![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Геополитические концепции Хантингтона, Фукуямы, Бжезинского | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Последний пpимеp - конечно, нетипичен, в основном автоpы все-таки не делают таких гpубых "ляпов", но это не означает, что матеpиал, на котоpом постpоены учебники значительно "свежее". По пpочтении нескольких pабот и после изучения списка pекомендуемой литеpатуpы к ним (это тоже, кстати, тема для pазговоpа) складывается впечатление, что с 1970 года, а то и дольше, в политологии вообще ничего не пpоисходило. Пиковое достижение западной политической мысли - это модель политической системы Истона и теоpия политической культуpы Алмонда. Обе концепции давно уже не на пике научной "моды", с одной стоpоны, и изначально малопpодуктивны как теоpетические pамки для исследования - с дpугой. Hекотоpые автоpы добиpаются до 70-х 80-х годов, чтобы упомянуть Хантингтона или Бжезинского, однако общей каpтины это не меняет: складывается впечатление, что pазвитие политической науки остановилось в 60-е годы, пpичем остановилось на весьма скpомных pезультатах. Даже если пpедположить, что pечь идет об отсутствии только качественного pоста с того момента, то и тогда непонятно, чем все это вpемя могли заниматься исследователи в условиях такого дефицита pаботоспособных теоpий
В ответах на вопросы российского журнала «Свободная мыслб» он говорил: «Я убежден, что Россия, как всегда, усилия ее будут полууспешны. Завтра (то есть в последующие 20–90 лет) вам предстоят не катастрофа и не процветание, а обычная для России ухабистая история»33. При всей оригинальности и даже экстравагантности взглядов И. Валлерстайна некоторые его выводы заслуживают внимания. Прежде всего это анализ последствий глобализации для развитых и развивающихся стран. Отдельные элементы противостояния США и Европейским Союзом, возможность которого прогнозировал ученый, можно наблюдать уже сегодня, хотя абсолютизировать противостояние между двумя центрами современной мировой политики и экономики было бы неверно. Однако подтвердить или опровергнуть идеи, выводы и оценки перспектив мирового развития после окончания холодной войны, сделанные Валлерстайном, так же как и Ф. Фукуямой, С. Хантингтоном, З. Бжезинским, может только будущее. Изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, столь масштабны и глубоки, что для адекватного их осмысления и объяснения политической науке потребуется, очевидно, еще немало времени. 2. Основные тенденции развития российско–американских отношений 2.1 Холодная осень 2008 года в российско-американских отношениях В августе 2008 года по упрощенным представлениям о безусловном доминировании США в современном мире как единственной сверхдержавы был нанесен удар.
А сам Жак Аттали поддерживал личные контакты с российским президен том Борисом Ельциным. Несомненно одно: переход к геоэкономической логике и неомондиализму стало возможным только после геополитической самоликвидации евразийского СССР. Неомондиализм не является прямым продолжением мондиализма исторического, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социали стических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом. 3.6 Посткатастрофический мондиализм профессора Санторо Существуют более детальные версии неомондиализ ма. Одной из наиболее ярких является футурологиче ская геополитическая концепция, разработанная миланским Институтом Международных Политических Исследований (ISPI) под руководством профессора Карло Санторо. Согласно модели Санторо, в настоящий момент человечество пребывает в переходной стадии от биполярного мира к мондиалистской версии многополярности (понятой геоэкономически, как у Аттали). Международные институты (ООН и т.д.), которые для оптимистического мондиализма Фукуямы представляются достаточно развитыми, чтобы стать ядром "Мирового Правительства", Санторо представляются, напротив, недейственными и отражающими устаревшую логику двухполярной геополитики
Инструменты реализации этого плана США, похоже, ищут до сих пор. Иная позиция у С. Хантингтона. Хантингтон, в отличие от Фукуямы, считает, что в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придется учиться сосуществовать со всеми остальными. В этом, пожалуй, заключается главное различие двух концепций: Хантингтон не идеализирует либерализм, хотя и является его приверженцем. Хантингтон, как и Фукуяма, уверен в том, что западные ценности являются приоритетными, однако он не выдвигает идею их повсеместной применимости, напротив, он отмечает тенденцию девестернизации незападных цивилизаций, например, «уход в регионы» Японии или Индии. Таким образом, концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и теория «конца истории» Ф. Фукуямы, стали первыми попытками предугадать развитие мира после Второй мировой войны. Поскольку обе теории носят прогностический характер, неудивительно, что они имеют множество различий. Авторы, исходя каждый из собственной точки зрения, предлагают свой вариант развития событий.
