телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для спорта, туризма и активного отдыха -30% Видео, аудио и программное обеспечение -30% Всё для дома -30%

все разделыраздел:Психология, Общение, Человекподраздел:Психология, Общение, Человек

Влияние социальной среды на уровень развития лидерских качеств

найти похожие
найти еще

Брелок LED "Лампочка" классическая.
Брелок работает в двух автоматических режимах и горит в разных цветовых гаммах. Материал: металл, акрил. Для работы нужны 3 батарейки
131 руб
Раздел: Металлические брелоки
Фонарь садовый «Тюльпан».
Дачные фонари на солнечных батареях были сделаны с использованием технологии аккумулирования солнечной энергии. Уличные светильники для
106 руб
Раздел: Уличное освещение
Пакеты с замком "Extra зиплок" (гриппер), комплект 100 штук (150x200 мм).
Быстрозакрывающиеся пакеты с замком "зиплок" предназначены для упаковки мелких предметов, фотографий, медицинских препаратов и
148 руб
Раздел: Гермоупаковка

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами

В этой главе дается обзор основных областей деятельности лидера, на которые следует обратить особое внимание. В противном случае вы рискуете, поддавшись внешним влияниям, пойти в неверном направлении, а сотрудники группы, подобно испуганным котам, от вас разбегутся. Мне совершенно не хочется, чтобы вы, как говаривал лорд Байрон, оказались среди тех «немногих, чьи души всплывают после крушения надежд». Глава 4. Как организовать успех. Здесь мы прервем на некоторое время дискуссию о взаимоотношениях с окружающими. Повысив уровень личностной организации, вы сможете взять новые высоты по административной части. Кроме того, я советую вам изучить организационную структуру своей компании и изыскать способы повышения эффективности работы. Таким способом вы сможете выделить время на развитие лидерских качеств – иначе говоря, на выполнение своих основных обязанностей. Глава 5. Как вести совещания. В бытность программистом вы, вероятно, привыкли не советоваться ни с кем, кроме самого себя. Теперь эту ситуацию придется менять

скачать реферат Психологические особенности формирования творческих способностей современного подростка на примере изобразительной деятельности

Подчеркнем, что в силу своей специфики занятия одним из видов искусства, в том числе и изобразительным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Ее проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику личностных познавательных процессов, в том числе и интересующим нас подростковом возрасте. Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей. Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Подставка для ванны "Мишка", антискользящая, цвет: бежевый.
Подставка для ног предназначена для того, чтобы помочь малышу самостоятельно садиться на унитаз или пользоваться умывальником. Небольшой
353 руб
Раздел: Подставки под ноги
Магнитная доска для фото, с маркером, 30x48 см.
Классический вариант магнитной доски найдет свое место в любом доме. Подойдет для игр и обучения, для крепления заметок и для надписей.
447 руб
Раздел: Прочие
Мультиплеер "Антошка".
Супермодный плеер для малышей "Антошка" в оригинальном дизайне! В нем собрано 15 популярных песенок и 5 любимых сказок. Бонус!
344 руб
Раздел: Смартфоны, мультиплееры
 Ступени эволюции интеллекта

Тренировка мозга в первые 20 лет жизни человека повышает его работоспособность, обеспечивая возможность выполнения большого объема работ и, что не менее важно, значительно совершенствует качество его работы. Наследственные компоненты интеллекта чрезвычайно важны, но нужно помнить, что они могут быть реализованы лишь благодаря обучению под формирующим влиянием социальной среды. Всеобщее знакомство с ролью социального фактора для интеллектуального развития человека, для реализации творческого потенциала личности поможет воплотить в жизнь положения Программы КПСС по воспитанию советских людей, формированию гармонично развитой, общественно активной личности. Дальнейшее значительное увеличение среднего уровня интеллектуального развития членов социалистического общества гарантирует все убыстряющиеся темпы научно-технического прогресса. Рекомендуемая литература Бертон Р. Чувства животных. М.: Мир, 1972. 197 с. Вацуро Э.Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз, 1955. 159 с. Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 271 с. Воронин Л.Г

скачать реферат Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству

Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека. Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей оставшихся без попечения родителей; в исследовании психологических особенностей подростков, воспитывающихся вне семьи. Методологической основой исследования является учение о влиянии социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка. Практическая значимость исследовательской работы заключается в изучении психических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, выявлении условий для гармоничного развития личности детей. Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе влияния социальной ситуации развития на личность подростков, оставшихся без попечения родителей.

