![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Психология, Общение, Человек |
Методы психодиагностики познавательных процессов студентов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,1988. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1992. 8. Ждан А. Н. История психологии. М., 1985. 9. Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.,1984. 10. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. 11. Немов Р. С. Психология. М., 1995. 12. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. 13. Общая психология: Курс лекций. М., 1995. 14. Петровский А. В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967. 15. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. 16. Психодиагностические методы. Л., 1976. 17. Психология управления. М., 1982. 18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 19. Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2-х т. М., 1985. Т. П. 20. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. 21. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. Раздел II. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных)
Содержание № стр. Введение 2 1. Анализ и общая часть. 4 1.1. Учение, как самоуправляющий процесс активизации 4 деятельности. 1.2. Дидактические основы активизации учения школьников. 6 Анализ методов и условий активизации познавательной 1.3. деятельности на уроках биологии. 9 Влияние использования методов активизации познавательного процесса на результат. 1.4. 17 Противоречия, возникшие в процессе реализации проекта. 1.5. 18 2. Проектная часть. 18 3. Заключение. 20 План внедрения на 2000-2002 г.г. 20 4. Список литературы. 22 Введение Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно- преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы: Pмотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); Pчеткая постановка познавательных задач; Pвладение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; Pчеткое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; Pпредоставление консультационной помощи студенту; Pчеткие критерии оценки, отчетности и т.Pд.; Pиспользование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т.Pд.). Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов: 1)Pрепродуктивный (тренировочный)P тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.Pд Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ закрепление знаний, формирование умений, навыков; 2)Pреконструктивный в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование
Для извлечения же информации необходимо «ушко», или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год – и сразу в сознании всплыли представления о елке, Снегурочке с Дедом Морозом Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам.
Гуманизация образования, в основе которой лежит личностно-ориентированное развивающее обучение, неразрывно связанное с воспитанием, является тем всеобъемлющим процессом, который, пронизывая все стороны жизни студента, будет способствовать гармоничному развитию его личности. Воспитательные методы реализуются в процессе педагогического общения, активных методов обучения (семинары-дискуссии, контекстное обучение, проблемное обучение и др.), побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочные решения. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов. В заключение представляется целесообразным уточнить ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов: ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности; демократизм и толерантность; сочетание космизма и национальной идеи; раскрытие сущностных креативных способностей личности; региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в "обустройстве" малой родины. 7
В настоящее время позиция наивного реализма является достоянием истории гносеологии. Почти все ее утверждения оказались ошибочными, что стало особенно очевидным в XX столетии, в ходе бурного развития экспериментальных физиологических, психологических и социокультурных методов исследования познавательного процесса. Еа теоретические недостатки были вскрыты еще Беркли, Юмом и Кантом, а фактически — еще элеатами и Платоном, если вспомнить их противопоставление мира знаний, основанного на разуме, миру мнений, основанному на чувственном опьпе. Однако общая реалистическая установка, признающая в качестве источника наших знаний существование объективного мира, продолжает отстаиваться в XX столетии многими философскими направлениями. Так, в позиции научного реализма (У. Селларс, X. Патнэм, Дж. Смарт, Дж. Марголис и др.) причиной возникновения знаний в голове человека, в том числе и знаний научно-теоретического характера, признается воздействие внешнего мира Он первичен по отношению к любым продуктам человеческой практической и познавательной деятельности.
Целью исследования в области ЭУП является создание электронных учебных курсов и их взаимосвязанных конгломератов. В самом общем случае ЭУП – это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процесса обучения . ЭУП имеют много разнообразных форм. Они отличаются друг от друга дидактической направленностью, степенью эффективности, и массой технических характеристик. ЭУП в идеале должны покрывать всю учебную программу. ЭУП благодаря наличию интерактивного взаимодействия позволяют повысить роль и эффективность самообучения, расширить диапазон направлений поиска новых знаний. При проектировании ЭУП необходимо определить: как излагать материал; как контролировать полученные знания; методику использования ЭУП. Преимущества мультимедиа ЭУП: Наличие системы управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации учебного материала, средства проверки знаний, обратную связь и т.п.; Методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы – гипертекст, гипермедиа; Графические средства, обеспечивающие высокий уровень наглядности.
