![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Итоги президентских выборов показали, что военные не обладают абсолютным превосходством в общем балансе политических сил в стране. Программа Минджудан, выступившей под лозунгами отказа от военного правления, внедрения свободы, демократии, ускоренного социально-экономического развития, пользовалась немалой поддержкой в обществе. 17 декабря 1963Pг. в Сеуле было объявлено о переходе на основе дополненной Конституции и новых выборов президента к Третьей республике. Обладая ореолом честного и последовательного реформатора, Пак Чжон Хи без особых усилий выиграл вторые президентские выборы в мае 1967Pг. На этот раз за него было подано 51,4P% голосов, а за кандидата от оппозиции Юн Бо Сона 41P%, или на 1Pмлн голосов меньше. Согласно положению Конституции Пак Чжон Хи мог занимать президентское кресло лишь два раза подряд. Но за 2 года до очередных президентских выборов ему удалось провести через парламент проект резолюции о проведении в стране референдума по конституционной поправке, отменяющей ограничение президентских полномочий двумя сроками
Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля над соблюдением Конституции.Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.Через послание Федеральному Собранию он может изложить свое видение проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни.Может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан.37. Компетенция Президента РФ.67. Основы взаимодействия Президента РФ с Федеральным Собранием РФ.Полномочия Президента России, чтобы удобнее было проанализировать их, могут быть объединены в несколько групп.1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью - дают Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. См. ст. 83. Ключевым полномочием является право принять решение об отставке Правительства.2. Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями.В рамках системы сдержек и противовесов и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ, что позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею.Глава государства в соответствии со ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы. Конституцией 1993 г.
Ими была выдвинута серия предварительных условий, необходимых для введения этого института [27, с. 45-46]: заключение нового Союзного договора и принятие на его основе новой Конституции, в которую институт президентства должен был быть органически встроен; создание многопартийной системы и формирование на ее основе парламента, могущего стать реальным противовесом исполнительной власти; запрет совмещать пост Президента и лидера партии одним лицом; избрание Президента путем всенародного голосования. Эти условия были отклонены, ибо на их реализацию ушло бы много времени, а проблемы, с которыми столкнулась власть, требовали безотлагательных и решительных мер по защите суверенитета и территориальной целостности страны. Что касается способа избрания Президента, то социально-эконо-мическая и политическая обстановка в стране не позволяла идти на всенародные выборы. В некоторых районах было введено чрезвычайное положение, ряд образований (Литовская ССР, Нахичеванская АССР) в одностороннем порядке принял решение о выходе из состава СССР
При этом юрисдикция органов государственной власти края, области распространяется на автономный округ независимо от наличия соответствующего договора между краем, областью и автономным округом. Важнейшее значение для правового регулирования процедуры назначения на должность Председателя Правительства РФ приобрело Постановление от 11.12.98 1998 года 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ. Конституционный Суд постановил, что положение части 4 статьи 111 Конституции о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.
Это, может быть, сделать стоит. Как подъехать к Любимову с книжкой? Дали с Глаголиным книжку на комиссию Боровскому — что скажет этот мудрый и добрый еврей? И, конечно, гениальный. А Борис в смысле художественных идей совсем поглупел, говоря его языком — «не сечет» и «гребет не туда». Любимов увез с собой к дамам две книжки. 13 декабря 1993 г. Понедельник. Молитва, зарядка В церкви вчера просил я у Бога помощи партии Ельцина и чтобы, главное, была принята Конституция. Этого, судя по выступлению на ТВ, добивался и сам президент. И, кажется, Конституция проходит. Это — главная победа. Но Жириновский и Зюганов набрали огромное количество голосов, они на 2-м месте! Твою мать!.. Что же это за народ?! «Россия, ты одурела!» — сказал Карякин. Невозможно представить, чтобы за ЛДПР проголосовали Солженицын, Сахаров, Аверинцев. Но оптимисты уверяют, что еще не все потеряно. Если, конечно, демократы в парламенте консолидируются. Опять «если»... Эти демократы тоже одурели. Президент сохраняет свое кресло, свой мандат до конца срока
Будучи базисными политико-правовыми органами, парламентские структуры испытывают на себе серьезные прессинг со стороны органов исполнительной и судебной власти. Ибо те заинтересованные в расширении своих полномочий и прерогатив, стремятся де-факто расширить сферы своего влияния, чтобы потом, добившись формирования новой политической реальности, ставить вопрос об ее легимтимизации, закреплении в корпусе законодательства. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции) является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации; по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. В Конституции, помятуя прежний опыт деятельности Съезда народных депутатов, заложен механизм взаимного контроля законодательной власти (парламента) и Президента. Так, ст. 107 Конституции РФ предусмотрела право отлагательного вето президента на закон, принятый парламентом.
