![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Политология, Политистория |
Система категорий социологии политики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В действительности оказывается, что этот классический homo economicus часто сидит не на месте предпринимателя, а в качестве организатора семейного производства». Т. Шанин, английский социолог и историк крестьянства, работающий в русле идей А. В. Чаянова, распространил его представления о крестьянском дворе как некапиталистической системе на широкий круг современных видов производства. Отталкиваясь от дилеммы «рынок план», заданной спором либералов и марксистов в рамках одной и той же системы категорий, Шанин называет такие уклады «эксполярными» (или «маргинальными»), то есть лежащими вне шкалы, протянувшейся между двумя «полюсами» рынком и планом. Он сразу указывает на склонность экономистов, тяготеющих к чистым моделям (неважно, рыночной или плановой), «не замечать» выпадающие из этих моделей формы: «Для некоторых аналитиков господствующая политэкономическая система необходимо преобразует любые экономические формы, на которые она может воздействовать. На деле «эксполярная экономика», находящаяся на обочине системы, не только не погибает, но часто демонстрирует высокую степень жизнеспособности Эксполярные формы доказывают, что они обладают автономией, собственной логикой, динамикой и способностью манипулировать окружением (реагируя в то же время на широкий социальный контекст)
Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность". При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии. В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М.Вебер - в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т.Парсонс и Р.Мертон - в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э.Шилз - в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Однако не все подростковые группировки бывают криминальными, поэтому многие обобщения, полученные на одном материале, в другой среде не работают или требуют уточнения. Особое место в этой системе категорий занимают молодежные политические движения. В советское время любая политическая активность, не соответствующая официальной идеологии и неугодная власти, была практически вне закона, все соответствующие организации признавались антисоветскими. По мере либерализации режима их стали называть «группировками», «неформальными организациями» или «субкультурами», что давало им легальные возможности существования, но одновременно деполитизировало их и размывало социологическую терминологию. Сегодня социологи (Лебедев, 2008) признают «молодежными движениями» весь спектр молодежного общественно-политического активизма, будь то прокремлевские «Наши», «Молодая гвардия» «Единой России» (МГЕР) и «Местные», агрессивно-националистические Движение против нелегальной эмиграции (ДПНИ) и Евразийский союз молодежи, обновленный комсомол, национал-большевики или демократические антифашистские организации типа «Антифа»
Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог специально изучил русский язык, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий. Среди основных работ Вебера отмечают: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и прфессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века». Умер Макс Вебер 14 июня 1920 года в Германии. 2. Идейно-теоретические предпосылки становления социологии ВебераСоциологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный, прежде всего, Эмилем Дюркгеймом, который отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлениий, на исследование их самих с помощью методов, характерных для естественных наук.
Во-первых, как было отмечено выше, религиозность, верования и разнородный мистицизм свойственны людям на протяжении всей истории и потому исключить их из набора описательных категорий социологии было бы аналогичным тому, чтобы запретить при арифметических вычислениях записывать цифры, принадлежащие к тем или иным порядкам в позиционной системе счисления: например сказать, что сотни и тысячи якобы не существуют и потому их ненулевые значения под запретом. Это можно наглядно представить, из дисплея калькулятора удалить соответствующие разряды. Что станет в результате такого подхода с арифметикой, — понятно… Что можно насчитать на основе такой арифметики — тоже понятно… Во-вторых, на месте последующих скобок с многоточием «(…)» в цитированном отрывке из “Мёртвой воды” даётся пояснение следующего содержания: «Тем, кто по разным причинам не в состоянии признать бытие Бога — Творца и Вседержителя — и сатаны, скажем, что языки народов не удерживают пустословия, за которым не стоит никаких объективных или субъективных явлений
Вторым компонентом политической системы является категория должностных лиц, решения которых признаются членами политического сообщества как обязательные. Они - основа политической власти. Третий компонент - режим, т. е. конституционно-правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и основные ценности, регулирующие работу системы. Четвертый компонент - территория. Однако политическая система не всегда равнозначна государству. В связи с этим существует понятие "политическое пространство". Существует мнение, что политическая система как целое включает в себя также неофициальные факторы: а) историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль; б) структуру партийного руководства и политических интересов данного общества. Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, может, поэтому названо "основами политики". Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает "динамику политики".
При этом важно учитывать воздействие и других элементов политической культуры, таких, например, как установки, нормы и т. д. Некоторые исследователи склоняются к мнению , что концепция политической культуры больше походит на энциклопедический справочник — в ней собраны отрывочные, несистематизированные сведения из самых различных дисциплин и теорий: политической психологии, теории национального характера, концепции политической социализации, антропологии, этнографии, культурологии, истории и т.п. Но аккумуляция знаний еще не означает новое знание. До сих пор остается проблема: о каком уровне разработанности можно говорить применительно к политической культуре — об уровне понятия, концепции или теории. В науке представлены все три точки зрения. Существует также мнение, что данное понятие пока не заняло свое место в системе категорий политической науки . В обобщенном виде предлагается понимать под политической культурой определенный способ существования (или в терминах социологии Парсона — способ действия) политической системы.
Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел: Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках. Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания. Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является объектом данной науки. Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки. Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное знание. То, на сколько разработан категорийный аппарат характеризует уровень познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке обогащают категории и понятия. Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”.
Начало работы над "Хозяйством и обществом". 1910 г. участвует в конгрессе немецкой ассоциации социологов, где занимает четкую позицию против расистской идеологии. 1912 г. покидает руководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расхождения во взглядах по вопросу о "свободе от оценки". 1913 г. публикует "О некоторых категориях понимающей социологии". 1914 г. с началом войны Вебер поступает на службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей гейдельберского университета. 1915 г. публикация "Хозяйственной этики мировых религий" ("Введение", "Конфуцианство и даосизм"). 1916 – 1917 гг. выполняет официальные различные миссии в Брюсселе, Вене, Будапеште; не жалеет усилий чтобы убедить германский руководителей избегать расширения войны, но в то же время настаивает на ведущей роли Германии в мировой политике и видит главную опасность для неё в России. Публикация в 1916 году глав работы "Социология религий" под названием "индуизм и буддизм" и, в 1917 г. "Античный иудаизм". 1818 г. апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах университета, в которых он раскрывает свое понимание социологии политики и религии в виде "Позитивной критики материалистической концепции истории".
Тренд-структура и законы коэволюции "сфер бытия" направлены прежде всего на объяснение НЕПРЕДНАМЕРЕННЫХ изменений в истории как следствий реализации динамических стратегий. Исторические системы. Исторические системы - социальные целостности с определенными пространственными и временными границами, внутри которых существенные изменения подчинены единой логике развития (Wallers ei 1988,ср. с идеальными типами М.Вебера, которые, однако, ориентированны больше на синхронию, а не на диахро- нию). Существуют четыре главных типа исторических систем: общества (классическая категория социологии Маркса, Дюркгейма, Вебера) мир-империи (Wallers ei 1988), мир-экономики (Бродель 1992, Wallers ei 1988) и цивилизации(традиция Данилевского - Шпенглера - Тойнби). Имеющиеся в литературе концепции относительно каждого типа ойкумен, исторических систем, их частей и аспектов имеют методологический статус "защитного пояса". Синтез парадигм и ход истории. Идеи решения поставленных выше фундаментальных проблем теоретической истории пока имеют статус лишь "положительных эвристик". Внешний слой "положительных эвристик" по И.Лакатосу указывает "где и что искать", это направляющие онтологические предпосылки, доводы и предположения, направленные на развитие "опровержимых вариантов" исследовательской программы - идеи как модифицировать и уточнять "защитный пояс" .
Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей”. 15. Утверждение феодальных отношений нашло отражение в «Русской Правде" - своде древнерусского феодального права. Прочитайте в Хрестоматии выдержки из «Русской правды». В “Русской Правде” содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения :нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. 16. Хронологическим началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава, сына Мономаха, по выражению летописца "разодралась земля Русская". До этого великокняжеская власть не испытывала чрезмерной угрозы со стороны местного сепаратизма, поскольку за ней были закреплены важнейшие политические и экономические рычаги: войско, система наместничества, налоговая политика, приоритет княжеской казны во внешней торговле.
Изучением этого явления занимается специальная наука – экономическая социология. При изучении социальных оценок инноваций, наука оперирует различными категориями, которые позволяют наиболее полно отразить сущность изучаемого процесса. Система категорий — это важнейшее средство научного исследовввания, используемое для описания и объяснения изучаемых эмпирических объектов. Категориальный аппарат и принципы анализа социальных систем в значительной степени определяют, удастся ли науке проникать внутрь изучаемых объектов, отражать их с требуемой полнотой. Для грамотной социальной оценки инноваций используется факторный подход, в основе которого лежит принцип выявления связей изучаемых «переменных» с детерминирующими их внешними факторами. Другая традиция — подход с позиций структурных элементов общественно-экономических формаций (общественное бытие — общественное сознание). Методология экономической социологии базируется на двух главных принципах; междисциплинарности анализа объектов (выявлению связи их экономических и социальных черт, рассмотрении каждого объекта как "представителя" и экономической и социальной сфер общества) и на анализе социальных механизмов экономической сферы общества.
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ Тема: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ" Выполнила студентка Потапова Н.В. Группа: НЭ-6-98/2. Специальность: Национальная экономика ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Социальные общности Особенности социальных общностей Социальные связи Социальное взаимодействие Социальные отношения, социальная структура и социальные системы Основные виды социальных общностей Причины дезорганизации социальных общностей Социальные институты Общие признаки социального института Основные социальные институты Неосновные социальные институты Институционализация Дисфункция института семьи Признаки социальных институтов Институт семьи Институционализация семьи Функции семьи Типы семей Институт образования Признаки института образования Основные виды образования Социальные функции системы образования Институт политики Социальная политика Принципы социальной политики Институт религии Функции церкви в обществе Церковь как социальный институт Функции церкви как социального института Роль церкви в обществе Заключение Литература Социальные общности Введение.
