телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАКрасота и здоровье -30% Электроника, оргтехника -30% Всё для хобби -30%

все разделыраздел:Педагогика

Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

найти похожие
найти еще

Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Наклейки для поощрения "Смайлики 2".
Набор для поощрения на самоклеящейся бумаге. Формат 95х160 мм.
19 руб
Раздел: Наклейки для оценивания, поощрения
Совок большой.
Длина 21,5 см. Расцветка в ассортименте, без возможности выбора.
21 руб
Раздел: Совки
Цель данного исследования – изучение системы логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Задачи: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблемам онтогенетического и дизонтогенетического развития речи. 2. Выявить особенности лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровня). 3. Систематизировать задания и упражнения, направленные на формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР и проверить эффективность их использования в логопедической работе. Гипотезой данного исследования является предположение о том, что использование специальных заданий и упражнений, направленных на совершенстовование количественных и качественных характеристик словарного запаса старших дошкольников с ОНР, обеспечит формирование лексико-семантической стороны их речи. Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. База исследования: ДОУ «Огонек» пос. Тума Рязанской области. Глава 1 Теоретические аспекты проблемы общего недоразвития речи 1.1 Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний. Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям, общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействиях. Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы. Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и патогенезу изменения центральной нервной системы, возникшие в период родов.

Так обстоит дело с употреблением в речи имен существительных и глаголов, которые составляют наибольшую часть речевого запаса. Что касается имен прилагательных, то из их числа употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов (сладкий, теплый, твердый, легкий и др.). Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка, Колин портфель). На этой стадии развития речи сравнительно благополучно обстоит дело с употреблением местоимений различных разрядов, но речь очень обедняется из-за редкого употребления наречий, хотя многие из них детям знакомы. Учащиеся на этой ступени речевого развития довольно часто пользуются простыми предлогами, особенно для выражения пространственных отношений (в, к, на, под, за, из и др.), но и здесь допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться, заменяться и т. д. Один и тот же предлог при выражении различных отношений может опускаться или заменяться («положить в шкаф», но «играть городки»). Это указывает на неполную сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов. Можно отметить, что на этой стадии уже возникает потребность в употреблении предлогов, поэтому дети часто предпринимают упорные поиски правильного применения того или другого из них («Я взял книжку у . в . из шкафа»). Характерно, что с помощью предлогов дети стараются выразить главным образом пространственные отношения. Всякие другие отношения (временные, причинные, сопроводительные, разделительные) с помощью предлогов выражаются значительно реже. Особенно редко используются предлоги, выражающие не только отношения, ной обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Из них более часто употребляется предлог около (около дома, около школы), значения других мало знакомы детям. Бедный запас слов, выражающих оттенки значений, характеризует речь детей на этой стадии ее развития. Эта бедность частично обусловливается неумением различить и выделить общность корневых значений. Отмечается довольно большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях. К числу таких ошибок могут быть отнесены: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского рода («висит ореха. одна ореха. орех. одна орехня»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто — «копыта», корыто — «корыта», зеркало — «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), неправильное соотнесение существительных и местоимений («солнце низко, он греет плохо»), ошибочные ударения в слове («с пола, по стволу»), неразличение вида глаголов («сели, пока не перестал дождь», вместо сидели), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет дров», «для стенгазета»), неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода («небо синяя», «солнце огненная»).

М., 1975,с. 71-80. 27. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. М., 2002. 28. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). М., 1985. 29.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2004 30. Жукова И. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М., 1994. 31. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1994. 32.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1999. 33.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1995. 34.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 35.Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте //Дошкольное воспитание. – 1973. - №3. 36. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 1978. 37.Игнатьева С. А. Социально-логопедический аспект семейного воспитания и обучения детей с наследственными и приобретенными дефектами // Основы региональной модели социального обслуживания семей, имеющих детей с наследственными и приобретенными дефектами: Научно-методическое пособие. — Курск: КГМУ, 1999. — С. 79-124. 38. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985 39.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 2002. 40.Лалаева Р.И., Серебрякова М.В. Коррекция ОНР у дошкольников. СПб., 2001 41. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968 Лопатина Л.В., Серебрякова М.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольн. СПб., 2001 42. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1999. 43. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992 44. Морозова Т.Н. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология. — 1990. — № 5. — С. 59-66. 45. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. СПб., 2001. 46. Основы теории и практики логопедии.//Под ред. Левиной Р.Е. М., 2001. 47. Поваляева М.А., Беденко Г.В. и др. Педагогическая диагностика коррекция речи.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Справочник логопеда