Они могут иметь материальное и идеальное содержание. Б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Например, римское право послужило источником для немецкого гражданского кодекса; работы ученого Потье, для французского кодекса Наполеона, Литовский Статут - для Уложения Алексея Михайловича в царской России; идеи правового государства послужили источником для подготовки новой Конституции России и иных конституционных законов; В) к источникам права относятся исторические памятники, которые имели когда-то значение действующего законодательства. Например, Русская Правда, которая была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем Вавилоне. Г) под источниками права также подразумевают способы. Например. иногда говорят,что право можно познать из закона. Выбор термина “источники права” приписывают Титу Ливию, который в своей “истории” называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права. В прошлом и сегодня к понятию “источники права” подходят. по сути, с двух позиций: 1) его понимают как материальный источник права-т. е. откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; например, государственная власть, Парламент, Президент России, судебные органы; 2) формальный источник права-способ выражения содержания правил поведения или то,что дает правилу общеобязательный характер.
Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента РФ”.5Как структурное подразделение Администрации Президента оно взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов надзора и контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности), предоставления документов, материалови любой информации, необходимойдля проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрениеПрезидента предложения по результатам проверок.Он вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.
В таких государствах существует единая конституция, гражданство и правовые нормы (законы). b) федеративное государство - объединение нескольких крупных, относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора, конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация - это единое государство с общей территорией, границей, законодательством, системой власти, армией, экономической и финансово- денежной системой. Субъекты федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры власти, обусловленные спецификой данного государственного образования, особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера. Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную. c) конфедерация - временное объединение самостоятельных государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо преобразовывается в федерацию 2) форму политического правления: a) монархия - государство, главой которого является один человек. Может быть i) неограниченной (абсолютной), где власть правителя не ограничена ничем (Саудовская Аравия); ii) ограниченной (конституционной), власть в ней ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт)) b) республика - власть в ней осуществляется выборными органами i) парламентская - правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; ii) президентской - президент - глава государства и правительства, существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти.
Однако правительство ФРГ и федеральный министр внутренних дел наделены правами отдавать необходимые указания и приказы земельным ведомствам. В начале 80-х гг. правительство и парламент ФРГ приступили к созданию комплекса законов, являющихся правовой основой для деятельности названных спецслужб. Разработка этих законов была предпринята федеральным правительством в соответствии с постановлением Федерального конституционного суда ФРГ от 15 декабря 1985 г. В 1986 г. федеральное правительство представило парламенту страны проекты законов о спецслужбах, в том числе законы «О сотрудничестве федерации и земель в области охраны Конституции», «О ведомстве по охране Конституции» и «О сотрудничестве». 31 мая 1990 г. эти законы были приняты бундестагом, 10 декабря 1990 г. после одобрения бундесратом - вступили в силу. Они определили главные задачи спецслужб, а также основы взаимодействия и координации их деятельности. В § 6 Закона «О ведомстве по охране Конституции» и его толкованиях говорится, что БФС может использовать «методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, а также доверенных лиц, агентов, наружное наблюдение, видео- и звукозапись, документы прикрытия.
