![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Предмет и функции политологии. Особенности политической культуры | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Стиль «шинуа» в убранстве дворцов и в парковой архитектуре, в живописи и в предметах быта и по сей день мы видим в ансамблях и коллекциях Версаля и Петергофа, Ораниенбаума, Лувра и Потсдама, в собраниях десятков других музеев. В течение столетий европейцы жадно брали все, что поражало и привлекало их, но, в общем-то, все это лежало на поверхности. Удивительные же свои тайны Восток упорно хранил, для их разгадки требовались время и труд ученых-ориенталистов. Сегодня новые средства коммуникаций уплотнили время. Не только востоковеды, но и европейски высокообразованные представители стран Востока выступают в роли талантливых пропагандистов этнокультурных достижений азиатских цивилизаций, способствуют постижению европейцами особенностей политической культуры восточных обществ. Вопреки предсказаниям Р. Киплинга Восток и Запад сходятся. Более того, Восток ведет наступление на Запад. Если брать не политический, а социальный уровень, то на наших глазах в Европе и Америке почти поголовное увлечение дзен-буддизмом, йогой и сексуальными рекомендациями, записанными в «Кама-сутре», естественно перешло в устойчивый интерес к достижениям традиционной китайской медицины, кухни, гимнастике ушу и системе цигун
Пожалуй, ничто так ярко не демонстрировало закат политической культуры средневековья, как распад этой универсальной империи. В своем стремлении к европейской гегемонии Карл V опирался на средневековые представления о высшей власти императора как светского главы католического мира, подобно тому как папа был его духовным главой. В XVI в. Карл V был единственным наследником римских императоров, принявшим корону из рук римского папы и тем самым наделенным как бы особой полнотой сакральности, тогда как других монархов венчали на царство архиепископы. Этой специфической особенности политической культуры средневековья противостояло стремление к утверждению полного суверенитета национальных государств Время, когда государи-сеньоры еще не делали различия между государством и поместьем, между публично-правовыми и частноправовыми функциями, уходило в прошлое. Высшим мерилом в политике становился под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. – М.: Высшая школа, 1991 Карцев Д. Побеждённая непобедимая / Д.Карцев // Вокруг света. – 2008. -№ 11. – с.90-106. Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. – М.: ОГИЗ –СОЦЭКГИЗ, 1937 Штокмар В.В. Очерки по истории Англии XVI в. – Ленинград: издательство Ленинградского университета, 1957
В России подобные представления считались порочными: личность должна подчиняться коллективу, служить общественной пользе, приносить в жертву свои эгоистические интересы. Партия большевиков с успехом использовала также давнее убеждение, будто ограниченная власть есть власть неполноценная. «Многие особенности политической культуры России критики советского режима ставят в вину большевикам. В действительности большевики, едва ли не самые безжалостные разрушители национальных святынь, оказались в конечном счете тоже своего рода традиционалистами, и этот традиционализм, но всей видимости, и помогал им удерживать власть. Можно напомнить в этой связи мнение одного из идеологов евразийства: в числе важнейших причин победы большевиков в гражданской войне было то, что народные массы, несмотря на жестокость новой власти, увидели в ней что-то знакомое»[284]. В индивидуалистическом обществе автономия личности и связанные с нею права человека являются одной из доминант и одним из наиболее важных показателей уровня развития общества
Типы легитимности по М.Веберу. 17. Демократия: сущность. Принципы. Черты. 18. Тоталитаризм: предпосылки возникновения, сущность, разновидности. 19. Авторитарная политическая система: характерные черты и особенности. 20. Происхождение, сущность и функции государства. 21. Формы государства и государственного устройства. 22. Структура государственной власти в России. 23. Принципы правового государства. 24. Политические партии: понятие, генезис, функции. 25. Типология и классификация партий. Партийные системы. 26. Общественные организации и общественные движения. 27. Человек как объект и субъект политической деятельности. 28. Политическая социализация личности: содержание, средства, этапы. 29. Политическое сознание. Мотивы и предпосылки политической активности. 30. Политическое лидерство: сущность, теории, типы. 31. Социальная политика: содержание, разновидности. 32. Сущность и структура политической культуры. 33. Типология, функции и формирование политической культуры. 34. Политическая идеология в жизни общества. 35. Идеологические доктрины.