Она изменяется в зависимости от возраста, в силу возникновения потребности решения тех или иных задач у ребенка. В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. На третьем году жизни возникает эмоционально-практическая форма общения. Обычно от сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основными средствами общения являются экспрессивно-мимические. По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи. Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, развивается внутренняя или монологическая речь, повышается уровень интеллектуальной деятельности. Исследование уровня коммуникативной речи можно исследовать при наблюдении за свободным общением детей между собой

скачать реферат Дефектология

Поданным клинических, педагогических и психологическихисследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер,К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкойпсихического развития, составляющие около 5о%неуспевающих учеников с большим трудом осваиваютшкольную программу. Особые трудности у них возникают , в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности кшкольному обучениюК тому же особенности психического и моторного развитиядетей с задержкой психического развития не могут несказаться на формирование такой сложной функции, какойявляется речевая функция.Данная дипломная работа ставит перед собой следующуюцель:1.Изучить особенности речевой деятельности детей сзадержкой психического развития. 2.Исследовать особенности нарушения фонематических функций.Для достижения этой цели в дипломной работе решаютсяследующие задачи:1.Изучить психолого-педагогическую и методическуюлитературу по проблеме развития речи у детей.2.Обследовать речь детей с задержкой психическогоразвития и выявить уровни речевого развития3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы общего недоразвития речи и задержки психического развития. 4. Теоретическое обоснование и создания методики изучения фонематической стороны речи дошкольников собщим недоразвитием речи и задержкой психическогоразвития. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Мы поставили перед собой задачу изучить особенностиречевого развития у детей старшего дошкольного возраста сзадержкой психического развития (ЗПР).

Карандаши цветные "Lyra Groove", 10 цветов.
Карандаши с эргономичным захватом по всей длине, с европодвесом. Идеальные для раннего развития ребенка. Диаметр грифеля 4,25 мм!
879 руб
Раздел: 7-12 цветов
Настольная игра "Скоростные цвета".
Вдохните жизнь в чёрно-белые картинки! Бросьте взгляд на цветную версию, переверните карту и постарайтесь раскрасить её точно так же... и
1085 руб
Раздел: Внимание, память, логика
Карандаши цветные, 24 цвета.
Цветные карандаши в картонной коробке. Прочный грифель. Яркие цвета. Мягкое письмо и ровное закрашивание. Материал корпуса: дерево. Форма
357 руб
Раздел: 13-24 цвета
 Справочник логопеда

Обращенную к ним речь понимают и осмысливают. На этом уровне речь практически соответствует норме. Отмечаются трудности в понимании слов, изменении приставки или суффикса, обозначающих временные, причинно-следственные, пространственные отношения. При достижении школьного возраста данные дефекты становятся заметнее и мешают образовательному процессу. При сравнении задержки речевого развития и общего недоразвития речи между собой хорошо видны их различия. При общем недоразвитии речи в анамнезе отмечаются различные неблагоприятные воздействия, вызывающие грубую патологию центральной нервной системы (инфекции, интоксикации, токсикозы, родовая травма, асфиксия, нейроинфекция). Нарушения со стороны нервной системы носят обратимый характер, иногда не выявляются совсем. При задержке речевого развития в анамнезе наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве, воздействие неблагоприятной речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения. При общем недоразвитии речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов, а при задержке речевого развития психическое развитие протекает более благополучно, чем речевое

скачать реферат Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

База исследования: МДОУ д/с №25 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании участвовало 10 детей шестого года жизни с ОНР III уровня (5 мальчиков и 5 девочек). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр-драматизаций в развитии диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей логопедических групп и логопедов по развитию диалогической речи детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников), приложений. 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л.С. Волкова , Р.Е. Левина , Н.С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.

