![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Личность и политическое лидерство | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Такой подход, традиционный на западе, хотя и заслуживает внимания, но был и остается не полным, поскольку основан на вульгарном взгляде на историю общества. Взгляде, не учитывающем не только изменения его классовой природы, но и саму эту классовую природу. Из сферы изучения зарубежных политологов выпадают причины многих явлений, а сами явления оцениваются как случайные. Не придается здесь и должное значение правильному разделению закономерностей общественного развития и его случайностей. Все это ведет к многообразной путанице выражающееся порой в наивных теориях. Такие теории мало чем могут помочь нам в исследовании политического лидерства. В современной политологии существует несколько теорий политического лидерства, мы уже говорили о некоторых из них выше, и теперь перечислим наиболее известные из них: 1. «Теория черт». Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.). 2. «Ситуативная теория». Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности. 3
Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки): 1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5) степень реализации политической власти непосредственно народом; 6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 10) тип политического поведения; 11) характер политического лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти: 16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; 18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Огромное по своей роли значение имеют средства массовой информации. Они, принадлежа в основном крупным компаниям, хотя и работают в интересах этой политической группы, но оказывают сложно противоречивое влияние на политическое созревание личности современного российского лидера. К сожалению, в этой части работы мы не сможем охватить все элементы, оказывающие влияние на формирование современного лидера в нашей стране, но некоторые из них мы постараемся рассмотреть поподробней. 3.2. Особенности формирования политического лидерства в наше время в России. Рассмотрение особенностей формирования современных российских лидеров стоит начать с роли, характера той общественной частицы, в которой закладываются не только первые кирпичики их личности, но и их политических воззрений - семьи. Политический лидер и семья как фактор его формирования. Большое, а порой и определяющее, значение в формировании политического лидера играет его семья. Воспитание в семье, основанное на сознательных и неосознанных примерах, которые дают ребенку родители и ближайшие родственники, на господствующих в семье нормах поведения и морально-этических и культурных ценностях, которые имеются у родителей, братьев и сестер
У нас утрата старых ценностей, поиск новых. Дезидентификация личности. Политическое поведение личности. 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни); б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”. 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.). 3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней. 4. Личность пассивная в политике. 5. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике. Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров. Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе. Функции полит лидера.
Мы не станем останавливаться на аналогичных примерах, а лишь отметим, что какой бы большой роль идеологической составляющей в формировании политического лидера, но была определяющий характер, носит именно роль объективного мира, отношений, формы собственности и способа производства, роль человека в экономической жизни общества. Современная Россия характеризуется активной политической жизнью, которая основана на определенных государственных институтах и соответствующих им правовых принципов. Значение правовых границ для политической жизни и деятельности политических лидеров мы попытаемся рассмотреть на роли и значении Конституции РФ в этой сфере. Основы законодательства РФ и политическое лидерство. Активная политическая жизнь Российской Федерации во многом обусловлена заложенными в Конституции основами, определяющими юридические границы для политической деятельности, как отдельных граждан, так и политических партий. В то же время существующий конституционный строй создает массу преград для свободного становления личности
Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными. 3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики. 4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров. Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами: 1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера. 2. Она ставит пред ним проблемы. 3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.Ключевые качества и способности современного политика и лидера Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс".
Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа. Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политического конфликта и сотрудничества. Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико- географическими, климатическими и другими природными факторами. Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО Таблица № 44 Социальный Политическая Характер Интеллект опыт направлен- ность Социальная подструктура Психологическая подстуктура Личность - политический субъект биологичес- духовная подструктура кая подструктура темперамент образован- культура нравст- ность венность Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры. Таблица 45 ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Материальные предпосылки чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- ским формам вовлечения личности в политику; уровень благосостояния оказывает влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми. Социально-культурные предпосылки Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения. Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо- лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- пользованию демократических, легитимных форм политичес- кого участия.
