![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Новая политика России в постсоветском пространстве | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В этом случае все вопросы о произвольном, непредсказуемом и несимметричном подходе в энергетических отношениях с прирубежными странами будут сняты. Для проведения последовательной политики на постсоветском пространстве России следует четко сформулировать, чего она требует от своих союзников во всех названных сферах, какие преимущества готова им предоставить, публично зафиксировав статус страны-союзника в законодательных актах. Подробная разработка новой концепции союзничества и анализ позиции государств-партнеров, к которым она обращена, должны стать предметом отдельных исследований. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать: именно от способности Москвы использовать свой энерготранзитный ресурс для формирования устойчивого регионального блока зависит ее выбор между статусом «энергетической колонии» и самостоятельной региональной державы. Авторский коллектив Института национальной стратегии: Станислав Белковский, Дмитрий Верхотуров, Владимир Голышев, Роман Карев, Михаил Ремизов, Юрий Солозобов. 23 февраля 2006 года
В целом очевидно, что российское правительство отнюдь не забыло о постсоветском пространстве, как о чем-то несущественном и обременительном (вопреки тому, что утверждают критики внешней политики Кремля). Напротив, с самого начала демократическое правительство всячески подчеркивало, что отношения с новыми соседями являются «главным приоритетом», что у России есть «жизненно важные интересы» на всей территории бывшего СССР. Другое дело, что наивные представления о безоблачности перспектив интеграции, а отсюда и неумелая политика на постсоветском пространстве не позволяли добиваться поставленных целей. В качестве третьего направления российской внешней политики выкристаллизовалось освобождение от «груза» советской дипломатии. Москва проявила готовность к самокритике, признанию прошлых ошибок, исправлению их. Кремль в той или иной форме покаялся за вторжения в Венгрию, Чехословакию, Афганистан, аннексию балтийских стран, навязывание своей воли восточным немцам, манипулирование «освободительными движениями» и коммунистическими партиями в разных частях земного шара, жестокое обращение с японскими военнопленными, тотальный шпионаж против Запада и т.д. Произошли очевидные изменения в политике России в отношении Восточной Европы, коммунистических режимов и компартий, государств «третьего мира».
Они категорически не хотят отдавать задешево свои заводы и месторождения и, как правило, при выборе стратегического инвестора готовы вступить в альянс не пойми с кем, но только не с русским бизнесом Все это жутко раздражает Однако правда заключается в том, что даже если русский политический класс не хочет заниматься политикой на постсоветском пространстве, его неизбежно заставят это сделать. Только на гораздо менее выгодных условиях и на позиции вечно опаздывающего Отказаться от активной роли на постсоветском пространстве означает на практике превратить его в полигон реализации интересов других игроков, которые с удовольствием извлекут из ситуации все политические и экономические дивиденды, а разгребать последствия своих экспериментов предоставят возможность России. События 20032008 годов это только подтверждают. Пост-постсоветское пространство пока предстает для России исключительно как источник все новых и новых проблем, а также как зона конфликтов с другими крупными мировыми игроками, вместо того чтобы стать пространством культурно-исторической синергии, служащей источником дополнительных сил и ресурсов для послекризисного роста и России, и всего пост-постсоветского пространства
Воспользовавшись разрушением системы информационного противодействия в России, страны Запада начали проводить агрессивную информационную политику на постсоветском пространстве. Сегодня необходимо четко определить проблемы формирования международного имиджа России. Я уверен, что восприятие государства международной общественностью будет играть немаловажную роль в условиях становления информационного общества – общества знания. Четкое определение международного имиджа России поможет провести границы политического влияния России на международной арене в ближайшем, а возможно – и в отдаленном будущем. 2.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Сегодня начинается эра информации, для которой характерно создание глобального информационного пространства. Растущая роль информации и информационных систем, растущее воздействие информации на производство, управление, жизнь людей – вот два основных фактора, характеризующие переход человечества к новому этапу своего развития.
