![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Информационная безопасность Российской Федерации | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2.1. Основные проблемы информационной безопасности и пути их решения Нынешнее состояние информационной безопасности России это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности. Назовем самые важные из них. Во-первых, начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001Pг. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина). Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России
Информационная инфраструктура и ее ресурсы в все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за лидерство, а индивидуальное и общественное сознание все в большей степени зависит от деятельности средств массовой информации и коммуникации. Именно эти факты определяют потребность государств в обеспечении информационной безопасности. В России базовым документом является «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная В. В. Путиным в 2000г. В ФЦП «Электронная Россия» предусмотрено резкое повышение количества специалистов по информационным технологиям, 100% уровень компьютеризации в высших учебных заведениях. Основной целью ФЦУП «Электронная Россия (2002 – 2010гг.)» является повышение эффективности экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных технологий, обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Существует программа, согласно которой должен быть достигнут 40% уровень компьютеризации сельских школ, однако в действительности компьютеризировать возможно только 2% - в остальных нет даже телефонов.
Безопасность предпринимательской деятельности.P М., Олма-Пресс, 2001. 185.Степашин СВ. Роль и возможности Федеральной службы безопасности России в становлении цивилизованного предпринимательства.P М., 1995. 186.Степашин СВ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: факторы формирования и основные приоритеты.P М., 1993. 187.Стрельченко Ю.А. Обеспечение информационной безопасности банков.P М., 1994. 188.Служба экономической безопасности. Методическая разработка.P М., 1996. 189.Справочник предпринимателя и бизнесмена.P М., 1994. 190.Скобликов П.А. Истребование долгов и организованная преступность.P М., 1997. 191.Скобликов П.А. Имущественные споры: вмешательство и противодействие. -М., 1998. 192.Сысоев Н.Г. Жандармы и чекисты.P М., Вече, 2002. 193.Тайны политического сыска. Инструкция по работе с секретными сотрудниками.P Спб, 1992. 194.Тамбовцев В.Л., Тихомиров А.А. Организация управления комплексными программами.P М., 1982. 195.Тарас А.Е. Безопасность бизнесмена и бизнеса.P Минск, 1996. 196.Телицын В. «Смерш»: операции и исполнители.P Смоленск, «Русич», 2000. 197.Техника дезинформации и обмана. /Под редакцией Я.Н.Засурского.P М.: Мысль, 1978. 198.Томлинсон Р. Большой провал
Предлагаемый законопроект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании деятельности по оказанию услуг, связанных с передачей данных по каналам сети Интернет. В сферу его регулирования не входят вопросы правового регулирования использования электронной подписи и электронных форм документации. Концепция проекта Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" исходит из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в тех случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Учтены также рекомендации международных организаций, согласно которым является нецелесообразным правовое регулирование отношений по поводу конкретных информационных технологий в виду их быстрого изменения и замены новыми. Сфера действия. Подготовленный проект Федерального закона будет устанавливать правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.
Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России; 11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации; 12) резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны. Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий. Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства национальную безопасность
Управление психологической войной в системе государственной информационной политики Манойло А.В. Анализ закономерностей развития современного человечества говорит о том, что мир находится на пороге глобального информационного общества, общества цивилизационных перемен, предвещающего кардинальные изменения во всех сферах личной и общественной жизни. В условиях формирования информационного общества необходима выверенная государственная информационная политика. Значение ее возрастает в условиях информационной борьбы, и, особенно, в условиях психологических войн. Так, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации относит к внешним источникам угроз безопасности России разработку рядом государств концепций информационных войн; разработанные Советом Безопасности России «Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности» определяют государственную информационную политику в условиях информационной войны как центральный компонент системы обеспечения информационно-психологической безопасности и, одновременно, указывают на неэффективность использования общих принципов, средств и методов существующей сегодня информационной политики в условиях острых информационно-психологических конфликтов; Парламентские слушания «Угрозы и вызовы в сфере информационной безопасности» указывают не только на неэффективность действующей государственной информационной политики в условиях психологических войн, но и предполагают, что возможной причиной такой неэффективности может являться принципиальная неприменимость общих форм и методов политического регулирования в специальных, или особых, условиях, которые создает информационно-психологическая война.