Не случайно лидеры так щедры на обещания во время избирательной кампании и так скупы на их выполнение, став у власти: по политическим счетам будут платить не они. Лица, претендующие на власть, предлагают свои программы решения общественных проблем и реализации интересов граждан, которые выглядят как некий "протокол о намерениях". Вместе с тем чрезмерная ориентация на сиюминутные предпочтения электората подталкивает лидера к популизму, а порой и к политическому авантюризму. Еще существеннее то, что приемлемость и жизненность программы как бы удостоверяется личностью лидера. По опыту зарубежных и особенно отечественных избирательных кампаний, а также по проведенному нами мониторинговому анализу ряда электоральных ситуаций, для многих избирателей важнее облик, личностные качества кандидата, чем сто программа. Так проявляется, с одной стороны, право электората ожидать от лидера выполнения им заявленной социальной роли, с другой — обязанность политика вести себя соответственно ожиданиям других людей. Не менее значимо при формировании политического лидерства и то, что электорат в целом состоит из групп, ориентирующихся на разные авторитеты, т.е. в нем отсутствуют сплоченность как осознанная ценность и совместная деятельность, способная опосредовать отношения участников этих групп.
Культ личности рождается на базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей (героев), принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа личности является огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока. Культ личности в фашистской Германии. В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера. Вот небольшое описание, как встречал и рукоплескал народ Германии человеку, который « и в самом деле вполне серьезно верил в свою гениальную расовую теорию!.». «Огромная зала полна сверх меры.
Отношения власти, осуществляемые в контексте лидерства отличаются особым неравенством, так как лидеры способны заставить всех членов своей группы ( всех граждан) делать то, что в другом случае они не делали бы. Дж.Пейдж считает, что политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействие с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на вершине власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровне. По мнению Дж.Пейджа, под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и “коллективное лидерство”, и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование. По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое в конечном счете нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальным только в случае, если “указание” имеет смысл применительно к данной ситуации. Механизм же политического лидерства представляет собой систему регуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность его действий, но и соответствие их принятой в обществе системе духовных ценностей.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства – не лидеры. Главой государства в течение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену политического лидерства. Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос о политическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, вообще не поднимался, если не считать робких попыток рассмотреть феномен руководства. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.
Особенности политического лидерства в современной России. Слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». Лидером можно стать либо в известной степени случайно - интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь. Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на общество, организацию или группу. Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции. 1. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в котором лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др. 2. Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповых интересах, как в первом случае.
Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Признаки политического режима: — степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; — соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; — гарантированность прав и свобод личности; — характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; — степень реализации политической власти непосредственно народом; — положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; — место и роль негосударственных структур в политической системе общества; — соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; — характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; — тип политического поведения; — характер политического лидерства; — учет интересов меньшинства при принятии политических решений; — доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; — степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; — принципы взаимоотношения общества и власти; — политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.); — мера политического плюрализма, в том числе многопартийности; — существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом. Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера. В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени).
Именно сознание этого побуждает людей самим делать свой политический выбор, участвовать в политике с осмысленным политическими целями. Но человек, являющейся первичным действующим лицом политики, действует в ней эффективно только совместно с другими. Массам в политике принадлежит решающая роль. Поэтом особенно важное значение имеют способы воздействия на их политическое поведение. Политическая деятельность - широкое поле, на котором имеются значительные возможности развития личности. Вершиной это представляется политическое лидерство. Становление политического лидера - сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценить не всегда просто. Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносит существенный урон Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования " команды " лидера и вовлечение в активную деятельность молоды лидеров И из всех проблем главная - это служение лидеров России и россиянам.
Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа. Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах 3. Фрейда, Б. Буллита, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и других. Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность. Эта наука уделяет большое внимание исследованию элементов политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным строем. Политическая география исследует взаимосвязь политических Процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико- географическими, климатическими и другими природными факторами.
Переменными, которые необходимо учитывать при объяснении данного феномена, являются: личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы выдвижения; характеристики последователей; отношения между лидером и последователями; контекст, в котором лидерство имеет место; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях. Итак, было определено, что имеется в виду под феноменом лидерства вообще и политического лидерства в частности. И, по-видимому, чтобы довести анализ до логического конца, необходимо указать на то, какого рода политические деятели попадают под определение этого процесса. Г. Пейдж считает, что "политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействия с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем, и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире". Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низким уровне; не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и "коллективное лидерство" и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование.
![]() | 978 63 62 |