Это капитуляция перед властью чекистов надежд и стараний российских демократов, а также народов постсоветских государств, мечтающих вырваться из системы, почти целое столетие контролировавшей и терроризировавшей их. Но это еще не все. Это предельно ясная демонстрация всем демократическим и либеральным силам в России и других государствах бывшего СССР, что США отныне отказываются даже морально помогать им в их борьбе против сил прошлого и переходят на сторону их смертельных врагов. В результате российский чекистский режим получает открытое приглашение к новым авантюрам в постсоветском пространстве и за его пределами. Сам термин для обозначения такого рода политики - "коллаборационизм" - выбран не мной; он предложен в самом названии этих слушаний. Соответственно термин, выбранный для тех, кто будет осуществлять эту стратегию администрации США, уже есть, это - коллаборационисты. Сегодня коллаборационизм между двумя правительствами возможен лишь на условиях российского режима и для достижения его целей. Из европейской истории XX в. мы знаем, что означает, когда ревизионистская держава задается отчетливой целью восстановить контроль над своими соседями, а другие державы предпочитают не защищать жертвы от агрессивных нападений, а, наоборот, предпочитают сотрудничать с агрессором
И поскольку активность России не только не содействовала американским планам, но и существенно подорвала позиции Вашингтона на Кавказе, в число «избранных» ни мотивация, ни действия российского руководства не попадали по определению. Понятно стремление части российского экспертного сообщества и нашей политической элиты поскорее преодолеть последствия кризиса. Полный разрыв со странами Запада или даже серьезное осложнение отношений с ними совершенно не входит в их планы. Отсюда избыточный алармизм ряда российских экспертов по поводу кризиса августа 2008 года: «останется ли он изолированным эпизодом на постсоветском пространстве и в отношениях России и Запада? Это возможно, если их удастся достаточно быстро «отремонтировать» на новой основе более уважительного отношения НАТО к заявленным российским интересам – и более конкретного и реалистического формулирования таких интересов с российской стороны. Или же события вокруг Южной Осетии – это первая ласточка новой фазы распада советской империи – отныне по югославской модели» 38. Но события в Южной Осетии очевидно продемонстрировали и новое качество американской политики на постсоветском пространстве.
И это при всей декларируемой эффективности системы ПРО и иных технологий стратегии «звездных войн»! А вы, кстати, не помните, как называется ракетный комплекс, только что поступивший на вооружение ВС РФ? Так что В общем, на то и Бог, чтобы не все человеческие планы сбывались. Но хочется сказать и еще об одном. С тех пор, как США остались единственной мировой супердержавой, они не устают удивлять мировое сообщество несуразностью своих политических и стратегических решений. Иракская, афганская авантюры, балканский кризис, американская политика на постсоветском пространстве – быть может, что очень скоро все это покажется мелкими шалостями на фоне разрушения послевоенного устройства мира (вариант: фактической денонсации Хельсинских соглашений). Так вот. Если Хельсинский акт канет в историческое небытие, что же произойдет в Европе и в мире? И что случится в России? А давайте мысленно представим исторические процессы, протекающие в Европе и России в виде умозрительного графика в декартовой системе координат. Что получается? Все верно: две синусоиды. Причем, присмотритесь: пик разрушения евразийского геополитического пространства уже преодолен. А кто на очереди? Уж не Европа ли? Появление маленьких и мельчайших марионеточных режимов в Восточной и Южной Европе.
Дурново советовал царю отказаться от участия в Антанте и отдать предпочтение "тесному сближению России, Германии, примиренной с нею Франции и связанной с Россией строго оборонительным союзом Японии"(7). Автор записки опоздал. Николай II решил готовиться к войне против Германии и Австро-Венгрии. Девизом новой политики России стало название громкой газетной статьи, опубликованной по инициативе военного министра В.А. Сухомлинова: "Россия хочет мира, но готова к войне". Итак, в результате настойчивых усилий англо-французской дипломатии Россия втягивалась в большой европейский конфликт. Несмотря на попытки русского царя сохранить свободу политического маневра и не связывать Россию обязательствами с той или иной европейской коалицией, страна была вовлечена в союз с державами Антанты, что сделало практически неизбежным ее участие в мировой войне. "Великое отступление" русской армии весной и летом 1915 года вызвало рост общественного недовольства. Либеральная оппозиция сочла сложившееся положение удобным для начала борьбы за власть. Конференция кадетской партии в июне 1915 года выставила требование создания "министерства общественного доверия", т. е. правительства, ответственного даже не перед Думой, где, по мнению П.Н. Милюкова, имелось "правое большинство", а перед либеральным "обществом".
Россия, как и другие европейские государства, пыталась открыть для своей торговли порты Японии и Китая, наладить торговые отношения с Филиппинами, урегулировать правила мореплавания и морских промыслов. Это была, как справедливо отметил современный историк B.C. Мясников, новая политика России на Дальнем Востоке, «которая с полным основанием может быть названа азиатско-тихоокеанской»10. Северо-восток империи в этот период рассматривается преимущественно как плацдарм для дальнейшей экспансии в Тихоокеанско-Азиатском регионе и на Северо-Американском континенте, где самодержавие проводило свою политику под прикрытием Российско-Американской компании. Ее управляющий А.А. Баранов «бессознательно, но инстинктивно гениально стремился окружить северную часть восточного океана нашими владениями, дополняя и замыкая их от Уддского острова до Ситхи занятием Калифорнии, Сандвичьевых островов, Южных Курил, что привело бы к занятию устья Амура и других пунктов к югу», писал служивший в те годы в компании Д.И. Завалишин11. При этом неизменно подчеркивались те выгоды, которые получит Россия от такой экспансии, прежде всего в укреплении российских позиций на дальневосточном тихоокеанском побережье. Управляющий РАК0 Н.П. Резанов не без основания опасался, что европейские державы могут опередить Россию на Дальнем Востоке12.