 Леонардо да Винчи XXI века

А его клон будет жить в другое время, в другой обстановке и действовать в других обстоятельствах. Мне встретилось высказывание одного ученого, утверждавшего, что при таком положении мир наводнят бесцветные копии знаменитых людей. Резонно задать вопрос, а нужны ли все они будут вне своего времени, вне своих задач и вне своих целей? Да тут немало возникает и нравственных проблем! Ко всему можно добавить - донор и клон развиваются в разных организмах, и, безусловно, второй организм, в свою очередь, будет влиять на него, и вряд ли это влияние не внесет свои коррективы. Таким образом, разные условия физиологического развития и разное влияние социальной среды после рождения будут иметь для клона не меньшее значение, чем генетические воздействия. И последнее. Захотят ли люди изменять себя, даже чтобы тиражировать гениев? Многие генетики утверждают и всячески отстаивают свою точку зрения: на современном этапе развития общества вмешательство в наследственную структуру человека в целях создания гениев для тиражирования недопустимо, искусственно умножать число гениев нельзя, неограниченное число гениев может привести к неожиданному явлению - к "интеллектуальной девальвации"

скачать реферат Общение как предмет социально-психологического исследования

Пример: На работе человек - жесткий, требовательный, ведущий, а дома - ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения). 2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии, главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида). 3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии). 4) Характеристика группы или общностей, как целостных образований. Социальная психология (а, следовательно, и социально-психологические исследования) возникла на стыке социологии и психологии. Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.2 Соотношение социологии и социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу3.

скачать реферат Определение рыночной стоимости недвижимости затратным методом

Рыночная стоимость недвижимости – наиболее вероятная цена, которая может быть установлена на оцениваемый объект недвижимости в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель свободны в своих действиях, имеют полную информацию об объекте, условиях сделки и ситуации на рынке. На рыночную стоимость недвижимости влияют многие факторы, но в первую очередь спрос и предложение, качество недвижимого имущества и место его расположения. Известна первая заповедь инвестора: местоположения, местоположение и еще раз местоположения – вот что действительно важно. В свою очередь на спрос и предложение влияют следующие факторы: . Уровень и динамика доходов населения; . Дифференциация населения по уровню доходов; . Состояние экономики страны и отдельных субъектов хозяйствования; . Доступность финансовых ресурсов в целом и кредитных в частности; . Уровень развития ипотечного кредитования; . Цены на рынке недвижимости; . Степень риска инвестиций в недвижимость; . Стоимость строительства; . Налоговый режим (уровень реальных налоговых ставок для населения и юридических лиц – налог на имущество, на прибыль, земельный налог и др.); . Условия окружающей среды (уровень развития социальной инфраструктуры: обеспеченность транспортными сетями; экологическая обстановка) и др.

скачать реферат Демократический режим

Суть его идеи состояла в последовательном учете различных факторов, оказывающих влияние на данный процесс. Российский исследователь А.Ю. Мельвиль, используя данную идею, предложил учитывать позиции, сужающие факторный анализ с макро- до микрозначений. В частности, он выделил следующие семь уровней переменных, влияющих на становление демократии: • внешняя международная среда (международная экономическая ситуация, межправительственные и неправительственные связи и отношения); • государство- и нациеобразующие факторы (единая территория, единое государство, чувство национальной идентичности и т.д.); • общий социально-экономический уровень развития страны; • социально-классовые процессы и условия (степень социальной дифференциации и развития общества, отношения между классами и социальными группами); • социокультурные и ценностные факторы, культурно-политические ценности и ориентации, доминирующие в обществе; • политические факторы и процессы (взаимодействие партий, общественно-политических движений и организованных групп, их политические стратегии и тактики); • индивидуальные, личностные и политико-психологические факторы (конкретные решения и действия ключевых акторов).

скачать реферат Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка. I. Влияние социальной среды на одаренность. 1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека. 2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: . структура и эмоциональный климат семьи, . стили детско-родительских отношений, . отношение родителей к детской одаренности. Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%) воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье.