Конфуцианство в Китае это абсолютно всё. Все что бы не делал древний или современный китаец, его манера поведения, его особенности политической культуры, его способы ведения бизнеса и установления отношений с партнерами, все это автоматически будет названо конфуцианством. По сути, то, что в науке называется «традиционным психотипом китайцев» или «особенностями политической культуры Китая», в обиходе именуется конфуцианством. Это просто обобщающее слово для чего-то того, что явно отличает Китай от многих других стран или культур, но чему сложно дать краткое объяснение. И вот тогда, чтобы не вдаваться во все тонкости объяснений формирования своеобразия китайской цивилизации, это и именуют «конфуцианством». И все это нередко, увы, очень далеко от того, что проповедовал сам Конфуций. Существует несколько слоев конфуцианства. Есть официальная традиция восприятия конфуцианства, которая в основном навеяна неоконфуцианскими трактовками, развивавшимися в XIXIII вв. Тогда же и было дано основное толкование всех ключевых терминов, которые использовал Конфуций и его великий последователь Мэн-цзы (III в. до н. э.) в своих проповедях: «ритуал» (ли), «человеколюбие» (жэнь), «справедливость» (и), «почитание старших» (сяо), «искренность» (синь), «преданность» (чжун) и многих других
Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов. Культура же политического диалога – это умение не только говорить (что многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%. И большую часть этого времени он делает это неправильно Искренний интерес и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля эмоциональной включенности дискутантов; учета уровня знаний предмета. 32. Психологические особенности политического общения 33.
Он позволяет проникнуть вглубь — от явленного, поверхностного и одномерного видения политической системы и ее институтов, их деятельности и т.д., нащупать глубоко запрятанные корни национальных мифов, традиций, представлений и т.д., существующих в сознании всех членов общества от главы государства до маргинала. Достоинством политико-культурного подхода является то, что он интегрирует в себя социологию, социокультурологию, национальную психологию и новейшие методы исследования социальных и политических установок людей в единый междисциплинарный подход. Это дает возможность полнее и глубже понять реальные механизмы и закономерности реализации политических процессов. Эти моменты особенно важно подчеркнуть с учетом того, что одной из важнейших проблем, которой занимается политология, является политическая культура, включающая в себя разного рода ориентации, установки, национальные мифы, стереотипы и т.д. 5. Роль междисциплинарного анализа Немаловажное место в арсенале политических исследований занимает междисциплинарный анализ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА» КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ Реферат по политологии Тема «Политическая культура» Выполнил: курсант 511 группы Сажиенко А.П. Проверил: преподаватель Привалов Виктор Фёдорович г. Новороссийск, 2009 г. «Политическая культура»Введение 1. Понятие политической культуры, её структура и типология 1.1.Определение политической культуры. 1.2.Типология политической культуры. 2. Функции политической культуры Заключение Литература Введение В широком смысле этого слова культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.
Итак, возможное разнообразие демократических режимов, приходящих на смену авторитаризма или тоталитаризма, - еще одна общая черта рассматриваемых переходных политических процессов. В зависимости от конкретных исторических условий, характера стартового политического состояния общества, особенностей политической культуры граждан могут быть установлены плюралистическая, элитарная, корпоративная либо какие-то разновидности идентитарной демократии. Скажем, элитарная демократия формируется в ситуации, когда широкие массы населения не проявляют готовности принимать активное участие в управлении государственной жизнью. В итоге политическими факторами выступают элитные группы, интеллектуальная элита, реформаторски настроенная часть бюрократии, деятели экономики и др. Плюралистическая форма демократии складывается в обществе с более или менее дифференцированной социальной структурой, наличием элементов многопартийности. Такими признаками обладали, в частности, бывшие соцстраны Восточной Европы, в том случае, если политический кризис выливается в революционный, да еще насильственный переворот, как это произошло в Иране, тоталитарный режим, в том числе в форме монархии, сменяется авторитарной системой с элементами демократии (конституция, выборы парламента, и пр.). Причем, такие элементы скорее относятся к идентитарной модели демократии.
Она имеет исключительно важный поведенческий элемент, который предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественно-политических органов и организаций (штатно или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях. Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для общества или группы политические установки. Политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в плоскость их практической реализации. Примером политической установки, дающим представление об особенности политической культуры России, является отношение избирателей к авторитарной системе правления, долгие годы господствующей в нашем обществе и не преодоленной полностью до настоящего времени.
В истории было много случаев, когда политическая культура помогала целым народам выжить и сохранить свое достоинство даже во времена тяжелейших испытании. Коммуникaтивная функция помогает выражать интересы и воли , жизненные цели народа цивилизованными способами, способствует проявлению законных политических устремлений. Регулятивная функция заключается в том чтобы взаимодействие различных, часто противоречащих друг другу интересов не привело к катастрофе, необходимы правила, признаваемые всеми политическими силами. Выработка этих правил и контроль за их выполнением составляют суть регулятивной функции. Значит, важнейшее действие политической культуры состоит в установлении и укреплении конституционного строя. Ценностная функция дает возможность выявить, осознать ту систему ценностей, которая более всего отвечает его взглядам и интересам. Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура, является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения.