Возвращение к действительности было травматическим, но высокая цена, за него заплаченная, призывает нас к взвешенности и осторожности. Нам трудно оценивать степень оптимизма, который испытывают на Западе по поводу глобализационных процессов и сопутствующих им явлений, опираясь только на информационное поле, создаваемое западными СМИ. Эта сторона вопроса является для нас второстепенной, хотя и небезынтересной. Она интересует нас в той степени, в какой нам небезразличны радости и горести отдельных людей и целых народов, живущих в самых отдаленных уголках планеты, но каждого из нас больше волнуют судьбы наших близких и родных, а также наших ближайших соседей. Именно по этой причине мы основное внимание уделим России, постсоветскому пространству, остальная же часть мира будет рассмотрена по мере необходимости и в зависимости от степени влияния на нас и наше окружение. Что касается методики нашего небольшого исследования, то мы предпримем попытку отказаться, насколько это возможно, от укоренившейся на Западе узкой специализации, все более усугубляющейся во всех сферах жизни.
Этот дорогостоящий проект так никогда и не был воплощен. Но средства, которые был вынужден расходовать на аналогичную программу Советский Союз, существенно подорвали его экономику. Перемены в советско-американских отношениях начались с приходом к власти в СССР Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева в 1985 г. и его политическим курсом, вошедшим в историю под названием «перестройка». Именно в этот период усилилась позиция Европы в международных делах. Постепенно перемены охватили и восточноевропейские страны. Коммунистические режимы в них испытывали серьезный кризис. На протяжении 1989—1991 гг. с коммунистическими режимами в Восточной Европе было покончено. В декабре 1991 г. прекратил существование Советский Союз. Так закончилась «холодная война», и система международных отношений претерпела существенные изменения. Часть новых государств на постсоветском пространстве- Эстония, Латвия, Литва, Украина, Грузия- поставили вопрос о своем вступлении в Европейский союз и НАТО. Одновременно возникновение СНГ- Содружества Независимых Государств из 12 бывших республик СССР- сопровождалось локальными конфликтами: вокруг Нагорного Карабаха на армяно-азербайджанской границе, в Приднестровье на территории Молдавии, в Такжикистане, в Грузии, а затем и на Северном Кавказе вокруг Чечни.
Возвращение к действительности было травматическим, но высокая цена, за него заплаченная, призывает нас к взвешенности и осторожности. Нам трудно оценивать степень оптимизма, который испытывают на Западе по поводу глобализационных процессов и сопутствующих им явлений, опираясь только на информационное поле, создаваемое западными СМИ. Эта сторона вопроса является для нас второстепенной, хотя и небезынтересной. Она интересует нас в той степени, в какой нам небезразличны радости и горести отдельных людей и целых народов, живущих в самых отдаленных уголках планеты, но каждого из нас больше волнуют судьбы наших близких и родных, а также наших ближайших соседей. Именно по этой причине мы основное внимание уделим России, постсоветскому пространству, остальная же часть мира будет рассмотрена по мере необходимости и в зависимости от степени влияния на нас и наше окружение. Что касается методики нашего небольшого исследования, то мы предпримем попытку отказаться, насколько это возможно, от укоренившейся на Западе узкой специализации, все более усугубляющейся во всех сферах жизни.
Внешняя политика в 1994-1997 гг. Главными задачами России на международной арене в этот период являлись: гармонизация внешнеполитического курса страны с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интегрированности России в мировую экономическую систему и ее активное участие в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ. Россия и государства-участники СНГ. В 1994-1997 гг. важнейшей задачей Российской Федерации во внешнеполитической сфере стало разрешение наиболее трудных и болезненных проблем в отношениях с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве. В 1994 г. в рамках СНГ наметились объективные тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Вместе с тем, обострилась борьба за лидерство в интеграционных процессах между бывшими республиками Советского Союза. Главным направлением сотрудничества России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и о формировании Таможенного союза государств-участников Содружества.
Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю энергоносителями со странами СНГ по мировым ценам. В результате внешний долг новых независимых государств стал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ значительно снизился. Таким образом, первые два года после распада СССР ознаменовались серьезными дезинтеграционными процессами на постсоветском пространстве. В 1992 г. внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья находилась в состоянии "переходного периода". Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России оказывало ее тяжелое социально-экономическое положение. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ в России в 1992-1993 гг. стало ее следование в фарватере глобальной политики США и НАТО. Во время визита Б. Н. Ельцина в США в феврале 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании "холодной войны" и заявлено, что обе державы более "не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк.
В последние годы в подходе к государствам - наследникам СССР Вашингтон отказался от однозначной ориентации на Россию и стремится уравновешивать американо-российские отношения развитием связей с другими новыми независимыми государствами. При этом США проводят дифференцированную политику, по-разному расставляя акценты в отношениях с бывшими советскими республиками. В частности, прибалтийские государства фактически исключены из «постсоветского пространства» и все больше рассматриваются как составная часть Запада (включая перспективу участия в НАТО и ЕС). Резко активизировалась американская политика в отношении Украины, которая зачастую рассматривается в качестве «буфера» между Россией и Западом. В государствах Закавказья наметились попытки американского патронажа как при решении этническо-территориальных конфликтов, так и в вопросах строительства нефтепроводов. Менее активно ведут себя США в Средней Азии, но и там наблюдается стремление «обозначить присутствие». В целом, однако, вряд ли можно ожидать, что в долгосрочной перспективе США будут стремиться установить свое господство в тех или иных регионах «постсоветского пространства».
Во время недавней встречи с президентом Польши Квасьневским, Ельцин твердо заявил, что РФ не приемлет такого курса. Д. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион 1)Россия и Китай подготовили уникальное соглашение о мерах доверия и военной разрядки вдоль границ (из Послания Президента) 2) Россия и япония. По-прежнему сохраняется проблема Курил 3)Россия и Индия. 1993-визит Ельцина в Дели, где он лично обещал индийскому премьеру выполнить условия контракта по продаже Индии криогенных двигателей (с помощью Козырева Вашингтону удалось убедить Москву пересмотреть решение) 4) Россия и Иран. 1994-95 - Россия наотрез отказалась аннулировать сделку о продаже ирану атомных реакторов. Е. ИТОГ: Главный результат внешней политики - для России нет реальной военной угрозы. БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (страны СНГ и другие бывшие сов.республики). СНГ - 11 государств -- 15 республик минус 3 прибалтийские и Грузия 1) Общая характеристика отношений. Россия - самое мощное из новых государств, возникших на постсоветском пространстве. С ближним зарубежьем ее связывают исторические, политические, экономические и др связи. В ближнем зарубежье проживает 25 млн русских.
Конфедерации прекращали свое существование вследствие: а) противоречий между их участниками; б) решения тех задач, ради которых они создавались; в) перерастания конфедеративного союза в федеративный (США и Швейцарии). В настоящее время существует только одна конфедерация – Европейское сообщество, которая вносит немало нового в практику конфедеративных отношений. 1 июля 1997 г. окончились британские полномочия в Гонконге. И хотя Китай рассматривает Гонконг – один из важнейших финансовых центров Азиатско-Тихоокеанского региона – в качестве своей неотъемлемой части, он собирается установить и отработать с Гонконгом своеобразные конфедеративные или даже федеративно-конфедеративные отношения на основе принципа, никем и нигде пока не апробированного, – “одно государство – два строя”, имея такие же виды и на Тайвань. Можно сказать, что политико-правовая природа Содружества Независимых Государств (СНГ), возникшего на большей части постсоветского пространства, содержит в себе некоторые признаки конфедеративного союза, а отношения России и Белоруссии могут выйти на более высокий уровень.
После распада СССР и образования новых независимых государств на постсоветском пространстве возникла необходимость установления дипломатических отношений между этими странами. Однако еще до признания независимости прибалтийских государств руководители СССР отказывались принимать требования прибалтов признать незаконным присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к Советскому Союзу в 1940 г. и считали, что весь комплекс вопросов, связанных с выходом данных республик из его состава, должен решаться на основе принятого 3 апреля 1990 г. закона о выходе республик из состава СССР. Закон, в частности, предусматривал проведение в республике, заявившей о выходе, референдума (не ранее чем через 6 месяцев после принятия такого решения), а также переходный период, «не превышающий 5 лет», в течение которого должны были быть решены такие вопросы, как судьба объектов общесоюзной собственности на территории республики, ее финансово-кредитные и имущественные отношения с другими республиками и т.д. Особенно очевидным противопоставление отношений России с Прибалтийскими республиками политике Центра стало в январе 1991 г., когда при участии частей Прибалтийского военного округа были сделаны попытки захвата правительственных зданий и узлов связи в Риге и Вильнюсе.
![]() | 978 63 62 |