Прочитав статью Воге, я согласился, что концепция Хантингтона может быть принята как дополнение моей "теории субэкумен". Мое мышление культуроцентрично и неторопливо, я готов ждать века; мышление Хантингтона политикоцентрично и нацелено на короткую дистанцию. Ни одна точка зрения не исключает другой. Я исхожу из опыта Европы Нового времени и подчеркиваю единство ее культуры. Никакие распри не помешали распространению готики, ренессанса, барокко, классицизма, просвещения, романтизма из того или иного угла, где они возникли, по всем другим странам, и это единство в конце концов оказалось решающей силой, поддержавшей общеевропейскую солидарность в экономике и политике. На этом основано мое предположение, что возможно единство в форме диалога культурных миров, сохраняющих каждый свое лицо; я полагаю, что в подобном диалоге могут сложиться единые нормы глобальной солидарности, глобального этноса. Но если бы Гитлер имел атомное оружие, такой разговор был бы невозможен: вместо нынешней Европы, на пример которой я опираюсь, сложилась бы большая прусская казарма
В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, характером внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. В содержательном плане в понятии национальная безопасность принято выделять политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную безопасность и безопасность культурного развития нации. Первым, кто более или менее четко сформулировал концепцию национальной безопасности, был У. Липпман. «Нация, - писал он, - находиться в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». Концепция национальной безопасности, равно как внешнеполитические и геополитические концепции, представляет собой производную от концепции национальных интересов. Концепция национальной безопасности строится с учетом, как внешних угроз, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе.
Сепаратистам пришлось, однако, отказаться от своих замыслов; центральное правительство было вынуждено согласиться на передачу Польше части восточных провинций Пруссии по условиям мирного договора, так как в случае отказа от его подписания Германию ожидали репрессии союзников и она могла погрузиться в хаос . В правящих кругах восстановившей независимость Польши господствовали две геополитические концепции. Оформившаяся в 1918 г. группировка сторонников начальника государства Ю.Пилсудского (пилсудчики) выступала за экспансию Польши на Восток. Свои геополитические намерения Пилсудский маскировал под программу борьбы за федеративную Польшу «от моря до моря» (как минимум в границах 1772 г.), обещая автономию Украине, Белоруссии, Литве. Касаясь будущей судьбы западных польских земель, он заявил 31 октября 1918 г. побочному сыну Вильгельма II, графу Г.Кесслеру: «Поляки не станут воевать за Познань и Западную Пруссию. Если Антанта подарит им эти обе провинции, они не откажутся, но сами войны не начнут». 8 апреля 1919 г. Пилсудский в письме своему представителю на Парижской конференции, признавая часть ранее принадлежавших Польше земель «старыми немецкими колониями», предлагал добиваться обмена «сомнительного Гданьска» на Либаву (Лиепаю) и Ригу.
Абу Хамид Ал-Газали стал основателем ныне общепризнанной, эталонной суннитской ортодоксии, получившей повсеместное распространение в мусульманском мире. Л. Бернард, в своих трудах ставили целью проследить историю возникновения и развития ислама и его отдельных течений, а также составить наиболее полное описание мусульманской доктрины в том виде, в каком она была доступна этим исследователям. Нынешний интерес к религии в целом и к религиозному радикализму в частности в известной степени стимулируется получившей популярность в научном мире идеей о столкновении цивилизаций, высказанной американским ученым С.Хантингтоном. Популярность концепции Хантингтона, определившим нарастание межконфессиональных противоречий как межцивилизационное противостояние, может быть объяснена относительной легкостью ее восприятия, ее удобством как "ключа" для понимания конфликтов в СНГ, эффективностью подачи ее публицистами самых разных идеологических направлений, а также тем, что к идеям Хантингтона обращается немалая часть политических радикалов.
На мой взгляд, взаимодействие между цивилизациями – это сложный, неоднозначный, нелинейный процесс, в результате которого при определённых обстоятельствах действительно может усиливаться рост цивилизационного самосознания и обостряются межнациональные противоречия. Но достаточно часто происходит и другое: возрастает взаимодействие и сотрудничество и даже происходит процесс сближения цивилизаций. Например: в ХIХ-ХХв. – Мексика идентифицировала себя через противостояние США, а сегодня эта страна активно сотрудничает с Америкой. Рост религиозного самосознания нельзя однозначно воспринимать как источник повышенной конфликтности в современном мире. Проблемы фундаментализма сильно преувеличиваются западной общественностью. В целом, концепция Хантингтона, очевидно, направлена на то, чтобы доказать мировой общественности: центральной осью геополитики в будущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями. Культурные ценности вполне могут стать основой для политической мобилизации масс. Чаще всего это происходит в ответ на действия экзогенных факторов, когда существует выбор других культур.