В существующих официальных документах и теоретических работах по проблемам национальной (в том числе военной) безопасности понятие безопасность определяют как защищенность интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз . В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Понимание национальной безопасности как защищенности жизненно важных интересов характерно и для официальных документов США по стратегии национальной безопасности . Национальная безопасность, исходящая из национальных интересов, определяется множеством факторов и условий, поэтому они не могут трактоваться законом. И эта практика в каждом государстве своя: в США – национальные интересы определяются ежегодном посланием Президента Конгрессу, в Великобритании – речью Королевы в парламенте. Национальные интересы как ключевое понятие безопасности используется в США с явно идеологической целью - «прикрыть» активную и агрессивную защиту национальных интересов по всему миру весьма респектабельной риторикой обеспечения национальной безопасности.
Вместе с тем, данная проблема требует более детального и комплексного анализа, учитывая целый ряд новых факторов политического и экономического характера, которые оказывают непосредственное воздействие на место и роль России в мировом информационном пространстве. Источниковой базой для написания работы послужили законодательные акты Российской Федерации, которые регулируют различные аспекты государственной информационной политики России на современном этапе. Среди них необходимо, в первую очередь, назвать Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную президентом РФ В. Путиным 9 сентября 2000 г., а также Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 и Концепцию государственной информационной политики РФ, одобренную Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ 21 декабря 1998 г., и Концепцию формирования информационного общества в России, одобренную Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации 28 мая 1999 г. . Структура работы соответствует поставленным целям и задачам.
При этом должны отражаться новеллы, включая новые правоотношения с учетом Стратегии развития информационного общества в России, разработанных концепций развития законодательства, Доктрины информационной безопасности РФ, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., Федеральных целевых программ «Электронная Россия (2002–2010 годы)», «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» и ряда других правовых документов, касающихся развития информационного законодательства. Задача формирования нормативной правовой базы в информационной сфере должна обеспечивать каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям, вносить в эти области свой вклад при построении открытого информационного общества27. Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. 2.3 Проблемы, тенденции и перспективы развития государственной информационной политикиВ России еще не сформулирована единая концепция государственной информационной политики, а российское информационное законодательство находится в начальной стадии формирования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Хабаровская государственная академия экономики и праваЮридический факультет Кафедра гуманитарных дисциплин Р Е Ф Е Р А Т по правовой информатике на тему : ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения юридического факультета ХГАЭП Тайдонова Ольга Викторовна (группа № 32) г. Хабаровск, г. Хабаровск, 2007 г. ПЛАН:Введение Понятие информационно-правового обеспечения. Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в Российской Федерации. Заключение Список использованной литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.
Кроме того, впервые в качестве государственного приоритета прозвучала задача формирования информационного права как правового фундамента и необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества. Определенные в Концепции цели, задачи и основные направления информационной политики получили дальнейшее развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Принятие Доктрины информационной безопасности РФ стало логичным итогом работы всех государственных структур, принимавших участие в формировании правовой политики РФ в информационной сфере. Данная Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Таким образом, она основана на двух Концепциях – по информационной политике и национальной безопасности. Кроме того, необходимо отметить, что принятие Доктрины информационной безопасности по срокам совпало с принятием Хартии Глобального информационного общества (июль 2000 года)1.
Таким образом следует отметить что ФСБ и ФСО имеют установленную структуру органов занимающихся защитой информации. Данная деятельность заключается в двух различных формах чётко взаимосвязанных между собой. ФСО и ФСБ имеют различные задачи и различные полномочия в сфере обеспечения информационной безопасности, что нисколько не лишает их ответственности за обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации Заключение В данной курсовой работе было рассмотрено понятие информационной безопасности как одного из элементов национальной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Защита информации является обязанностью не только какого – либо специального органа созданного с этой целью. В России существует целый ряд органов в чьи полномочия входят обязанности по защите информации. Ими являются следующие органы: Комитет Государственной думы по безопасности; Совет безопасности России; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК); Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России); Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются: политическая обстановка в мире; наличие потенциальных внешних и внутренних угроз; состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны; внутриполитическая обстановка в государстве. Важной стороной информационной безопасности государства является достижение состояния его защищенности, то есть, – создание и поддержание инженерно-технической мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны.