Ниблер силиконовый "Зайчик", голубой.
Каждая мама знает, насколько важный этап в жизни младенца представляет собой прикорм. Но как же проблематично скормить хотя бы ложечку
373 руб
Раздел: Ниблеры
Мягкий пол универсальный, зеленый, 33x33 см (9 деталей).
Данный вид напольного покрытия прекрасно совмещается с ковриками-пазлами "Морские животные", "Листья" и
729 руб
Раздел: Прочие
Набор из 2 тарелок "Avent", от 6 месяцев.
Набор тарелок "Avent" состоит из большой и маленькой глубоких тарелок. Тарелки "Avent" украшены веселыми и красочными
873 руб
Раздел: Тарелки
скачать реферат Билеты по криминологии

На микроуровне это воздействие проявляется через различные межличностные отношения, в т.ч. отношения в семье, между близкими и знакомыми. Личность преступника как человека, поведение которого имеет антиобщественную, социально опасную направленность формируется, как правило, с детства и юности. Здесь важнейшую роль играет семья и ближайшее окружение, а также школа и неформальные структуры. От того, какие нравственные, морально-этические, религиозные ценности усваивает человек в раннем возрасте, зависит то, какое поведение будет для него естественным на протяжении всей его жизни. Важен также уровень правосознания общества, его отношение к необходимости соблюдения законов и правоохранительным структурам, – если это отношение будет отрицательным, то у новых членов общества больше шансов стать преступниками. На всех уровнях влияние социальной среды на формирование личности преступника может проявляться в трех основных формах: 1) прямым влиянием общественных условий на развитие личности; 2) опосредованным (косвенным) влиянием, когда в обществе приняты такие правила поведения, которые способствуют развитию свойств личности, способствующих возникновению мотивации на преступное поведение; 3) путем создания таких ситуаций, которые вынуждают или облегчают выбор преступного варианта поведения. № 27. Специальное предупреждение преступности.

скачать реферат Сущность креативности

В качестве «ментальной единицы» измерения творчесткости мыслительного акта, «кванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению). Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям. Суть творчества по Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. 2.3 Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности.

скачать реферат История человечества как результат развития желаний

Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания. Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения: первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода); стремление к богатству; стремление к почету, власти и славе; жажда знаний; духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения. Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества. Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение. Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.

скачать реферат Экономическая конкуренция

Состояние конкурентной среды напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики на внутреннем и на внешнем рынках. К сожалению, за последние годы, рейтинг как текущей, так и перспективной конкурентоспособности России постоянно снижается. Среди 120 стран мира Россия занимает места после 60-го по качеству услуг, оказываемых государством малому бизнесу по открытию своего дела, по инновационным процессам создания интеллектуальной собственности и по общим макроэкономическим показателям. До сих пор не решены основные задачи административной реформы по разделению функций регулирования и надзора, очень слабо развита координация деятельности государства и бизнеса области защиты конкуренции. Важные вопросы, касающиеся защиты конкуренции в России, среди которых: Методы и критерии оценки конкурентоспособности экономики, отдельных отраслей и компаний Развитие конкуренции и инвестиционная привлекательность российской экономики О влиянии естественных монополий на конкуренцию Об эффективности законодательного обеспечения конкуренции в России Административная реформа и защита конкуренции Судебная система и защита конкуренции О границах государственного регулирования конкуренции Недружественные поглощения – общая угроза для государства и бизнеса Сотрудничество государства и частного бизнеса в сфере защиты интеллектуальной собственности Борьба с неформальной экономикой и легализация бизнеса О роли негосударственных организаций в защите здоровой конкурентной среды Состояние российской банковской системы и ее влияние на конкурентную среду Уровень развития технологий и поддержка инновационной деятельности Сегодня конкуренция – это национальный приоритет России и конституционная норма.

скачать реферат Детская психика

Шестое направление связывалось с развитием индивидуальных особенностей процессов самосознания (там же, с. 230—231). Выготский ставил проблему зависимости структуры самосознания человека от той социальной среды, к которой он принадлежит. В качестве доказательства существования подобной зависимости он приводил данные исследования Буземана (критикуя при этом его интерпретацию). Выготский приходит к выводу, что связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития ( там же, с. 234). Говоря о влиянии социальной среды, Выготский выделял такой ее фактор, как классовая принадлежность подростка. «В смысле осознания своей личности с социально-классовой стороны, — писал он, — рабочий подросток конечно, раньше, чем буржуазный, приходит к высшим стадиям самосознания. В других отношениях он отстает. Но нельзя говорить вообще об отставании или уходе вперед там, где пути развития образуют совершенно несоизмеримые качественно различные кривые» (там же, с. 237). Рабочий подросток, по Выготскому, в сравнении с буржуазным является подростком «с иной структурой и динамикой самосознания» (там же, с. 235). Далее Выготский приходит к более тонким параметрам анализа, используя в ряде случаев понятие не «класса», а «социальной группы», принадлежностью к которой обусловливаются особенности самосознания подростка (там же, с. 236). Так, Выготский отмечал, «что для подростка, вся жизнь которого протекает в атмосфере материальной нужды, который не обучен никаким умениям, естественно рассматривать самого себя под углом: тело плюс внешние условия. у детей обученных рабочих. высоко нарастает процент самооценки, основанной на умениях» (там же, с. 236). Разработка Выготским проблемы результатов самосознания связана, в частности, с использованием им идей системности.