 Справочник логопеда

Все вышеперечисленное учитывается при работе с детьми с нарушенным фонетико-фонематическим развитием, а также проводятся систематические занятия по нормализации фонематического восприятия, созданию морфологических обобщений и устранению дисграфии. Логопедическая помощь детям, имеющим общее недоразвитие речи, заключается в развитии у пациентов полноценной фонетики, фонематических представлений, формировании морфологических и синтаксических ассоциаций и обобщений, связной разговорной речи. Эти методики используются в специализированных школах для детей с тяжелыми дефектами речи. Отечественными логопедами разработан ряд приемов для устранения ринолалии. Это методики А.PГ.PИпполитовой, З.PА.PРепина, И.PИ.PЕрмакова, Г.PВ.PЧиркина, Т.PВ.PВолосовец. Система А.PГ.PИпполитовой. Использование ее имеет высокую результативность при работе с детьми, у которых отсутствуют отклонения в фонематическом развитии. При использовании этой системы впервые было предложено проводить занятия до оперативной хирургической коррекции дефекта

скачать реферат Трудности логопедической работы

Введение Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизменения существительных у дошкольников с системным нарушением речи. Под общим недоразвитием речи понимают такую форму речевого нарушения у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Определение направления и форм коррекционного воздействия на любом этапе логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит от решения вопроса о своеобразии структуры нарушения и симптоматики речевого недоразвития. При разработке теоретических аспектов логопедии как раздела коррекционной педагогики, определяющей содержание, направления и формы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений было сформулировано два классификационных подхода: клинико-педагогический и психолого-педагогический.

скачать реферат Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей-логопатов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов» СОДЕРЖАНИЕВведение Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи 1.1 Развитие произвольного поведения у детей 1.2 Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста 1.3 Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи 1.4 Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением 2.1 Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников 2.2 Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи 3.1 Организационные аспекты исследования 3.2 Констатирующий эксперимент Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.

скачать реферат Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.

скачать реферат Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи». Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей. Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский , З.М. Истомина ), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

Деревянная рамка для картин, белая с золотом, 40x50 см.
Деревянная багетная рамка прекрасно дополнит любую картину, придаст ей законченный вид. Утонченная, изящная рамка, выполненная в
1078 руб
Раздел: Размер 40x50
Набор детской посуды "Корова", 3 предмета.
Набор посуды для детей включает в себя три предмета: суповую тарелку, обеденную тарелку и кружку. Набор упакован в красочную, подарочную
363 руб
Раздел: Наборы для кормления
Мозаика, 654 элемента.
Магнитная мозаика - это набор простейших геометрических фигур разных цветов, который позволяет детям создавать чудесные образы. Ваш
845 руб
Раздел: Магнитная
скачать реферат Дефектология

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников. 1.4 Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 1.5Связьречисдеятельностью детей. 2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой психическогоразвития. 2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического развития. 2.2. Особенности грамматического строя. 2.3 Особенности синтаксической структуры предложения. 2.4 2.5 Особенности формирования речевого высказывания у детей с задержкой психического развития. ВЫВОДЫ 3) Организация исследования 3.1.Симптоматика и механизмы нарушения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи. 32 3.2.Симптоматика и механизмы нарушения стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. 3.3 Цели, задачи и организация исследований. 3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп 3.5 Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимент. 3.6 Особенности нарушения фонематических функций у детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.

скачать реферат Дефектология

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников. 1.4 Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 1.5Связьречисдеятельностью детей. 2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой психическогоразвития. 2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического развития. 2.2. Особенности грамматического строя. 2.3 Особенности синтаксической структуры предложения. 2.4 Особенности формирования речевого высказывания у детей с задержкой психического развития. ВЫВОДЫ 3) Организация исследования 3.1.Симптоматика и механизмы нарушения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи. 32 3.2.Симптоматика и механизмы нарушения стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. 3.3 Цели, задачи и организация исследований. 3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп 3.5 Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимент. 3.6 Особенности нарушения фонематических функций у детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.

