяло практически все слои японского общества: крестьянство, городскую бедноту, оппозиционно настроенное дворянство в лице, прежде всего, низшего самурайства, торгово-промышленную буржуазию. Широкий размах анти-сёгунского движения, несмотря на неоднородность состава его участников и наличие серьезных разногласий в руководстве, свидетельствовал о кризисе не только верхов, но и самого феодального строя.
Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности. 3. Консерватизм, неоконсерватизм Консерватизм (от лат. co servare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.
О.И. Шафранова Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. Русские православные монастыри играли значительную роль в социально-экономической и духовной жизни Российской империи. Согласно данным 1887 г. они содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети которых приходились на женские монастыри, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских не превышало 202. В эпоху Александра III (1881-1894) правительство стало поощрять учреждение церковно-приходских школ, женские монастыри стали центрами женского начального образования. При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.] Православные монастыри в регионе учреждаются по мере инкорпорации Северного Кавказа в социальную, политическую и экономическую систему России. Женские монастыри здесь стали играть ведущую роль в развитии хозяйственного освоения региона, ибо они содержали заводы, мельницы, земельные угодия, где занимались сельским хозяйством, школы, больницы, приюты.
Так большая семья поддерживалась помещиками. Крестьянские семьи строились в основном на полном подчинении женщины мужчине до середины XIX в. XIX в. — часты случаи выделения женатых сыновей. Повышается роль женщины. Участие женщины в отхожих промыслах составляет 18-35 %. Отмена крепостного права привела к значительному изменению в социальной жизни крестьянства. Движение населения в России во второй половине XIX — начале ХХ в. ИсточникиС 1858 г. на смену ревизиям приходят административно-полицейский учет населения, регистрация наличного населения в общероссийском аппарате учета. В 1859, 1863, 1867, 1870, 1885, 1896 гг. Помимо этого проводится текущий учет губернских статистических списков. Естественный и механический прирост. 28 января 1897 г. — проведена однодневная перепись населения — первая научно-организованная перепись в дореволюционной России. Население составило 125 635 тыс. чел. Вторая перепись населения была запланирована на декабрь 1913 г. Май-июнь 1916 г. — в 69 губерниях и областях России была проведена перепись населения (в основном в сельской местности), т.е. не учтены призванные в армию и многочисленное городское население. 1917 г. — последняя в дореволюционной России перепись населения. 5 мая 1917 г. — временное правительство принимает закон о переписи населения в течение лета 1917 г. эта перепись растянулась во времени и охватила не всю территорию страны.
Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26 учительских семинарий и 6 учительских институтов. Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и др. Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно- украинских землях – Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и др.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер.
О развитии русской социально-философской мысли лучше всего могут сказать сами ее творцы. Ценнейшее свидетельство - статья С. Франка "Сущность и ведущие мотивы русской философии", напечатанная впервые в Германии в 1925 году. Изгнанный незадолго до этого из родной страны, Франк оставался русским мыслителем. Его до конца дней волновали судьбы русской философской мысли, он стремился раскрыть западному читателю совершенно не известную тому область духовной культуры - русскую философскую мысль, опровергнуть ложное мнение, будто философия в России - это копия классических философских систем: шеллингианства, гегельянства, кантианства. Конечно, идеи немецких и других западноевропейских философов были распространены в России. Но все же оригинальная, самобытная философия существовала в России, и ее высшее достижение относится ко второй половине XIX - началу XX века. Франк совершенно справедливо подчеркивает, что нельзя сводить философию лишь к науке, к научно-систематическому исследованию. Истина, замечает он, может быть постигнута совершенно необязательно в "логических связях и благообразной систематичности".
С изменением общественно-политической ситуации в России в начале 90-х гг. XX в. появилась возможность объективно оценить вклад различных общественных сил в дело народного просвещения. В ряде исследований этого периода наметилась тенденция к переоценке социально-политического и духовного развития России во второй половине XIX – начале XX вв. Церковь стала рассматриваться как институт, способствовавший повышению культурного уровня населения, закладывавший нравственные основы развития личности и общества. Эти аспекты получили свое отражение в работах С. В. Римского , Е. Шестуна , а также в диссертациях Е. С. Введенского и др. Вместе с тем важно отметить и то обстоятельство, что появление и развитие начальной школы для русского крестьянства традиционно отечественными историками рассматривается как заслуга земства. И земская школа оценивается как наиболее успешная и эффективная форма образования для народа. Тема земства и его образовательной деятельности в постсоветский период получает второе дыхание. Помимо общих работ по истории земских школ (М. Ф. Соловьевой и др.) есть также немало работ, посвященных изучению земских школ в отдельных регионах.
![]() | 978 63 62 |