Настольная игра "Соображарий. Два".
«Соображарий. Два» — продолжение настольного суперхита, который стал неотъемлемой частью вечеринок и семейных посиделок. Игроков
490 руб
Раздел: Игры со словами
Набор шкатулок для рукоделия, 3 штуки, 34x24x18 см, арт. 80832.
Набор включает в себя три шкатулки для рукоделия. Такие шкатулки послужат оригинальным, а главное, практичным подарком, в котором
2715 руб
Раздел: Шкатулки для рукоделия
Игра настольная "Осторожно, мухи!".
У вас есть уникальный шанс стать повелителем мух! Не бойтесь! Это всего лишь анонс новой игры - "Осторожно, мухи!" Суть ее
1182 руб
Раздел: Игры на ловкость
скачать реферат Физическое состояние человека

Если будет нарушена функция этих желез, то это повлияет на процессы формирования костной системы и рост всего организма, при этом наступает отсталость физического развития организма. Критерий оценки физического состояния Понятно, что важным критерием оценки физического состояния детского, подросткового и юношеского организма, его здоровья, правильность формирования, будет состояние физического развития. На физическое состояние может оказывать влияние, как наследственность, болезни, инфекции, так и внешние социально гигиенические факторы (условия проживания, климат, режим питания, нагрузки, отдых и др.). Чтобы правильно организовать режим жизни детей, необходимо знать закономерности их физического развития и физическое состояние в любой момент их жизни. Основные: внешние показатели физического развития: рост (длина тела), масса тела и окружность груди. Не менее важно знать состояние осанки, развитие мускулатуры, мышечный тонус, мышечную силу, жироотложение, жизненный объем легких и т.п. Измерив, все антропологические и физиологические показатели, можно оценить физическое здоровье школьников с помощью теста "Оценка физического состояния школьников" из пакета "Состояние" на основе пяти морфологических и функциональных показателей: индекса Кетле (уровень развития массы и роста); индекса Робинсона (качество регуляции сердечно-сосудистой системы); индекса Скибинского (функциональные возможности органов дыхания и кровообращения); индекса Шаповаловой (уровень развития двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы); индекса Руфье (уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы).

скачать реферат Ценностно-смысловые ориентации молодежи

Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит . Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека . Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации.

скачать реферат Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без родителей

Тем не менее, принятые меры нельзя считать исчерпывающими, предстоит еще весьма и весьма скрупулезная работа по совершенствованию законодательных механизмов, оптимизации и гармонизации норм отечественного законодательства с международно-признанными нормами семейного законодательства. Не вызывает сомнения важность глубокого и всестороннего анализа основной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления в сложных социально-экономических условиях реформирования российского общества В последнее время именно этому институту семейного права стало уделяться больше внимания, о чем свидетельствуют выполненные за последнее время в литературе журнальные и научные статьи, публикации на уровне монографий, сборники научных трудов. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что ряд вопросов, касающихся усыновления остается пока без ответа. Отмеченное обстоятельство требует активизации усилий по выявлению и более углубленному изучению условий и факторов, оказывающих значительное влияние на данные правоотношения и выступающих в качестве социальной среды их развития, по выработке новых теоретических положений, осуществлению анализа внутренней системы родительских правоотношений, возникающих на основании установления усыновления.

скачать реферат Культура профессионального мышления учителей

В этом понимании к категории «культура» приближаются категории «компетентность», «квалификация», «профессионализм». 3. Культура предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (педагогическая культура – это ориентация на определенные ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности). Таким образом, основополагающие социально-философские подходы к понятию феномена культуры мышления не могут ограничиваться только теоретико-познавательным аспектом. От научной мысли требуется анализ философских, психолого-педагогических, социокультурных характеристик культуры мышления человека, что и составляет основу данного диссертационного исследования. В контексте нашего исследования следует выяснить смысловое наполнение используемого нами понятия «формирование», которое все активнее используется в педагогике. В педагогическом словаре формирование личности рассматривается, как процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений . 1.2 Различные аспекты исследования процесса развития мышления Представления психологов о закономерностях процесса мышления исторически развиваются.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.