В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека. Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры. Таблица 2.1. Процесс и учреждения политической социализации УЧРЕЖДЕНИЯ ГРУППЫ ОБЩЕНИЯ ЭТАПЫ СМИК Семья Родственники Детский Речь Школа Знакомые Юношеский Печать Институт Группы по интересам Молодежный Телевидение Предприятие Сотрудники Зрелый Интернет Гражданское созревание человека или приобщение его к политике происходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда через семью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения о политике. На этапе первичной социализации дети получают начальные представления о правильном или неправильном поведении, поступках.
Даже в сегодняшней России, стремящейся к демократии, сохранилась такая традиция прошлого как передача власти по наследству. Когда президент Ельцин сначала назначил Путина на пост председателя правительства, а потом фактически передал ему свои полномочия еще до президентских выборов, сразу вспоминается опыт из истории Северной Кореи, где еще при жизни Ким Ир Сена начал формироваться культ личности его сына Ким Чжон Ира, что в последующем привело к полной передачи власти по наследству. Что касается ближайших к России стран, таких как Северная Корея, Китай, Туркмения, а также ее давнего партнера Кубы, то в них вождизм продолжает играть ведущую роль во многих сферах общественной и политической жизни. В некоторых из них он существует в завуалированных и не столь явных формах, в других носит открытый характер. И для того, чтобы проводить грамотную внешнюю политику с такими странами, необходимо учитывать особенности политической культуры, присущие только данному государству. Последние события в мире также делают тему вождизма актуальной для рассмотрения. Если обратить внимание на то, какие страны США и их союзники по НАТО включили в «черный список», то сразу станет видно, что подавляющее большинство из них - это страны, в которых главой является правитель, обладающий всеми признаками вождя.
Все вышесказанное является существенным предметом исследования политологии. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, сторону политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики. Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т.п. Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым — политическая социология, политическая психология, политическая география и др.
Во всем мире то, что мы считаем политологией, называется политическими науками. Да и у нас официальным решением ВАКа утверждены ученые советы по специальности «политические науки», а не по политологии. Философ. Но политология шире, чем политические науки, если под ней понимать не строгую научную и учебную дисциплину, а широкий комплекс знаний о политике, где есть место и интуиции, и прозрению. Аспирант. Минуточку! Мне пришлось внимательно проштудировать несколько французских и итальянских учебных пособий. Там как раз употребляется слово «политология» и, главное, оно относится к более узкой научной дисциплине, чем политические науки в целом. Предмет основ политологии – изучение политических режимов, институтов и сил гражданского общества и общественной администрации в сравнительном, по преимуществу, плане. Доцент. Вы, бесспорно, правы. Мое замечание относилось прежде всего к англо-американской традиции. Там, кстати, тоже есть эквивалент той дисциплине, о которой вы говорили. Называется она сравнительное правление (compara ive gover me ) и преподается во многих университетах наряду с политической социологией. Профессор. Если придерживаться классификации, которая вытекает из практики МАПН, то признается существование политических наук (иногда говорят в единственном числе – «политическая наука», но добавляют «в широком смысле»).
Для анализа политической культуры можно использовать понятие “национальный характер”, который можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Одним из первых сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал российский философ Н.А. Бердяев. “В каждой народной душе, – писал он, – есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки”3. Важную роль в политической культуре общества играют традиции. Именно им присуще уникальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывности исторического (а значит, политического) процесса. Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные, а и иногда дезинтегрирующие функции. В понятие “политическая культура” входит и политический миф. Политическая культура как фундаментальное явление может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни.
Так, например, история государственного развития США, где сумели выработать единые базовые ценности либерализма и демократии, сформировать плюралистическую организацию власти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к использованию легитимных форм политического участия, законопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую политическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия, особая почтительность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами. Политико-культурный облик Германии отличает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюдению процедур, ответственность элит за исполнение своих обязанностей и т.д. В России также сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от реальных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. ; на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии.
Кроме того, получило эмпирическое подтверждение то обстоятельство, что лишь в меньшей части наблюдений проявляется значимость факторов непосредственного социокультурного окружения как детерминант политического сознания. В формировании политических установок в процессе политической социализации молодежи целесообразно выделять: 1. Политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения; 2. Неполитические факторы социализации: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации. В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека. Рассматривая формирование политических установок в процессе политической социализации молодежи необходимо обращать внимание на возраст и индивидуальные особенности каждого, на окружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственными учреждениями, на деятельность общественно-политических партий и организаций, а также на уровень и особенности политической культуры.
![]() | 978 63 62 |