Отсюда следует вывод, что наличие интереса субъекта к музыкально-педагогической деятельности выступает показателем сформированности мотивов этой деятельности. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущего учителя начальных классов – это двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает развитие личностно смыслового познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного отношения студентов к собственной музыкальной деятельности. На втором, высшем уровне, ставится задача формирования будущим учителем мотивов музыкальной деятельности у младших школьников. Важнейшим фактором формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности студентов выступает организация педагогической работы в этом направлении. Практика показывает, что доминирующим направлением в учебном процессе педвуза, педколледжа остается предметно-познавательный подход к музыкальным занятиям, в большинстве случаев основанный на “информационном”, монологическом методе работы преподавателя со студентами. Это препятствует развитию музыкально-творческих способностей будущего учителя, дает минимальную возможность для художественного общения. Организация учебных занятий как совместной творческой деятельности преподавателя и студентов, в ходе которой учитываются и реализуются музыкальные интересы каждой личности, выступает педагогическим условием эффективного формирования мотивов музыкально-педагогической деятельности.
Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь, культура педагогического мышления, основанного на глобальном теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидение результатов деятельности. Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружено отсутствие активных методов развития их профессионального мышления. Поэтому перед нами возникла задача разработать практикум по психологии обучения, так чтобы он отвечал требованиям активных методов. Для этого изучили понятие, выявили принципы активных методов обучения. Опираясь на эти знания, мы создали видеопрактикум. Апробация и внедрение нашей работы осуществлялась на кафедре психологии НТГПИ, где было подтверждено то, что видеопрактикум действительно является активным методом формирования профессионального мышления студентов, т.к. целенаправленно активизирует их учебно- познавательную деятельность.
При обучении студентов разработке содержания внеурочного мероприятия по математике методисты рекомендуют студентам активно использовать свои знания и опыт по развитию познавательной активности учащихся, приобретенный на занятиях по психолого-педагогическими дисциплинам. Курс: Знания и умения: Психология человека знания о протекании познавательных процессов у человека, качествах личности учащегося; Возрастная психология Знания о специфике учебно-познавательной деятельности в подростковом возрасте; Социальная психология Умения по созданию благоприятных условий для развития группы, формированию коммуникативных умений учащихся; Педагогическая психология знания методов управления познавательной активностью учащихся; Теоретические основы педагогики знания методов воздействия на познавательную активность учащихся; Технология организаторской деятельности знания методов организации игровой деятельности; Теории и технологии обучения знания методов контроля за деятельностью учащихся, умения по проведению самоанализа своей деятельности; Теория и техника воспитания знания возможностей занятия для индивидуальной работы с учащимися; Педагогическое мастерство знания приемов стимулирования личной активности учащихся.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов. Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. 2 Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов Таблица 2.1 - Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема Содержание Виды занятий кол-во, час Формы и методы контроля 4.1 Расчет заземляющего устройства в MCad индивидуальные задания 2 отчет 4.1 Расчет молниезащиты в MCad индивидуальные задания 2 отчет 4.2 Создание презентации «Моя будущая профессия – лучше всех в БПТ» создание презентации 2 конкурс презентаций 4.3 Создание Интернет-странички «Моя группа» создание Интернет-странички 4 конкурс Интернет-страничек 4.4 Вычерчивание однолинейной схемы электроснабжения для курсового проекта «Электроснабжение отрасли» индивидуальные задания 4 отчет Всего: 14 3 Требования к оформлению отчетаОтчет по самостоятельной внеаудиторной работе представляется в электронном варианте на любом информационном носителе, а так же в распечатанном виде на листах формата А4.
В дистанционных технологиях обучения имеется большой арсенал средств (в том числе технических), позволяющих активизировать познавательную деятельность школьников. В этой связи возрастает роль преподавателя как организатора и координатора управления познавательной активностью студентов. В условиях среднего общего образования с целью развития алгоритмической культуры школьников могут использоваться различные технологии дистанционного обучения, такие, как кейс-технология, видео-технология, I er e -технология, технология глоссарного обучения и др. Алгоритмическая культура учащегося должна содержать следующие компоненты: понимание сущности алгоритма и его свойств; понимание сущности языка как средства для записи алгоритма; владение приёмами и средствами для записи алгоритмов; понимание алгоритмического характера методов математики и их приложений; владение алгоритмами школьного курса математики; понимание элементарных основ программирования на компьютере 7. Формирование у учащихся алгоритмической культуры в процессе изучения базового курса информатики раскрывает единую алгоритмическую сущность информационных процессов различного рода.