Им присуще стремление к "математически без-ошибочному всеобщему счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками соб-ственных догм. Пять признаков тоталитаризма К. Фридрих и З. Бжезинский в своей работе "Тоталитарная диктатура и авто-кратия" предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять призна-ков: •единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; •официальная идеология, признаваемая всеми; •монополия власти на СМИ (средства массовой информации); •монополия на все средства вооруженной борьбы; •система террористического полицейского контроля и управления эконо-микой. Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследова-ния в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы. Недостаток признаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом, заклю-чается в том, что в них нет системности, а главное - не выделен общий интегри-рующий признак, нет общей связующей нити.
Как только универсанты начинают специализироваться, профессионализироваться, поступать на обслуживание частных целей, так исчезает главная цель их деятельности. А потому, целеобразование для современной России! Геополитическая концепция России! Ау! Где Вы!? 1.3. Роль универсантов. Лицо России. Последним политическим бастионом, который Россия не сдала к 1998 году, остается тезис о исторических заслугах России, об исторической особенности России, об историческом предназначении Росиии (Гумилев Л.Н., 1989, Сорокин П.А., 1992, Гостев А.А., 1993) . Это бесспорно. Но признание истории страны - это вклад ее народа в общую, всемирную историю. И признается этот вклад всем миром в том случае, если наследники способны свою историю достойно представлять. У потомков инков, ацтеков, египтян нет силы стать преемниками своей великой истории. История подобна подобна мечу, который не всякий наследник способен поднять. Сегодня надо говорить о том, что у России есть опасность “проесть” свою великую историю без подготовки достойных ее преемников.
Универсант изучает перспективу, смысл жизни и цель деятельности для своих талантливых коллег из профессиональных учебных заведений. Как только универсанты начинают специализироваться, профессионализироваться, поступать на обслуживание частных целей, так исчезает главная цель их деятельности. А потому, целеобразование для современной России! Геополитическая концепция России! Ау! Где Вы!? 3. Роль универсантов. Лицо России. Последним политическим бастионом, который Россия не сдала к 1998 году, остается тезис о исторических заслугах России, об исторической особенности России, об историческом предназначении Росиии (Гумилев Л.Н., 1989, Сорокин П.А., 1922) Это бесспорно. Но признание истории страны - это признание вклада ее народа во всемирную историю в том случае, если этот вклад есть кому представлять! У потомков инков, ацтеков, египтян нет силы стать преемниками своей великой истории. История подобна мечу, который не всякий наследник способен поднять. России находится перед опасностью “проесть” свою великую историю без подготовки достойных ее преемников.
Олвин Тоффлер назвал свою теорию "практопией" - практической утопией. В60- 70гг. технократические теории развиваются таким учеными и политическими деятелями какГ. Саймон ("Научноуправляемое государство"), Б.Беквит ("Концепция экспертократии"),З. Бжезинский ("Технотронноеобщество"). Они изображают технократию как средство для решения глобальных проблем ( экологии, энергетических, продовольственных, войны и мира,демографических ) и перестройки государства. В) Теория конвергенции ("Конвергенция" от греческого сближать, сходиться в одной точке). Данная теория возникла в 50-60годы XX столетия и еепредставители: Дж. Гелбрейт,Р. Арон, во второй половине - Х. Сорокин и др. Они утверждали, что начинается конвергенция капитализма и социализма,заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе. Капитализм разовьет планирование и госрегулирование экономики, что позволит нейтрализовать неблагоприятные последствия рыночной стихии. Асоциализмдолжен был изменить излишнюю жестокость централизованного руководства и вступить в стадию либерализации.
Однако такое взаимное партнерство не будет предполагать ни взаимозависимости, ни единой системы отношений - все главные мотивы общей геополитической деятельности будут привязаны (опосредованы) интересами “своего” центра силы. Каковы же возможные геополитические последствия такого сценария для России и Украины? Проследим их по обозначенным выше критериям: неизбежное ограничение возрастания геополитической роли обоих государств - сдерживание ее конкурирующими интересами глобальных центров силы; ведение самостоятельной политики крайне затруднено; возможные экономические преимущества в условиях контролируемой экономики. Россия и Украина станут зависимы от разных глобальных центров силы. Такой вариант несет с собой почву для конфликта или, по крайней мере, - для наличия устойчивых противоречий между этими государствами. Возможные геополитические последствия этого варианта практически аналогичны предыдущему. Весьма характерным для различных по своему происхождению российских геополитических концепций, выступает различная мера экономического изоляционизма.