Остальные аспекты деятельности ВС регулируются органическим законом. Конституция устанавливает основные принципы действия избирательной системы и более детально регламентирует порядок избрания Президента и палат Парламента. Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов абсолютным большинством голосов, причем в случае неизбрания президента в первый тур, во второй проходят лишь 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Конституция детально анализирует все возможные случаи вакантности поста Президента, невозможности исполнения им своих обязанностей и иных ситуаций. В соответствии с законом 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. Депутаты избираются на 5 лет. Выборы в Сенат, состоящий из представителей департаментов, "заморской Франции" и французов, проживающих за границей, являются косвенными. Депутаты избираются на 9 лет с ротацией на 1/3 каждые 3 года. Процедура пересмотра французской Конституции установлена в XIV разделе, имеющем лишь одну статью (ст. 89). Порядок изменения включает 2 фазы. Инициатива внесения конституционных поправок принадлежит президенту республики, действующему по предложению премьер-министра, и парламентариям.
Он является представительным органом, поэтому избирается непосредственно народом на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органами государственной власти. Наиболее тесными являются отношения парламента с Президентом. Это обусловлено их функциями и полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами, системой сдержек и противовесов один относительно другого и другими обстоятельствами. Исходным полномочием Верховной Рады Украины во взаимоотношениях с Президентом является право парламента назначать выборы Президента в сроки, определенные Конституцией (ст.85). Но главным содержанием взаимоотношений парламента и Президента является сам ход осуществления ими своих функций и полномочий. В частности, Верховная Рада Украины заслушивает ежегодные и внеочередные послания Президента про внутреннее и внешнее положение Украины (ст.85 Конституции), направляет новопринятые законы Президенту (ст.94 Конституции). Видное место в взаимоотношениях Президента с парламентом занимает вопрос формирования органов исполнительной власти.
Именно от качества работы Государственной Думы в немалой степени зависит становление юридической базы правового государства, и именно медлительность российского парламента побуждает Президента к изданию указов законодательного характера. Поэтому остается актуальной проблема “указного права” в России. Не до конца выявлены критерии соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Объяснение этому следует искать в новизне институтов государственной власти Российской Федерации, находящихся в процессе развития. Аналогичными причинами обусловлена недостаточная разработанность проблемы соотношения актов Президента РФ и нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. 1. Статус Президента Российской Федерации Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте. Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства.
Несколько тысяч габонцев исповедуют ислам. Официальный язык – французский, в городах говорят на омьене, а фанг используется на территории всей страны. В южных районах распространены некоторые языки банту. Правительство не поощряет использование местных языков в средствах массовой информации. Государственный строй Основным законом Габона является конституция 1991, согласно которой главой государства является президент, избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права на семилетний срок. С 1967 президентом является Альбер-Бернар Бонго. В 1968 президент Бонго объявил о введении в стране однопартийной системы и создании Габонской демократической партии (ГДП). С тех пор на всех президентских и парламентских выборах почти единогласно переизбирались президент Бонго и депутаты Национального собрания, обязанные быть членами правящей партии ГДП. За годы независимости полномочия президента Габона значительно расширились, а прерогативы парламента были сужены. По конституции 1991, в стране были легализованы политические партии.
Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президентом Республики назначается для ратификации референдум или созывается конгресс (ст. 89 Конституции). В Швейцарии при пересмотре конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей и в стране и в большинстве кантонов (ст.123 Конституции). Ратификации подвергаются и акты органов конфедерации. Так в Швейцарии акты конфедеральных органов законодательной и исполнительной власти нуждаются в ратификации их соответствующими органами субъектов конфедерации, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, гарантом прав человека, законности, правопорядка и стабильности общества и институтов власти. Права и свободы человека являются основой констуцианализма. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов.
В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания органом законодательной власти означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.
При этом функция обеспечения согласованного взаимодействия государственных органов с учетом соблюдения принципа разделения властей «предполагает равную требовательность, нейтральность и объективность Президента по отношению ко всем государственным органам и к действиям должностных лиц». В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы (ст. 84 Конституции РФ). Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам. Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ст.83 Конституции РФ). Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах (ст. 111). Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления.
Элементом механизма государственной власти является человек — субъект государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей — структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Это принцип был сформулирован в 1748 г. Монтескье. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Джеймс Мэдисон — главный “архитектор” Конституции США — говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти “не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободной правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом.” В классическом варианте механизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.
![]() | 978 63 62 |