Тем не менее, не до конца изученными на сегодня являются формы, виды и методы развития эмоциональной культуры будущего психолога. Важным и фактически единственным условием восприятия и осмысления общекультурных ценностей остается специально организованная учебная деятельность. Поэтому в процессе обучения студентов –психологов огромное внимание должно быть уделено развитию эмоциональной стойкости будущих профессионалов. Познание эмоциональной сферы человека, не смотря на свою продолжительную историю, имеет еще много нерешенных задач. Это связано с тем, что эмоции, будучи самостоятельным явлением психики, очень тесно переплетаются с другими ее проявлениями. Интегрируясь с познавательными процессами и личностными качествами, они образовывают единство интеллектуального, креативного и эмоционального. Результатом таких образований является возникновение, функционирование и закрепление большого количества личностных качеств как стойких образований в поведении и деятельности. Можно сделать вывод - успешность, эффективность, производительность психологической деятельности обеспечивают те личностные качества, которые осознаются как неопровержимые ценности.
Актуальность данной работы представляется в том, что вопросы теории учебной игры учебной игровой деятельности освещаются в методической литературе недостаточно. Нет глубоких исследований игры как средства обучения и использования её в высшем образовании и школе. Следует отметить и отсутствие теоретически и методически хорошо разработанного способа организации познавательной деятельности студентов в форме игры, что тормозит её использование в учебном процессе. Следует обратить внимание и на отсутствие исследований, раскрывающих характер влияния игры на интеллектуальную деятельность учащихся. Изучение учебной игры как средства формирования и развития интеллектуальных умений у обучаемых позволит выработать основные требования к игре как методу, приёму, средству обучения и тем самым повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Целью данной работы является исследование методической концепции А.А.Деркача, согласно которой в процессе преподавания иностранного языка в ВУЗе учебная игровая деятельность студентов может рассматриваться как одно из средств формирования интеллектуальной иноязычной активности обучаемых в общем контексте оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и воспитания является правильная оценка его результатов, определение того, что и насколько действительно изменилось у ребенка под влиянием применяемых методов, содержания и средств обучения и воспитания. Это связано с той областью психолого-педагогических исследований, которая касается психодиагностики. Особую область исследований в педагогической психологии составляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общими н специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их личном примере могли развиваться как личности дети. Еще одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы разрабатывать научные основы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по наиболее перспективным направлениям науки и практики. Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обучения, исследует формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития.
Необходимо учитывать и то, что на качестве подготовки будущих специалистов сказывается недооценка ими необходимости личной самоорганизации, ритмичности работы в течение всего учебного года, стремление к творческому освоению знаний, покурсовая динамика-развития самостоятельности студента как субъекта образования. Стиль, методы и факторы организации научнопедагогического процесса должны «работать» на формирование у каждого студента самостоятельности как важнейшего принципа его жизнедеятельности, фактора развития от курса к курсу его учебно-познавательной активности. Всеохватывающая компьютеризация, высокий уровень материальнотехнического оснащения учебного процесса вне самостоятельности как важнейшего личностного качества сами по себе не способны активизировать познавательную активность студентов. Опыт работы лучших кафедральных коллективов воронежских вузов убеждает в этом. Переходные процессы, смена координат социально-экономического, политического и социокультурного развития не могут не влиять на умонастроения студенчества, его отношения к политике, к участию молодых людей в общественнополитической деятельности.
Содержание Введение Глава 1. Познавательная деятельность в процессе обучения. 1.1 Мотивационный аспект познавательной деятельности 1.2. Внимание как условие познавательной активности 1.3. Воображение в структуре познавательной деятельности. 1.4. Активность в стимулировании учебной деятельности. Глава 2. Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся 2.1. Сущность проблемного обучения 2.2. Проблемная лекция и способы организации решения проблемы 2.2. Семинарское занятие в проблемном обучении. Глава 3. Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях 3.1. Задачи и задания 3.2. Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов 3.3. Приемы активизации 3.4. Технические средства обучения Заключение Библиография ВведениеСреди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной. Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов.
Метод заключается в механическом заучивании какой-нибудь группы символов, которые должны быть твёрдо навсегда удержаны в памяти. Затем то, что должно быть заучено, связывается путём нарочно придуманных ассоциаций с некоторыми из заученных символов, и эта связь впоследствии облегчает припоминание (цифровой алфавит, цепной метод, метод «мест», метод парных ассоциаций). Психологические исследования со всей четкостью указывают на то, что механическое заучивание у детей, так же как и у взрослых, даёт меньший эффект, чем осмысленное запоминание. Для развития памяти у детей удобно использовать методы рифм и ритма («Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять»). Взрослые чаще пользуются методом группировки (аналитический склад ума) и методом ассоциаций (творческие личности). Для анализа познавательного процесса можно использовать методику, разработанную на основе изучения педагогических ситуаций. Активными участниками таких ситуаций являются и студенты педагогических учебных заведений. Эти люди должны обладать и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит её успешность.
![]() | 978 63 62 |