скачать реферат Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни

Экспериментальное исследование, выполненное О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, показало, что работа над смысловой стороной слова благодаря развитию умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания способствует совершенствованию связной речи детей как в отношении качеств связной речи (в частности, ее плавности, преодоления пауз), так и в отношении ее образности и выразительности. Е.М. Струнина доказывает, что раскрытие многозначности слов важно и для развития связной речи, умения сознательно выбирать наиболее точные и подходящие слова. Правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. Автор отмечает, что для построения связного монологического высказывания большое значение имеют произвольность, преднамеренность использования средств языка, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, которые служат наиболее точной передаче замысла говорящего. В работе большое значение придается речевым ситуациям, так как они важны для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. Таким образом, Е.М. Струнина и О.С. Ушакова доказали, что специально организованная лексическая работа, в которой большое внимание уделяется формированию различных операций со словом, семантических сопоставлений, оценки, отбора слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников. А.И. Лаврентьева, изучая проблему развития семантической стороны речи старших дошкольников, пришла к выводу, что при порождении высказывания точность словоупотребления и разнообразие лексического наполнения текста обеспечивает работа над содержательной стороной речи, которая предполагает организацию освоения композиционной структуры высказывания во взаимодействии с развитием лексико-семантической системы у ребенка.

скачать реферат Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо . 1.3 Особенности связной речи детей с ОНР Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Р.ЕЛевина) . Е.Г Корицкая и ТА. Шимкович, указывая на значительные трудности детей с общим недоразвитием речи в овладении последовательным, развернутым рассказыванием, отмечают, что эти трудности значительно увеличиваются по мере возрастания самостоятельной речи и при отсутствии опоры на заданный сюжет.

скачать реферат Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических конструкций. Отечественные и зарубежные лингвисты отводят семантическому компоненту главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, и др.). Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской речи является соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович и др.). Анализ речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании семантических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др. По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи.

Набор STABILO LeftRight для правшей.
В наборе: шариковая ручка, механический карандаш, грифели, ластик, точилка. STABILO LeftRight: • Созданы специально для обучения письму
482 руб
Раздел: Наборы канцелярские
Циркуль для класса, деревянный.
Циркуль классный изготовлен из твердолиственных пород древесины. Лакированная поверхность. Незаменимый помощник учителя геометрии,
966 руб
Раздел: Циркули, чертежные инструменты
Игра настольная "Шакал".
Стратегическая игра для 2-4 игроков, главная задача которой — найти клад на острове и доставить его на свой корабль. Секрет механики
1290 руб
Раздел: Классические игры
скачать реферат Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи. Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова . Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развити, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. «Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» - отмечает М.Ф. Фомичева . Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выгодский и мн.другие). Отметим лишь некоторые особенности формирования речи, присущие детям с нормальным слухом и интеллектом.

скачать реферат Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития . Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора более эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в процессе школьного обучения. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской топологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях когда, выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и нарушения фонетико-фонематического развития . Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

скачать реферат Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно – голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. Д.). Работа над плавностью речи: а) в элементарных ее формах (упражнение на произнесение отдельных гласных звуков – 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой); б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог). Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи). Итог. Домашнее задание. IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала). V. Литература. Приложение 6 Конспект логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова) Цели: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.

скачать реферат Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Дети действуют молча или комментируют свои действия, ни к кому не обращаясь. На высказывания сверстников не реагируют. Иногда вступают в конфликтные отношения со сверстниками. У детей всех трех групп отмечаются затруднения лексико-грамматического характера при продуцировании высказываний, а также трудности взаимопонимания, связанные с фонетическим оформлением речи . Таким образом, анализ общей, психолого-педагогической и лингвистической литературы с позиции нашего исследования показал, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи речь носит ситуативный характер и имеет форму диалога. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и со сверстниками. 1.2. Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях . В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.