Для Российской Федерации эти вопросы имеют особое значение. Доктрина информационной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 09.09.00 № 1895, относит к внутренним источникам угрозы информационной безопасности России неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка. Неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны представляет собой наибольшую опасность в сфере духовной жизни Российской Федерации. Для формирования гражданского общества правовое регулирование информационных общественных отношений имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной информационной безопасности, развитие в России основ гражданского общества является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни. Шилов С. утверждает, что первый шаг в деле формирования отечественного гражданского общества уже был сделан – власть и крупный бизнес созрели до уровня принятия стратегических решений о мировоззренческой устойчивости и безопасности, и пошли на создание соответствующих отечественных организационно-финансовых фондов.
При этом должна быть создана четкая нормативная база обеспечения доступа внешних пользователей к общественно значимой информации, генерируемой в ведомственных структурах. Ее распространению препятствует традиционная для России тяга информационной закрытости ведомственных структур. В принятой в 2000г. «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» одной из основных угроз названо «неправомерное ограничение доступа граждан к открытым ИР федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления». Эта опасность связана с более общей политической угрозой препятствования развитию в России гражданского демократического общества. Организация эффективного контроля за соблюдением нормативных актов, определяющих права граждан и организаций на доступ к информации должна стать одной из целей подготавливаемой административной реформы в части управления информатизацией. В последнее время усилились предпосылки для продвижения в этом направлении. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003г. №98 определило перечень видов информации, обязательной для опубликования федеральными органами исполнительной власти.
Президентом РФ была утверждена доктрина информационной безопасности Российской Федерации № Пр-1895, представляющая собой «совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации». Существующие законы, постановления и прочие регулирующие и нормативные документы направлены на создание цивилизованного и контролируемого рынка информационных услуг. Однако, в настоящее время существует некоторый разрыв между законами и реальностью. Это связано с различием между материальными вещами (объектами) и информацией (информационными объектами). Любой информационный объект полностью непотребляем, при его обмене (обеспечении доступа к нему) не происходит его полного «отчуждения» (в отличие от материального имущества). В терминах Гражданского кодекса РФ право собственности включает правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом , что нельзя полностью применять к информационным объектам. Обладать информацией без обеспечения доступа к ней других лиц невозможно, так как сам юридический смысл обладания теряется. Так же, использовать информацию может не только собственник (например, автор произведения), но и другие лица, получившее доступ к ней, причем на равных с другими условиях.
Обладание информацией, умение и возможности оперативно и в нужный момент её использовать, координация деятельности всех заинтересованных сторон и полное подчинение единой цели – вот основные методические моменты, соразмерное использование которых позволяет государству быть на гребне информационной волны. Кроме того, именно СМИ позволяют обеспечить непрерывность и целенаправленность информационного влияния, что является непременным условием коренных изменений уже сложившихся негативных представлений о России. Цели работы: сформулировать понятие информационной безопасности, определить объекты информационной безопасности; рассмотреть основные методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; провести анализ основных положений государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередных мероприятий по ее реализации; рассмотреть организационные основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации Основными источниками, которые использовались при написании данной работы, являются Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Концепция национальной безопасности РФ, законодательные акты Российской Федерации в области информации.
Предотвращению независимого информационного воздействия на массовое сознание уделено не мало внимания со стороны различных ведомств. Проблема не допущения без контрольного воздействия информационных средств на личность человека и его организм в последние годы не однократно обсуждалась на заседаниях Государственной Думы и ее комитетов. Принята Концепция информационной безопасности Российской Федерации. Уничтожение способности рационального мышления у целого общества в настоящий момент не вызывает технических сложностей. Для массовой аудитории разработаны методы подачи информации через СМИ с программируемым результатом осознания, что дает прямой выход на управление государственными структурами. На сбор информации о реальном положении дел, как и на ее защиту, затрачиваются огромные средства, но и прибыль от данной деятельности превосходит все представления. Информационный менеджмент в купе с лоббированием позволяет влиять на приятие стратегических решений на государственном уровне. Длительное, целенаправленное воздействие позволяет фактически управлять как уровнем экономики, так и военной силой государства.
![]() | 978 63 62 |