![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
История развития политической мысли в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Учение о политических институтах представлено теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве, помимо общей теории государства, включает целый комплекс юридических дисциплин. Теория международной политики область политических исследований, предмет которой международные организации и объединения (ООН, НАТО и т.Pп.), внешнеполитическая деятельность государств. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка. Политическая история занимается исследованиями истории развития политических отношений в человеческом обществе. Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. 18 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу и специфику государства, особенности исторического пути России и составляющих ее народов
Целью же учебного курса "История политических учений России X–XX вв." является целостное систематическое изложение истории российской политической мысли от истоков до наших дней во всем многообразии ее учений, идей, школ, доктрин, концепций, теорий и направлений. Главные задачи такого курса: представление истории политических учений России как органической составной части мирового исторического процесса развития социально-политической мысли; анализ национального своеобразия и специфики политических учений России; содержательная интерпретация всех основных этапов развития социально-политической мысли России. "Периодизацией" называют разделение исторического процесса на этапы, обладающие определенной внутренней целостностью и существенными отличительными чертами. Длительные этапы развития общества обозначают как "эпохи". Эпохи, в свою очередь могут делиться на более дробные периоды. История социально-политической мысли России — существенная часть истории человечества. Подходы, сложившиеся по отношению к истории, используются с теми или иными коррективами и по отношению к истории мысли, к истории политических учений. Из наиболее распространенных таких подходов можно выделить следующие.
Устрялова на тему "История русской политической мысли последнего века" (ф. 635, оп. 3, д. 94, л. 105). В программе курса лекции на темы: - Декабристы, их деятельность и сущность их политических стремлений. Их место в истории русской политической мысли; - Чаадаев, его философия истории, его взгляды на судьбу России; - Кружок Станкевича. Русский романтизм; - Герцен, история и внутреннее существо его политических взглядов; - Чернышевский, Михайловский, "народничество", теория прогресса; - Политические идеи В.Соловьева; - Революция 1905-1906 гг. и ее влияние на русскую политическую мысль и другие. В этом же деле имеется краткая автобиография Устрялова, в которой он писал в 1917 году: "Окончил его (университет) в 1913 году и был при нем оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре энциклопедии и истории философии права. В течение 1915-1916 академического года прочел пробные лекции и получил звание приват-доцента. С прошлого года принимаю участие в некоторых повременных изданиях... в октябрьской книжке "Русской мысли" напечатал статью "Национальные проблемы у первых славянофилов"
На переломе веков остро встал вопрос о том, какие общественно-политические силы и политические идеи содержат действенные рецепты решения насущных вопросов политического бытия и, прежде всего, проблем демократизации российского общества. § 4. Политико-правовая мысль в России в XX в. В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического и исторического развития, оказавших существеннейшее воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в. Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.
В конце войны в США был разработан экспериментальный образец 914-мм М., называемый «Литл Дейвид». В современных армиях М. не применяются. Мортон Артур Лесли Мо'ртон (Morton) Артур Лесли (р. 4.7.1903, Хенгрейв, Суффолк), английский историк, литературовед и публицист. Образование получил в Кембриджском университете. С 1929 член компартии Великобритании (КПВ). Один из руководителей группы историков-марксистов при КПВ. Работа М. «История Англии» (1937, рус. пер. 1950) — первое в Великобритании систематическое изложение отечественной истории с марксистских позиций, отличающееся постановкой широкого круга социальных проблем. М. принадлежат работы по важнейшим проблемам истории Великобритании. Наиболее значительные из них: «Английская утопия» (1952, рус. пер. 1956), излагающая историю утопических идей в Англии от средних веков до начала 20 в.; «Социализм в Англии» (1963), анализирующая генезис и развитие на английской почве социалистических идей; «История английского рабочего движения. 1770—1920» (1956, рус. пер. 1959). М. — автор статей и очерков по истории английской политической мысли и литературы, часть которых собрана в сборнике «Дело Британии» (1966, рус. пер. — «От Мэлори до Элиста», 1970)
Крестьянство страдало от малоземелья, так как из-за роста населения наделы сокращались. Крупные фермы капиталистического образца были очень немногочисленны. Несмотря на быстрое развитие промышленности, Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной: 76% населения были заняты в сельском хозяйстве. Уровень жизни народа был в 4 раза ниже, чем в Англии, и в 2 раза ниже по сравнению с Германией. В истории общественно-политической мысли России ХIХ в. занимает особое место. В эти годы очень быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим рельефно выделяются три основных течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя. Либералы оказывали робкое давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
Наконец, нельзя не отметить, что русские реформаторы весьма часто игнорировали права населения при проведении реформ, думая прежде всего о правителях и государстве. Особенностями российской истории являются противоречивость, конфликтность развития, предрасположенность российского общества к крайностям. Эти особенности заложены в основе российской нестабильности, что в свою очередь связано с противоречивостью облика российского общества. Россия, как известно, развивалась во взаимодействии и в борьбе то с Европой, то с Азией. И восточные и западные элементы присутствуют в русской жизни, в русской истории. Общественно-политическая мысль России постоянно обращалась к этому противоречивому явлению исторической действительности. В концепциях западников и славянофилов отразилось преувеличение одной из сторон, составляющий сложный цивилизованный облик России. Западники считали, что русский путь – это западноевропейский путь. Самобытные элементы российской жизни они относили к проявлениям отсталости от прогрессивного Запада.