В его идеале «современного культурного государства» — режим либеральной демократии, равноправие граждан и законность, парламентаризм и широкое народное представительство, обеспечение для всех материального и духовного благосостояния. В отличие от традиционного либерализма, Гумплович признавал активную роль государства в развитии социально-экономической сферы общественной жизни. В его учении социологический подход к политике сочетался с социал-реформизмом, что было достаточно распространенным в конце XIX — начале XX в. Г. Еллинек представлял ведущее либеральное направление политической мысли того периода. Его дуализм состоял в том, что, считая государство не объективной категорией, а продуктом субъективного сознания, он выступал за необходимость применять в его исследовании как социологический подход, так и юридический метод, характерный для юридического позитивизма. Государство для него одновременно и социально-психологический и юридический феномен. В отличие от теории насилия, Еллинек с позиций либерализма разрабатывал концепцию правового государства, связанного в своей деятельности принципами и нормами как международного, так и внутригосударственного права, соблюдения и гарантирования прав и свобод граждан. Парето и Моска. Видное место в истории политической мысли конца XIX — начала XX в. заняли учения итальянских социологов политики Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858— 1941), известных как основоположники теории элит.
Государственная служба осуществляется только в государственных органах. В государственных учреждениях и на предприятиях нет государственной службы. Государственная служба включает в себя: 1. Федеральную государственную службу 2. Гос. службу субъектов РФ Принципы гос. службы: 1. Верховенство КРФ и ФЗ над иными н.а., должностными инструкциями. 2. Приоритет прав и свобод ч. и г., их непосредственного действия обязывает гос. служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы ч. и г. 3. Единство системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ – федерализм. 4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. 5. Главный доступ к гос. службе. 6. Обязательность для гос. служащих решений, принятых вышестоящими гос. орг. и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. 7. Единство основных требований, предъявл. к гос. службе 8. Профессионализм и компетентность гос. служащих 9. Гласность в осуществлении гос. службы 10. От-ть гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей. 11. Внепартийность гос. службы, отделение религиозных объединений от государства. 12. Стабильность кадров гос. органов. 2. Гос. должность – это должность в федеральных органах гос. власти, органах гос. вл. субъектов РФ, а также в иных гос органах, образуемых в соотв. с КРФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного гос. органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Гос. должности делятся на: 1) гос. должности категории "А" (политико-судебные должности) – это должности, установл.
Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел: Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках. Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания. Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является объектом данной науки. Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки. Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное знание. То, на сколько разработан категорийный аппарат характеризует уровень познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке обогащают категории и понятия. Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”.
Учет степени зрелости и характера политической культуры позволяет в какой-то мере предвидеть реакцию населения на принимаемое политико-управленческое решение, а, следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку решения и его эффективную реализацию. В конечном счете, смысл изучения политических культур и типов политической социализации заключается в выявлении социально-политических механизмов укрепления стабильности политической системы, а так же ее потенциально слабых, деструктивных элементов, выявлении соответствия или расхождения преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической практики. Не случайно социологи политики говорят о ценности знания политической социализации и культуры с точки зрения их способности предсказывать политическое поведение людей, стабильность политических режимов напрямую связываться с политическими ориентациями населения. Все выше изложенные доводы, говорят о том, изучение политической культуры общества и политической социализации – одна из важнейших задач социологии политики.
Парсонса (1959), что основным критерием идеологии является ее отклонение от научной объективности. А раз так и поскольку идеология проникает в социологию и другие науки, то не может быть ни объективной социальной теории, ни объективного естествознания. Из этого следовало, что с господством идеологий нужно покончить. Концепция деидеологизации опиралась на работы представителей социологии познания - К. Манхейма и М. Шелера. С точки зрения К. Манхейма, познание детерминировано как экзистенциально, так и социально. Преобладают социальные условия, в которых функционирует группа. Каждая группа, исходя из своего специфического положения в обществе, вырабатывает свою особую перспективу, в которой воспринимается и познается мир. Осознанно или неосознанно, но индивид вынужден соотносить свои высказывания с интересами социальной группы, выраженными в перспективе и в центре систематизации (системе категорий). Как трактовка группы, так и трактовка индивида односторонни, частичны и субъективны. Пример тому - понятие свободы у либерала и консерватора. Именно социальные условия формирования понятий "являются причиной того, что два человека, применяющие одни и те же правила формальной логики (закон противоречия или формулу силлогизма), не приходят к идентичному суждению об одном и том же предмете- более того, их суждения бывают часто совершенно различными" .
![]() | 978 63 62 |