Существующее территориальное распределение субъекты геополитики воспринимают как стартовые условия, которые исторически сформировались, но не отвечают их социальному статусу. Поэтому геополитика для них - это путь макростратегий на присвоение значимых (с уже созданными ценностями) территорий как способ увеличения собственной ценности: абсолютной, в случае присоединения иностранных капиталов, или относительной в случае их уничтожения, и противостоит пути увеличения объема капиталов, используя только собственные возможности. Часто захватнические намерения мотивируются неспособностью определенной страны полноценно использовать экономический и пространственный капитал ее территории. В этих концепциях развивается территориальный тип поведения, который мы несем еще с животного прошлого и модернистская ценность максимизации, которая даже стала титульной в геополитической концепции "Большого пространства" "новых правых" во Франции. Классическая геополитика опирается преимущественно не на социальные, а на биологизаторские мотивы, например, в концепциях Ратцеля, Челлена и теории "Серединной Европы" государство изображается как организм, который должен постоянно расширять свое пространство, поскольку этого требуют законы его роста и борьбы за выживание то же характерно и для представлений о появлении и развитии обществ в социологических теориях ХIХ ст.
Гумбольдт (автор данного термина) содержание: Евразия как «Срединный материк» в Старом Свете, «синтез Европы и Азии», как «особый исторический и географический мир, простирающийся от границ Польши до Великой китайской стены». Разумеется, у П.Н. Савицкого были последователи, например, А.П. Антипов и К.А. Чхеидзе. Но они не внесли значительного вклада в развитие геополитической концепции евразийства, а лишь использовали в своих трудах разработки Савицкого. Г.В. Вернадский применял геополитическую методологию и периодизацию, разработанную П.Н. Савицким к концепции истории, при этом имел ряд существенных расхождений с теорией последнего. Определитьстепень эффективности и научной адекватности интеграции методологического аппарата геополитики евразийцев в историческую науку возможно лишь через рассмотрение методологического аппарата евразийской концепции, выявление основных категорий. Евразийское «новое осмысление исторического процесса» было выражено в «самобытном научном» геософском подходе, с помощью которого предполагалось выявление и обоснование «географических и историософских «параллелизмов».
Кстати, неоевразийцы не брезгуют и европоцентристской моделью Гегеля. Так, теория «исторических народов» обрела новую жизнь в учении г. Дугина о «больших народах» великих держав и просто народах «Нормального мира» (6, с. 784). Так в чем самобытность? Вернемся к «самобытному» евразийскому методу познания. Для евразийца познать, значит, осознать «внутреннюю логику» месторазвития Евразии (5, с. 53). Это самобытно: ни в одной геополитической концепции почву в соавторы не берут. Особенно ярко этот принцип познания раскрывается через систему взаимоотношения месторазвития и его предопределенного приложения, т.е. населения. Народы, по мнению евразийцев, «стихийно» стремятся освоить пространства уготованных им свыше месторазвитий, инстинктивно следуя «внутренней логике» своих «географическх индивидуумов» — повелителей, направляясь то на Восток, то на Запад. Отсюда отношение народа к природе своего месторазвития выражается не через деятельность, а через историческое самосознание (7, с. 30). Таким образом, «весь исторический процесс определяется сзади, из темных недр народного подсознания» (8, с. 249). После победы «звериного образа коммунизма» месторазвитие обиделось на народ и стало секретничать со своими верными сынами, прибывающими во вражеском стане Европы, настоящими «евразийцами», сообщая им, вероятно, с восточным ветром свою геополитическую волю.
Географический детерминизм в истории проделал довольно длительную эволюцию — от наивного стихийного материализма до достаточно сложных историко-философских построений и геополитических концепций. Ему отдали дань многие выдающиеся ученые прошлого, в том числе крупнейшие историки России — С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и другие. Соловьев, например, на первое место в истории России ставил фактор колонизации, т. е. освоение ее территории. Отсюда он выводил особую роль государства и становления институтов государственности, способствующих процессу колонизации. Привлекательность географического детерминизма состоит в том, что он может многое объяснить в истории, но только до тех пор, пока человек находится в полной зависимости от естественных природных сил. Но как только взаимодействие природы и общества становится все более сложным и опосредованным, географический детерминизм обнаруживает слабости. Он не способен, например, объяснить, почему примерно в одинаковых природных условиях происходило становление разных обществ и государств и, наоборот, в неодинаковой географической среде наблюдались сходные черты их экономического и политического развития, почему, несмотря на пестроту и разнообразие природных сил, пробивают себе дорогу общие тенденции развития цивилизаций.
![]() | 978 63 62 |