Германизм в зеркале русской идеи: исторические перспективы Германии в отражении русского утопического традиционализма рубежа XIX-XX веков Д. В. Бугров Непростая история взаимоотношений русского и германского народов, прошедшая в XX столетии через горнило двух опустошительных мировых войн, служит предметом изучения многих представителей гуманитарных наук обеих стран. Особое место в ряду проблем, характеризующих динамику процесса межкультурного общения и взаимодействия, занимает вопрос о восприятии друг друга великими соседями по большому европейскому "дому", о стереотипах и фобиях, которые в течение длительного времени служили (и отчасти продолжают служить) неким препятствием на пути к обоюдовыгодному диалогу1 . Примечательно, что к концу XX века из поля зрения исследователей не ускользнула и столь любопытная проблема, как соотношение идеологии консерватизма на материалах истории общественно-политической мысли России и Германии2 . Окончательное преодоление взаимного недоверия и настороженности невозможно без развенчания предубеждений и отказа от привычных поведенческих схем - таких, как противопоставление "своего" и "чужого", порождающее весьма живучие предрассудки, передаваемые из поколения в поколение.
С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства. 1. История развития политической мысли о властиВо все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти.
Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории. Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики Использованная литература: 1. Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990 2. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996 3. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996. 4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Московский Государственный Университет Коммерции Кафедра социологии Реферат по политологии Политическая власть и ее основные характеристики Преподаватель: Миляев Е.С. Студент: Леонова Н.В. Группа: РГБ-21-Д Москва 1999 План реферата:1. Введение2. История развития политической мысли о власти3.
Трудись и зарабатывай оценки. В конце двадцатых годов бурными темпами осуществлялся процесс централизации экономики и резкого усиления контрольных функций государственных и ведомственных органов. В этот период происходит разрыв российской и западной идеологий. Это и понятно: полная смена общественно-политических формаций привела к необходимости изменения всех ранее существовавших ориентиров. Уже в 1934 г. в работе "Счетный анализ" Н.Р. Вейцман пишет: ".Отличительной чертой настоящего курса следует считать его решительный разрыв с традицией выдвигать на первое место вопросы анализа баланса. Эта традиция, коренящаяся в чисто буржуазных трактовках науки анализа как исследования преимущественно тех учетных материалов, которые в капиталистических странах становятся достоянием гласности, и прежде всего баланса, в условиях советской экономики не только абсолютно беспочвенна, но является крайне вредной, побуждая акцентировать внимание не на основах, а на второстепенных вопросах анализа деятельности предприятий". Отказываясь от истории развития аналитической мысли в дореволюционной России, анализ хозяйственной деятельности считают абсолютно новой конкретной экономической дисциплиной, являющейся "детищем" социалистического общества.
Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов». Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли Само понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей воле.
В современном российском обществе наблюдается духовный идеологический кризис, который проявляется в двух основных формах: в кризисе национальной идентичности, в утрате чувства исторической перспективы и в понижении уровня самооценки нации. Разрыве единого духовного пространства и утрата национального согласия по поводу фундаментальных ценностей. Новые российские «западники» полагают, что «Россия – это загнивающий Восток, она войдет в цивилизацию только став Европой». Новые «славянофилы» связывают деградацию России с ее стремлением стать Западом». История русской политической мысли - это история самой России, история государства, истории развития национального политического самосознания. Новые российские ценности могут формироваться лишь на основе исторической преемственности и как результат изучения отечественной социально-политической мысли. Список литературы Муштук О.З. Политология /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 80 с. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
Содержание Введение 1. Развитие политической мысли в России 2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков 2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948) 2.2 Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889) 2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954) 2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) 2.5 Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)2.6 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) 2.7 Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) Заключение Список использованной литературы Введение Специфика социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя. Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.
Переломным этапом в развитии общественной мысли России явилось создание в 1883г первой марксистской организации "Освобождение труда",возглавленной Г.В.Плехановым,пересмотревшим свои прежние взгляды и перешедшим на позиции научного социализма.С этого момен- та началась подлинно научная разработка аграрно-крестьянского воп- роса.Группе "Освобождение труда" принадлежат первые шаги в решении аграрно-крестьянского вопроса,выраженные в программе.Однако эта программа в основном посвящена рабочему классу,на который возлага- лись все надежды первых марксистов."Группа 5" 0Освобождение труда" нимало не игнорирует крестьянство,составляющего основную часть трудящегося населения России,-говорится в программе,-но она пола- гает,что работа интеллигенции,в особенности при современных усло- виях социально политической борьбы,должна быть прежде направлена на более развитый слой этого населения,Каким и являются промышлен ные рабочие". 51 0Таким образом,мы видим,что основной революционной силой признаются рабочие.Однако далее Плеханов говорит о том,что "заручившись сильной поддержкой среди этого слоя,социальная интел- лигенция может с гораздо большей надеждой на успех распространить свое воздействие на крестьянство,в особенности,если она добьется к тому времени свободы агитации и пропаганды". 52 0 Итак группа "Осво- бождение труда",опираясь прежде всего на рабочий класс,видит в ли- це крестьянства будущего союзника,которого с помощью агитации и пропаганды надеется привлечь к революционной борьбе.
В 1993 году появились элитарные политические клубы: Реформ- клуб «Взаимодействие», Клуб-93, ВИП- Клуб, клуб «Реалисты» и др. Членами наиболее значимого клуба «Реалисты» были главы администраций разного уровня, руководители концернов и корпораций, известные общественные деятели. В заседаниях клуба «Реалисты» принимали участие и министры российского правительства. Политологом Сергеем Кургияном был создан клуб «Содержательное единство», задачей которого была выработка идейной основы для объединения различных оппозиционных групп. Вообще политические клубы России в 1991- 1997 гг. являлись своеобразными группами давления на правительство и президента. Однако, большого успеха политические клубы не добились. Их лидеры не смогли « пробиться» на значимые места в структуры исполнительной власти или в законодательные органы в России. Дальнейшая история развития политических клубов показала, что жизненной , полноценной и действенной общественной организацией является только сильная политическая организация , имеющая разветвленную структуру в регионах. «Наш дом –Россия». Движение «Наш дом- Россия» создано в соответствии с реализацией идеи президента России Б.Н.Ельцина о формировании накануне парламентских выборов 1995 года двух ориентированных на поддержку реформ блоков: право- и левоцентристского.
Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Институт естествознания Кафедра "Философии и социально-политических дисциплин" Курсовая работа По дисциплине: Социология. На тему: «Основные этапы развития социологической мысли». Выполнила: студентка гр. БМ-22 Кудиенко Е. С.Проверила: старший преподаватель: Солтаниянова С.Д. Павлодар, 2002г. План Введение. I. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. II. Основные этапы развития социологической мысли. 1. Древний мир. 2. Средние века. 3. Новое время. 4. Современный этап: 4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. 4.2. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма. 4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера. 4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. III. Современные парадигмы социологии. Заключение. Список литературы. Введение. Данная курсовая работа направлена на то, чтобы осветить всю историю развития социологической мысли, начиная с ее возникновения и заканчивая современным состоянием этой науки.
К нему примеряют положения современных ему меркантилистов, упрекают в приверженности идеям физиократов, описывают его выводы как образец анализа «феодальных отношений» и т.д. Но одно, несомненно, очевидно - это его вклад в развитие отечественной экономической мысли. 1.2 Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века Особый вклад в развитие экономической мысли России в начале XX в. внесли отечественные ученые, которые сформировали мощное экономико-математическое направление 1. М.И. Туган-Барановский, крупнейший русский экономист, профессор политической экономии, он с 1895 по 1918 год преподавал в ведущих учебных заведениях Петербурга и Москвы. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве исследователя проблем экономического цикла (этой теме была посвящена одна из первых его работ «Периодические промышленные кризисы», СПб, 1894). Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Это открытие российского ученого стало важной составной частью последующего исследования циклических колебаний, оно же используется и для построения соответствующих моделей цикла уже в наше время.
![]() | 978 63 62 |